Развитие функциональной грамотности – как средство формирования у обучающихся ключевых компетенций.
статья по русскому языку (10 класс)

Евгения Александровна Базеева

Сатья из опыта работы: что такое функциональная грамотность и как ееформировать у учеников?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazeeva_e.a._razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности –

как средство формирования у обучающихся  ключевых компетенций.

 Слайд 1

В настоящее время изменения запроса на качество общего образования привело к тому, что приоритетной целью стало формирование функциональной грамотности в системе общего образования.

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в современном мире. В новых обстоятельствах процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определённого уровня функциональной грамотности. 

Слайд 2

Под функциональной грамотностью понимают результат овладения обучающимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Сейчас мы так часто говорим о развитии функциональной грамотности, что оно стало для нас очень актуальным на сегодняшний день.  На уроках русского языка мы учим их грамотно писать, знать авторов произведений, пересказывать, заучивать новые  слова, а потом  выясняется, что наши выпускники не могут устроиться на работу,  они не могут заполнить заявление.  Это говорит о том, что они не могут сформулировать свою мысль, применять свои теоретические знания на практике. Поэтому уже с начальной школы необходимо учить жить, чтобы стать востребованным в этом мире. На каждом уроке ребёнок должен знать, где он будет применять полученные знания в жизни. 

 Слайд 3

С учётом поставленных целей и задач сегодня меняется  место  и роль учителя в образовательном процессе. Учитель должен не только исполнять контролирующую функцию и выступать предметодателем, но и быть организатором, менеджером образовательного процесса в классе. Он должен сформировать образовательную среду, организовав цикл мероприятий  и командную работу обучающихся, определив информационные источники и обеспечив их доступность, создав атмосферу сотрудничества в коллективе обучающихся.

Слайд 4

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания и др.  как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей. 

        Таким образом, читательская грамотность, её формирование у школьников, выходит на первое место. Когда-то  ценность книги и чтения была неопровержима. Человек получал информацию и преобразовывал её для себя лишь только через чтение. Это был единственный, или почти единственный, источник информации. Чтение ценили и уважали, стремились к его совершенствованию. Но на сегодняшний день ситуация выглядит по-другому. Читательские пристрастия и привычки, картины массового чтения изменились. Появились иные возможности получения информации: голосовые помощники в Интернете, различные аудио-приставки, голосовые программы и т.д. Сегодня смотреть и слушать у молодого поколения является приоритетным, а чтение – забытый способ получения информации. Возможно, для кого-то школа вообще является единственным местом, где от ребёнка ещё требуется чтение.

            Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

            Читательская грамотность обучающихся основной общеобразовательной школы связана с его способностью к чтению и пониманию учебных текстов, с умением извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать её при решении учебных и учебно-практических задач, а также в повседневной жизни.

Слайд 5

 Нашей задачей является не только привитие интереса к чтению, но и обучение школьников читательской грамотности.

Обучение работе с текстом включает в себя умение наблюдать, классифицировать, анализировать и синтезировать. Решая практические задачи, ученик применяет знакомые ему формулы решения, отсеивает ненужную информацию, формулирует умение логически выстраивать свой ответ, соотносит известное с неизвестным или со своим жизненным опытом, учится высказывать и доказывать своё мнение.

 Слайд 6

         При работе с текстом предлагаю  школьнику определить назначение текста, тему текста, ответить на вопрос по содержанию текста, сравнить разные тексты в соответствии с учебной задачей. Необходимо научить обучающихся определять тип текста, выделять его особенности (жанр, стиль, структуру) о констатировать, для чего он может предназначаться. Обязательно нужно учить определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.

              Необходимо учить осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов, уметь извлекать информацию из СМИ и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

             Приведу примеры практик работы с текстом на уроках русского языка:

Слайд 7

- Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса.

Стратегия позволяет формировать:

·         умение формулировать вопросы;

·         умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

         

  Пример на слайде

           Вопросы по теме «Причастный и деепричастный обороты»

 «Тонкие» вопросы

 «Толстые» вопросы

Что обозначает причастие?

Что обозначает деепричастие?

Как отличить причастие от деепричастия?

Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?

Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?

Почему, как вы думаете, обороты выделяются запятыми?

В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?

Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?

Верно ли, что большое количество оборотов в речи утяжеляет её?

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Слайд 8

«Тонкие» вопросы

 «Толстые» вопросы

Кто?

Что?

Когда?

Может…?

Будет…?

Мог ли…?

Как звать…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

Дайте три объяснения, почему… ?

Объясните, почему… ?

Почему вы думаете… ?

Почему вы считаете… ?

В чём различие… ?

Предположите, что будет, если… ?

Что, если… ?

Может… ?

Будет… ?

Мог ли… ?

Согласны ли вы… ?

Верно ли… ?

 

Слайд 9

- Комплексный анализ текста. 

Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9 классе. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 9 класса с учетом возраста и полученных знаний, но уже не только на уроках русского языка, а на уроках обществознания (задание ОГЭ). Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

Активные стратегии, применяемые при изучении текстов, дают возможность не только поднять интерес у учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;
  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.

Примеры заданий по комплексному анализу текста на экране

  Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом позволяет помимо решения лингвистических задач (орфографических, грамматических и т.д.), позволяет формировать такие умения, как умение находить информацию, учит интерпретировать текст, оценивать.

 Слайд 10

Наиболее эффективными для развития функциональной грамотности являются работа в группах, парах, ролевые, деловые игры, метод проектов.

        Коллективная работа имеет, безусловно, преимущества: активно формируются речевые навыки, возникает ситуация коллективного взаимодействия.

         Если работу в группах мы провидим не на каждом уроке, то работа в парах может проводиться на каждом уроке и занимает разное время в зависимости от поставленной задачи.

Слайд 11

Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. Функциональная грамотность - индикатор общественного благополучия.

Обобщая вышесказанное, функциональная грамотность становится фактором, содействующим участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, способности творчески мыслить и находить стандартные решения, умению выбирать профессиональный путь, уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ЦЕЛЬ: использование проектной деятельности для развития функциональной грамотности, понимания и применения обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.ЗАДАЧИ:...

Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания

Выступление на заседании ШМО по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания" @font-face {font-family:Calibri; ...

Развитие функциональной грамотности обучающихся с умственной отсталостью, средствами педагогических технологий.

В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется феномену функциональной грамотности....

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.

Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, что оказывается невозможн...