Урок русского языка на тему: «Правописание приставок пре- и при-»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-»
Цели урока:
- познакомить с условиями выбора букв Е и И в приставках пре- и при-;
- развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность;
- воспитывать уважение к родному языку.
Задачи:
- Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
- Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
- Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ВЕРХНИЙ БУЛАЙ
Урок русского языка на тему:
«Правописание приставок пре- и при-»
Составила: Ерофеева М.А
Учитель русского языка и литературы
Технологическая карта урока. Русский язык. 6 класс
Тема урока: «Правописание приставок пре- и при-»
Цели урока:
- познакомить с условиями выбора букв Е и И в приставках пре- и при-;
- развивать навыки морфемного разбора слов, орфографическую и орфоэпическую грамотность;
- воспитывать уважение к родному языку.
Задачи:
- Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
- Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
- Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, к проявлению креативных способностей;
- стремление к речевому самосовершенствованию;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе, уважение друг к другу.
Познавательные:
- структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова.
Регулятивные:
- осознают самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;
- принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные:
- организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, взаимодействуют с партнерами по обмену информацией;
- обеспечивают бесконфликтную совместную работу в группах, выражают готовность к обсуждению разных точек зрения, умению слышать и слушать.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: «Русский язык. 6 класс», учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы-составители - Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., М.: Просвещение, 2014г.
- учебник,
- раздаточный материал (маршрутный лист),
- презентация
Образовательные технологии: проблемное обучение, элементы здоровьесберегательной технологии, исследовательская деятельность.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный (3 мин.) Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха. | Проверяет готовность класса к уроку, создает положительный эмоциональный настрой на восприятие новых знаний. - Здравствуйте, дети! Садитесь. Скажите, вы все сегодня поздоровались друг с другом? А улыбнулись при этом? Давайте поздороваемся друг с другом и улыбнемся! | Проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на урок. Слушают, пожимают друг другу руки и улыбаются | Коммуникативные: - умение слушать Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом). Регулятивные: -научатся контролировать организацию своего рабочего места. |
2. Словарная работа (6 мин.) Цель этапа: повторение правописания словарных слов и определение темы урока и цели совместной деятельности. | - Проверим, как вы усвоили орфограмму, изученную на прошлом уроке. Запишем словосочетания и обозначим в них орфограмму. Один ученик будет записывать на доске, остальные – в тетради: Диктует словосочетания с орфограммой «Буквы И-Ы после приставок»: разыграть партию в шахматы, предыдущая страница, сверхискусная работа, безымянный палец, подытожить результат, сыграть в футбол, межигровой момент. Организует взаимопроверку, помогает исправить ошибки | Записывают словосочетания, выделяют орфограмму Взаимопроверка | Познавательные: - обобщение наблюдений Коммуникативные: умение строить связное высказывание. |
3. Актуализация знаний (5 мин.) Цель этапа: подготовка мышления обучающихся к осознанию нового способа действия. | Организует повторение: - Прежде, чем мы перейдем к новой теме, вспомним, правописание каких приставок мы уже изучили? - Расскажите об условиях их выбора. Готовит к восприятию нового материала: - Сегодня утром я получила странное письмо и не смогла его прочитать. Ребята, помогите мне это сделать. (Слайд №1) Пр…бываем в Болтутино завтра на автобусе, пр…ходящем ровно в 11.00 на пр…школьную площадь. Если не возникнут непредвиденные обстоятельства, в 11.10 будем в вашей школе и сможем пр…ступить к работе. С пламенным пр…ветом, пр…ставки Пре- и При- - Попробуем прочитать его. А для этого нам надо правильно вставить буквы. Что для этого необходимо знать? (В какой части слова они пропущены и условия выбора). Знаем ли мы условия выбора этих приставок? (Нет). - Как вы думаете, как будет звучать наша тема урока? (Приставки пре- и при-) Запишем ее (Слайд №2) - А какие цели мы можем поставить перед собой на этом уроке ? | Отвечают на вопросы, рассказывают об условиях выбора букв -з, -с на конце приставок. Формулируют тему и цель урока. | Познавательные:
- структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить высказывание
-анализ объектов с целью выделения признаков; -умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез); -обобщение наблюдений; Регулятивные: -оценка –выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению -целеполагание Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -умение полно и точно выражать свои мысли; -умение аргументировать свое мнение, приводить доказательства. |
4. Изучение нового материала (12 мин.) Цель этапа: знакомство с условиями выбора приставок пре-, при-. | Организует самостоятельную работу обучающихся в парах. Поработаем в парах. - У вас на партах лежат маршрутные листы. В течение 8-10 мин. вы идёте по ним. В случае затруднения просите помощи учителя. Маршрутный лист: 1. Обратитесь к учебнику(стр. 111-112), проанализируйте таблицу, изучите правило. Оформите пункты 2-4 таблицей 2. Найдите значения приставки при-, запишите, приведите примеры. 3. Найдите значение приставки пре-, запишите, приведите примеры. 4.Возьмите на заметку! (Стр. 116), выпишите слова, в которых приставки пре-/при- не выделяются. Что нового узнали из учебного материала? А как эти знания нам пригодятся в дальнейшем в жизни? | Работают самостоятельно в парах по маршрутным листам Работают с информацией, представленной в форме текста. Передают знания друг другу. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его. | Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации; -смысловое чтение, определение основной и второстепенной информации; -умение применять информацию для решения практических задач. -структурирование знаний; -умение адекватно, осознанно строить устное высказывание. Регулятивные: -планирование своей деятельности; -волевая саморегуляция–мобилизация сил к преодолению трудностей; -коррекция; -контроль. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнёра; - умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: -ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в парах). |
5. Физкультминутка (2 мин.) Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения. | После физкультминутки настраивает на следующий этап урока. | Физкультминутка «Приставочки». (Учитель называет слова с приставками пре- или при-, учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова) А теперь всем нужно встать, присмотреться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, распрямить их, руки вниз приопустить и так стоять. А теперь: присесть, привстать, принагнуться, снова приосаниться да призадуматься: «А ведь преинтересный урок у нас получается!» Можно снова присесть на стул и прислушаться к новому заданию. | Регулятивные: -саморегуляция; Коммуникативные: - управление поведением партнёра Личностные: - ценностно-нравственная ориентация (настрой на работу, установление доброжелательных отношений в классе). |
6.Применения знаний и умений в новой ситуации (12 мин.) Цель этапа: закрепление условий выбора приставок пре-, при-, применение способов действий, вызвавших затруднения. | Организует деятельность по закреплению и применению новых знаний. Обеспечивает контроль за выполнением заданий. Проводит инструктаж по проверке. 1) -Расскажите об условиях выбора приставок пре- и при-. 2) -Давайте проверим, правильно ли вы заполнили таблицу в маршрутном листе? (Слайд №3) Оцените свою работу 3)- Теперь мы можем прочесть присланное нам письмо. Вставьте пропущенные буквы, объясните (Слайд №4, 5). 4) Буквенный диктант Ответ: И, Е, И, И, И, И, Е, И, Е, И (Слайд №6) Проверка со слайда 5) Работа с учебником (Упр. 202 –устно) 6) Мини-контроль: Задание: исправьте ошибки; объясните написание приставок, запишите исправленные слова Прекатился клубок, преостановился. Пресмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте | Строят монологическое высказывание по теме. С помощью интерактивной доски проверяют заполнение таблицы. Осуществляют самопроверку, сравнивают с эталоном. Оценивают свою работу. Вставляют буквы и объясняют условия выбора приставок пре-, при-. Пишут буквенный диктант. Сверяются с ответом. Работают группой и индивидуально (упр. 202) Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель, результаты, степень их соответствия. | Познавательные:
- умение применять информацию для решения практических задач; - умение адекватно, осознанно строить устное высказывание; - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; - умение строить доказательства; - рефлексия способов и условий действия
- анализ объектов с целью выделения признаков и их классификация; - умение представлять связи между составляющими предмета изучения (синтез) Регулятивные: - контроль в форме сличения способа действия с эталоном с целью обнаружения отклонения от эталона - коррекция; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - волевая саморегуляция – мобилизация сил к преодолению препятствий. Коммуникативные: - сотрудничество в поиске информации; - умение полно и точно выражать свои мысли, - - владение монологической и диалогической речью; - умение аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы Личностные: - самоопределение; - развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха. |
7. Домашнее задание (3 мин.) | Даёт комментарий к выполнению задания. | Записывают домашнее задание: Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. Для всех: § 31; На выбор: 1.Сочинить сказку, используя как можно больше слов с изученной орфограммой. 2.Написать заметку «Делаем цветник» по опорным словам (8-9 предложений): пришкольный, привезли, прекратили, прибежали, принесли, приступили, предовольные. 3. Упр. 203 (Слайд 8) | Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи в зависимости от условий Регулятивные: - прогнозирование; - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самооценка на основе успешности |
8. Рефлексивно-оценочный (2 мин.) Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию. Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. Я попрошу вас поделиться своими впечатлениями. А для этого прошу продолжить фразу: «Сегодня на уроке…» Осталось поставить оценки. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности | Регулятивные: - оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - оценка процесса и результата деятельности. Личностные: - самооценка на основе успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку русского языка на тему: "Правописание приставок при- и пре-"
Презентация содержит материал к уроку...
Урок русского языка по теме "Правописание приставок на -з,с" 5класс
Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок на -з,-с". Урок содержит презентацию....
конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....
Урок русского языка по теме:" Правописание приставок пре- и при-".6 класс.
По программе Рузумовской....
Технологическая карта урока русского языка по теме: Правописание приставок пре- и при-
Урок изучения нового материала...
Урок русского языка по теме "Правописание приставок пре-,при-"
Это урок с использованием мультимедийной презентации. Данная тема ( «Правописание приставок пре-, при-») изучается в 6 классе (по программе М.Разумовской)....
Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской)
Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащи...