Конспект урока по теме "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок изучения нового материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка урока 68 КБ
Файл Презентация 334.49 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Крутовская средняя общеобразовательная школа»

г.о. Серебряные Пруды  Московской области

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

на тему «Местоимение как часть речи»

Учитель: Федорова Ольга Владимировна

Тип урока: изучение нового материала

Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с признаками местоимения

Задачи: Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), коммуникативной.

Содержательная: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; научиться узнавать и определять грамматические признаки и роль местоимений в нашей речи; познакомить с основными разрядами местоимений.

Развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: понимание родного языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов.

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль местоимений; уметь находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

Базовый уровень: 6 часов в неделю

Оборудование и технические средства обучения: презентация, медиапроектор.

Дидактические материалы:

Приложение 1 «Таблица с разрядами местоимений»

Приложение 2 «Текст»

Приложение 3 «Тест»

Автор учебника: русский язык в 2х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.

№ п/п

Этап урока, продолжительность

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

Проверка готовности рабочих мест к началу урока.

Приветственное слово: Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний. Сегодня, как и на предыдущих уроках, мы будем путешествовать по одному из королевств этой огромной страны – Морфологии.

А теперь пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

Проверяют готовность рабочих мест.

Подготовка класса к работе.

2.

Актуализация знаний

Цель этапа: пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения.

Слово учителя: Сегодня мы откроем еще один уголок нашего королевства, то есть изучим еще одну часть речи. А для начала послушайте стихотворение:

Никто никому ничего не сказал,

Что Некто и с кем-то куда-то попал.

Никто ведь об этом ничто не узнал,

Что Некто зачем-то куда-то пропал.

А Некто с кого-то пример не берёт.

Он только худеет, не ест и не пьёт,

Не видит он даже, что некто идёт,

Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.
В какой день недели, в котором часу

Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу

Кому бы то ни было: этой, тому,

Нашему, вашему, даже ему?

Вернется когда-нибудь Некто к себе,

Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?",

В любой день недели он будет всегда

Повсюду, везде улыбаться тогда

Вопросы:

-Слова, какой части речи, чаще других встречаются в этом стихотворении? (местоимение)

- Какой теме будет посвящен наш урок?

Запись даты и темы урока «Местоимение как часть речи»

Слушают стихотворение.

Формулируют тему урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока «Местоимение как часть речи»

3.

Постановка учебной задачи

Цель этапа:постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

Вопросы:

Какую цель мы сегодня поставим перед собой на уроке? (познакомиться с местоимением как частью речи)

Что ты должны для этого сделать? (определить роль местоимений в русском языке, повторить синтаксическую роль местоимений, узнать разряды местоимений и т.д.)

Совершенно верно. И теперь, когда у нас есть цель, когда мы определились с задачами, можем приступать к изучению данной темы.

Формулируют цель и задачи урока

4.

Постановка проблемы.

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем)

Слово учителя: Изучать местоимение нам поможет таблица под названием «ЗУХ». Начертите таблицу в тетрадь.

Давайте поработаем с ней. Заполните пока только первую колонку, отметьте в ней то, что вы уже знаете о местоимении.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

К остальным графам таблицы мы вернемся позже.

Расскажите, что же вы знаете о местоимениях?

Ответьте на вопросы:

Какова же роль местоимения в речи?

Назовите грамматические признаки местоимений?

Какими членами предложения могут быть местоимения?

(обучающиеся затрудняются с ответами).

Нам явно не хватает имеющихся знаний, давайте попытаемся пополнить копилку сведений о местоимениях.

Заполняют таблицу

Отвечают на поставленные вопросы.

Сталкиваются с затруднением.

5.

 Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: построение проекта выхода из затруднения, получить новые знания о местоимении как части речи.

Слово учителя: Послушайте рассказ А.П Чехова «Моя «Она»

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

Итак, о ком или о чем говорит автор?

(Моя «Она» - это лень.)

Словарная работа

Местоимение – вместо и имя, то есть вместо имени.

А вместо какого такого имени?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, поработаем над предложениями. Запишем и сравним их.

Петр подошел к незнакомому дому через два часа.

Он подошел к какому-то дому через несколько часов.

Таким образом, какие части речи может заменять местоимение? (имя существительное, имя прилагательное и имя числительное)

На что указывают местоимения? (на предмет, признак, количество, но не называют их)

Попробуйте дать определение местоимению.(Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их)

Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимений.

Запишем текст:

Весна на пороге. Вскоре она вступит в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.

Назовем все местоимения и определим их синтаксическую роль.

Сделаем вывод: в предложении местоимении обычно бывает? (подлежащим, дополнением, определением)

Обратим внимание на морфологические признаки местоимений. Опираясь на записанный нами текст, определите морфологические признаки местоимений. (Изменяются по падежам, некоторые местоимения изменяются по родам и числам)

Давайте обобщим все сказанное нами о местоимении.

Заполните, пожалуйста, вторую графу нашей таблицы, что вы узнали на данном этапе урока о местоимениях

Слушают рассказ.

Отвечают на вопросы.

Проводят словарную работу. Определяют грамматические признаки и синтаксическую роль местоимений.

Заполняют таблицу.

 Учатся давать определения.

6.

Физкультминутка.

Цель: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

Море волнуется

Море волнуется — раз! (Шагаем на месте.)

Море волнуется - два! (Наклоны туловища влево-вправо.)

Море волнуется — три! (Повороты туловища влево-вправо.)

Морская фигура, замри! (Присели.)

7.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Слово учителя: А сейчас мы разделимся на группы.Первый вариант будет группой №1, второй вариант – группой №2.

1 группа выполняет упражнение учебника 433 и отвечает на вопросы: какие же части речи может заменять местоимения, какие местоимения могут изменяться по падежам (с примерами из текста)

2 группа выполняет упражнение 434 и отвечает на вопрос: какова синтаксическая роль местоимений.

Слово учителя: Я вам предлагаю еще немного расширить свои знания о местоимении. Послушайте лингвистическую сказку.

В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна. А страну эту называли Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города. И названия этим городам были – Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. И жило в этой сказочной стране великое множество местоимений. И селились они по городам по своим интересам и характерам. Так в городе Личный жили личные местоимения. Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки. Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО. Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ.
Самый маленький город в стране - Возвратный. В нём живёт только одна семья – себялюбки, так их называют в других городах. Потому что они только и делают, что говорят о себе и любят только СЕБЯ. 
Третий город – Притяжательный. В этом городе живут очень дружные жители – местоимения - МОЙ, ТВОЙ, ЕГО, ЕЁ, НАШ, ВАШ, ИХ, СВОЙ. Они всегда готовы помочь не только жителям своего города, но и жителям всей страны. В городе Указательный живут самые невоспитанные местоимения. Они только и делают, что показывают друг на друга пальцем и говорят: ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ. Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный.
А вот в городе Относительный вопросов нету. Там живут очень спокойные жители, хотя внешне слова, которые они произносят и похожи на слова их соседей: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КАКОВ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, СКОЛЬКО. Только говорят они их спокойно. Например, вот так мама может сказать своему непослушному ребёнку: “Ах, в который раз ты не слушаешься меня...”
В городе Определительный живут всякие разные местоимения. У них очень разные интересы, но все они очень добрые и работящие жители: ВЕСЬ, ВСЯКИЙ, КАЖДЫЙ, САМ, САМЫЙ, ИНОЙ, ЛЮБОЙ, ДРУГОЙ.
Самые упрямые местоимения живут в городе Отрицательный. Они ни с кем никогда не соглашаются и всегда всё отрицают: НИКТО, НИЧТО, НИЧЕЙ, НИКАКОЙ, НЕКОГО, НЕЧЕГО. Они часто говорят: “Никого, ничего никто не видел. Ничего никто не брал. И вообще я ничего не знаю.”
Самый последний город в Стране Местоимений – это город Неопределённый. У жителей этого города есть одна любимая сказка. Которая начинается словами: “В НЕКОТОРОМ царстве, в НЕКОТОРОМ государстве жили-были НЕСКОЛЬКО НЕКТО и НЕЧТО. НЕКОТОРЫЙ КТО-ТО ЧТО-ТО ГДЕ-ТО видел красивое, но нам с вами об этом не расскажет…”

Слово учителя: Как вы уже догадались, местоимения делятся по значению на разряды. У вас на партах лежат таблицы (см. Приложение 1).  Более подробно мы поговорим о разрядах местоимений на последующих уроках, а сегодня только познакомимся с названиями разрядов и местоимениями, которые входят в эти разряды.

Задание: Выписать из текста все местоимения, с помощью таблицы определить их разряд. (см. Приложение2)

1. Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней 3. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 4. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней. 5. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. 6. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом.

И. Тургенев

(проверка)

Я думаю, вам есть, что еще записать в таблицу «ЗУХ»

Работают в группах, готовят небольшие сообщения по заданным вопросам, отвечают.

Слушают сказку, знакомятся с таблицей разрядов местоимений по значению, выполняют задание.

8.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель: развитие умения решать учебно- познавательные задачи

Тест по теме "Местоимение" (на листах у каждого см. Приложение3)

1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек.

А) дополнение;

Б) определение;

В) обстоятельство.

2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:

А) весь;

Б) некто;

В) ты.

3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А) я, кто, любой, второй;

Б) себя, своего, по-моему, прежний;

В) никого, что-либо, их, по-нашему;

Г) ее, всякий, самый, каждый.

4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом.

А) определительное местоимение;

Б) личное местоимение;

В) притяжательное местоимение;

5. Какое из местоимений соотносится с существительным?

А) твой;

Б) туда;

В) кто-то.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполненной работы и оцените своего товарища.

Ответы тестов (1 –б, 2 –а, 3 –г, 4 – в, 5 – в)

Работают с тестами.

Оценивают свою работу.

Ответы проверяют по ключу.

Сравнивают свою оценку.

9.

 Итог урока. Домашнее задание

Вопросы: Вспомним, какую цель мы ставили перед собой в начале урока, достигли ли мы ее?

Домашнее задание: выполнить упражнение 435, заполнить третью графу таблицы «ЗУХ», знать теоретический материал, представленный на с. 64 вашего учебника.

Ведут диалог, повторяют основные определения и правила, записывают домашнее задание

10.

Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Вопросы: Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?

Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.

Как вы оцениваете свою работу на уроке и работу одноклассников?

Оцени работу всего класса.

Оценивают свою работу на уроке.

Оценивают работу класса

  1. Материалы для учащихся к уроку «Местоимение как часть речи"

Приложение 1

Разряд местоимений

Примеры

1

Личные

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они 

2

Возвратное

себя 

3

Притяжательное

Мой, твой, свой, наш, ваш (его, её, их) 

4

Относительные

Кто, что, какой, который, чей, сколько, каков 

5

Неопределенные

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, чей-либо 

6

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего 

7

Вопросительные

Кто? какой? что? Чей? Сколько? Каков? который? 

8

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько 

9

Определительные

Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой 

Приложение 2

1. Я добрался, наконец, до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мной, а за ними виднелось пустынное поле. 2. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней 3. Небольшая ночная птица почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. 4. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней. 5. Казалось, отроду не бывал я в таких пустых местах: нигде не мерцал огонек, не слышалось никакого звука. 6. Кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. 7. Два-три мальчика быстро поднялись с земли. Я откликнулся на их вопросительные крики. Они подбежали ко мне, отозвали собак, которых особенно поразило появление моей Дианки, и я подошел к ним.

И. Тургенев

Приложение 3

Тест по теме "Местоимение"

1. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении: В нашем доме живет известный человек.

А) дополнение;

Б) определение;

В) обстоятельство.

2. Укажите местоимение, которое изменяется по родам:

А) весь;

Б) некто;

В) ты.

3. В каком ряду все слова являются местоимениями?

А) я, кто, любой, второй;

Б) себя, своего, по-моему, прежний;

В) никого, что-либо, их, по-нашему;

Г) ее, всякий, самый, каждый.

4. Какая морфологическая характеристика выделенного слова является правильной: Ее дом находился за городом.

А) определительное местоимение;

Б) личное местоимение;

В) притяжательное местоимение;

5. Какое из местоимений соотносится с существительным?

А) твой;

Б) туда;

В) кто-то.


Слово учителя: Послушайте рассказ А.П Чехова «Моя «Она»

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи

Цель  урока:  познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Конспект урока "Причастие как часть речи".

Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, сформировать умение различать причастия и прилагательные, повторить грамматические признаки глагола, прилагательного.Презентация к уроку....

Конспект урока "Роль служебных частей речи"

Разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС...

Конспект урока "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА« Причастие как часть речи»с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов1.  ФИО (полностью)Цой Наталья Федоровна2.  Место работыМОУ «СОШ № 31»...