Конспект урока развития речи по теме: Текст
план-конспект урока (7 класс) по теме
Познакомить учащихся со строением текста; развивать речь, мышление, тренировать в умении находить предложения, слова в предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока развития речи в 7 классе
Киселева Людмила Александровна,
учитель русского языка и литературы.
ГБОУ СКОШИ №65. Тема: ТЕКСТ
Цели:
- познакомить учащихся со строением текста;
- развивать речь, мышление, тренировать в умении
находить предложения, слова в предложении.
Задачи: образовательная: создавать условия для ознакомления с понятием текст, расширение кругозора.
воспитательная: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, прививать любовь к Родине;
развивающая: формирование познавательного интереса к предмету, к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;
Методы обучения. Наглядный, словесный, практический, исследовательский.
Средства обучения. Учебная, ИКТ.
Ход занятия
Ι. Организационный момент. Создание психологического настроя на работу.
- Здравствуйте.
- Какой сейчас урок? (урок развития речи).
- Какая тема урока? (текст).
ΙΙ. Целиполагания.
- Что мы будем делать? Прочитайте план урока. (Мы будем работать над словом, над предложением, будем играть. Мы познакомимся с понятием текст).
ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний.
а) Работа над словом.
1) Найдите в данных словах другие слова, переставляя слоги или отбрасывая один:
камыш- ... морозы- …
жало- … камыши- …
Навес- … тишина- …
Слова для справок: мышка, розы, ложа, мыши, весна, шина.
2) Дидактическая игра «Назови профессию».
-Образовать существительные при помощи суффиксов –щик, -тель, -ист.
Ответ: часовщик, крановщик, каменщик, стекольщик, строитель, учитель, пианист, бульдозерист, тракторист.
б) Работа над предложением.
– Написать, сколько слов в каждом предложении?
Каждое предложение в цифрах надо записывать с новой строчки.
Наступила осень. (2)
Сильный ветер качает деревья. (4)
В теплые страны улетают птицы. (5)
В лесу охотник увидел лису. (5)
Лексическая игра. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Что же случилось с поговоркой?
«Аппетит проходит во время еды».
Ответ: (о) заменили на (и).
IV. Физминутка для глаз. „Делай, как я“. Учитель показывает движение
глазами, дети повторяют.
V. Создание проблемной ситуации.
а) Сообщение темы и цели занятия.
б) Рассказ учителя:
- Слово текст - от латинского textum - ткань; связь, соединение. Текст- это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой или основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.
Основные признаки текста - тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой.
Смысловые отношения между предложениями различны:
1). Содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого, при этом все предложения, начиная со второго и по смыслу, и грамматически связаны с первым - это параллельная связь. Схематически параллельную связь предложений в тексте изображают так:
Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами, иногда повторением первого слова предложений; Например, (текст написан доске или для каждого ученика на карточках):
Кто не проклинал станционных смотрителей? Кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги? А.С. Пушкин. |
Параллельные связи часто используются в поэзии.
2).Содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснить один из его членов, а содержание третьего – смысл второго и т. д. Это цепная связь.
Главное в цепной связи – повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения.
Например, (текст записан на доске или на индивидуальных карточках для каждого ребенка):
<…> Россия не только государство… Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия - меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих. Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. <…> Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые … таятся в ее глухих недрах. Н.Рерих. |
в) Работа с данными на карточках текстами.
1) Прочитайте про себя текст А. Пушкина.
- какая связь между предложениями?
Ответ: параллельная связь.
2) Прочитайте вслух текст Н. Рериха.
- Какая связь между частями текста?
- Найдите ключевое слово, объединяющее предложения.
Ответ: цепная связь; ключевое слово – Россия.
д) Работа над культурой речи.
1) Слово учителя:
- Вы уже знаете много о том, как нам речь помогает в жизни.
Вспомните, для чего нам нужна речь.
(Чтобы узнавать новое, делиться своими мыслями и чувствами, сообщать знания…)
Давайте подумаем, как помогает нам речь влиять на чувства других людей.
- Вспомните, что говорит вам наша мама ( соседи, знакомые и незнакомые люди), когда вы делаете что-нибудь хорошее, помогаете детям и взрослым. (Молодец!)
- Что вы при этом чувствуете? (Чувство радости).
- Помните ли вы произведения, в которых говорится о таких случаях? ( С. Баруздин “ Когда люди радуются “.)
- А как еще могут воздействовать слова на чувства людей?
- Вспомните рассказ В. Осеевой “ Волшебное слово “
- Какое волшебное слово и как помогло Павлику? ( Пожалуйста).
- Какие еще волшебные слова вы знаете?
- Как вы думаете, кому лучше живется – вежливым или грубым людям?
Почему?
VI. Итог урока. Рефлексия.
- Чему вы научились?
- Что узнали нового?
- Какая из пословиц больше подходит к рассказу В. Осеевой
„Волшебное слово “.
2) Анализ пословиц, записанных на доске.
Пословицы.
1. Доброе слово путь к сердцу открывает.
2. Вежливость украшает человека.
3) Вывод учителя:
- Тексты и наша речь помогает нам узнавать не только новое, сообщать что-то, делиться мыслями и чувствами, но и влиять, воздействовать на других людей, если надо, предупреждать, утешать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40689.jpg)
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40689.jpg)
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/10/picture-40689.jpg)
"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...
Урок развития речи на тему Текст
Работа по составлению текст на тему "Олимпийские игры" с выходом на тему Олимпиады в Сочи. Собственно, это урок-практикум, закрепляющий знания, умения и навыки учащихся по составлению текста. на основ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-250794-1445886973.jpg)
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Конспекты уроков разработаны с использование АРТ-технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/28/picture-809231-1472389289.jpg)
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)
Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-854461-1479722141.jpg)
Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе
Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...