Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе
методическая разработка (5 класс) на тему
Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе по теме:
«Развитие речи. Анализ текста».
Пояснительная записка
На занятии русского языка в 5 классе используется технология развития критического мышления, которая позволяет создать условия для усвоения темы, развивает готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, развивает мыслительные операции школьников, навыки самоконтроля, схематичного мышления, адекватной самооценки. Кроме этого, данная технология помогает развивать у учащихся коммуникативные УУД, создает благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Формирование навыков написания текстов различных жанров, развитию способностей к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности способствует использование приема «Чтение с остановками», который помогает не только интерпретировать текст, но и дает возможность обогащаться, общаясь друг с другом. Этому способствуют исследовательский подход учащихся к тексту, вопросы, которыми они задаются при чтении, их личный опыт общения с текстом и общее мнение, к которому они, возможно придут. Прием «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе.
У учащихся возникает потребность поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими, они выражают свои эмоции в устном и письменном виде.
Методическая разработка занятия
«Развитие речи. Анализ текста».
Занятие русского языка (практикум) в 5 классе.
Продолжительность - 45 минут.
2-е занятие – написание творческой работы.
Цели занятия:
- активизировать творческую активность учеников, научить читать текст, связывая его с личным опытом;
- повысить мотивацию к чтению, сделать процесс чтения более эффективным;
- учить организовывать собственные мысли после чтения, развивать творческие способности;
- создать условия для работы над понятием «дружба».
УУД:
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- задавать вопросы.
На занятии используются проектор, дидактический материал, таблицы, аудиосистема.
Технологическая карта занятия
Этап занятия, задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный Задача этапа: организовать активную познавательную деятельность учащихся, 2 мин. | Приветствует; настраивает на работу. | Демонстрируют готовность к занятию; слушают учителя. | -учебно-познавательный интерес; - умение слушать; - формирование волевого качества |
Вызов Задачи этапа: активизация деятельности учащихся; стимулирование мыслительной деятельности, 8 мин. | Обращает внимание на тему песни и сказки; задает вопрос о дружбе; просит привести примеры проявления дружеских отношений; предлагает написать мораль сказки (слайды1-4 презентации) | Отвечают на вопросы; приводят примеры; пишут ответ на вопрос. | - умение слушать; |
Осмысление Задачи этапа: активное использование полученной информации в конкретном тексте; размышление; формирование собственной позиции, 30 мин. | Задает вопросы по первой части текста; заносит ответы учащихся в сводную таблицу № 1; предлагает учащимся предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше (слайды 5-7 презентации); задает вопросы по второй части текста; заполняет ответы учащихся в сводную таблицу № 2 (слайды 8-9); предлагает написать кратко концовку сказки; помещает предложенные названия в таблицу № 3 (слайды 10-12) Предлагает для прочтения третью часть, просит написать варианты названия сказки; предлагает написать, как будут развиваться события после финала (слайд 13). | Читают, обдумывают первую часть; отвечают на вопросы по первой части текста; записывают свой прогноз в виде «дерева предсказаний»; читают, обдумывают вторую часть; отвечают на вопросы по второй части текста; записывают свой прогноз в виде «дерева предсказаний»; пишут свои варианты концовок сказки; объясняют друг другу почему они так думают; читают, обдумывают третьюI часть; отвечают на вопросы; записывают прогноз в виде «дерева предсказаний». | -пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - умение осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; -умение строить рассуждения. |
Рефлексия Задачи этапа: целостно обобщать полученную информацию; анализировать собственные мыслительные операции, 5 мин. + 2 -й урок | Предлагает выполнить письменную работу, учитывающую индивидуальные особенности учащихся (на выбор) (слайды 14-15) | Пишут рассказ о дружбе, эссе по впечатлениям от сказки, сочинение-рассуждение об идее сказки, письмо сверчку (от своего имени или от медведя), иллюстрируют свои тексты; демонстрируют созданные тексты и таблицу «Дерево предсказаний» | -умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других; - владеть монологической и диалогической формами речи. |
Ход занятия
Приложение 1
Дерево предсказаний
Приложение 2
Письмо сверчку.
Здравствуй, дорогой сверчок! Пишет тебе ученица 5 Б класса Ольдикова Женя. Мне не понравилось, как ты говоришь о своем друге-медведе. Нельзя друзьям указывать на их недостатки, потому что они могут обидеться и перестать с тобой дружить. Наверняка, у твоего друга есть и достоинства, за которые его можно и нужно ценить, уважать, хвалить. Своим друзьями нужно говорить комплименты. Их нужно любить, дорожить дружбой, потому что дружба – это самое ценное, что есть на свете. Надеюсь, что ты, сверчок, понял свою ошибку и не будешь больше расстраивать своих друзей. До свиданья!
Ольдикова Женя, ученица 5 В класса
Письмо сверчку!
Дорогой сверчок! Ты совершенно правильно сделал, что написал медведю о всех его недостатках. Кто же это еще может сделать, как не близкий друг? Я думаю, что медведь правильно тебя поймет, и не будет обижаться, ведь из-за правды нельзя злиться. Тем более, что ты, описав недостатки медведя, все-таки пригласил его на свой день рождения. Сверчок, ты молодец! Ты умеешь дружить, потому что не боишься подсказать другу, как нужно вести себя в гостях. Я думаю, что медведь, прочитав твое письмо, поймет свои ошибки и научится правильно себя вести в обществе.
До свиданья!
Дима Блинов, ученик 5 В класса.
Эссе
Когда я прочитала сказку Тоона Теллегена, то сразу представила смешную картинку: как медведь ест торт, танцует, поет, спит. Но в то же время, читая письмо сверчка к медведю, почувствовала, как стыдно и неприятно будет медведю это читать. Наверное, ему станет очень грустно от того, что его, оказывается, друг не хочет видеть на своем дне рождения. Мне очень жалко мишку. Но сверчка я тоже понимаю. Он хочет, чтобы медведь исправился, стал лучше, и поэтому пишет такое письмо. Несмотря на недостатки друга, сверчок будет рад видеть медведя у себя в гостях, потому что понимает: друзей не так уж много, их нужно любить такими, какие они есть.
Сказка учит нас быть внимательнее, терпимее друг к другу.
Панкратова Ксения, ученица 5 В класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»
В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...
Сценарий внеурочного занятия по русскому языку
Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка"....
Материалы к внеурочным занятиям по русскому языку
Интересные задания по русскому языку помогут в подготовке викторин, конкурсов, других видов занятий...
Внеурочное занятие по русскому языку «Выразительность художественной речи»
Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными...
Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»
Цели: проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать любовь к родному языку;- развивать ре...
Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"
Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...
Методическая разработка внеурочных занятий по русскому языку в 10 классе по теме: «Окказионализмы как лингвистическое явление»
Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №428 Приморского района г. Санкт-Петербург Мордвина Екатерина Дмитриевна.Разработанный план-конспект двух внеклассных занятий по русскому языку дополнит ...