Сценарий внеурочного занятия по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий занятия Тайны морфемики | 30 КБ |
лингвистические сказки | 16.25 КБ |
задания детям | 26.11 КБ |
morfemika.pptx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Морфемика и словообразование.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки
слов, на которой покоится жизнь с ее
прошлым, с ее нынешним пульсом,
со взглядом в завтра…»
В. Песков.
Проблемная ситуация: Писатель К.Г. Паустовский рассказал о весьма примечательном для лингвистов (а на нашем занятии мы все лингвисты) случае: к одному поэту подошел маленький мальчик и, показывая на вывеску магазина «Антилопа», сказал: «Я знаю, что значит анти, но не знаю, что такое лопа». Какую ошибку допустил мальчик? (Он неверно разделил слово на морфемы и поэтому не смог понять лексическое значение слова). А мы с вами таких ошибок, я надеюсь, избежим и совершим увлекательное путешествие в страну морфем, которая называется… (МОРФЕМИКА)
Заполнив кроссворд, мы отыщем ключ к разгадке тайны морфемики. Итак. Вперёд, друзья!
- В списке вы мой обнаружите корень, РАСПИСАНИЕ – 20 по
Суффикс – в собрании встретите вскоре, горизонтали
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.
- Из предложения
Поп ему в ответ:
„Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник,
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?“
Найдите слово, образующее словообразовательное гнездо
→ их + а
→ ёнок
→ ёшк + а ПОВАР - 16 по вертикали
→ н + я
→ ск + ой
→ енн + ая
- В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей, только начинающих говорить, и утверждает, что все они – результат слишком буквального следования законам языка. Объясните. Почему были допущены следующие ошибки:
А. Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?»
Б. Двухлетняя Маруся утверждала, что её мать уехала на Луну, ссылаясь на то, что так говорили ей взрослые. Уехала на МЕСЯЦ – 17 по горизонтали
В. – Ты же пил чай.
-- Да не пил я. Я только пивнул капельку.
4. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, подпольный, заполнение, полюс, полевка, половик, поленница, половник?
5. Шарада. Загаданы два слова. Найдите их.
1) ¬ : оговорка
корень : горечь
˄ и окончание : равнение. ОГОРЧЕНИЕ - 11 по
2) ¬: безрадостный вертикали
корень: вкусный БЕЗВКУСИЦА – 9 по горизонтали
˄ и окончание: нелепица.
- Загадка. Установите, одинаковое ли значение имеет приставка под- в словах отгадках. Объясните почему.
- Под водой она гуляет,
Нашу землю охраняет, ПОДЛОДКА – 1 по
Выполняет наш наказ. горизонтали
У неё – зоркий глаз.
- Я великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную, ПОДЪЁМНЫЙ КРАН – 18 Вмиг поднимаю в высоту. по вертикали
- Выразительно прочитайте и инсценируйте лингвистические сказки.
КРЕПЫШ И СКРЕПКА
Это случилось в большой библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь. Там на верхней полке стоял СЛОВАРЬ. Словарь считал себя очень интересным, хотя другие книги и даже многие люди не разделяли этого мнения. Но у словаря для гордости кое-какие основания были: на его страницах типография отпечатала все слова.
Так вот, стали подбираться к словарю мыши, чтобы съесть его.
Страшно было словарю. Как же спастись от гибели?! Думал словарь долго… И он вспомнил! У него в самой серёдке есть страница, на которой напечатаны слова с корнем -креп- . Крепкая страница! Раскрыл словарь эту страницу, и вышла из неё КРЕПОСТЬ, выпрыгнул КРЕПЫШ, а вслед за ним выпала СКРЕПКА.
Крепость с бойницами, рвами и башнями окружила словарь. У её ворот встал Крепыш. К нему на помощь поспешила Скрепка. Увидал её Крепыш, засмеялся: «Ты такая маленькая. Без тебя обойдемся!» Но скрепка прошмыгнула в крепость.
Не могут мыши подобраться к словарю, рассердились, собрались на военный совет. Мыши-разведчики сказали: «Есть только один способ попасть в крепость – ворваться через подземный ход. Но чтобы узнать, где он, надо добыть чертежи и планы. Они на столе в угловой башне. Окна там открыты. Подует ветер, они к нам сами прилетят».
Уселись мыши кружком, стали ветра ждать, улыбаются, облизываются. Тут и ветер подул. Это библиотекарь открыла форточку. Мыши ждут, а чертежи не летят из башни. Отправились мыши на разведку. Смотрят, а все чертежи и планы скрепила СКРЕПКА. Листочки дрожат на ветру, а с места не двигаются.
Сняли мыши осаду, ушли из библиотеки.
Крепыш отпраздновал победу. Крепости он дал название Крепчайшая, себя наградил орденом Укрепления первой степени. И вернулся в словарь.
Скрепка тоже вернулась в словарь. Только вот никто не знает, что Скрепка словарь спасла. Тонкая она, незаметная.
Выпишите из этой сказки слова с корнем –креп-. Дополните ряд однокоренных слов своими примерами.
В кроссворд истинный победитель мышей, без кого было бы невозможна победа? СКРЕПКА – 14 по вертикали
КОРЕНЬ-БЕГЛЕЦ
В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка ВЫ-, и суффикс -НУ-, и даже окончание. Известное своей неустойчивостью. А корень – исчез.
Это древний корень –ИМ-, который есть в самых различных словах нашего языка: иметь. Снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.
-- Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. –Чувствую, мне скоро придется работать за всех.
-- Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось…
-- Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас – на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.
-- Ну-ну, - примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.
Мы должны его заменить, - предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.
- Я тоже, - сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?
-- А мне что, - пожало плечами Окончание. – Я здесь временно…
Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.
А с первого взгляда и не скажешь, что в слове вынуть нет корня.
Как можно больше запишите слов с корнем –им-, учитывая, что он может существовать в разных вариантах: -им-//-ем-//-ём-//-ним-//-ня-//-я-.
В кроссворд Что с успехом заменили суффикс и окончание? КОРЕНЬ – 6 по горизонтали
- Сколько словообразовательных гнёзд из слов, производных от язык можно составить? Составьте их так, чтобы слова в разных гнёздах не повторялись. В кроссворд: Человек, изучающий язык, специалист по языку. ЯЗЫКОВЕД – 15 по вертикали
- Объясните, правильно ли употреблены выделенные жирным шрифтом слова. В чём заключается ошибка Пети Двойкина? Какими однокоренными словами следует заменить неправильно употреблённые?
А) – Как называется человек с сильной волей? – спросил папа у Пети.
- Вольный, - ответил он. ВОЛЕВОЙ – 2 по горизонтали
Б) «Иван-царевич и Василиса на Сером волке быстро-быстро бежали, пишет Петя в сочинении. – Но вдруг перед беженцами появился дремучий лес!» БЕГЛЕЦЫ – 3 по горизонтали
В) – Ты понял содержание прочитанного рассказа? – спросили учительница.
- Да он какой-то непонятливый, - пробормотал в ответ Петя. НЕПОНЯТНЫЙ – 19 по горизонтали
10. Знаете ли вы, что многие корни в русском языке имеют несколько значений? Вы можете убедиться в этом, выполнив задание. Ваша задача – дополнить список однокоренных слов, учитывая разное значение корней.
Гор ---- гора Лет---- лето
----- горе ------- летать В кроссворд человек,
умеющий лететь ЛЁТЧИК - 12 по вертикали
------ гореть ------- летопись В кроссворд человек, пишущий летопись ЛЕТОПИСЕЦ – 8 но горизонтали
Ран ----- ранний Нос ----- носорог
------ ранить -------носилки
Сол ------ солёный
-------- солист В кроссворд глагол СОЛИРОВАТЬ - 7 по горизонтали
- Сгруппируйте слова по значению корня.
А) Всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мировоззрение, миропонимание, мирно.
В кроссворд слово со значением Система взглядов, воззрений на природу и общество. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – 4 по горизонтали
Б) Купаться, купе, покупательница, закупка, купейный, искупаться, купить, закупочный, покупатель, закупить, покупать.
В кроссворд слово со значением Закрывающееся дверью отделение в пассажирском вагоне. КУПЕ – 5 по горизонтали
11. Корень –мор- имеет два значения,: «море, морской» и «уморить, умирать, погибать». Какие из этих двух значений имеет корень –мор- в имени Черномор? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните отрывки из двух сказок А.С. Пушкина. Обратите внимание на то, какие слова использует автор, описывая своих героев.
Руслан и Людмила
Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Еще ничей в его обитель
Не проникал доныне взор;
Но ты, злых козней истребитель,
В нее ты вступишь, и злодей
Погибнет от руки твоей.
Коварный, злобный Черномор,
Ты, ты всех бед моих виною!
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой…
Сказка о царе Салтане…
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор…
…Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
В кроссворд: Какие жанры использовал А.С. Пушкин?
ПОЭМА – 13 по вертикали, СКАЗКА – 10 по горизонтали
УРА! Наш кроссворд разгадан! Ключом к разгадке тайны морфемики станут два слова. Какие? Теперь мы сможем найти ЛАРЕЦ с сокровищем. Где же он может быть? А где в нашем кабинете вы всегда можете взять словари?
Итак, какие лингвистические термины мы повторили? Какими языковыми понятиями пользовались? Так что же такое морфемика?
С каким настроением вы уйдёте после занятия?
Всем спасибо, до новых встреч в стране ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
Предварительный просмотр:
КРЕПЫШ И СКРЕПКА
Это случилось в большой библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь. Там на верхней полке стоял СЛОВАРЬ. Словарь считал себя очень интересным, хотя другие книги и даже многие люди не разделяли этого мнения. Но у словаря для гордости кое-какие основания были: на его страницах типография отпечатала все слова.
Так вот, стали подбираться к словарю мыши, чтобы съесть его.
Страшно было словарю. Как же спастись от гибели?! Думал словарь долго… И он вспомнил! У него в самой серёдке есть страница, на которой напечатаны слова с корнем -креп- . Крепкая страница! Раскрыл словарь эту страницу, и вышла из неё КРЕПОСТЬ, выпрыгнул КРЕПЫШ, а вслед за ним выпала СКРЕПКА.
Крепость с бойницами, рвами и башнями окружила словарь. У её ворот встал Крепыш. К нему на помощь поспешила Скрепка. Увидал её Крепыш, засмеялся: «Ты такая маленькая. Без тебя обойдемся!» Но скрепка прошмыгнула в крепость.
Не могут мыши подобраться к словарю, рассердились, собрались на военный совет. Мыши-разведчики сказали: «Есть только один способ попасть в крепость – ворваться через подземный ход. Но чтобы узнать, где он, надо добыть чертежи и планы. Они на столе в угловой башне. Окна там открыты. Подует ветер, они к нам сами прилетят».
Уселись мыши кружком, стали ветра ждать, улыбаются, облизываются. Тут и ветер подул. Это библиотекарь открыла форточку. Мыши ждут, а чертежи не летят из башни. Отправились мыши на разведку. Смотрят, а все чертежи и планы скрепила СКРЕПКА. Листочки дрожат на ветру, а с места не двигаются.
Сняли мыши осаду, ушли из библиотеки.
Крепыш отпраздновал победу. Крепости он дал название Крепчайшая, себя наградил орденом Укрепления первой степени. И вернулся в словарь.
Скрепка тоже вернулась в словарь. Только вот никто не знает, что Скрепка словарь спасла. Тонкая она, незаметная.
КОРЕНЬ-БЕГЛЕЦ
В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка ВЫ-, и суффикс -НУ-, и даже окончание, известное своей неустойчивостью. А корень – исчез.
Это древний корень –ИМ-, который есть в самых различных словах нашего языка: иметь. Снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.
-- Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. – Чувствую, мне скоро придется работать за всех.
-- Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось…
-- Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас – на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.
-- Ну-ну, - примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.
Мы должны его заменить, - предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.
- Я тоже, - сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?
-- А мне что, - пожало плечами Окончание. – Я здесь временно…
Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.
А с первого взгляда и не скажешь, что в слове вынуть нет корня.
Предварительный просмотр:
- В списке вы мой обнаружите корень, 20 по
Суффикс – в собрании встретите вскоре, горизонтали
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте.
- Из предложения
Поп ему в ответ:
„Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник,
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?“
Найдите слово, образующее словообразовательное гнездо
→ их + а
→ ёнок
→ ёшк + а - 16 по вертикали
→ н + я
→ ск + ой
→ енн + ая
- В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей, только начинающих говорить, и утверждает, что все они – результат слишком буквального следования законам языка. Объясните. Почему были допущены следующие ошибки:
А. Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?»
Б. Двухлетняя Маруся утверждала, что её мать уехала на Луну, ссылаясь на то, что так говорили ей взрослые.
– 17 по горизонтали
В. – Ты же пил чай.
-- Да не пил я. Я только пивнул капельку.
- Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, подпольный, заполнение, полюс, полевка, половик, поленница, половник?
5. Шарада. Загаданы два слова. Найдите их.
1) ¬ : оговорка
корень : горечь
˄ и окончание : равнение. - 11 по вертикали
2) ¬: безрадостный
корень: вкусный – 9 по горизонтали
˄ и окончание: нелепица.
- Загадка. Установите, одинаковое ли значение имеет приставка под- в словах отгадках. Объясните почему.
- Под водой она гуляет,
Нашу землю охраняет, – 1 по
Выполняет наш наказ. горизонтали
У неё – зоркий глаз.
- Я великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную, – 18 по вертикали
Вмиг поднимаю в высоту.
- Выразительно прочитайте и инсценируйте лингвистические сказки.
КРЕПЫШ И СКРЕПКА
Это случилось в большой библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь. Там на верхней полке стоял СЛОВАРЬ. Словарь считал себя очень интересным, хотя другие книги и даже многие люди не разделяли этого мнения. Но у словаря для гордости кое-какие основания были: на его страницах типография отпечатала все слова.
Так вот, стали подбираться к словарю мыши, чтобы съесть его.
Страшно было словарю. Как же спастись от гибели?! Думал словарь долго… И он вспомнил! У него в самой серёдке есть страница, на которой напечатаны слова с корнем -креп- . Крепкая страница! Раскрыл словарь эту страницу, и вышла из неё КРЕПОСТЬ, выпрыгнул КРЕПЫШ, а вслед за ним выпала СКРЕПКА.
Крепость с бойницами, рвами и башнями окружила словарь. У её ворот встал Крепыш. К нему на помощь поспешила Скрепка. Увидал её Крепыш, засмеялся: «Ты такая маленькая. Без тебя обойдемся!» Но скрепка прошмыгнула в крепость.
Не могут мыши подобраться к словарю, рассердились, собрались на военный совет. Мыши-разведчики сказали: «Есть только один способ попасть в крепость – ворваться через подземный ход. Но чтобы узнать, где он, надо добыть чертежи и планы. Они на столе в угловой башне. Окна там открыты. Подует ветер, они к нам сами прилетят».
Уселись мыши кружком, стали ветра ждать, улыбаются, облизываются. Тут и ветер подул. Это библиотекарь открыла форточку. Мыши ждут, а чертежи не летят из башни. Отправились мыши на разведку. Смотрят, а все чертежи и планы скрепила СКРЕПКА. Листочки дрожат на ветру, а с места не двигаются.
Сняли мыши осаду, ушли из библиотеки.
Крепыш отпраздновал победу. Крепости он дал название Крепчайшая, себя наградил орденом Укрепления первой степени. И вернулся в словарь.
Скрепка тоже вернулась в словарь. Только вот никто не знает, что Скрепка словарь спасла. Тонкая она, незаметная.
Выпишите из этой сказки слова с корнем –креп-. Дополните ряд однокоренных слов своими примерами.
В кроссворд: Истинный победитель мышей, без кого было бы невозможна победа? – 14 по вертикали
КОРЕНЬ-БЕГЛЕЦ
В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка ВЫ-, и суффикс -НУ-, и даже окончание. Известное своей неустойчивостью. А корень – исчез.
Это древний корень –ИМ-, который есть в самых различных словах нашего языка: иметь. Снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.
-- Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. –Чувствую, мне скоро придется работать за всех.
-- Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось…
-- Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас – на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.
-- Ну-ну, - примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.
Мы должны его заменить, - предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.
- Я тоже, - сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?
-- А мне что, - пожало плечами Окончание. – Я здесь временно…
Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.
А с первого взгляда и не скажешь, что в слове вынуть нет корня.
Как можно больше запишите слов с корнем –им-, учитывая, что он может существовать в разных вариантах: -им-//-ем-//-ём-//-ним-//-ня-//-я-.
В кроссворд Какую морфему с успехом заменили суффикс и окончание?
– 6 по горизонтали
- Сколько словообразовательных гнёзд из слов, производных от язык можно составить? Составьте их так, чтобы слова в разных гнёздах не повторялись.
В кроссворд: Человек, изучающий язык, специалист по языку. – 15 по вертикали
- Объясните, правильно ли употреблены выделенные жирным шрифтом слова. В чём заключается ошибка Пети Двойкина? Какими однокоренными словами следует заменить неправильно употреблённые?
А) – Как называется человек с сильной волей? – спросил папа у Пети.
- Вольный, - ответил он. – 2 по горизонтали
Б) «Иван-царевич и Василиса на Сером волке быстро-быстро бежали, пишет Петя в сочинении. – Но вдруг перед беженцами появился дремучий лес!» – 3 по горизонтали
В) – Ты понял содержание прочитанного рассказа? – спросили учительница.
- Да он какой-то непонятливый, - пробормотал в ответ Петя. – 19 по горизонтали
10. Знаете ли вы, что многие корни в русском языке имеют несколько значений? Вы можете убедиться в этом, выполнив задание. Ваша задача – дополнить список однокоренных слов, учитывая разное значение корней.
Гор ---- гора Лет---- лето
----- горе ------- летать
------ гореть ------- летопись
В кроссворд: человек, умеющий лететь - 12 по вертикали
В кроссворд человек, пишущий летопись – 8 но горизонтали
Ран ----- ранний Нос ----- носорог
------ ранить -------носилки
Сол ------ солёный
-------- солист В кроссворд глагол - 7 по горизонтали
- Сгруппируйте слова по значению корня.
А) Всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мировоззрение, миропонимание, мирно.
В кроссворд: Слово со значением Система взглядов, воззрений на природу и общество. – 4 по горизонтали
Б) Купаться, купе, покупательница, закупка, купейный, искупаться, купить, закупочный, покупатель, закупить, покупать.
В кроссворд: Слово со значением Закрывающееся дверью отделение в пассажирском вагоне. – 5 по горизонтали
- Корень –мор- имеет два значения,: «море, морской» и «уморить, умирать, погибать». Какие из этих двух значений имеет корень –мор- в имени Черномор? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните отрывки из двух сказок А.С. Пушкина. Обратите внимание на то, какие слова использует автор, описывая своих героев.
Руслан и Людмила
Узнай, Руслан: твой оскорбитель
Волшебник страшный Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор.
Еще ничей в его обитель
Не проникал доныне взор;
Но ты, злых козней истребитель,
В нее ты вступишь, и злодей
Погибнет от руки твоей.
Коварный, злобный Черномор,
Ты, ты всех бед моих виною!
Семейства нашего позор,
Рожденный карлой…
Сказка о царе Салтане…
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор…
…Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить —
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
В кроссворд: Какие жанры использовал А.С. Пушкин?
– 13 по вертикали, – 10 по горизонтали
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом – по мне на уроки пойдёте. ( 20 по горизонтали)
Двухлетняя Маруся утверждала, что её мать уехала на Луну , ссылаясь на то, что так говорили ей взрослые. – 17 по вертикали
Выразительно прочитайте и инсценируйте лингвистическую сказку.
Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. – 6 по горизонтали
Человек, изучающий язык, специалист по лингвистике ( 15 по вертикали)
«Иван-царевич и Василиса на Сером волке быстро-быстро бежали, - пишет Петя в сочинении. – Но вдруг перед беженцами появился дремучий лес!» – 3 по горизонтали
Ключом к разгадке тайны морфемики станут два слова. Какие? Победа! Ура! Кроссворд разгадан!
До новых встреч в стране ЯЗЫКОЗНАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»
В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...
Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе
Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе...
Материалы к внеурочным занятиям по русскому языку
Интересные задания по русскому языку помогут в подготовке викторин, конкурсов, других видов занятий...
Внеурочное занятие по русскому языку «Выразительность художественной речи»
Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными...
Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»
Цели: проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать любовь к родному языку;- развивать ре...
Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"
Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...
Внеурочное занятие по русскому языку
Для 6 класса...