Конспект урока "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Цой Наталья Федоровна


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Причастие как часть речи»

с использованием ЭОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

1. 

ФИО (полностью)

Цой Наталья Федоровна

2. 

Место работы

МОУ «СОШ № 31»  города  Магнитогорска

3. 

Должность

Учитель русского языка и литературы

4. 

Предмет

Русский язык

5. 

Класс

7

6. 

Тема и номер урока в теме

Понятие о причастии. Первый урок по теме «Причастие»

7. 

Базовый учебник

«Русский язык. Теория. 5-9классы»

 под ред. В. В.Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой.

«Русский язык. Практика», 7 класс,

под ред.С. Н. Пименовой

 

8.      Цель  урока: дать понятие о причастии как о самостоятельной части речи.

9. Задачи:

- обучающие: дать представление о причастии как о части речи, раскрыть грамматическое  значение причастия, в том числе его морфологические и синтаксические признаки;

-развивающие: развивать умение отличать причастие от других частей речи,  находить причастие в тексте;

-воспитательные:  воспитание положительной мотивации к обучению с помощью информационной среды.

10.  Тип урока: изучение нового материала

11.  Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы.

12.  Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichastie_kak_chast_rechi._tsoy_n.f.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Причастие как часть речи»

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Цой Наталья Федоровна

Место работы

МОУ «СОШ № 31»  города  Магнитогорска

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Понятие о причастии. Первый урок по теме «Причастие»

Базовый учебник

«Русский язык. Теория. 5-9классы»

 под ред. В. В.Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой.

«Русский язык. Практика», 7 класс,

под ред.С. Н. Пименовой

  1. Цель  урока: дать понятие о причастии как о самостоятельной части речи.

9. Задачи:

- обучающие: дать представление о причастии как о части речи, раскрыть грамматическое  значение причастия, в том числе его морфологические и синтаксические признаки;

-развивающие: развивать умение отличать причастие от других частей речи,  находить причастие в тексте;

-воспитательные:  воспитание положительной мотивации к обучению с помощью информационной среды. 

  1. Тип урока: изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационное начало урока

Приветствие. Знакомство учащихся с темой и целью урока

Подготовка учащихся к уроку. Приветствие учителя.

1 мин.

2.

Актуализация ЗУНов

Учащимся предлагается игра «Найди лишнее слово».

 (на доске).

А) Глиняный, смеющийся, соломенный, стеклянный.

Б) Склонить, выпить, приклеивший, залепить.

- Объясните, почему эти слова вы считаете лишними? Попробуйте определить, к какой части речи они относятся? Чем вызвано ваше затруднение?

Учащиеся, играя, отвечают на поставленные вопросы

5 мин

3.

Объяснение нового материала

Учитель представляет Причастие как сына папы Глагола и мамы художницы Прилагательное.

Слушают

1 мин.

1. Интерактивная таблица "Глагол и причастие" (N 139806)

Демонстрация интерактивной таблицы "Глагол и причастие". Ставит  перед учениками проблему: сравнить две части речи

Ученик самостоятельно анализирует и отвечает на поставленные вопросы

5 мин.

2. Интерактивная таблица "Прилагательное и причастие" (N 139929)

Демонстрация интерактивной таблицы «Прилагательное и причастие». Ставит  перед учениками проблему – сравнить две части речи

Ученик самостоятельно анализирует и отвечает на поставленные вопросы

5 мин.

3. Интерактивная схема "Согласование в падеже" (N 139094)

Демонстрация интерактивной схемы "Согласование в падеже" Ответ на вопрос «В каких формах должно стоять причастие? Почему?»

Отвечает на поставленные вопросы

1 мин.

4. Интерактивная схема "Согласование в роде" (N 138932)

Демонстрация интерактивной схемы

"Согласование в роде". Даёт задание ученикам «Как вы распределите формы причастия по пустым строкам? Почему?»

Выполняет задание "Как вы распределите формы причастия по пустым строкам? Почему?" Распределяет формы причастия по пустым строкам

1 мин.

5. Интерактивная схема "Согласование в числе" (N 140023)

Демонстрация интерактивной схемы

"Согласование в числе». Даёт задание ученикам «Приведите схему в действие. Как вы думаете, что она иллюстрирует?»

Выполняет задание "Приведите схему в действие. Как вы думаете, что она иллюстрирует?»

1 мин.

6. Интерактивное определение "Причастие" (N 139046)

Демонстрация интерактивного определения «Причастие»

Учащиеся читают и анализируют гипертекст

1 мин.

4.

Закрепление знаний

1. Составление памятки «Узнаем причастие» (запись на доске)

Составление памятки «Узнаем причастие» (запись в тетрадь)

  1. Вопрос «какой?».
  2. Образовано от глагола (можно сказать «тот, который…»).

2 мин.

 2. Анализ языкового материала. Работа по группам.

I группа (сильные учащиеся).

Самостоятельная работа с текстом на доскею

 Задание: найти причастия, определить их синтаксическую роль, выписать, произвести морфемный разбор.

II группа (средние и слабые учащиеся). Работа с учебником под руководством учителя. Устное выполнение упр.37(1,2) стр.18.

5 мин.

3. Проверка работы I группы. (На доске выделить причастия). Все ли причастия вы нашли? Каким членом предложения они могут быть? Какие суффиксы причастий вы выделили?

Вы, наверное, заметили, что суффиксы причастий не похожи на суффиксы других частей речи. Поэтому причастие можно отличить еще и по суффиксу.

Учащиеся слушают и записывают суффиксы.

В памятке «Узнай причастие» появляется 3-й пункт:

3.  Суффикс (запись в тетради).

3 мин

Работа с учебником.

Объяснение задания учащимся

I группа: упр.39 (устно, с самопроверкой по «ключу»), упр.40 (письменно).

II группа: упр.38 (первые 3 слова выполнит 1 ученик у доски, следующие 3 слова – с комментированием с места, остальные самостоятельно – самопроверка по ключу).

8 мин.

Проверка работы I группы: чтение вслух составленных словосочетаний с причастиями по упр.40. Выясняем, у кого больше?

5.

Диагностика усвоения материала

Тест "Понятие о причастии" (N 140120)

Работая с данным   тестом, учитель объясняет порядок работы, проверяет полученные учащимися знания. После выполнения данной работы проходит коллективная проверка

Прослушав инструкцию, данную учителем по выполнению работы, ученики самостоятельно выполняют тест.

3 мин

6.

Домашнее задание

Учитель  предлагает домашнее задание, дает рекомендации по его выполнению

Учащиеся записывают домашнее задание

А). Упр. 42, рассказ о причастии по плану (слайд 7).

Б). Составить сказку о причастии (по желанию).

2 мин.

7.

Итог урока

Учитель ставит вопросы классу на определение уровня усвоения программного материала, анализирует деятельность учащихся на уроке

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы

1 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

«Причастие как часть речи»

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

 Интерактивная таблица "Глагол и причастие" (N 139806)  

Табличный, информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/532b9f7e-dd05-4a3e-b042-51a0c35ca2cb/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_192%5D.swf

2.

Интерактивная таблица "Прилагательное и причастие" (N 139929)

Табличный, информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a69da8cf-ab9d-4437-a4c1-7cbec489e692/%5BRUS7_132%5D_%5BIA_193%5D.swf

3.

Интерактивная схема "Согласование в падеже" (N 139094)

Схематичный, информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6cafbccb-25bb-40a4-a8f0-a3ba2038f8d4/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_198%5D.swf

4.

Интерактивная схема "Согласование в роде" (N 138932)

Схематичный, информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/032c0d9a-b7d2-43dd-be48-34ad1b273f6d/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_196%5D.swf 

5.

Интерактивная схема "Согласование в числе" (N 140023)

Схематичный, информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ca58df7d-e227-455e-b157-2c44be09d11e/%5BRUS7_132%5D_%5BIM_197%5D.swf

6.

Интерактивное определение "Причастие" (N 139046)

Текстовый, информационный

Иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4d1d8927-5b5a-4895-aec6-7b6b36602308/%5BRUS7_132%5D_%5BTD_190%5D.htm 

7.

Тест "Понятие о причастии" (N 140120)  

Тестовый, контролирующий

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f3f15860-3405-40ba-923d-3650f732d3fa/index_listing.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов при изучении темы «Имя прилагательное как часть речи» в 6 классе

Набор электронных образовательных ресурсов при изучении темы "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе...

Мастер-класс "Знакомство с ресурсами и инструментами Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов"

Мастер-класс:познакомит Вас с возможностями Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов, а также научит находить ресурсы и добавлять их в PowerPoint презентации...

Использование материалов Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов на уроках химии.

Применение электронных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе....

Использование "Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов" на уроках химии

Тематическое планирование по химии 9 класса по теме "Неметаллы" УМК Габриелян О.С. 9 класс (базовый уровень)В настоящее время во многих учебных заведениях, и в нашем в том числе, наблюдается смещение ...