ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
ЦЕЛЬ: использование проектной деятельности для развития функциональной грамотности, понимания и применения обучающимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
ЗАДАЧИ:
1) Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
2) Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
3) Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
4) Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
5) Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_funktsionalnoy_gramotnosti.docx | 31.65 КБ |
prilozheniya.docx | 45.87 КБ |
prilozhenie_5_protokol_zasedaniya_komissii_po_proektam.docx | 28.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Варгашинская средняя общеобразовательная школа №3»
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Автор: Шмарихина Елена Алексеевна,
заместитель директора по ИМР,
учитель информатики
Варгаши, 2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ 3
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 5
- СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТА6
- РИСКИ ПРОЕКТА 9
- ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА 9
- ВЫВОДЫ 10
ПРИЛОЖЕНИЯ 11
- ВВЕДЕНИЕ
ПРОБЛЕМА:
Не все учащиеся школы имеют высокую мотивацию для участия в проектной деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Сегодня, когда ключевым элементом модернизации российской школы является федеральный государственный образовательный стандарт, реализация которого закреплена Законом «Об образовании РФ», возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности школьников как эффективных методов, формирующих умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Другими словами - то, что дети могут сделать сегодня вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс интересным, разнообразным и современным.
ЦЕЛЬ: использование проектной деятельности для развития функциональной грамотности, понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
ЗАДАЧИ:
1) Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
2) Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
3) Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
4) Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
5) Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
- ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Этап | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Подготовительная работа | - повторение теоретических основ проектной деятельности; - изучение интересов обучающихся в предметных областях знаний; - формирование проектных команд и комиссий (по предметной направленности) | Сентябрь - ноябрь | Зам.директора по ИМР, руководители МО Классные руководители Зам.директора по ИМР, руководители МО |
2 | Работа педагогов с учащимися | - выбор тем и выполнение индивидуальных и групповых проектов и исследовательских работ | Декабрь - март | Учителя - предметники |
3 | Защита проектов в каждой проектной команде | - выступления учащихся, оценка проектов комиссиями | Март | Зам.директора по ИМР, руководители МО |
4 | Школьная конференция проектов | - выступление победителей в каждой предметной области; - награждение | Март | Зам.директора по ИМР |
5 | Районный фестиваль проектов «Радуга» | - участие в фестивале | Апрель | Зам.директора по ИМР, учителя - предметники |
- СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТА
- Подготовительная работа.
Повторение теоретических основ проектной и исследовательской деятельности. Проведение обучающих семинаров, рассмотрение данных вопросов на метод.совете, заседаниях ШМО. Изучение учрежденческого положения о проектно-исследовательской деятельности (в рамках реализации ФГОС). Разработка диагностических материалов для оценки уровня сформированности проектно-исследовательских умений обучающихся (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Ответственность учителя в образовании всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС эта ответственность существенно возрастает.
Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике.
Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?
- Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
- Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;
- Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
- Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Практическая деятельность начинается с опроса детей 5 – 9 классов о приоритетности предметов, по которым они хотели бы выполнять проект. Этой работой занимаются классные руководители. Они составляют списки детей, в которых указывается 3 предмета по желанию каждого ученика (по приоритету) (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Были выбраны предметные области: русский язык, литература, биология, география, математика, информатика, физика, физическая культура, ИЗО, технология, история, обществознание, английский язык, краеведческий туризм, психология, музыка.
На заседании методического совета рассматривается информация о выборе предметных областей, и все дети распределяются по группам, в зависимости от их выбора. Каждому учителю формируются группы по 6-10 человек (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Формируется 6 проектных команд (по предметной направленности):
- русский язык, литература;
- математика, физика, информатика;
- история, обществознание, английский язык;
- биология, химия;
- физическая культура, ОБЖ, ИЗО, технология, музыка;
- начальные классы.
2. Работа педагогов с учащимися
Следующий этап – это выбор тем и выполнение индивидуальных и групповых проектов и исследовательских работ под руководством педагогов. В процессе совместной деятельности над проектом учителя обучают учеников планированию, формируют у них навыки сбора и обработки информации, коммуникативные умения, способы анализа, приемы оформления полученных результатов. Следовательно, развивают у обучающихся функциональную грамотность и повышают мотивационную базу.
3. Защита проектов.
Согласно положению в каждой проектной команде выбирается комиссия, члены которой заслушивают проект каждого ученика и оценивают работы по критериям с учетом приобретения УУД и применения теоретических знаний на практике. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
В протоколах указываются общие баллы каждого обучающегося, выводится средний балл каждого выступающего и отмечаются лучшие проекты в каждой группе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)
4. Школьная конференция проектов.
Итогом этого проекта является школьная конференция, на которую приглашаются учащиеся, занявшие 1 – 3 места в своих предметных группах. В торжественной обстановке им вручаются грамоты, а победители в каждой номинации представляют свои проекты.
5. Районный фестиваль проектов «Радуга».
Лучшие проектные работы будут представлены на районный фестиваль проектов «Радуга».
РИСКИ ПРОЕКТА
1. Из-за большой загруженности педагогов не все проекты могут быть выполнены качественно;
2. У некоторых обучающихся из-за низкой мотивации отсутствует желание выполнять проекты и они не смогут проявить себя в данном виде деятельности.
- ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
1. Вовлечение учащихся 3 – 9 классов в проектную деятельность
2. Повышение функциональной грамотности участников проекта
3. Высокие результаты на муниципальном уровне (участие в районном фестивале «Радуга», районном и областном фестивале «Отечество»)
- ВЫВОДЫ
Подобный метод позволяет учащимся приобретать знания, которые невозможно было бы получить на основе традиционных методов обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни, способствует развитию личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, повышает функциональную грамотность ученика.
Педагоги получают возможность реализовать свои знания по формированию навыков проектной деятельности на практике. В процессе работы над проектами вместе с обучающимися пройти все этапы: выбор темы, целеполагание, сбор информации, исследование, выбор формы презентации готового продукта, оформление и представление результатов совместной деятельности.
Предполагаемые результаты:
Будет организовано изучение моделей и повторение навыков формирования проектной деятельности у педагогов и обучающихся.
Педагоги и ученики получат знания о видах проектов, о способах получения информации и оформления конечного продукта. Обучающиеся получат возможность публичного выступления.
Работа над проектами позволит учащимся приобретать знания, которые не достигаются традиционными методами обучения.
Будут разработаны диагностические материалы для оценки уровня сформированности проектно-исследовательских умений обучающихся. Пополнится банк продуктов (результатов) проектно-исследовательской деятельности обучающихся.
Все участники, независимо от результата, приобретут неоценимый опыт в работе над проектами, который смогут применить в дальнейшем.
Педагоги получат средства, а обучающиеся возможности для использования проектной деятельности для развития функциональной грамотности, понимания и применения знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Реализация проектной и исследовательской деятельности не ограничивается рамками школы и возрастом участников. Помимо обучающихся ступени основного общего образования в данный процесс могут быть вовлечены и дети начальных классов, и ученики профильных групп в старших классах.
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОЕКТУ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2017 г. | УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 147 -од от 31.08.2017г. Директор _____________Т.И.Бардыш |
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в рамках реализации ФГОС)
муниципального казенного общеобразовательного
учреждения «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №3»
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение составлено на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в рамках реализации ФГОС .
1.2. Индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.
1.3. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую).
1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося (обучающегося), занимающегося по ФГОС.
1.5. Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной текущей оценки по любому учебному предмету.
1.6. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
1.7. Под проектной деятельностью подразумевается целенаправленно организованная работа творческих групп педагогов и школьников по разрешению одной из актуальных социальных или учебных проблем (или ее аспектов). При этом происходит самостоятельное освоение участниками объединения комплексных научно-практических знаний и ключевых компетенций и создается собственный интеллектуальный продукт в современной электронной или иной форме, предназначенный для распространения и применения в различных видах деятельности.
1.8. Проектная деятельность учащихся (обучающихся) является одним из методов развивающего (личностно - ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (таких как постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает школьников к конкретным , жизненно важным проблемам.
2. Цели и задачи проектной деятельности.
Целью учебного проектирования является полное и органичное включение проектной деятельности в образовательный процесс школы, изменение психологии его участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного профессиональным сообществом, формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации человека в информационном обществе, воспитание личности выпускника, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, важнейшими качествами которой являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Задачи проектной деятельности:
2.1.Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
2.2.Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).
2.3.Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
2.4.Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии)
2.5.Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
2.6. Вовлечение в творческое проектирование всех участников образовательного процесса – учителей, учащихся (обучающихся) и их родителей, создание единого творческого коллектива единомышленников, занятых общим делом воспитания и самовоспитания современной творческой личности.
2.7. Расширение и совершенствование области тематического исследования в проектной деятельности; совершенствование электронной формы проектов; поиски новых направлений и форм творческого проектирования.
2.8. Расширение границ практического использования проектных работ, созданных педагогами и школьниками, укрепление престижа участия в проектной деятельности для школьников, отработка механизма материального и морального стимулирования для педагогов.
3. Основные понятия проектной деятельности.
3.1. Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
3.2.Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (от 2 до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете);
• длительности (продолжительности) проекта: в течение года.
4. Содержание проектной деятельности.
4.1. Проект должен представлять серьезную (соответствующую возрастной группе автора-исследователя) исследовательскую – индивидуальную работу современного научного уровня.
4.2. Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы – тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых граней этой проблемы.
4.3. Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, а также может представлять собой небольшое научное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское толкование и решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы – результат серьезного научного поиска и обобщения.
4.4. Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата. Использование каких-либо видов информационных источников обязательно сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.
4.5. Проект должен иметь практическую направленность, социальную значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.
5. Организация проектной деятельности.
Проектная деятельность является обязательной составной частью учебной деятельности учащихся.
5.1. Учащиеся начальной школы выполняют проекты в соответствии с нормативами основной образовательной программы начального общего образования, также ученик начальной школы имеет право выбора дополнительного проекта. Лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и учителем–предметником, вкладываются в Портфолио ученика. Учащиеся основной школы выполняют проекты в соответствии с требованиями данного положения, могут сами выбирать как тему проекта, так и руководителя проекта.
5.2. Для организации проектной деятельности учителя- предметники (работающие в данном классе) в течение сентября текущего учебного года вносят в сводную заявку (перечень) выбранные темы проектов и примерные сроки их выполнения. Перечень может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия (но не позднее 1 декабря текущего года). Одну и ту же тему проекта могут выбрать несколько учеников.
5.4. Руководителем проекта является учитель-предметник, тему которого выбрал ученик.
5.5. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
1) умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
2) способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
3) способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
4) способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
5) сформированность умений использовать многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
6. Оформление проектной работы.
6.1. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
6.2. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;
2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов:
а) исходного замысла, цели и назначения проекта;
б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или
полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
6.3. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3 см., правое – 2 см.
Титульный лист считывается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
7. Защита проектной работы.
7.1. Презентация и защита проектных работ производится на школьном конкурсе проектов, который проводится ежегодно, лучшие работы представляются на школьной научно-практической конференции.
7.2. Не позднее, чем за две недели до установленного срока проект предоставляется руководителю проекта.
7.3. Для проведения конкурса создаются специальные предметные комиссии, в состав которых могут входить преподаватели, администрация образовательного учреждения.
7.4. В школе организуется банк данных проектно-исследовательских работ, которым могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.
7.5. Защиту проекта на конкурсе осуществляет автор проекта. Время защиты составляет 5-7 минут.
7.6. В ходе защиты участники должны осветить следующие вопросы:
1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень разработанности;
2) цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;
3) краткое содержание (обзор) выполненной работы, основные этапы, трудности и пути их преодоления;
4) степень самостоятельности в разработке и решении поставленной проблемы;
5) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
7.7. Оценивание проекта осуществляется на основании оценок поставленных руководителем проекта и членами экспертной группы.
7.8. Участники конкурса распределяются по группам и номинациям в зависимости от тематики представленных работ.
8. Критерии оценки итогового индивидуального проекта.
8.1. При описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев:
- способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий;
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
8.2. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения проекта необходимо учитывать три уровня сформированности навыков проектной деятельности: низкий, средний, высокий.
8.3. Оценивание проектной работы происходит в соответствии с требованиями оценочного листа проекта (см. Приложение 1) руководителем проекта и членами экспертной комиссии.
8.4.Итоговая отметка по каждому критерию и итоговая отметка в целом за проект определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных руководителем проекта и членами экспертной комиссии. При этом итоговая отметка выставляется в пользу ученика на основании правил математического округления.
8.5. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
8.6. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника общеобразовательного учреждения на избранное им направление профильного обучения. (Приложение 1)
9.Обязанности и ответственность сторон за нарушение установленных норм
9.1.Руководитель индивидуального итогового проекта обучающегося работы обязан:
Обеспечить постоянный контроль за ходом и выполнением индивидуального итогового проекта,
Оказывать консультационную поддержку обучающемуся;
Оказывать помощь при оформлении и подготовке к защите индивидуального итогового проекта;
Обеспечить доступ к информационным и иным ресурсам, имеющимся в школе.
9.2. В случае невыполнения руководителем своих обязанностей, он может быть по решению педагогического совета, с согласия обучающегося и его родителей, заменён другим руководителем.
9.3.Обучающийся обязан:
соблюдать сроки выполнения индивидуального итогового проекта;
соблюдать требования к оформлению проекта и к его защите;
представлять письменный вариант защиты проекта педагогу или руководителю для проверки за 2 недели до его защиты.
9.4. В случае невыполнения требований настоящего Положения обучающийся считается не достигшим метапредметных планируемых результатов освоения ООП ООО согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оценочный лист проекта: _______________________________________________________________________________________________
(название проекта)
______________________________________________________________________________________________Исполнитель: ___________________________________________, ученик (ученица) ______класса
(ФИО)
Руководитель проекта : _________________________________, _____________________________________
(ФИО) должность
Критерии оценивания | Низкий уровень ( отметка «2») | Средний уровень ( отметка «3») | Высокий уровень
| Итоговая отметка | |||||
( отметка «4») | ( отметка «5») | ||||||||
руководитель проекта | экспертная комиссия | руководитель проекта | экспертная комиссия | руководитель проекта | экспертная комиссия | руководитель проекта | экспертная комиссия | ||
1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решение проблем (познавательные действия) | Работа в целом свидетельствует о низкой способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; не продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано хорошее владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. | Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована повышенная способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. | |||||
2.Сформированность предметных знаний и способов действий | Ученик плохо понимает содержание выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы наблюдаются грубые ошибки. | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано хорошее владение предметом проектной деятельности. Присутствуют незначительные ошибки. | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. | |||||
3.Сформированность регулятивных действий | На низком уровне продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа не доведена до конца и представлена комиссии в незавершенном виде; большинство этапов выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. Элементы самооценки и самоконтроля учащегося отсутствуют. | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося | Работа хорошо спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены большинство этапов обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись с помощью руководителя проекта. | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. | |||||
4.Сформированность коммуникативных действий | На низком уровне продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. | Тема достаточно полно раскрыта. Текст/ сообщение структурированы. Основные мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа вызывает интерес. | Тема раскрыта полностью. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа вызывает повышенный интерес. |
Заключение: _______________________________________________________________________________________________
Дата «___»_______________ 20__ г.
Руководитель проекта : _____________________________________, _________________________________________
ФИО должность
Член экспертной комиссии : _________________________________, _________________________________________
ФИО должность
Член экспертной комиссии : _________________________________, _________________________________________
ФИО должность
Член экспертной комиссии : _________________________________, _________________________________________
ФИО должность
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Выбор предметов (по приоритету) для выполнения проектов
__________ класс
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | 1 предмет | 2 предмет | 3 предмет |
Классный руководитель ___________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
СПИСОК
ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ ПО ФГОС В 5 – 9 КЛАССАХ,
в МКОУ «Варгашинская СОШ №3»
№ п/п | ФИО педагога | Классы | Предмет | ФИ ученика | Класс | Кол-во проектов |
1 | Бардыш Т.И. | 9аб | Русский язык | Светогоров Сергей Сунгурова Анна Самарская Валерия | 9а 9а 9а | 3 |
9аб | Литература | - | - | |||
2 | Бородина И.С. | 5в | Русский язык | Бурова Яна Вострякова Александра Конченков Стас | 5в 5в 5в | 7 |
Литература | Клюбердин Эльдар | 5в | ||||
6аб | Литература | Бердышев Роман Кардаполов Александр Кошкин Даниил | 6а 6а 6б | |||
3 | Банников А.Г. | 5в, 6а, 7, 8аб | Физкультура | Немчинов Павел Кобылкин Ян Попов Иван Копытов Дмитрий Павлов Вячеслав Плеханов Алексей Лепов Василий | 5б 5б 5б 8б 8б 8б 8б | 7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Критерии оценивания выступления обучающегося (проектанта)
Критерии оценивания | Низкий уровень ( отметка «2») | Средний уровень ( отметка «3») | Высокий уровень | |
( отметка «4») | ( отметка «5») | |||
1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решение проблем (познавательные действия) | Работа в целом свидетельствует о низкой способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; не продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного. | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано хорошее владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. | Работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована повышенная способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. |
2.Сформированность предметных знаний и способов действий | Ученик плохо понимает содержание выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы наблюдаются грубые ошибки. | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано хорошее владение предметом проектной деятельности. Присутствуют незначительные ошибки. | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. |
3.Сформированность регулятивных действий | На низком уровне продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа не доведена до конца и представлена комиссии в незавершенном виде; большинство этапов выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. Элементы самооценки и самоконтроля учащегося отсутствуют. | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося | Работа хорошо спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены большинство этапов обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись с помощью руководителя проекта. | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. |
4.Сформированность коммуникативных действий | Тема недостаточно полно раскрыта. На низком уровне продемонстрированы навыки использования голосовых модуляций (темп, тональность, тембр, интенсивность), использования мимики, контроля за движениями рук, умения снять напряжение и держать внимание аудитории (юмор и отступления). Не используется наглядность. | Тема раскрыта. Продемонстрированы не в полном объеме навыки использования голосовых модуляций (недостаточная громкость, разнообразие интонаций, четкое произношение). Поза (слишком закрытая, официальная, или слишком открытая, неофициальная). Мимика (слабая или преувеличенная)Использован минимальный набор наглядных средств. | Тема достаточно полно раскрыта. Основные мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно На достаточном уровне продемонстрированы навыки использования голосовых модуляций для усиления и поддержания интереса. Использование смысловых пауз, ровное дыхание, отсутствие слов-паразитов. Поза непринужденная, контроль за движениями рук. Мимика (не слабая, не преувеличенная). Используется наглядный материал. Работа вызывает интерес. | Тема раскрыта полностью. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. На высоком уровне продемонстрированы навыки использования голосовых модуляций для усиления и поддержания интереса. Беглость речи (избегание пауз, умолчаний, ненужных слов). Умение снять напряжение и держать внимание аудитории (юмор и отступления). Поза непринужденная, позволяющая расслабиться выступающему и аудитории. Мимика (выражение лица – выражение чувств). Использование жестов для подчеркивания сказанного. Использование наглядности, раздаточного материала, вопросов к аудитории. Работа вызывает повышенный интерес. |
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ
заседания предметной экспертной комиссии
________________________________________________________________________________________
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Название проекта | Класс | Руководитель проекта | Средний балл | Итоговая отметка |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 |
« _______» ______________ 20 _____ г.
1. Член экспертной комиссии: ____________________________________________________________ ______________
ФИО роспись
2. Член экспертной комиссии: ____________________________________________________________ ______________
ФИО роспись
3. Член экспертной комиссии: ____________________________________________________________ ______________
ФИО роспись
4. Член экспертной комиссии: ____________________________________________________________ ______________
ФИО роспись
5. Член экспертной комиссии: ____________________________________________________________ ______________
ФИО роспись
Приложение к протоколу заседания предметной экспертной комиссии
Сводная ведомость оценок экспертов
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решение проблем (познавательные УУД) | Сформированность предметных знаний и способов действий | Сформированность регулятивных действий | Сформированность коммуникативных действий | Презентация (оформление, наглядность, информативность) | ||||||||||||||||||||||||||
эк уч | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ср. б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ср. б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ср. б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ср. б | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Ср. б |
1 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | ||||||||||||||||||||||||||||||
14 | ||||||||||||||||||||||||||||||
15 | ||||||||||||||||||||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||||||||||
17 | ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||||||||||
19 | ||||||||||||||||||||||||||||||
20 | ||||||||||||||||||||||||||||||
21 | ||||||||||||||||||||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||||||||||
23 | ||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
В таблицу заносятся баллы, выставленные каждым экспертом, по каждому умению высчитывается средний балл. Для каждого ученика высчитывается средний балл по всем пяти пунктам, результат записывается в протокол комиссии.
Лист оценивания для эксперта (от 2 до 5 баллов)
№ п/п | Фамилия, имя обучающегося | Способность к самостоятельному приобретению знаний и решение проблем (познавательные УУД) | Сформированность предметных знаний и способов действий | Сформированность регулятивных действий | Сформированность коммуникативных действий | Презентация (оформление, наглядность, информативность). Отсутствие презентации – 0 баллов |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
13 | ||||||
14 | ||||||
15 | ||||||
16 | ||||||
17 | ||||||
18 | ||||||
19 | ||||||
20 | ||||||
21 | ||||||
22 | ||||||
23 | ||||||
24 |
« ____» ____ 20 ___ г. Член экспертной комиссии: ______________________________________ ______________
Ф.И.О. Подпись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект «Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС».
Инновационный проект«Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»....
Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций».
Педагогический инновационный проект «Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как средство формирования учебно-познавательных компетенций»....
Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности
Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотностиПлан проведения открытого урока в 8 классе по теме «Повторени...
Ассоциации как средство развития функциональной грамотности на уроках географии
Данный материал подробно описывает приемы метода ассоциаций на уроках географии....
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)
Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...