Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе
методическая разработка (5 класс) на тему

Гончар Татьяна Анатольевна

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по  русскому языку в 5 классе по  теме:

«Развитие речи. Анализ текста».

Пояснительная записка

    На занятии русского языка в 5 классе используется технология развития критического мышления, которая позволяет  создать  условия  для  усвоения  темы, развивает готовность  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развивает  мыслительные операции  школьников,  навыки самоконтроля, схематичного  мышления, адекватной  самооценки. Кроме этого, данная технология помогает развивать у учащихся коммуникативные УУД, создает благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

    Формирование навыков написания текстов различных жанров, развитию способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности способствует использование  приема «Чтение с остановками», который помогает не только интерпретировать текст, но и дает возможность обогащаться, общаясь друг с другом. Этому способствуют исследовательский подход учащихся к тексту, вопросы, которыми они задаются при чтении, их личный опыт общения с текстом и общее мнение, к которому они, возможно придут. Прием «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе.

    У учащихся возникает потребность поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими, они выражают свои эмоции в устном и письменном виде.

Методическая разработка занятия

«Развитие речи. Анализ текста».

Занятие  русского языка (практикум) в  5 классе.

Продолжительность - 45 минут.

2-е занятие – написание творческой работы.

Цели занятия:

  1. активизировать творческую активность учеников, научить читать текст, связывая его с личным опытом;
  2.  повысить мотивацию к чтению, сделать процесс чтения более эффективным;
  3. учить  организовывать собственные мысли после чтения, развивать творческие способности;
  4.  создать условия для работы над понятием «дружба».

УУД:

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.

На занятии используются проектор, дидактический материал, таблицы,  аудиосистема.

Технологическая карта  занятия

Этап занятия,

задача этапа

Деятельность

 учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Задача этапа: организовать активную познавательную деятельность учащихся, 2 мин.

Приветствует; настраивает на работу.

Демонстрируют готовность к занятию;

 слушают учителя.

-учебно-познавательный интерес;

- умение слушать;

- формирование волевого качества

Вызов

Задачи этапа: активизация деятельности учащихся; стимулирование мыслительной деятельности,

8 мин.

Обращает внимание на тему песни и  сказки;

задает вопрос о    дружбе;

просит привести примеры проявления дружеских отношений;

 предлагает написать  мораль  сказки

 (слайды1-4 презентации)

Отвечают на вопросы;

 приводят примеры;

пишут  ответ на вопрос.

- умение слушать;
-умение выражать свои мысли;
- умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- участие в диалоге;
- аргументация своей точки зрения

Осмысление

Задачи этапа: активное использование полученной информации в конкретном тексте; размышление; формирование собственной позиции, 30 мин.

Задает вопросы по первой части текста;

заносит ответы учащихся в сводную таблицу № 1;

предлагает учащимся

предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше (слайды 5-7 презентации);

задает вопросы по второй части текста;

заполняет ответы учащихся в сводную таблицу № 2 (слайды 8-9);

предлагает написать кратко концовку сказки;

помещает предложенные названия в таблицу

№ 3 (слайды 10-12)

Предлагает для прочтения третью часть,

просит  написать варианты названия сказки;

предлагает написать, как будут развиваться события после финала (слайд 13).

Читают, обдумывают первую часть;

отвечают на вопросы по первой части текста;

записывают свой прогноз в виде «дерева предсказаний»;

читают, обдумывают вторую часть;

отвечают на вопросы по второй  части текста;

записывают свой прогноз в виде «дерева предсказаний»;

пишут свои варианты концовок сказки;

объясняют друг другу почему они так думают;

читают, обдумывают третьюI часть;

 отвечают на вопросы;

записывают  прогноз в виде «дерева предсказаний».

-пользоваться

 разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- умение осуществлять анализ и синтез;

устанавливать 

причинно-следственные связи;

-умение строить рассуждения.

Рефлексия

Задачи этапа: целостно обобщать полученную информацию; анализировать собственные мыслительные операции,

 5 мин. + 2 -й урок

Предлагает выполнить письменную работу, учитывающую индивидуальные особенности  учащихся (на выбор)

 (слайды 14-15)

Пишут рассказ о дружбе, эссе по впечатлениям от сказки, сочинение-рассуждение об идее сказки, письмо сверчку (от своего имени или от медведя), иллюстрируют свои тексты;

демонстрируют созданные тексты и таблицу «Дерево предсказаний»

-умение высказывать и

обосновывать

 свою точку зрения;

-слушать и 

слышать других;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

Вступление.

 -У нас сегодня – урок развития речи. На  таких уроках  мы развиваем свою  письменную и устную речь, пишем сочинения. Чтобы создать свой текст, мы проанализируем сказку нидерландского писателя Тоона Теллегена. Прослушайте песню, определите ее тему.  Тема песни совпадает с темой сказки, с  которой  мы сегодня познакомимся.

-Как вы думаете: что такое дружба?

-Приведите примеры проявления дружеских отношений.

 -Какова может быть мораль этой сказки? Напишите.

Слушают учителя, аудиозапись, отвечают  на вопросы.

Высказывают  свое мнение.

Приводят примеры проявления дружеских отношений.

Пишут свой ответ на вопрос.

Начало ответа: «Я думаю, что мораль может быть такая …»

Закончив писать, делятся написанным с партнером.

Осмысление

Раздает I часть:

Жил-был в одном лесу сверчок. Скоро должен был наступить день рождения сверчка и ему очень хотелось, чтобы пришли на праздник все. Все, кроме медведя.

Заносит ответы учащихся в сводную таблицу № 1

Таблица № 1

Какую роль выбирает для себя автор?

Какие слова это подтверждают?

Сказочник

Собеседник

Кто-то другой

-Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше.

Раздает II часть:

Он написал медведю письмо:

Дорогой медведь!

Я не хочу, чтобы ты приходил ко мне на день рождения.

Ты – обжора.

Ты все пачкаешь.

Ты наступаешь на ноги, когда танцуешь.

Ты даришь ненужные подарки.

Ты поешь фальшиво и ужасно громко.

Ты отпихиваешь всех в стороны, чтобы первому пробраться к торту, и если это не медовый торт, начинаешь кричать: «Почему это не медовый торт?»

Когда угощения закончились, ты еще десять раз спросишь: «Неужели ничего не осталось?»

Ты засыпаешь, когда кто-нибудь произносит праздничную речь.

Засыпая, ты падаешь со стула и храпишь.

Ты… ах, да что там говорить.

Заполняет ответы учащихся в сводную таблицу № 2.

Для какой аудитории предназначена сказка?

Почему вам так кажется?

Детская

Взрослая

Напишите кратко концовку сказки.

Раздает III часть:

Приходи.

На самом деле, с тобой гораздо веселее.

Я буду ужасно рад, если ты придешь.

До завтра!

Сверчок.

Помещает предложенные названия в таблицу № 3.

Какие названия можно дать сказке?

  1.  
  2.  
  3.  

Напишите, как будут развиваться события после финала?

Читают, обдумывают I часть.

Отвечают на вопросы:

- Какую роль выбирает для себя автор?

- Он повествует как настоящий сказочник или как наш собеседник?

- Быть может, он напомнил вам еще кого-то?

- Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение?

Кратко записывают свой прогноз в виде «дерева предсказаний» (смотри ниже)

Читают, обдумывают II часть. Отвечают на вопросы:

- Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?

- Чем настораживает письмо?

- Почему обращение используется один раз? О чем это говорит?

- Как бы вы себя чувствовали, получив такое письмо?

- Приходили ли вам письма?

-Какая(ие) проблема(ы) текста?

- Какой эпизод показался вам наиболее кинематографическим? Почему?

Отвечают на вопросы:

- Для кого предназначена эта сказка в первую очередь? (для детей или для взрослых) Почему?

Свои предложения оформляют в виде «дерева предсказаний» (Приложение 1)

Читают, обдумывают III часть. Отвечают на вопросы:

- Насколько неожиданна была для вас подобная концовка? Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали?

- О чем все-таки эта сказка?

Объясняют друг другу, почему они так думают.

Придумывают для этой сказки названия.

Свой прогноз записывают в виде «дерева предсказаний» (смотри ниже)

Рефлексия

Предлагает выполнить письменную работу, учитывающую индивидуальные особенности учащихся (на выбор).

Работа по созданию собственных текстов  продолжается на 2-м занятии.

Задает вопросы:

-Что нового узнали на занятии?

-Что понравилось и почему?

-Когда было легко, а когда трудно?

-Как вы думаете, почему именно о дружбе мы сегодня с вами говорили?

Пишут

  • рассказ о дружбе,
  • эссе по впечатлениям от сказки,
  • сочинение-рассуждение об идее сказки,
  • письмо сверчку (от своего имени или от медведя) (смотри Приложение 2).

Свои тексты могут иллюстрировать.

Демонстрируют созданные тексты и таблицу «Дерево предсказаний.

Делятся своими впечатлениями

Приложение 1

Дерево предсказаний

Приложение 2

Письмо сверчку.

Здравствуй, дорогой сверчок! Пишет тебе ученица 5 Б класса Ольдикова Женя. Мне не понравилось, как ты говоришь о своем друге-медведе. Нельзя друзьям указывать на их недостатки, потому что они могут обидеться и перестать с тобой дружить. Наверняка, у твоего друга есть и достоинства, за которые его можно и нужно ценить, уважать, хвалить. Своим друзьями нужно говорить комплименты. Их нужно любить, дорожить дружбой, потому что дружба – это самое ценное, что есть на свете. Надеюсь, что ты, сверчок, понял свою ошибку и не будешь больше расстраивать своих друзей. До свиданья!

Ольдикова Женя, ученица 5 В класса

Письмо сверчку!

Дорогой сверчок! Ты совершенно правильно сделал, что написал медведю о всех его недостатках. Кто же это еще может сделать, как не близкий друг? Я думаю, что медведь правильно тебя поймет, и не будет обижаться, ведь из-за правды нельзя злиться. Тем более, что ты, описав недостатки медведя, все-таки пригласил его на свой день рождения. Сверчок, ты молодец! Ты умеешь дружить, потому что не боишься подсказать другу, как нужно вести себя в гостях. Я думаю, что медведь, прочитав твое письмо, поймет свои ошибки и научится правильно себя вести в обществе.

До свиданья!

Дима Блинов, ученик 5 В класса.

Эссе

Когда я прочитала сказку Тоона Теллегена, то сразу представила смешную картинку: как медведь ест торт, танцует, поет, спит. Но в то же время, читая письмо сверчка к медведю, почувствовала, как стыдно и неприятно будет медведю это читать. Наверное, ему станет очень грустно от того, что его, оказывается, друг не хочет видеть на своем дне рождения. Мне очень жалко мишку. Но сверчка я тоже понимаю. Он хочет, чтобы  медведь исправился, стал лучше, и поэтому пишет такое письмо. Несмотря на недостатки друга, сверчок будет рад видеть медведя у себя в гостях, потому что понимает: друзей не так уж много, их нужно любить такими, какие они есть.

Сказка учит нас быть внимательнее, терпимее друг к другу.

Панкратова Ксения, ученица 5 В класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Сценарий внеурочного занятия по русскому языку

Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка"....

Материалы к внеурочным занятиям по русскому языку

Интересные задания по русскому языку помогут в подготовке викторин, конкурсов, других видов занятий...

Внеурочное занятие по русскому языку «Выразительность художественной речи»

   Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными...

Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»

Цели:  проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать  любовь  к родному языку;- развивать ре...

Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"

Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...

Методическая разработка внеурочных занятий по русскому языку в 10 классе по теме: «Окказионализмы как лингвистическое явление»

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №428 Приморского района г. Санкт-Петербург Мордвина Екатерина Дмитриевна.Разработанный план-конспект двух внеклассных занятий по русскому языку дополнит ...