Буквы А и О в корне -КОС- - -КАС-
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Урок усвоения нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_a_i_o_v_korne_-kas-_-_-kos_-.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы А и О в корне –КАС- - -КОС –

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. 2 мин.

Приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих в классе. Высказывает добрые пожелания детям. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Оформляют необходимые записи в тетрадях.

Актуализация

знаний.

Проверка домашнего задания.

Постановка учебной темы и целей  урока.

Обращает  внимание детей на слова на доске:

Очередь,чередовать,очередность.

1. Как вы думаете,  какая связь между всеми этими словами?

2. А какое лексическое значение у данного корня?

3. Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная смена гласных или согласных в определенных позициях ?

4.Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе?

Проверим домашнее задание. Вам нужно было определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.

     Соб_раться, распол_гаться, отр_сти,  расст_лать,  предпол_жение,  зам_рать, сл_жение,   отп_реть,  разр_стался, р_сток. Какой можем сделать вывод?

   

Открывает створку со словами:

 Прик_снуться,к_сание.  

- Ребята, а кто-нибудь  может вставить пропущенные буквы?  Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены?

Чем мы будем заниматься на уроке, какова тема?

Определите нашу цель и задачи.

Выделяют в словах корни.

Дети отвечают на поставленные вопросы. Предполагаемые ответы:

1. У них общий корень. Слова однокоренные.

2.Меняться местами;    следовать друг за другом.

3. Чередование

4. -Лаг- – -лож-

-Раст-  –  -рос-  – -ращ-

Е и И в корнях с чередованием  ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;

-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.

Выполняют самопроверку с объяснением. Предполагаемый вывод: написание гласной в корне зависит либо от последующих за гласной букв, либо от наличия или отсутствия суффикса А за корнем.

Записывают тему урока.

Определяют задачи урока:         

1 узнать правило; 2 научиться графически обозначать орфограмму; 3 распознавать слова с чередующими корнями –кас-, -кос-.

Усвоение новых знаний

Учитель просит выделить корни в словах, подчеркнуть гласную в корне, выделить суффикс -а- после корня, если он есть.Учитель переворачивает слова с вставленными буквами.

-А теперь скажите, что вы заметили?

Слайд 1: Составление алгоритма:

Как не ошибиться в написании букв О и А в корнях -кос-  – - кас-?

Слайд 2: Графическое оформление орфограммы

Записывают два слова, над которыми проводится наблюдение.Формулируют правило: в словах, в которых после корня стоит суффикс -а,  пишется корень -кас, а  в словах, в которых после корня нет суффикса  -а,  пишется корень -кос-. Проверяют себя по учебнику. Подготовленный ученик читает лингвистическую сказку.Еще три ученика инсценируют ее.

Составляют алгоритм:1. Выделить корень.

2.Определить лексическое значение корня.

3.Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.

4.Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.

Выполняют упражнение из учебника

Физминутка.

Сл…жить вещи.

Первое сл…гаемое.

Зар…сли кустарника.

Предл…жить блины.

Р…стительный мир.

К…снуться чуда.

Выр…щенный цветок.

К…саться рукой.

Точки соприк…сновения.

Березка подр…сла.

Не к…саются влаги.

Дети поднимают правую руку, если в корне «а» , если в корне «о» -поднимают левую руку.

Закрепление.

Слайд 3: четвертый лишний.

Слайд 4: напишите маленькое письмо другу, рассказав о том, что с вами случилось, опираясь на картинки, используйте в своем тексте слова на изученную орфограмму.

Тест         

Предполагаемые ответы: 1.кАсательная, 2.коснитесь, 3.рАсти, 4. кОса.

Самостоятельная работа.

Осуществляют взаимопроверку

Подведение итогов.

Какие новые знания вы усвоили?

Что изучили на уроке?

Что показалось наиболее интересным?

Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия

Оцените свои успехи

Учитель оценивает деятельность обучающихся на уроке, спрашивая при этом, как сам учащийся оценивает себя на этом уроке и согласен ли он с выставляемой отметкой.

Ученики подчеркивают  одну из фраз на специальном листочке, который есть на парте у каждого.

Домашнее задание

Домашнее задание на выбор: 1.написать диктант из 10 слов на изученную орфограмму, 2.упр.186

Запись учащимися задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о и а в корне гор-гар

Данный материал может использоваться как при изучении новой темы, так и для повторения ....

Урок русского языка в 6 классе на тему "Буквы о и а в корне -гор-, -гар-"

Цели:  1. Научить определять условия выбора –гор, -гар, учитывая       лексическое значение корня;2.Развитие умения применять данное правило на практике, формировани...

Буквы Е и И в корнях с чередованием

Урок для учащихся с базой знаний по этой теме...

«Буквы О и А в корнях КОС-КАС.» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Конспект урока и интерактивная презентация SMART.Предлагаемая методическая разработка урока русского языка представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной д...

Буквы о и а в корне с чередованием.–гор-, -гар-

Урок изучения нового материала по теме " Буквы о и а в корне с чередованием -гор, -гар....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...