Внеурочное занятие по русскому языку
занимательные факты по русскому языку (6 класс)

Росенко Алина Леонидовна

Для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по русскому языку в 6 «А» классе

«Берегите язык, наш великий русский язык!»

 

Цели:1)Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы по развитию речи.

2) Развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка, слова, речи.

3) Формировать уважительное и бережное отношение к родному языку; повышать культуру речи учащихся, воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: презентация, компьютер.

 

Ход мероприятия:

 

1. Вступление

 2. Блиц-опрос (Играют три команды, за каждый правильный ответ – жетон, команда-победительница получает диплом знатоков русского языка, две другие – почётные грамоты)

- Я попрошу вас ответить на вопросы.

1. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки).

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.)

3. Что значит слово ВЫЯ? (Шея)

4. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

5. Какого спряжения слово Зажечь? (1 спряжение)

6. Как звучит слово МЕТРО во множественном числе? (Метро)

7. Какой знак препинания стоит в конце побудительного, невосклицательного предложения? (Точка)

8. Назовите разряд по значению местоимения ТВОЙ?(Притяжательное)

9. Как называется троп, основанный на художественном преувеличении? (Гипербола)

10. Продолжите фразу: Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и? (родам)

11. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово ПОЛ-ЛИТРОВЫЙ? (Через дефис)

12. Образуйте существительное от прилагательного СОСНОВЫЙ? (Сосняк)

Выделить корень слова СВИДЕТЕЛЬ? (Вид)

 

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какова тема нашего занятия?

- Правильно. Поговорим мы сегодня о русском языке. Тема нашей беседы: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

 

3. Проблемная ситуация

Слово учителя:

-Дорогие коллеги, ребята! Русский язык один из древнейших и красивейших языков мира. Родина- это не только огромная территория и природное богатство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете. Слово, обладающее магической властью и необыкновенной силой:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле берегу.

- Сократ считал, что человек- творец самого себя. Представления о Сократе, как о синониме мудрости, мужества мысли сохранились до нашего времени. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».

Баснописец Эзоп утверждал, что лучше языка нет ничего на свете, и что язык- это самое худшее, что есть на свете. Послушайте, пожалуйста:

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы. Вдохновлять на подвиги. Выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.»

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу : « Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

Мы всегда должны помнить, что наша речь- это наша визитная карточка.

 

- А теперь командам предстоит ответить на сложные вопросы

 

1. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10.000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то к нам на помощь приходит слово. Какое?

 Найдите его в реплике Чацкого:

 Когда в делах - я от веселий прячусь,

Когда дурачиться - дурачусь,

А смешивать два эти ремесла

Есть тьма искусников, я не из их числа.

(Тьма).

 2. Расставьте знаки препинания так, чтобы не было никакой нелепицы.

Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.

(Пальцев у него двадцать, пять на каждой руке, десять на ногах, всего двадцать.)

 3. Приставка этого слова находится в слове "понес", корень - в слове "слово", суффикс в слове "курица", окончание - в слове "крапива" (Пословица.)

 4. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски, их называли "гривнами". Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги. Внимание вопрос: Как называлась отрубленная часть бруска? (рубль).

 5. В известной сказке "поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" царь послал стрелка Андрея за тридевять змель. Тридевять - это сколько?

(Тридевять - это 27. В Древней Руси считали по девяткам. 3 умножить на 9)

 6. Встречаются ли в русском языке слова, в которых пишется три одинаковые буквы подряд? (больше двух согласных не пишется, а написание подряд трех гласных допустимо: змееед, длинношеее)

 

7.Заполните словарик перифраз с цветовыми прилагательными:

белое золото-….. (хлопок)

зелёная аптека-….. (лекарственные растения)

рыжая плутовка-….. (лиса)

люди в белых халатах-….. (врачи)

чёрный континент-….. (Африка)

белый утренник-….. (первые осенние заморозки)

голубой экран-….. (телевизор)

серый санитар-…..(волк)

 8. Продолжи пословицу.

Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников. А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, обесценили.

Многие из нас говорят стандартно, тускло, невыразительно, забывая, что есть живая, красивая речь! Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи.

 Ваша задача – продолжить пословицу.

В одно ухо влетает,(а в другое вылетает)

С миру по нитке – (голому рубашка)

Злой плачет от зависти, (а добрый от жалости)

За маленьким погнался – (большое потерял)

Куй железо (пока горячо)

Терпенье и труд (все перетрут)

Праздная молодость – (беспутная старость)

Хлеб-соль кушай, (а правду слушай)

Жизнь прожить (не поле перейти)

9. Художественный конкурс “Ты – мне, я – тебе”.

Командам раздаются карточки с записанными на них фразеологизмами.

ЗАДАНИЕ: Изобразить на бумаге фразеологизм так, чтобы команда соперников догадалась. Какой фразеологизм записан в карточке и сумели объяснить его значение.

(Балл получает команда, подготовившая рисунок. Чем точнее и полнее ответ соперников, тем выше балл у команды)

Подливать масла в огонь.

Одним выстрелом убить двух зайцев.

Язык до Киева доведёт

 10. В чем заключается необычность стихотворения В.Я.Брюсова?

 Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

 (Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита)

– Составьте самостоятельно предложение по аналогии.

 4. Итог

Я думаю, вы согласитесь, русский язык богат, выразителен, красив. А всегда ли правильно мы относимся к языку? Не засоряем ли мы его, не искажаем, употребляя фразы в речи, интернете, которые очень отдалённо напоминают русский язык?

- У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, сохранить ее культуру и традиции необходимо в совершенстве владеть родным словом.

Задание всей команде: Перед вами пустой лист. Попробуйте написать правила, заповеди речевого поведения, которые помогут именно вам, молодым людям, будущему страны, не растерять нашу кладовую души, русский язык…

А вот мои заповеди речевого поведения:

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

3. Избегай слов-паразитов.

4. Говори просто, четко, понятно.

5. Следуй высоким образцам.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Избегай речевого однообразия.

 Чтобы повысить культуру своей речи нужно знать и помнить заповеди речевого поведения. Эти листы вы заберете с собой и поместите в своем классном уголке. Я надеюсь, что вы будете соблюдать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку

Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка"....

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе...

Материалы к внеурочным занятиям по русскому языку

Интересные задания по русскому языку помогут в подготовке викторин, конкурсов, других видов занятий...

Внеурочное занятие по русскому языку «Выразительность художественной речи»

   Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными...

Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»

Цели:  проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать  любовь  к родному языку;- развивать ре...

Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"

Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...