Обобщение опыта "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
опыты и эксперименты по литературе по теме
Главной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».
Система развития критического мышления - это не школьная программа, а технология организации учебного процесса, применимая к любой программе и любому предмету.
Технология РКМЧП достаточно эффективна, в процессе работы можно выделить следующие плюсы: использование разных методов и приёмов позволяет активизировать познавательные интересы школьников, отсюда мотивация учебной деятельности: работаем не столько на оценку, сколько на самореализацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
МБОУ СОШ №7
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
учителя русского языка и литературы
Глазуновой Марины Алексеевны
«ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».
Условия возникновения, становления опыта.
«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»
Жан Жак Руссо.
На сегодняшний день одна из важнейших задач современного образования – воспитание личности, умеющей ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Процесс появления новой информации в нашем обществе постепенно ускоряется, все время возникает потребность в новых, ранее неизвестных профессиях, в повышении образовательного уровня. Развитие общества и производства привело к тому, что в настоящий момент важна не столько внешняя образованность человека, сколько развитие в человеке навыков самостоятельного решения задач и оценки результатов своей деятельности. В настоящий момент школа должна воспитать ученика, способного найти применение своим способностям, своему сложившемуся творческому, проектно – конструктивному опыту. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности.
Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить умению самим добывать знания. В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Мой педагогический стаж – 27 лет. За это время у меня накопился достаточно большой опыт. За время работы в МБОУ СОШ №7 осваиваю, внедряю и апробирую элементы новых педагогических технологий: игровых, технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, ИКТ технологии, а также технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Читаю много литературы по теме, постепенно осваиваю терминологию, связанную с той или иной технологией, планирую и провожу уроки с использованием данных технологий, в 2009 – 2010 учебном году проводила открытый урок с использованием элементов ТРКМ на муниципальном уровне.
Я считаю, что система развития критического мышления - это не школьная программа, а новый универсальный способ организации учебного процесса, применимая к любому предмету и любой программе.
Главной отличительной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности». Самое главное, что новая технология, новый способ организации обучения не отвергает традиционную систему обучения, а преобразовывает, дополняет её, сохраняя всё необходимое для реализации новых образовательных целей, так необходимых в современном обществе.
Актуальность опыта
Русский язык традиционно считается одним из наиболее сложных учебных предметов. Большое количество правил, высокие требования к уровню умений и знаний, необходимость сдачи ЕГЭ по предмету – все это делает предмет для многих нелюбимым, а его изучение – трудным. Поэтому русский язык для многих учащихся остается скучной школьной дисциплиной. Вот почему задачей каждого учителя – словесника является не просто вооружение учащихся необходимым набором знаний по предмету, но и развитие таких умений, которые позволили бы каждому выпускнику пользоваться бесконечным многообразием возможностей русского языка.
Стало понятно, что современному ученику важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем, им необходимо уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, развивать умение связывать знания и жизненный опыт с новой информацией. Поэтому очевидно, что для качественного образования нужны новые образовательные технологии. Технологией, способной пересмотреть способы мотивации школьников к получению знания, и является технология развития критического мышления.
В результате применения данного опыта у учащихся:
• формируется новый стиль мышления
• развиваются базовые качества личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность
• формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации
• стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность, запускается механизм самообразования и самоорганизации.
Данная технология способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея – формирование универсальных учебных действий через использование технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка и литературы.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к самостоятельной активности, к поиску пути к цели. Дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.
Я убедилась в том, что технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует и контролирует свою деятельность.
Таким образом, происходит
● обучение обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
● создаются условия для дифференцированного обучения;
● формируется направленность на самореализацию;
● вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
Теоретическая база опыта
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США.
В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года. Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);
Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, которая может успешно применяться в единстве с другими образовательными технологиями. Это, прежде всего, подход, цель которого – не развлекать детей с помощью игровых приемов или групповой работы. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо тесно связана с понятием личностно - ориентированного обучения, к которому относят некоторые программы основной школы, например, программу М. М. Разумовской по русскому языку. Учителя знают, что именно эта программа ориентирована на формирование у детей речевой и мыслительной деятельности, на развитие коммуникативных компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании. Эти задачи и позволяет успешно решать использование на уроках развития речи технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Степень новизны опыта
Сущность опыта заключается в создании педагогических условий использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.
Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии развития критического мышления. Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому что, применяя его в учебном процессе, можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в своей работе технологию развития критического мышления, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.
. Новизна предусматривает
• расширение представлений учащихся о возможности использования информационных текстов в учебной работе;
• развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества;
• развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
• развитие навыков проектно-исследовательской деятельности;
• формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации;
• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности;
Технология опыта
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1) введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, которая позволяла бы ученику выбирать индивидуальную программу изучения предмета, стимулирующую самообучаемость школьника, его способность к критическому мышлению и рефлексии;
2) осуществлять переносы уже имеющихся знаний и способов действий в новую ситуацию;
3) создание условий для приобретения учащимися коммуникативных компетенций, необходимых для дальнейшего образования;
4) использование способов и приёмов, направленных на становление активной позиции школьника.
5) применяя технологию развития критического мышления, обеспечить дифференцированный подход к обучению детей; повысить качество выполняемой на уроке работы;
6) развивать навыки самообразования и самоконтроля учащихся;
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.
1. Стадия вызова.
Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому предмету (высказывают предположения), систематизируют информацию до её изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируя собственные цели.
2. Стадия осмысления.
Учащиеся читают текст (параграф), учитель предлагает активные методы чтения, учащиеся ведут записи по мере осмысления новой информации.
3. Стадия рефлексии.
Учащиеся сравнивают полученную информацию с уже известной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, учатся структурировать знания, обобщать и делать выводы.
Для того чтобы уроки были интересными, разнообразными, иформационно насыщенными, я стараюсь использовать различные методические приемы данной технологии:
Инсерт
I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что учащиеся уже знают;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их знаниям;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным, неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если какие – то вопросы непонятны, возникло желание узнать больше.
II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные фрагменты и предложения.
III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, заполнив в соответствии со своими пометками таблицу:
IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Мозговая атака
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.
Кластеры
1. Посередине чистого листа (или на доске) написать ключевое слово или предложение, которое является главной идеей.
2. Вокруг «набросать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Рядом с этими словами появляются слова второго уровня, соединенные стрелками, таким образом, устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
«Ромашка Блума»
На уроках литературы я часто использую прием «Ромашка Блума», созданный американским педагогом и психологом Б. Блумом.
Это шесть разных типов вопросов: простые, уточняющие, интерпретационные, творческие, оценочные и практические.
Приём «Ромашка Блума» удобно применять как при работе с теорией, так и при проверке самостоятельной работы с текстом. Также такие вопросы можно задавать отвечающему у доски как дополнительные.
Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора.
После восстановления последовательности действий обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:
1. Что я знаю по данной теме?
2. Что я узнал нового из текста по данной теме?
Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.
«Эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Выводы
Применение элементов технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у обучающихся такие умения, как:
умение работать в группе;
умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Результативность опыта
«С детства на зеленый росток нашего таланта, как сухие листья в осеннем лесу, наваливаются чужие мысли, и их мы должны усвоить, чтобы личный зеленый росток мог выше подняться. Но как трудно среди тлеющих мыслей других людей находить свою собственную». М. Пришвин
Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, активизирует их деятельность, снижает утомляемость, перенапряжение. Нестандартные формы проведения уроков дают возможность для самовыражения и творчества обучаемых.
По моему мнению, технология РКМ позволяет значительно поднять уровень познавательных запросов учащихся, повысить интерес к предмету, привить потребность к чтению и научить получать максимальное количество информации из прочитанного текста.
Применение технологии ТРКМ позволяет развить у детей умения конструировать текст, умения ставить вопросы к тексту, производить анализ.
Оценивая результаты, полученные в опыте, можно сделать вывод, что у учащихся повышается мотивация при изучении нового материала, развиваются творческие способности.
Постепенно у моих учеников возрастает уровень самостоятельности при решении учебных проблем, появилась направленность на самообразование, повысилась творческая активность учащихся, изменился характер мотивации учения (учатся не ради оценки, а потому, что им интересно, появилась возможность в самореализации в процессе учения).
Динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года:
1. Результаты итоговой аттестации (ГИА) в 9–ых классах в 2010-2011 учебном году.
1. Количество выпускников 9 класса: 37 чел.
2. Количество выпускников, выполнявших работу: 37 чел.
3. Количество выпускников, получивших отметки:
Отметка | Количество выпускников, получивших отметку | % от количества выполнявших работу |
«5» | 3 | 8% |
«4» | 18 | 48% |
«3» | 16 | 44% |
Качество знаний – 56%.
2. Результаты итоговой аттестации (ГИА) в 9–ых классах в 2011-2012 учебном году.
1. Количество выпускников 9 класса: 42 чел.
2. Количество выпускников, выполнявших работу: 42 чел.
3. Количество выпускников, получивших отметки: 42 чел.
Отметка | Количество выпускников, получивших отметку | % от количества выполнявших работу |
«5» | 12 | 28% |
«4» | 23 | 55% |
«»3» | 7 | 17% |
Качество знаний – 83,5%
3. Результаты итоговой аттестации (ЕГЭ) в 2013-2014 учебном году в 11 классе.
Класс | Количество выпускников | Количество баллов |
11 | 18 | 70 -100 баллов – 6 чел 34% 50 -69 баллов - 9 чел 50% 40 -49 баллов – 3 чел 16% |
4. Результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам:
2010 – 2011 учебный год
Муниципальный этап школьной олимпиады по литературе
Арбит Анна 8 класс - первое место
2012 -2013 учебный год
Муниципальный этап школьной олимпиады по литературе
Старцева Екатерина 10 класс - второе место
2013 – 2014 учебный год
Муниципальный этап школьной олимпиады по литературе
Чебанова Анастасия 7 класс - первое место
Участие в муниципальном детском литературном конкурсе «Живая Земля» в номинации «Поэзия»( первое место в средней возрастной группе -Нгандо Вонжа Элизабет, 6 класс, руководитель Глазунова М. А.)
Районный конкурс чтецов:
2011 – 2012 учебный год «Человек должен жить в согласии с природой»
Данилушкин Даниил 6-а класс 2 место
2012 -2013 учебный год «О доблести, о подвигах, о славе»».
Захаров Никита 10 класс – 2 место
Нгандо Вонжа Элизабет 6 класс – 3 место
2013 – 2014 учебный год «Женская поэзия 19 – 20 века»
Казарян Анаит 6 класс - 2 место
Данилушкин Даниил 8 класс - 1 место
Сальнов Андрей 8 класс - 3 место
Овчинников Николай 11 класс – 2 место
Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»
2012 -2013 учебный год
Чебанова Настя 6 класс – первое место (район), 21 (область)
99,22% выполненных заданий
Нгандо Вонжа Элизабет 6 класс – второе место (район), 31 место (область) 98,52% выполненных заданий
Заключение
Наверно, перед каждым учителем стоит главная задача: как сделать свой урок интересным для детей, увлекательным и, главное, полезным. Я пришла к выводу, что именно на уроках русского языка и литературы, где приходится работать с большими текстами, очень актуальна технология развития критического мышления. Приемы и методы данной технологии помогают ученику работать с большими объемами информации, анализировать текст, сформировать собственную позицию, развить навыки работы с источниками и справочниками. Самое главное – самостоятельно добывать знания, готовить себя к продуктивному решению жизненных проблем в современном, постоянно меняющемся мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Презентация создана для проведения мастер-класса на школьной методической конференции...
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы.
Использование технологии...
Исследовательская работа на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В исследовательской работе показаны методические приемы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Презентация на тему: "Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
В презентации показаны методические приемы использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы...
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора инф...
Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах
Данная статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах и целесообразности методов и приемов преподавания русс...
Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...