Сценарий внеурочного занятия по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Сидоренко Татьяна Владимировна

Тема занятия "Морфемика". Занятие составлено на основе рабочей программы внеурочной деятельности "Тайны русского языка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия:  Морфемика и словообразование.

«Не можешь оторвать глаз от лесенки

слов, на которой покоится жизнь с ее

прошлым, с ее нынешним пульсом,

со взглядом в завтра…»

В. Песков.

Проблемная ситуация:   Писатель К.Г. Паустовский рассказал о весьма примечательном для лингвистов (а на нашем занятии мы все лингвисты) случае: к одному поэту подошел маленький мальчик и, показывая на вывеску магазина «Антилопа», сказал: «Я знаю, что значит анти, но не знаю, что такое лопа». Какую ошибку допустил мальчик? (Он неверно разделил слово на морфемы и поэтому не смог понять лексическое значение слова). А мы с вами таких ошибок, я надеюсь, избежим и совершим увлекательное путешествие в страну морфем, которая называется…  (МОРФЕМИКА)

Заполнив кроссворд,  мы отыщем ключ к разгадке тайны морфемики. Итак. Вперёд, друзья!

  1. В списке вы мой обнаружите корень,           РАСПИСАНИЕ – 20 по         

Суффикс – в собрании встретите вскоре,           горизонтали  

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.    

         

  1. Из предложения

Поп ему в ответ:

„Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник,

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?“

Найдите слово, образующее словообразовательное гнездо

→            их + а

→            ёнок

→            ёшк + а                             ПОВАР - 16 по вертикали

→            н + я

→            ск + ой

→            енн + ая

  1. В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей, только начинающих говорить, и утверждает, что все они – результат слишком буквального следования законам языка. Объясните. Почему были допущены следующие ошибки:

А. Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь

Б. Двухлетняя Маруся утверждала, что её мать уехала на Луну, ссылаясь на то, что так говорили ей взрослые.     Уехала на МЕСЯЦ – 17 по  горизонтали

В. – Ты же пил чай.

    -- Да не пил я. Я только пивнул капельку.

4. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, подпольный, заполнение, полюс, полевка, половик, поленница, половник?

5. Шарада. Загаданы два слова. Найдите их.

1)  ¬ : оговорка

    корень : горечь

   ˄ и окончание : равнение.             ОГОРЧЕНИЕ - 11 по          

2)  ¬: безрадостный                                            вертикали

    корень: вкусный                           БЕЗВКУСИЦА – 9 по горизонтали

   ˄ и окончание: нелепица.

  1. Загадка. Установите, одинаковое ли значение имеет приставка под-  в словах отгадках. Объясните почему.
  1. Под водой она гуляет,

Нашу землю охраняет,                     ПОДЛОДКА – 1 по

Выполняет наш наказ.                     горизонтали

У неё – зоркий глаз.

  1. Я великан: вон ту громадную,

Многопудовую плиту

Я, словно плитку шоколадную,               ПОДЪЁМНЫЙ КРАН – 18 Вмиг поднимаю в высоту.                            по вертикали

  1. Выразительно прочитайте и инсценируйте лингвистические сказки.

КРЕПЫШ И СКРЕПКА

     Это случилось в большой библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь. Там на верхней полке стоял СЛОВАРЬ. Словарь считал себя очень интересным, хотя другие книги и даже многие люди не разделяли этого мнения. Но у словаря для гордости кое-какие основания были: на его страницах типография отпечатала все слова.

       Так вот, стали подбираться к словарю мыши, чтобы съесть его.

       Страшно было словарю. Как же спастись от гибели?! Думал словарь долго…  И он вспомнил! У него в самой серёдке есть страница, на которой напечатаны слова с корнем  -креп- . Крепкая страница! Раскрыл словарь эту страницу, и вышла из неё КРЕПОСТЬ, выпрыгнул КРЕПЫШ, а вслед за ним выпала СКРЕПКА.
       Крепость с бойницами, рвами и башнями окружила словарь. У её ворот встал Крепыш. К нему на помощь поспешила Скрепка. Увидал её Крепыш, засмеялся: «Ты такая маленькая. Без тебя обойдемся!» Но скрепка прошмыгнула в крепость.

       Не могут мыши подобраться к словарю, рассердились, собрались на военный совет. Мыши-разведчики сказали: «Есть только один способ попасть в крепость – ворваться через подземный ход. Но чтобы узнать, где он, надо добыть чертежи и планы. Они на столе в угловой башне. Окна там открыты. Подует ветер, они к нам сами прилетят».

       Уселись мыши кружком, стали ветра ждать, улыбаются, облизываются. Тут и ветер подул. Это библиотекарь открыла форточку. Мыши ждут, а чертежи не летят из башни. Отправились мыши на разведку. Смотрят, а все чертежи и планы скрепила СКРЕПКА. Листочки дрожат на ветру, а с места не двигаются.

       Сняли мыши осаду, ушли из библиотеки.

       Крепыш отпраздновал победу. Крепости он дал название Крепчайшая, себя наградил орденом Укрепления первой степени. И вернулся в словарь.

       Скрепка тоже вернулась в словарь. Только вот никто не знает, что Скрепка словарь спасла. Тонкая она, незаметная.

Выпишите из этой сказки слова с корнем –креп-. Дополните ряд однокоренных слов своими примерами.

В кроссворд истинный победитель мышей, без кого было бы невозможна победа?     СКРЕПКА – 14 по вертикали

КОРЕНЬ-БЕГЛЕЦ

       В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка ВЫ-, и суффикс -НУ-, и даже окончание. Известное своей неустойчивостью. А корень – исчез.

       Это древний корень –ИМ-, который есть в самых различных словах нашего языка: иметь. Снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

     -- Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. –Чувствую, мне скоро придется работать за всех.

     -- Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось…

     -- Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас – на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

     -- Ну-ну, - примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

     Мы должны его заменить, - предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

     - Я тоже, - сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

     -- А мне что, - пожало плечами Окончание. – Я здесь временно…

       Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.

       А с первого взгляда и не скажешь, что  в слове вынуть нет корня.

Как можно больше запишите слов с корнем –им-, учитывая, что он может существовать в разных вариантах: -им-//-ем-//-ём-//-ним-//-ня-//-я-.  

В кроссворд Что с успехом заменили суффикс и окончание?  КОРЕНЬ – 6 по горизонтали

  1. Сколько словообразовательных гнёзд из слов, производных от язык можно составить? Составьте их так, чтобы слова в разных гнёздах не повторялись. В кроссворд: Человек, изучающий язык, специалист по языку.                                                                                         ЯЗЫКОВЕД – 15 по вертикали
  2. Объясните, правильно ли употреблены выделенные жирным шрифтом слова. В чём заключается ошибка Пети Двойкина? Какими однокоренными словами следует заменить неправильно употреблённые?

А) – Как называется человек с  сильной волей? – спросил папа у Пети.

- Вольный, - ответил он.                                                    ВОЛЕВОЙ – 2 по горизонтали

Б) «Иван-царевич и Василиса на Сером волке быстро-быстро бежали, пишет Петя в сочинении. – Но вдруг перед беженцами появился дремучий лес!»                                                                     БЕГЛЕЦЫ – 3 по горизонтали

В) – Ты понял содержание прочитанного рассказа? – спросили учительница.

- Да он какой-то непонятливый, - пробормотал в ответ Петя.                         НЕПОНЯТНЫЙ – 19 по горизонтали

10. Знаете ли вы, что многие корни в русском языке имеют несколько значений?  Вы можете убедиться в этом, выполнив задание. Ваша задача – дополнить список однокоренных слов, учитывая разное значение корней.

Гор  ---- гора                   Лет---- лето

       ----- горе                         ------- летать     В кроссворд человек,

                                  умеющий       лететь                                     ЛЁТЧИК   -               12 по вертикали

      ------ гореть                    ------- летопись  В кроссворд человек, пишущий летопись                                                               ЛЕТОПИСЕЦ – 8 но горизонтали

Ран ----- ранний             Нос ----- носорог

       ------ ранить                 -------носилки

Сол ------ солёный

      -------- солист    В кроссворд глагол                             СОЛИРОВАТЬ - 7 по горизонтали

  1.  Сгруппируйте слова по значению корня.

А) Всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мировоззрение, миропонимание, мирно.

В кроссворд  слово со значением Система взглядов, воззрений на природу и общество.                                                          МИРОВОЗЗРЕНИЕ – 4 по горизонтали

Б) Купаться, купе, покупательница, закупка, купейный, искупаться, купить, закупочный, покупатель, закупить, покупать.

В кроссворд  слово со значением Закрывающееся дверью отделение в пассажирском вагоне.                                                КУПЕ – 5 по горизонтали

11. Корень –мор- имеет два значения,: «море, морской» и «уморить, умирать, погибать». Какие из этих двух значений имеет корень –мор- в имени Черномор? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните отрывки из двух сказок А.С. Пушкина. Обратите внимание на то, какие слова использует автор, описывая своих героев.

Руслан и Людмила

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный Черномор,

Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

Еще ничей в его обитель

Не проникал доныне взор;

Но ты, злых козней истребитель,

В нее ты вступишь, и злодей

Погибнет от руки твоей.

Коварный, злобный Черномор,

Ты, ты всех бед моих виною!

Семейства нашего позор,

Рожденный карлой…

Сказка о царе Салтане…

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор…

…Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить —

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

В кроссворд:      Какие жанры использовал А.С. Пушкин?

                                                                                                ПОЭМА – 13 по вертикали,       СКАЗКА – 10 по горизонтали

     УРА! Наш кроссворд разгадан! Ключом к разгадке тайны морфемики станут два слова. Какие? Теперь мы сможем найти ЛАРЕЦ с сокровищем. Где же он может быть? А где в нашем кабинете вы всегда можете взять словари?

Итак, какие лингвистические термины мы повторили? Какими языковыми понятиями пользовались? Так что же такое морфемика?

С каким настроением вы уйдёте после занятия?

Всем спасибо, до новых встреч в стране ЯЗЫКОЗНАНИЕ.

 



Предварительный просмотр:

КРЕПЫШ И СКРЕПКА

     Это случилось в большой библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь. Там на верхней полке стоял СЛОВАРЬ. Словарь считал себя очень интересным, хотя другие книги и даже многие люди не разделяли этого мнения. Но у словаря для гордости кое-какие основания были: на его страницах типография отпечатала все слова.

       Так вот, стали подбираться к словарю мыши, чтобы съесть его.

       Страшно было словарю. Как же спастись от гибели?! Думал словарь долго…  И он вспомнил! У него в самой серёдке есть страница, на которой напечатаны слова с корнем  -креп- . Крепкая страница! Раскрыл словарь эту страницу, и вышла из неё КРЕПОСТЬ, выпрыгнул КРЕПЫШ, а вслед за ним выпала СКРЕПКА.
       Крепость с бойницами, рвами и башнями окружила словарь. У её ворот встал Крепыш. К нему на помощь поспешила Скрепка. Увидал её Крепыш, засмеялся: «Ты такая маленькая. Без тебя обойдемся!» Но скрепка прошмыгнула в крепость.

       Не могут мыши подобраться к словарю, рассердились, собрались на военный совет. Мыши-разведчики сказали: «Есть только один способ попасть в крепость – ворваться через подземный ход. Но чтобы узнать, где он, надо добыть чертежи и планы. Они на столе в угловой башне. Окна там открыты. Подует ветер, они к нам сами прилетят».

       Уселись мыши кружком, стали ветра ждать, улыбаются, облизываются. Тут и ветер подул. Это библиотекарь открыла форточку. Мыши ждут, а чертежи не летят из башни. Отправились мыши на разведку. Смотрят, а все чертежи и планы скрепила СКРЕПКА. Листочки дрожат на ветру, а с места не двигаются.

       Сняли мыши осаду, ушли из библиотеки.

       Крепыш отпраздновал победу. Крепости он дал название Крепчайшая, себя наградил орденом Укрепления первой степени. И вернулся в словарь.

       Скрепка тоже вернулась в словарь. Только вот никто не знает, что Скрепка словарь спасла. Тонкая она, незаметная.

КОРЕНЬ-БЕГЛЕЦ

       В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка ВЫ-, и суффикс -НУ-, и даже окончание, известное своей неустойчивостью. А корень – исчез.

       Это древний корень –ИМ-, который есть в самых различных словах нашего языка: иметь. Снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

     -- Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. – Чувствую, мне скоро придется работать за всех.

     -- Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось…

     -- Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас – на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

     -- Ну-ну, - примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

     Мы должны его заменить, - предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

     - Я тоже, - сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

     -- А мне что, - пожало плечами Окончание. – Я здесь временно…

       Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.

       А с первого взгляда и не скажешь, что  в слове вынуть нет корня.



Предварительный просмотр:

  1. В списке вы мой обнаружите корень,                        20 по         

Суффикс – в собрании встретите вскоре,           горизонтали  

В слове рассказ вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте.  

  1. Из предложения

Поп ему в ответ:

„Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник,

А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?“

Найдите слово, образующее словообразовательное гнездо

→            их + а

→            ёнок

→            ёшк + а                              - 16 по вертикали

→            н + я

→            ск + ой

→            енн + ая

  1. В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей, только начинающих говорить, и утверждает, что все они – результат слишком буквального следования законам языка. Объясните. Почему были допущены следующие ошибки:

А. Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь

Б. Двухлетняя Маруся утверждала, что её мать уехала на Луну, ссылаясь на то, что так говорили ей взрослые.    

                                                                          – 17 по  горизонтали

В. – Ты же пил чай.

    -- Да не пил я. Я только пивнул капельку.

  1. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, подпольный, заполнение, полюс, полевка, половик, поленница, половник?

5. Шарада. Загаданы два слова. Найдите их.

1)  ¬ : оговорка

    корень : горечь

   ˄ и окончание : равнение.             - 11 по  вертикали        

2)  ¬: безрадостный                                    

    корень: вкусный                           – 9 по горизонтали

   ˄ и окончание: нелепица.

  1. Загадка. Установите, одинаковое ли значение имеет приставка под-  в словах отгадках. Объясните почему.
  1. Под водой она гуляет,

Нашу землю охраняет,                      – 1 по

Выполняет наш наказ.                     горизонтали

У неё – зоркий глаз.

  1. Я великан: вон ту громадную,

Многопудовую плиту

Я, словно плитку шоколадную,                – 18 по вертикали

Вмиг поднимаю в высоту.                            

  1.   Выразительно прочитайте и инсценируйте лингвистические сказки.

 КРЕПЫШ И СКРЕПКА

     Это случилось в большой библиотеке, где столько книг, что одному человеку не прочесть за всю жизнь. Там на верхней полке стоял СЛОВАРЬ. Словарь считал себя очень интересным, хотя другие книги и даже многие люди не разделяли этого мнения. Но у словаря для гордости кое-какие основания были: на его страницах типография отпечатала все слова.

       Так вот, стали подбираться к словарю мыши, чтобы съесть его.

       Страшно было словарю. Как же спастись от гибели?! Думал словарь долго…  И он вспомнил! У него в самой серёдке есть страница, на которой напечатаны слова с корнем  -креп- . Крепкая страница! Раскрыл словарь эту страницу, и вышла из неё КРЕПОСТЬ, выпрыгнул КРЕПЫШ, а вслед за ним выпала СКРЕПКА.
       Крепость с бойницами, рвами и башнями окружила словарь. У её ворот встал Крепыш. К нему на помощь поспешила Скрепка. Увидал её Крепыш, засмеялся: «Ты такая маленькая. Без тебя обойдемся!» Но скрепка прошмыгнула в крепость.

       Не могут мыши подобраться к словарю, рассердились, собрались на военный совет. Мыши-разведчики сказали: «Есть только один способ попасть в крепость – ворваться через подземный ход. Но чтобы узнать, где он, надо добыть чертежи и планы. Они на столе в угловой башне. Окна там открыты. Подует ветер, они к нам сами прилетят».

       Уселись мыши кружком, стали ветра ждать, улыбаются, облизываются. Тут и ветер подул. Это библиотекарь открыла форточку. Мыши ждут, а чертежи не летят из башни. Отправились мыши на разведку. Смотрят, а все чертежи и планы скрепила СКРЕПКА. Листочки дрожат на ветру, а с места не двигаются.

       Сняли мыши осаду, ушли из библиотеки.

       Крепыш отпраздновал победу. Крепости он дал название Крепчайшая, себя наградил орденом Укрепления первой степени. И вернулся в словарь.

       Скрепка тоже вернулась в словарь. Только вот никто не знает, что Скрепка словарь спасла. Тонкая она, незаметная.

Выпишите из этой сказки слова с корнем –креп-. Дополните ряд однокоренных слов своими примерами.

В кроссворд: Истинный победитель мышей, без кого было бы невозможна победа?                                     – 14 по вертикали

КОРЕНЬ-БЕГЛЕЦ

       В глаголе ВЫНУТЬ исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка ВЫ-, и суффикс -НУ-, и даже окончание. Известное своей неустойчивостью. А корень – исчез.

       Это древний корень –ИМ-, который есть в самых различных словах нашего языка: иметь. Снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида.

     -- Странное усовершенствование! – язвило по этому поводу Окончание. –Чувствую, мне скоро придется работать за всех.

     -- Вы не правы! – перебила его Приставка. – Может быть, с Корнем что-то случилось…

     -- Со всеми что-то случилось. Эти штучки нам известны. Но предупреждаю вас – на меня не рассчитывайте. У меня и так работы хватает.

     -- Ну-ну, - примирительно сказал Суффикс. – Не нужно ссориться. Ясно одно: с этого времени мы должны обходиться без Корня.

     Мы должны его заменить, - предложила Приставка. – Я раньше обозначала только движение изнутри, но теперь я возьму дополнительное обязательство.

     - Я тоже, - сказал Суффикс. – Отныне я буду обозначать не только мгновенность действия. А ты, Окончание? Неужели ты останешься в стороне?

     -- А мне что, - пожало плечами Окончание. – Я здесь временно…

       Но помощь Окончания не понадобилась. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили Корень слова.

       А с первого взгляда и не скажешь, что  в слове вынуть нет корня.

Как можно больше запишите слов с корнем –им-, учитывая, что он может существовать в разных вариантах: -им-//-ем-//-ём-//-ним-//-ня-//-я-.  

В кроссворд Какую морфему с успехом заменили суффикс и окончание?  

                        – 6 по горизонтали

  1. Сколько словообразовательных гнёзд из слов, производных от язык можно составить? Составьте их так, чтобы слова в разных гнёздах не повторялись.

В кроссворд: Человек, изучающий язык, специалист по языку.                                                                                                                      – 15 по вертикали

  1. Объясните, правильно ли употреблены выделенные жирным шрифтом слова. В чём заключается ошибка Пети Двойкина? Какими однокоренными словами следует заменить неправильно употреблённые?

А) – Как называется человек с  сильной волей? – спросил папа у Пети.

- Вольный, - ответил он.                                                 – 2 по горизонтали

Б) «Иван-царевич и Василиса на Сером волке быстро-быстро бежали, пишет Петя в сочинении. – Но вдруг перед беженцами появился дремучий лес!»                                                                   – 3 по горизонтали

В) – Ты понял содержание прочитанного рассказа? – спросили учительница.

- Да он какой-то непонятливый, - пробормотал в ответ Петя.                          – 19 по горизонтали

10. Знаете ли вы, что многие корни в русском языке имеют несколько значений?  Вы можете убедиться в этом, выполнив задание. Ваша задача – дополнить список однокоренных слов, учитывая разное значение корней.

Гор  ---- гора                   Лет---- лето

       ----- горе                         ------- летать    

      ------ гореть                    ------- летопись  

                                                             

В кроссворд: человек,  умеющий       лететь               -   12 по вертикали

В кроссворд человек, пишущий летопись                 – 8 но горизонтали

Ран ----- ранний             Нос ----- носорог

       ------ ранить                 -------носилки

Сол ------ солёный

      -------- солист             В кроссворд глагол                - 7 по горизонтали

  1.  Сгруппируйте слова по значению корня.

А) Всемирный, мирный, смириться, мирок, помириться, присмиреть, мировой, мировоззрение, миропонимание, мирно.

В кроссворд:  Слово со значением Система взглядов, воззрений на природу и общество.                – 4 по горизонтали

Б) Купаться, купе, покупательница, закупка, купейный, искупаться, купить, закупочный, покупатель, закупить, покупать.

В кроссворд:  Слово со значением Закрывающееся дверью отделение в пассажирском вагоне.                                       – 5 по горизонтали

  1. Корень –мор- имеет два значения,: «море, морской» и «уморить, умирать, погибать». Какие из этих двух значений имеет корень –мор- в имени Черномор? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните отрывки из двух сказок А.С. Пушкина. Обратите внимание на то, какие слова использует автор, описывая своих героев.

Руслан и Людмила

Узнай, Руслан: твой оскорбитель

Волшебник страшный Черномор,

Красавиц давний похититель,

Полнощных обладатель гор.

Еще ничей в его обитель

Не проникал доныне взор;

Но ты, злых козней истребитель,

В нее ты вступишь, и злодей

Погибнет от руки твоей.

Коварный, злобный Черномор,

Ты, ты всех бед моих виною!

Семейства нашего позор,

Рожденный карлой…

Сказка о царе Салтане…

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор…

…Старый дядька Черномор

С ними из моря выходит

И попарно их выводит,

Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить —

И той стражи нет надежней,

Ни храбрее, ни прилежней.

В кроссворд:      Какие жанры использовал А.С. Пушкин?

                              – 13 по вертикали,       – 10 по горизонтали


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Морфемика» Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!

Слайд 2

В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом – по мне на уроки пойдёте. ( 20 по горизонтали)

Слайд 4

Двухлетняя Маруся утверждала, что её мать уехала на Луну , ссылаясь на то, что так говорили ей взрослые. – 17 по вертикали

Слайд 7

Выразительно прочитайте и инсценируйте лингвистическую сказку.

Слайд 11

Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. – 6 по горизонтали

Слайд 12

Человек, изучающий язык, специалист по лингвистике ( 15 по вертикали)

Слайд 15

«Иван-царевич и Василиса на Сером волке быстро-быстро бежали, - пишет Петя в сочинении. – Но вдруг перед беженцами появился дремучий лес!» – 3 по горизонтали

Слайд 22

Ключом к разгадке тайны морфемики станут два слова. Какие? Победа! Ура! Кроссворд разгадан!

Слайд 23

До новых встреч в стране ЯЗЫКОЗНАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по русскому языку «Путешествие по бескрайнему морю Русского языка и Литературы»

В данном конспекте разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе. ...

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе

Внеурочное занятие по русскому языку в 5 классе...

Материалы к внеурочным занятиям по русскому языку

Интересные задания по русскому языку помогут в подготовке викторин, конкурсов, других видов занятий...

Внеурочное занятие по русскому языку «Выразительность художественной речи»

   Успешное овладение знаниями учащимися общеобразовательной школы невозможно без интереса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Но все же наиболее привлекательными...

Внеурочное занятие по русскому языку «Турнир грамотеев»

Цели:  проверить знания учащихся по русскому языку в игровой форме;Задачи:- формировать положительную мотивацию к изучению предмета;- воспитывать  любовь  к родному языку;- развивать ре...

Внеурочное занятие по русскому языку в 5-7 классах "Фразеологиечкий турнир". Занятие проводилось на фестивале ИКТ "1 ученик - 1 компьютер"

Тема «Фразеология» современными детьми усваивается сложно. В качестве закрепления и повторения была выбрана форма турнира. Это интересно, повышает мотивацию учащихся, позволяет в игровой ф...