Разработка открытого урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы Е-И в корнях с чередованием"(по ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка открытого урока русского языка в 5 классе на тему "Буквы Е-И в корнях с чередованием"( По ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_otkrytogo_uroka_rus._yazyka_v_5_kl_po_fgos.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка открытого урока русского языка в 5 классе
(по ФГОС)
Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».
Урок составлен в рамках технологии деятельностного метода обучения.
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Цели урока:
- Для учителя:
- организовать поисковую деятельность обучающихся и подвести их к самостоятельному открытию нового знания;
- формировать орфографические умения в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
- воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес
2) Для обучающихся:
- выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
- научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
Ожидаемые результаты:
* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
* метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
* коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Понятия: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Оборудование: компьютер, проектор/
Методическое обеспечение урока:
* презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
* система контроля и мониторинга качества знаний
* раздаточный материал
* учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014.
2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012.
3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2012.
Структура урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление (динамическая пауза)
- Самостоятельная работа и самооценка.
- Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Инструктаж домашнего задания.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности. 1 мин.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь! Дарю вам, ребята и уважаемые гости, вот такое симпатичное солнышко в веснушках с большими умными глазами и желаю всем солнечного настроения и хорошей работоспособности. (Солнце на слайде)
Постановка учебной задачи
1. Актуализация знаний
Словарно-орфографическая разминка. (7 мин)
- Открываем свои рабочие тетради, подписываем … апреля, классная работа. Начнем, как обычно, с орфографической разминки. Сегодня она поможет нам перейти к новой теме.
1 слайд презентации Power Point – слова:
Подр..сли быстро, сл..зать с крыши, предл..гать чашку чая, собирать цв..ты, соберу гр..бы
- Посмотрите на слайд. Какую орфограмму мы будем повторять? В какой части слова?
(Гласные в корне слова.)
- Давайте вспомним, что как будем действовать, когда мы видим орфограмму в корне слова?
1. Выделить корень
2. Определить тип орфограммы
проверяемая безударные гласная в корне чередование гласных в корне
подобрать проверочное слово зависит от суффикса зависит от согласных
применить правило применить правило
Учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем объясняют. Попутно с объяснением на слайде презентации появляются пропущенные буквы.
- Давайте посмотрим, как же мы выполнили задание? У кого нет ошибок (1,2 и т.д.)?
Беседа с учащимися:
- Какая орфограмма объединяет все эти слова?
(Безударная гласная в корне.)
- Как мы узнавали, какая гласная пишется в том или ином слове?
(Определяли, это корень, где гласная проверяется ударением, или это корень с чередующимися гласными – или подбирали проверочное слово, или применяли правило.)
- Посмотрим внимательно: есть ли среди этих слов такие, правописание которых вы не можете пока объяснить? В чем загадка слов собираю-соберу?
(Учащиеся высказывают свои предположения о том, что это – гласные с чередованием)
3. Введение темы. Работа с учебником. (5 мин)
- Давайте откроем наши учебники на с.112. (материал для наблюдения) Поищем ответ на этот вопрос.
* Работа учащихся по учебнику.
* Вывод: Давайте запишем тему: Буквы е-и в корнях с чередованием. Как же нам правильно написать гласную в корнях с чередованием е-и?
Комментарий учителя:
- Я предлагают запомнить вам эту орфограмму так: правило ослика ИА (2 слайд презентации):
Запомните дети
Вы правила эти,
А можно лишь имя одно:
ИА ведь волшебник,
ИА – не бездельник.
Принёс вам он правило.
Вот же оно!
Если есть суффикс А,
В корне И пиши всегда.
- Теперь мы можем объяснить написание нашего примера. (объяснение)
- Скажите, а какие еще корни подчиняются этому же правилу?
(Ответы детей)
* Правило. (3 слайд презентации)
- На столе у вас лежат карточки с правилом. Возьмите их. Дома вы аккуратно вклеите их в свои тетради для правил. А сейчас просто отложите в сторону.
4. Закрепление. 20 мин.
1.Слово учителя: - А сейчас мы с вами поработаем с этим правилом. Репродуктивная работа (по упражнению Упр. 647) . По одному ученику к доске.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох как весело играть!
Руки вверх подними,
На пальчики посмотри,
Шире руки разведи!
А потом их опусти
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И на место все уселись.
Глаза крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
1.Слово учителя:
- А cейчас мы разделимся на группы. 1 группа, будет работать с таблицей. Найдите на своих партах карточки с заданием. Ваша задача – разделить данные словосочетания на 2 группы. На 2 столбика. Какие?
(Проверяемые гласные в корне и чередующиеся гласные в корне)
Распределить словосочетания
на 2 столбика (работа в парах)
проверяемые безударные гласные | чередующиеся гласные |
Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текс, зажигаются в ночи, собирают мед, вытерла руки, расстелить ковер.
А 2 группа, тоже работает по карточкам, но только вам надо будет вставить пропущенную чередующуюся гласную в корне слова.
Подбирать ключ, отпираю замок, замереть от радости, растирать краски, зажигать костер, замерли звуки, выбирать марки, заблестели огни, собираю цветы.
После окончания всех работ, проводится проверка заданий по группам.
2. После того, как учащиеся справляются с заданием, учитель объясняет новое задание: - Вини Пух написал своему другу ослику ИА письмо. Оно лежит перед вами. Ваша задача – найти в нем слова с нашей орфограммой. Потом мы проверим, сколько слов вы обнаружили. Надеюсь, вы будете внимательными следопытами.) 5 мин.
Здравствуй, ослик ИА! Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!
Винни Пух.
После того, как ребята закончили работу, на слайд выводится задание – текст письма. (4 слайд презентации) Сначала один ученик читает текст. Затем учащиеся, по-одному называют слова с орфограммой.
5. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин.
1.Фронтальный опрос.
Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились?
Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
Ученики перечисляют.
Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?
Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е
Учитель: Какую цель мы ставили перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием.
Учитель: Мы её достигли?
Ученики: Да.
Оценки за урок
7. Домашнее задание. 2 мин.
1) правило орф. № 24 с. 112
2) Упр. 649
Приложение 1
Гласные Е – И в корнях с чередованием Правило ослика ИА: Есть А → пиши И бер – бира мер – мира пер – пира стел – стила тер – тира блест – блиста дер – дира жег - жига | Гласные Е – И в корнях с чередованием Правило ослика ИА: Есть А → пиши И бер – бира мер – мира пер – пира стел – стила тер – тира блест – блиста дер – дира жег – жига |
Приложение 2. Распределить словосочетания на 2 столбика:
проверяемые безударные гласные | чередующиеся гласные |
Заст_лить постель, пос_деть на солнышке, опл_тить расходы, разг_дать кроссворд, разб_рать текст, заж_гаются в ночи, соб_рают мед, выт_рла руки, соб_раешь грибы.
Приложение 3. Прочитайте письмо Винни-Пуха, найдите в нем слова на изученную орфограмму. Здравствуй, ослик ИА! Давно собираюсь к тебе. Запираю блестящим ключиком свою дверь. Густой туман застилает тропинку. Собираются клочки тумана. Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Блистательная картина!
Винни Пух.
Приложение 4
Вставить пропущенные буквы е-и в корнях с чередованием.
Подб_рать ключ, отп_раю замок, зам_реть от радости, раст_рать краски, заж_гать костер, зам_рли звуки, выб_рать марки, забл_стели огни, соб_раю цветы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"
ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...
Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе
Внедрение информационных технологий является неотъемлемой частью современного общего образования. В рамках введения ФГОС в нашу школу было поставлено учебно-лабораторное оборудование. В своей деятельн...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС
Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...
Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Морфологический разбор имени существительного"
Данная методическая разработка прошла апробацию на открытом уроке русского языка в 5 классе....
Урок русского языка .5 класс .Тема "Буквы е-и в корнях с чередованием. "
Формировать навык правильного написания корней с чередованием...