Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку (6 класс)
Статья из опыта работы по проблеме: что такое критическое мышление и как развивать его у учеников на своих уроках?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bazeeva_ea_g._nizhnekamsk.docx | 168.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления на уроках
русского языка и литературы
Базеева Евгения Александровна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Что такое критическое мышление и как его развить? Это главный вопрос в моей работе, работе учителя русского языка и литературы. Развитость критического мышления выпускника - это и предметный, и метапредметный, и личностный результат обучения.
Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы. Критическое мышление – ключевая компетенция человека XXI века, позволяющая анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.
В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации, выразить свое мнение, принимать информацию объективно.
Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать. Чем выше уровень критического мышления человека, тем проще ему даётся освоение школьной программы и программы вуза. Развивая критическое мышление ученика, я работаю на перспективу.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – рефлексия». Рассмотрим эти стадии подробно.
На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. На стадии осмысления (или реализации смысла) обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Этап рефлексии характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.
Приемы развития критического мышления на уроках русского языка
I. Приемы сингапурской методики.
Класс 6. Тема: Систематизация знаний по теме «Имя причастие»
Цель:
- Повторить, обобщить, систематизировать изученное по теме «Причастие».
- Формировать навык употребления причастий в речи.
- Развивать функции обобщения, систематизации, классификации информации (критическое мышление).
- Развивать связную речь обучающихся.
- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Победу в Великой Отечественной войне.
Тип урока: урок развивающего контроля
Ход
- Вызов – ТАЙМД-ПЭА-ШЭА.
Повторение изученного самостоятельно – 1 минута
Повторение изученного в парах – каждый проговаривает 30 секунд.
Выход на тему и цели урока (1 минута).тема: «Повторить все о причастии и причастном обороте». Цели примерно совпадают с поставленными учителем.
- Осмысление - ИНСАЙД-АУТСАЙД-СЕКЛ.
Три человека оценивают одного «Все о причастии и причастном обороте». Начинают те, у кого волосы светлее, проговаривает материал каждый друг другу – 5 минут.
Оценивание – 2 минуты
- Осмысление - СИ-ФИНК-УАНДЭ
Картина. Кто больше составит причастий за 1 минуту.
-Какие причастия можно составить, глядя на данную картину?
- Зачем нужно уметь составлять причастия и причастные обороты?
-Как это мне поможет в дальнейшем?
Составляем с причастиями причастный оборот, а с причастными оборотами составляем текст из трех предложений – 3 минуты.
II. Кластер (осмысление). Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).
Класс 8. Тема: «Словосочетание»
- Прочитайте теорию стр. 36. Составьте кластер. Записи ведите в тетради. Пользуйтесь упр.70, 71.
Модельный ответ по заданию
Приемы развития критического мышления на уроках русского языка
I. Работа с портретом писателя (вызов).
1.Посмотри на портрет писателя Д.И.Фонвизина. С ним мы встречаемся впервые. Посмотрев на потрет, предположите следующее:
- Где и в какой семье родился Д.И. Фонвизин?
- Какое образование получил будущий писатель?
- Что можно сказать о качествах характера Д.И. Фонвизина?
Предположения запишите в тетрадь.
2. Прочитайте стр. 37-39 учебника. Отметьте «+» предположения, которые совпали с информацией о писателе в учебнике, а «-» - то, что не совпало.
3. В каких условиях мы можем применить данный способ работы (узнать что-то о человеке по фото или портрету)? Сделайте вывод, какую информацию может дать фотография современному человеку?
II. Прием «Инсерт» используется на стадии «осмысления».
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
Задание: прочитайте текст о жизни и творчестве А. С. Пушкина, делайте на полях пометы: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
III. Составление рассказа по опорным словам (осмысление).
По опорным словам в течение 5 минут составить рассказ о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Допускаются предложения с небольшим вымыслом.
26-е мая Москва Абрам Петрович Ганнибал 1811 Коллегия Иностранных Дел ссылка | Николай I полицейский надзор эпидемия холеры Наталья Гончарова Болдинская осень | «Капитанская дочка» анонимное письмо Дантес Черная речка 29 января |
IV. Верные – неверные утверждения (осмысление).
Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Предлагать следует такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) нужно вернуться к данным утверждениям и попросить учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
1. Дано 5 утверждений. Прочтите их. С теми утверждениями, с которыми вы согласны, поставьте «+» , не согласны – «-». Ответы проверяем по статье о жизни и творчестве А.С. Пушкина в учебнике.
1). Император Александр I заключил: «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает».
2). В мае 1829 года Пушкин сватается к московской красавице Наталье Николаевне Гончаровой, но получает отказ.
3). Материальное положение семьи, созданной А.С. Пушкиным, было очень высоким.
4). Журнал «Современник», основанный А.С.Пушкиным, не пользовался успехом. Издавать его стало невыгодным, в последних номерах журнала Пушкин анонимно опубликовал несколько своих произведений.
5). Поэт участвовал в двух десятках дуэлей.
2. 1) Составьте рассказ о жизни М. Ю. Лермонтова по опорным словам. Составьте три вопроса, по которым у вас остались неясности.
3 октября 1814 г.
Тарханы
Елизавета Алексеевна Арсеньева
Юрий Петрович
Кавказ
Московский университетский благородный пансион
Московский университет
Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров
смерть А.С. Пушкина
Кавказ
Мартынов
Пятигорск
2). Сверьте свой текст с биографией поэта, отметив «+» совпавшие сведения, «-» то, что не совпало, «?» - что осталось непонятым. Используя дополнительные источники, восполните свои знания и расскажите о них двум одноклассникам.
Биография М.Ю. Лермонтова дается.
V. Эссе (рефлексия)
1. Дайте аргументированный ответ, какая мысль романа вам кажется самой важной и почему. Для ответа используйте клише.
Я считаю, что самая важная мысль романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» заключается в следующем: _________________________________.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к произведению.
В эпизоде ____________, рассказывается о том, что_____________. Это подтверждает мою мысль, потому что_____________________________.
Подтверждением моей мысли служит и то, что ___________________________, потому что ________________________.
Итак, проанализировав два аргумента я убедился, что ________________ - это самая важная мысль романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. Напишите небольшой отзыв по прочитанному произведению «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.
Я считаю, что…
( Выберите одно утверждение и далее пишите, опираясь на него:
1. Мцыри – сильный человек.
2. Мцыри – одинокий человек.
3. Мцыри - счастливый человек.
4. Мцыри – несчастный человек.
5. …побег Мцыри не удался.
6…побег Мцыри удался.)
Это так, потому что…
Я могу доказать это на примере…
Таким образом, …..
Технологию развития критического мышления, рассчитанную на продвинутого ученика, необходимо преобразовывать и адаптировать к условиям разных учебных заведений: и общеобразовательных, и с углубленным изучением предметов. Это позволит выводить учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.). Необходимо ориентироваться на создание условий для свободного развития каждой личности. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе.
Обобщая вышесказанное, хочу сказать, что использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы помогает развить вдумчивое чтение, монологическую и диалогическую речь, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое же главное – на таких уроках дети учатся самостоятельно добывать знания, самореализоваться и социализироваться в современном мире. Не все способны к такому трудоемкому интеллектуальному труду, как синтез, анализ, обобщение, сравнение, классификация. Формализм к выполнению работ, списывание не дают положительных результатов в развитии мышления. Другой момент: современные дети быстро теряют интерес к старым методам работы, но с удовольствием тянутся ко всему новому. Нужен огромный методический потенциал учителя. Технология критического мышления позволяет преодолеть однообразие и внести в современный урок интересные, динамичные формы работы.
Использование технологии развития критического мышления дает учителю ряд перспектив:
1. Постоянно пополнять свой методический багаж. Грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
2. Повышать мотивацию школьников путем создания благоприятной психологической атмосферы.
3. Изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик.
4. Учить работать в группе, команде.
5. Работать над умением учеников творчески интерпретировать имеющуюся информацию.
6. Формировать культуру чтения, включающую в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Использованная литература
1. Критическое мышление. //Глоссарий. – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – http://window.edu.ru/window/glossary?p_gl_id=643
2. Волков Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки. – http://www.evolkov.net/critic.think/articles/Volkov.E.Critical.think.principles.introduction.html
3. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. Изд-во «ИОО», М., 2000.
4. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Изд-во «Мирос», М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие критического мышления учащихся на уроках татарской литературы
Татар теле һәм әдәбияты дәресләрендә укучыларның мөстәкыйль фикерләвен үстерү....
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо
В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...
Приемы технологии развития критического мышления как средство развития мыслительных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы
Аннотация: В данной статье рассказывается о приемах технологии критического мышления и возможности их применения на уроках русского языка и литературы. Так же подробно рассматриваются неко...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критиче...