Буквы А и О в корне -КОС- - -КАС-
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Буквы А и О в корне –КАС- - -КОС –
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. 2 мин. | Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих в классе. Высказывает добрые пожелания детям. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Оформляют необходимые записи в тетрадях. |
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Постановка учебной темы и целей урока. | Обращает внимание детей на слова на доске: Очередь,чередовать,очередность. 1. Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами? 2. А какое лексическое значение у данного корня? 3. Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная смена гласных или согласных в определенных позициях ? 4.Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе? Проверим домашнее задание. Вам нужно было определить орфограмму и вставить пропущенные буквы. Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, отп_реть, разр_стался, р_сток. Какой можем сделать вывод?
Открывает створку со словами: Прик_снуться,к_сание. - Ребята, а кто-нибудь может вставить пропущенные буквы? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? Чем мы будем заниматься на уроке, какова тема? Определите нашу цель и задачи. | Выделяют в словах корни. Дети отвечают на поставленные вопросы. Предполагаемые ответы: 1. У них общий корень. Слова однокоренные. 2.Меняться местами; следовать друг за другом. 3. Чередование 4. -Лаг- – -лож- -Раст- – -рос- – -ращ- Е и И в корнях с чередованием ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-; -стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др. Выполняют самопроверку с объяснением. Предполагаемый вывод: написание гласной в корне зависит либо от последующих за гласной букв, либо от наличия или отсутствия суффикса А за корнем. Записывают тему урока. Определяют задачи урока: 1 узнать правило; 2 научиться графически обозначать орфограмму; 3 распознавать слова с чередующими корнями –кас-, -кос-. |
Усвоение новых знаний | Учитель просит выделить корни в словах, подчеркнуть гласную в корне, выделить суффикс -а- после корня, если он есть.Учитель переворачивает слова с вставленными буквами. -А теперь скажите, что вы заметили? Слайд 1: Составление алгоритма: Как не ошибиться в написании букв О и А в корнях -кос- – - кас-? Слайд 2: Графическое оформление орфограммы | Записывают два слова, над которыми проводится наблюдение.Формулируют правило: в словах, в которых после корня стоит суффикс -а, пишется корень -кас, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а, пишется корень -кос-. Проверяют себя по учебнику. Подготовленный ученик читает лингвистическую сказку.Еще три ученика инсценируют ее. Составляют алгоритм:1. Выделить корень. 2.Определить лексическое значение корня. 3.Проверить, есть ли после корня суффикс -а-. 4.Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-. Выполняют упражнение из учебника |
Физминутка. | Сл…жить вещи. Первое сл…гаемое. Зар…сли кустарника. Предл…жить блины. Р…стительный мир. К…снуться чуда. Выр…щенный цветок. К…саться рукой. Точки соприк…сновения. Березка подр…сла. Не к…саются влаги. | Дети поднимают правую руку, если в корне «а» , если в корне «о» -поднимают левую руку. |
Закрепление. | Слайд 3: четвертый лишний. Слайд 4: напишите маленькое письмо другу, рассказав о том, что с вами случилось, опираясь на картинки, используйте в своем тексте слова на изученную орфограмму. Тест | Предполагаемые ответы: 1.кАсательная, 2.коснитесь, 3.рАсти, 4. кОса. Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку |
Подведение итогов. | Какие новые знания вы усвоили? Что изучили на уроке? Что показалось наиболее интересным? Как вы считаете, достигли мы поставленных целей? | Отвечают на вопросы учителя. |
Рефлексия | Оцените свои успехи Учитель оценивает деятельность обучающихся на уроке, спрашивая при этом, как сам учащийся оценивает себя на этом уроке и согласен ли он с выставляемой отметкой. | Ученики подчеркивают одну из фраз на специальном листочке, который есть на парте у каждого. |
Домашнее задание | Домашнее задание на выбор: 1.написать диктант из 10 слов на изученную орфограмму, 2.упр.186 | Запись учащимися задания в дневники. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы о и а в корне гор-гар
Данный материал может использоваться как при изучении новой темы, так и для повторения ....
Урок русского языка в 6 классе на тему "Буквы о и а в корне -гор-, -гар-"
Цели: 1. Научить определять условия выбора –гор, -гар, учитывая лексическое значение корня;2.Развитие умения применять данное правило на практике, формировани...
Буквы Е и И в корнях с чередованием
Урок для учащихся с базой знаний по этой теме...
«Буквы О и А в корнях КОС-КАС.» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Конспект урока и интерактивная презентация SMART.Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной д...
Буквы о и а в корне с чередованием.–гор-, -гар-
Урок изучения нового материала по теме " Буквы о и а в корне с чередованием -гор, -гар....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...