Конспект урока русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока "Имя существительное", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_kuskova_yu.n.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Общее значение имен существительных»
Класс: 5 класс
УМК: Львова С.И. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2019. – 167 с.
Тип урока: комбинированный
Технологии: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Общая дидактическая цель урока: обобщить знания об имени существительном как части речи, уметь определять значение имен существительных.
Задачи урока:
- обобщить знания об имени существительном как части речи, уметь отличать имя существительное от других частей речи,
- уметь определять значение имен существительных,
- развивать монологическую речь, мышление, умение сравнивать, классифицировать,
- совершенствовать работу в группе,
- совершенствовать умение работать со словарями.
Предметные результаты: сформированность представлений и систематизация знаний об имени существительном как части речи, владение умением определять общее значение имени существительного, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Личностные результаты: формирование навыков коллективной и самостоятельной исследовательской деятельности, повышение мотивации к изучению предмета.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: П1 – смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели), П2 - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных; П3 -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и (или) письменной форме; П4 – структурирование знаний.
Регулятивные УУД: Р1 -анализ собственной работы, Р2 - планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; Р3 – умение оценивать и корректировать полученный результат.
Коммуникативные УУД: К1 - определять способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, К2 - умение слушать собеседника, К3 - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.
Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс, рисунки детей (береза), карточки- задания для групп, лингвистические словари, проектор, экран, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
Этап | Ход урока | Примеч. | t |
1.Орг. момент, мотивация к учебной деятельности Цель: организовать на работу 2. Проверка домашнего задания Цель: контроль выполнения задания 3. Всесторонняя проверка знаний Цель: систематизировать орфографич. и пунктуационные знания 4. Составление кластера Цель: актуализация знаний 5. Постановка учебной задачи Цель: постановка цели, уточнение темы урока 6. Усвоение новых знаний (работа в группах) Цель: открытие новых знаний Выступление группы №1 (Лингвисты) Выступление группы №2 (Историки) Выступление группы №3 (Мудрецы) Выступление группы №4 (Знатоки) Работа с учебником 7. Закрепление изученного Цель: закрепить полученные знания 8. Итог урока цель: систематизировать полученные знания 9. Домашнее задание Цель: развитие самостоятельного творческого мышления 10. Рефлексия Цель: оценить свою деятельность на уроке | - Здравствуйте, садитесь. Запишите в тетрадях число, классная работа. - Ребята, есть ли у вас любимое слово, назовите его? - Вы назвали много красивых слов. - Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с одним словом. - Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, о каком слове мы будем сегодня разговаривать? Ты до того, березонька, красива И в полдень жаркий, и в часы росы, Что без тебя немыслима Россия, И я немыслим без твоей красы. (М.Ю.Лермонтов) - Конечно, это слово – береза. Немыслимо представить Россию без березы. С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? А русский лес без светлой березовой рощи? А стихи русских поэтов, живопись без образа этого дерева в своих работах? -На уроке изобразительного искусства вы рисовали березу. Расскажите о ваших рисунках. - У вас получились прекрасные рисунки, вы почувствовали себя настоящими художниками. Но не только художники воспевают красоту березы. - Обратимся к стихотворению С. Есенина. - Прочитайте. Я навек (за)туманы и росы (по)любил у бере . ки стан И её з . л . тые косы И х . лщовый её сарафан. - Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните. - Проверяем себя. Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан, И её золотые косы, И холщовый её сарафан. С. Есенин - Поднимите руки те ребята, которые справились с заданием без ошибок. - Мы посмотрели на березу, увидели, как описана береза в стихотворении С. Есенина, а теперь запишем ассоциативный ряд к слову «береза». Береза: белоствольная; Родина; плакучая; русская. -Сегодня мы будем обращаться к слову береза. А к какой части речи относится это слово? Почему? (Сущ., т.к. отвечает на вопрос что? И обозначает предмет) - Запишите тему урока в тетрадь: «Имя существительное. Общее значение имен существительных» - Какие цели мы с вами будем достигать на уроке? ( Мы будем учиться определять общее значение имен существительных) - Сегодня мы проведем лингвистическое исследование, цель которого – получить точное представление о значении слова «береза». Для этого мы будем работать со словарями в группах: историки, лингвисты, мудрецы, знатоки. - Перед началом работы обратимся к памятке «Правила работы в группе» Памятка "Правила работы в группе" 1.Каждый ученик оставляет в рабочей тетради основные положения ответов учеников всех групп. 2.Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело. 3.Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями. 4.Каждый ученик уважает мнение оппонента. 5.Каждый ученик проявляет терпимость к критике. - У вас на партах лежат карточки с заданием для группы и листы для выполнения задания. Ответ своей группы вы записываете на эти листы. На выполнение задания вам дается 7 мин. Лингвисты.
Береза, -ы, ж. Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями
Историки.
(Береза. Индоевроп. Суф. производное от *bher «светлый, ясный», того же корня, что и белый. Береза буквально – «дерево с белой корой»)
Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. Мудрецы
(Дать березовой каши – наказать розгами, выпороть, высечь; пень березовый – тупица, дурак)
Знатоки 1.Сравните тексты писателя о березе с текстом из учебника биологии. 2.Ответить на вопрос: это тексты о природе, однако написаны они по-разному. Почему? К какому стилю речи относятся тексты? Что важно для писателя, создающего пейзажную зарисовку, рисующего словами картину природы? Какую цель преследует автор учебника? - Группы закончили свою работу, посмотрим, что у вас получилось. Лингвисты 1. Береза, -ы, ж. Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями 2. Березка, березовый, березняк. Историки 1. Береза. Индоевроп. Суф. производное от *bher «светлый, ясный», того же корня, что и белый. Береза буквально – «дерево с белой корой») 2. Пересказ легенды. Мудрецы 1. Дать березовой каши – наказать розгами, выпороть, высечь; пень березовый – тупица, дурак. 2. Береза ума дает.( о березовых розгах) - Давайте запишем одну пословицу на доске и определим синтаксическую роль существительных. Береза ума дает (о березовых розгах) - Обобщим работу 3-х групп: что вы узнали о слове береза как об имени существительном? (Береза – имя существительное, обозначает предмет. Относится к женскому роду, в ед.ч. имеет окончание –а, во мн.ч. –ы. В предложении может выступать в роли сказуемого, дополнения) - А теперь обратимся к 4 группе. Знатоки - Итак, что у вас получилось? 1-ый текст. Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки! А летом? Сколько красоты в покрытых листьями берёзах! Длинные тонкие ветви, словно зелёные гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид. Д. Кайгородов. 2-ой текст. Береза – род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 60 видов в Северном полушарии. Широко распространены береза бородавчатая и береза пушистая. Встречаются в лесах как примесь к другим породам, а также образуют чистые насаждения на месте сведенных лесов. Береза имеет большое хозяйственное значение. Ответ: цель писателя – воздействовать на чувства читателя; цель автора учебника – сообщить сведения о березе. - Что вы узнали нового, работая со словарями? - Мы с вами создали краткосрочный информационный проект об одном слове – береза. Это наш интеллектуальный продукт. Любой из вас может осуществить такой продукт сам. Пусть ваша копилка пополняется. - А мы идем дальше. Поговорив о слове береза как об имени существительном, мы не все узнали об этой части речи. Обратимся к учебнику. - Прочитайте самостоятельно статью учебника на стр. 57 и скажите – что нового вы узнали? (Роль имени существительного в словосочетании: может выступать как главное слово или как зависимое слово) - Мы много сегодня говорили об имени существительном, чтобы проверить – сможете ли вы найти существительные в тексте, обратимся к упражнению 478. Прочитайте текст. Рассказать ли о березовом лесе? Рассказывать ли про саму березу? Растут деревья-гиганты, существуют деревья-чудеса. Каждое дерево чем-нибудь полезно, каждое дерево красиво – одно цветами, другое – листвой, третье – осанкой и ростом… Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал. Березовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда березы освещает солнце, набирающее весеннюю силу. Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки. - Выпишите имена существительные. - Какие имена существительные вы выписали? (Лес, береза, деревья-гиганты, деревья-чудеса, дерево, цветами, листва, осанка, рост, синева, ромашка, зелень, луг, снег, лес, пора, март, солнце, сила, дни, листочки) - Почему эти слова относятся к именам существительным? (Отвечают на вопрос кто? что?, обозначают предмет, но не все) - Обратимся к следующему параграфу. Прочитаем его вслух и ответим на вопрос: что еще кроме предметов может обозначать имя существительное? (Чувства, состояния человека, действия, признаки, отвлеченные понятия, совокупность предметов и лиц, вещества). - Что же мы повторили об имени существительном и что узнали нового? Написать сочинение-впечатление о березе , которую вы видели, которая вам запомнилась, используя эпитеты и метафоры. - Выберите начало фразы и закончите предложения:
| Слайд 1 Рисунки детей на доске. 2 ученика рассказывают о своих рисунках Слайд 2 Слайд 3 Учащиеся называют слова-ассоциации Слайд 4 Слайд 5 Памятка висит на информационной доске, 1 ученик читает вслух Слайд 6 Слайд 7 1 ученик от группы, слайд 8 Слайд 9 1 ученик у доски, ост. в тетради Слайд 10 1 ученик из группы читает текст 1 ученик из группы читает текст 1 ученик из группы Ученики самостоятельно выписывают сущ. 1 ученик читает вслух Слайд 11 Слайд 12 | 1 мин 2 мин 3 мин 3 мин 1 мин 1 мин 2 мин 1 мин 7 мин 5 мин 2 мин 1 мин 3 мин 1 мин 2 мин 5 мин 2 мин 1 мин 1 мин 2 мин |
Кускова Ю.Н. Конспект урока русского языкаСтраница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"
Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"
Представлен подробный конспект вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...
Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс
Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное. Повторение изученного"
Мероприятие для недели руского языка...
Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "
Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме "Имя существительное - удивительная часть речи "....
План-конспект урока русского языка "Существительные с шипящим на конце"
План-конспект урока русского языка в 6 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью по теме "Существительные с шипящим на конце"...