Из опыта работы учителя русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку

Криваксина Людмила Михайловна

Одно из самых интересных методических находок на уроках русского языка по развитию речи и закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся может быть творческий диктант. Это очень обширное поле деятельности как для учителя, так и для учащихся, потому что на этих уроках учащиеся получают не только дополнительные знания из различных сфер деятельности (музыка, живопись, наука, природа, родина и т.д.), но и повторяют и закрепляют орфографию и пунктуацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2» Республики Марий Эл.
Криваксиной Л.М.

Одно из самых интересных методических находок на уроках русского языка по развитию речи и закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся может быть творческий диктант. Это очень обширное поле деятельности как для учителя, так и для учащихся, потому что на этих уроках учащиеся получают не только дополнительные знания из различных сфер деятельности (музыка, живопись, наука, природа, родина и т.д.), но и повторяют и закрепляют орфографию и пунктуацию.
Что же такое творческий диктант?

Творческий диктант – это один из видов грамматических упражнений. Он может быть направлен на овладение самыми разнообразными грамматическими категориями и правилами орфографии.

Интересен он тем, что одновременно с решением орфографических задач позволяет развивать речь учащихся. Например, творческий диктант по картине дает возможность развивать наблюдательность детей, умение выбрать нужное слово, чувствовать. Я использую этот вид работы при изучении имён прилагательных, причастий, деепричастий, второстепенных членов предложения, видов простых предложений.

Диктант по картине лучше всего проводить на заключительном этапе заключительной темы.

При проведении, а особенно при подготовке к диктанту каждый учитель сталкивается с некоторыми трудностями. Наибольшая и них – подобрать картину и соответствующий текст к ней.

При этом нужно, чтобы содержание картины было связано с интересами учащихся и, главное, оправдывало бы употребление нужной грамматической категории.

Когда картина подобрана, можно переходить к составлению текста. Текст можно составить самому или же взять описание картины в каком-нибудь каталоге, но изменить его, добавив нужные слова.

Творческий диктант по картине проводится обычно на сдвоенном уроке русского языка, отведенном для закрепления и повторения грамматической темы. Первый из этих уроков является обычным уроком повторения, но одновременно и уроком подготовки к диктанту. За 10 минут до окончания этого урока объявляется о предстоящем творческом диктанте по картине, вывешивается и разбирается репродукция, по которой должен проводиться диктант. Второй урок начинается с чтения текста диктанта, в котором пропущены определенные грамматические категории.

Методика проведения творческого диктанта по картине постепенно меняется в зависимости от того, насколько учащиеся знакомы с этим видом работы. На первом этапе, когда диктант по картине являлся новым видом упражнения, приходится вести более тщательную подготовку к нему: в классе при разборе картины составляется план; ученики с помощью учителя подбирают слова для вставки. Во время записи текста на месте пропущенного слова делается длительная пауза.

При повторном проведении такого диктанта, когда учащиеся в некоторой степени ознакомятся с этим видом работы, на месте пропущенного слова делается небольшая пауза. Короче ставится и подготовительная работа. В дальнейшем же разъясняется только цель работы, текст читается без всякого намека на пропущенное слово.

Я познакомлю с диктантом по картине А.И. Куинджи «Берёзовая роща».

Этот диктант проводился с целью повторить правописание окончаний прилагательных; выяснить, насколько используются прилагательные в речи учащихся, и показать на тексте диктанта, как употребление этой категории делает речь более яркой, выразительной, красочно.

Выбрав картину о природе, при описании которой можно использовать большое количество прилагательных в разных падежных формах, я приступаю к составлению текста диктанта.

Как указывалось выше, за 10 – 15 минут до окончания первого из сдвоенных уроков, отведенных на повторение прилагательного, доске была вывешена репродукция картины А. И. Куинджи «Берёзовая роща» (если репродукции нет, дается открытка каждому ученику), причем имя художника и название картины были закрыты бумагой, ученики видеть их не могли.

Для беседы по картине были предложены вопросы:

  1. Как называется картина и кто ее автор?
  2. Видел ли кто-нибудь из учащихся картину в подлиннике?
  3. Что знают учащиеся о ней и художнике, ее написавшем?
  4. Какие еще картины этого художника ему известны?

Ответы на вопросы показали, что некоторые знакомы с этой картиной, но назвать ее смогли 3-4 человека; эти же учащиеся назвали еще 2 картины этого же художника.

Прежде чем перейти к разбору содержания этой картины, учащимся кратко было рассказано о художнике и его творчестве.

Дальше следует разбор самой картины «Березовая роща». Один из учащихся рассказывает о ней.

После беседы учитель сообщает, что теперь учащиеся должны будут выполнить упражнение – творческий диктант по картине.

Далее объясняю, в чем будет заключаться предстоящая работа, и читаю текст диктанта, делая длительные паузы на месте пропущенных прилагательных.

Текст диктанта:

В 1879 году в Петербурге состоялось открытие… выставки. В…зале была показана… картина – «Берёзовая роща» Куинджи. Открытие выставки этой картиной было…событием в… жизни России. Картина поразила… блеском красок, … жизненностью и… простотой.

        В своей картине Куинджи не касается… деталей. Он отбирает самое существенное, что позволяет глубже понять его чувства. Художник как бы внезапно поразился увиденному и в нескольких… мазках передал это увиденное.

        …лето, … воздух словно застыл в дремоте… стволы берёз, …силуэт зелени вдали, небо, …плоскости света и тени на траве чудесно и мудро согласованы.

        А.И. Куинджи написал очень много картин, и все они звучали …гимном природе, ее … красоте, рождающей в человеке чувство… радости.

После чтения на экран выводятся вопросы:

  1. Когда и где была показана картина?
  2. Понравилась ли она?
  3. Что отличало картину Куинджи от пейзажей его современников?
  4. Что изображено на картине?
  5. Что помогает нам глубже понять чувства художника?

Ответ на каждый вопрос давался подробный, со всеми прилагательными, которые пропущены в прочитанном тексте. Причем на этих словах и акцентировалось внимание.

Из всех предложенных определений отбирались самые яркие и выразительные, после чего предложение прочитывалось один раз вместе с подобранными прилагательными. Так были прочитаны одно за другим все предложения из текста. Во время этой работы были разобраны значение и правописание трудных слов. Слова Куинджи, тысячеметровый, выставочный, ежегодная, необычайная, существенное, одухотворенная были выписаны на доску.

На этом была закончена подготовка к проведению диктанта.

Затем учащиеся записывали текст под диктовку. На месте пропущенных прилагательных опять делались длительные паузы. Ученики вспоминали прилагательные и записывали предложения полностью.

Вся работа по картине проходила в быстром темпе, ученики занимались этим новым для них видом работы с большим интересом.

Тщательная подготовка, большой интерес учащихся и внимание во время диктанта дали положительные результаты: диктант был написан хорошо.

Привожу текст диктанта с прилагательными, подобранными наиболее удачно (выводится на экран). Количество слов 105.

В 1879 году в Петербурге состоялось открытие ежегодной художественной выставки. В огромном тысячеметровом выставочном зале была показана единственная картина – «Берёзовая роща» Куинджи. Открытие выставки этой картиной было большим событием в художественной жизни России. Картина поразила ярким невиданным блеском красок, необычной жизненностью и удивительной простотой.

        В своей картине Куинджи не касается отдельных деталей. Он отбирает самое существенное, что позволяет глубже понять его чувства. Художник как бы внезапно поразился увиденному и в нескольких цветовых мазках передал это увиденное.

        Жаркое лето, прозрачный воздух словно застыл в дремоте светлые стволы берёз, тёмный силуэт зелени вдали, голубое небо, широкие плоскости света и тени на траве чудесно и мудро согласованы.

        А.И. Куинджи написал очень много картин, и все они звучали величественным гимном природе, ее одухотворенной красоте, рождающей в человеке чувство глубокой радости.

На следующем уроке проводится работа над ошибками. Важно проанализировать вставленные в текст прилагательные и систематизировать орфографические ошибки.

Урок, начинался с того, что ученики на доске и  в тетрадях записывают в два столбика: прилагательные вместе с существительными.

Употреблены не удачно

Употреблены удачно

величайшее, грандиозное событие

прекрасный, ослепляющий, великолепный блеск

постоянная, точная жизненность

потрясающая простота

великий, громкий гимн

яркая, замечательная красота

волнующая, удивительная радость

большое событие

яркий, невиданный блеск

необычная жизненность

удивительная простота

величественный гимн

одухотворенная красота

глубокая радость

Затем ученики читают предложения из текста сначала с прилагательными из первого столбика (неудачно подобранными), затем с прилагательными второго столбика (правильно подобранными). Сравнивая употребление тех и других прилагательных, учащиеся устанавливают, почему в данном контексте лучше употребить то или иное прилагательное. Так, например, было выяснено, почему прилагательные яркий, невиданный (блеск) более точны, выразительны и правильны в предложении Картина поразила ярким, невиданным блеском, чем прилагательные прекрасный, ослепляющий, великолепный. Прилагательное глубокая (старость) подходит больше, чем волнующая, удивительная и т.д. Затем прилагательные к существительным красота и событие ученики дополняют еще несколькими, записывают новые, более полные ряды.

Красота – замечательная, удивительная, ослепительная, необъяснимая, волнующая, спокойная, одухотворенная, утонченная, грубая.

Учащиеся разбирают значение каждого из перечисленных прилагательных, устно составляют с ними предложения, подбирают к этим прилагательным синонимы и антонимы, разбирают, какую стилистическую окраску придают они существительному красота.

К существительному событие можно записать такой ряд прилагательных: величайшее, чрезвычайное, огромнейшее, великое, большое, замечательное, интересное, ничтожное.

Закончив работу над лексическими ошибками, можно переходить к разбору типичных орфографических ошибок. Если имеются ошибки на другие правила (не на правописание окончаний прилагательных), то над ними лучше работать в индивидуальном порядке. Например, предложить карточку с заданием на это правило и указать параграф для повторения.

В конце работы зачитывается лучший диктант, с наиболее удачно подобранными прилагательными, и проводится краткая заключительная беседа, в которой еще раз подчеркивается значение имен прилагательных в нашей речи, вносимых ими оттенков, многообразие при определении признаков даже одного предмета (примеры их диктанта.

Я думаю, что эта работа развивает речь, прививает любовь к слову, делает учащихся более развитыми,

Творческие диктанты по картине приносят учащимся несомненную пользу. Диктанты с элементами творчества сразу заинтересовывают учащихся, так как это является новым и необычным для детей видом работы. Тексты диктантов помогают раскрывать содержание картины, учат понимать живопись и прививают любовь к ней.

Творческих диктант по картине способствует повышению грамотности учащихся и развивает их речь. Кроме того, он подводит учащихся к самостоятельной работе над сочинением по картине.

Творческие диктанты по картине – один из удачных видов упражнений, которые можно использовать на уроках.

Всё это позволяет сделать вывод, что проводимая в течение года работа над повышением грамотности учащихся и развитием речи, дает хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".

Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....