Урок русского языка по теме "Правописание приставок на -з,с" 5класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Сеначина Елена Сергеевна

Конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок на -з,-с".  Урок содержит презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Буквы з, с на конце приставок».

Цели урока: познакомить с орфограммой буквы з, с на конце приставок.

Задачи:

1.Обучающая: сообщить способ действия при выборе з,с на конце приставок;
отрабатывать навык определения согласных по звонкости – глухости, навык выделения приставки слова.
2.Развивающая: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание;
развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память.
3.Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Оборудование: карточки, ноутбук, мультимедиапроектор, оценочные листы.

Ход урока.

1. Орг. момент.

 Выдаётся оценочный лист.

2. Проверка домашнего задания.

Терминологический диктант. Кроссворд.

Цель: проверить усвоение теоретического материала по теме «Морфемика".
1) наименьшая значимая часть слова;
2) часть изменяемого слова без окончания;
3) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;
4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;
5) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют …
6) кратчайшая звуковая единица, из которой состоит морфема;
7) значимая часть слова, которая образует формы слова;
8) главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов;
9) части слов, в которых имеются изменения (чередования) звуков, называются … морфем;
10) раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова.
Ключ: 1) морфема; 2) основа; 3) приставка; 4)суффикс; 5) чередование; 6) фонема; 7) окончание; 8) корень; 9) вариант; 10) морфемика.

Поставьте себе оценки кто отгадывал кроссворд.

3. Повторение. Беглые гласные.

Запись в тетрадях числа и темы.

Скажите какая в этих словах беглая гласная.

Сынок – сынка, листок – листка, мешок – мешка, узелок – узелка, пушок – пушка, горец – горца.

5.Изучение нового материала.

Сообщение темы и цели.

Лингвистическая задача.

1) Из слова разжечь возьмите приставку.

2) Из слова гадать – корень.

3) Из слова упаковка – суффикс.

4) И окончание – из слова справка.

          (Раз+гад+к+а)

- Какое слово получилось?

-  Какая приставка пишется в слове разгадка?

- Чтобы быть уверенными послушаем «Грамматическую сказку о приставках».

В некотором царстве орфографическом государстве. (Слайд 1.) Жили – были согласные, звонкие и глухие. (Слайд 2.) Дружно жили не тужили…Однажды заспорили звонкий – з и глухой – с. Кто главней? Кому стоять на конце этих приставок? (Слайд 3). 

З- кричал, что звучит сильнее, С- убеждал, что без него тоже не обойтись. Дело чуть не дошло до драки… А ведь не будет добра, коли меж своими вражда! (Слайд4).

Решили буквы сходить к мудрецу. Повелел мудрец звонкому стоять перед звонкими согласными, а глухому перед глухими согласными. Тогда снова наступил мир и лад в государстве.

Послушали совета жители государства и поныне живут дружно, беспрекословно следуют правилу, безмерно рады друзьям и бесконечно счастливы. (Слайд 5).

Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок!

-Сделаем вывод, какая буква пишется в слове разгадка на конце приставки?

6. Работа с учебником.

- Проверьте себя. Откройте учебник и прочитайте правило.

7. Закрепление изученного.

- Упражнение № 423. (устно).

8. Физминутка.

(проводит ученица)

Если в пословице встречается приставка с буквой С – приседаем, с З – подпрыгиваем.

  1. Безмерная хвала чести вредит.
  2. Чего не знаешь, того не разгадаешь.
  3. С совестью не разминуться.
  4. Беспечальному сон сладок.
  5. Горько не вечно, а сладко не бесконечно.
  6. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  7. Человека узнаешь, когда с ним пуд соли расхлебаешь.
  8. Друга разжалобить – самому заплакать.
  9. Не изведан – друг, а изведан – два.
  10. Раздружится друг – хуже недруга.

9. Распределительный диктант.

Выпишите слова с приставками на з-, с- в два столбика.

Цель: отрабатывать умение применять способ действия при выборе з-,с- на конце приставок; находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.
1) Ласковым словом и камень ра…топишь.
2) Бе…донную бочку водой не наполнишь.
3) Кашу маслом (не)и…портишь.
4) Моря веслом (не)ра…плещешь.
5) Маленькое дело лучше большого бе…делья.
6) Огонь тушат пока (не)ра…горелся.

Игра «Прятки с приставками».

В учебнике даны слова в рамочке на с. 176

Объясните их правописание.

10.Диктант на замену. Замените слово с предлогом близким по значению прилагательным. Цель: развивать умение осуществлять синонимическую замену существительного с предлогом прилагательным с применением знаний по изучаемой орфограмме.
Ночь без сна Бессонная ночь
Труд без пользы Бесполезный труд
Небо без звёзд Беззвёздное небо
Зима без снега Бесснежная зима
Мотор без шума Бесшумный мотор
Образуется из пара Испарение воды.

11. Индивидуальные задания.

1 уч-ся – соединить букву З со звонкими согласными.

2 уч-ся – соединить букву С с глухими согласными.

Соединить приставки на з– и с– с согласными:

Остальные учащиеся – упражнение из учебника №424. [4]

12.Найти «Пятое лишнее». (Слайд 6)

1. Разжать, безграничный, бесценный, изготовить, безжизненный.

2. Бесцветный, распороть, воспарить, исследовать, безрадостный.

3.Бесшовный, сделать, бестолковый, распробовать, рассказ.

13.Творческая работа. (Работа в группах). Рефлексия.

Учитель: «Ребята, а какой ещё урок извлекли из сказки?»

(Надо жить в мире, чтобы быть счастливыми.)

Задание. Со словами «Лишними» из предыдущего задания придумать предложения о дружбе.

14. Домашнее задание.

П. 83 правило, упр. 432.

15. Итог урока. Оценивание.

- Чем важен для нас сегодняшний урок?

- Что нового узнали?

Я вам желаю чтобы вы всегда жили дружно и некогда не ссорились.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Урок русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"

Конспект  урока русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой  материал и занимательны...

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ....

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

Это первый урок по данной теме, где учащиеся знакомятся с условиями выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-, учатся определять лексическое значение данных приставок....

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....