Конспект урока "Повествование как тип текста"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Материал может быть полезен во время подготовки к уроку русского языка по типам текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povestvovanie.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Типы речи. Повествование.
Цель познакомить со структурой текста-повествования;
формировать умение определять ведущий тип речи;
развивать навык составления простого плана текста
с последующим пересказом;
формировать понятие о нравственных ценностях –
уважение к истории, к памяти о прошлом;
воспитывать художественно-эстетические чувства.
Знать типы речи, признаки типа речи повествование;
Уметь определять тип речи повествование, составлять план текста,
излагать текст выборочно по составленному плану;
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Цели урока.
- Актуализация опорных знаний (опрос по теме «Текст»).
- Что такое текст?
- Что такое тема текста?
- Что такое основная мысль текста?
- Для чего нужен план текста?
- Работа по теме урока.
- Чтение текстов.
Перед нами 3 текста, прочитайте, скажите, какой из них похож на домашнее упражнение. Чем?
ТЕКСТ № 1.
Красивая декоративная шкатулка предназначена для хранения женских украшений. Выполнена в русском народном стиле из дерева бука с использованием отделки резьба по дереву. Удобная крышка легко открывается, надёжно держится в вертикальном положении, её можно использовать как подставку для зеркала.
ТЕКСТ № 2.
Перед нами маленькая шкатулка. Какой от неё прок, для чего она нужна? Она такая миниатюрная, что, на первый взгляд, в неё ничего не войдёт.
Но это не так. На самом деле она очень практичная. В ней очень удобно хранить украшения: колечки, серьги, цепочки. Всё находится в порядке, а сама шкатулка занимает мало места.
текст 3 - дз.
- Анализ структуры текстов при помощи схем.
Рассмотрите схемы-структуры текстов разных типов речи и определите типы речи прочитанных текстов.
- Завязка – развитие действия – кульминация – развязка
- Общее представление о предмете – детали – оценка
- Тезис (то, что доказываем) – аргументы (доказательства) - вывод
ВЫВОД: Текст № 1 – рассуждение о назначении шкатулки;
Текст № 2 – описание шкатулки;
Текст № 3 – дз (описание).
3.Анализ сказки "Соловей и аист".
- Прочитайте, определите тип текста.
Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далекой стране живет старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья. Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
― Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!
Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
― Надо делать вот так.
― Все ясно! ― обрадовался аист. ― Это и есть музыка? ― и улетел, чтобы удивить мир своим искусством.
Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он учил соловья всему, что знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак аист умеет только стучать клювом.
- Выполните задания формата ВПР.
6. Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.
7. Составь и запиши план текста. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.
8. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание текста. Запиши свой вопрос.
9. Как ты понимаешь значение слова «мудрец»? Запиши своё объяснение.
10. Замени слово «приветливая» близким по значению словом. Запиши это слово.
11. B последнем предложении найди слово, состав которого соответствует схеме:
12. Выпиши из 2-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
13. Выпиши из 2-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они
относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на выбор).
14. Выпиши из 2-го предложения все глаголы в той форме, в котором они употреблены в предложении. Укажи спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).
IV. Итог урока. Д\з.
Д\з.Упр. 283 (план+ выписать выделенные глаголы определить их спр./время/число/род/лицо).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме "Текст как информационный объект"
План-конспект включает краткое изложение материала о стилях, создании оглавления и автоматической нумерации рисунков и таблиц в текстовом редакторе Ms Office Word 2007. Затем предлагается задание по п...
Конспект урока "Комплексный анализ текста". Дифференцированное обучение
Урок для подготовки учащихся 9-х классов к ГИА, проводится групповая деятельность учащихся...
Конспект урока. От анализа текста к сочинению.
Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). ...
Конспект урока информатики "Форматирование текста на Web-странице и вставка изображения"
Урок разработан для учащихся 8 класса, соответствует требования ФГОС....
конспект урока "Учимся понимать текст"
работа с текстом...
Конспект урока "Виды переработки текста.План"
Конспект урока "Виды переработки текста.План"...
Конспект урока "Лингвистический анализ текста"
Конспект урока "Лингвистичесикй анализ текста"...