Конспект урока русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кускова Юлия Николаевна

Конспект урока "Имя существительное", 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kuskova_yu.n.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Имя существительное как часть речи. Общее значение имен существительных»

Класс: 5 класс

УМК: Львова С.И. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2019. – 167 с.

Тип урока: комбинированный

Технологии:  элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 

Общая дидактическая цель урока: обобщить знания об имени существительном как части речи, уметь определять значение имен существительных.

Задачи урока:

- обобщить знания об имени существительном как части речи, уметь отличать имя существительное от других частей речи,

- уметь определять значение имен существительных,

- развивать монологическую речь, мышление, умение сравнивать, классифицировать,

- совершенствовать работу в группе,

- совершенствовать умение работать со словарями.

Предметные результаты: сформированность представлений и систематизация знаний об имени существительном как части речи, владение умением определять общее значение имени существительного, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Личностные результаты: формирование навыков коллективной и самостоятельной исследовательской  деятельности, повышение мотивации к изучению предмета.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: П1 – смысловое чтение (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели), П2 - объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования имен существительных; П3 -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и (или) письменной форме; П4 – структурирование знаний.

Регулятивные УУД: Р1 -анализ собственной работы, Р2 - планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей; Р3 – умение оценивать и корректировать полученный результат.

Коммуникативные УУД: К1 - определять способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений, К2 - умение слушать собеседника, К3 - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 5 класс, рисунки детей (береза), карточки- задания для групп, лингвистические словари, проектор, экран, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

Этап

Ход урока

Примеч.

t

1.Орг. момент, мотивация к учебной деятельности

Цель: организовать на работу

2. Проверка домашнего задания Цель: контроль выполнения задания

3. Всесторонняя проверка знаний Цель: систематизировать орфографич. и пунктуационные знания

4. Составление кластера Цель: актуализация знаний

5. Постановка учебной задачи Цель: постановка цели, уточнение темы урока

6. Усвоение новых знаний (работа в группах) Цель: открытие новых знаний

Выступление группы №1 (Лингвисты)

Выступление группы №2 (Историки)

Выступление группы №3 (Мудрецы)

Выступление группы №4 (Знатоки)

Работа с учебником

7. Закрепление изученного Цель: закрепить полученные знания

8. Итог урока цель: систематизировать полученные знания

9. Домашнее задание Цель: развитие самостоятельного творческого мышления

10. Рефлексия Цель: оценить свою деятельность на уроке

- Здравствуйте, садитесь. Запишите в тетрадях число, классная работа.

- Ребята, есть ли у вас любимое слово, назовите его?

- Вы назвали много красивых слов.

- Сегодня на уроке мы познакомимся поближе с одним словом.

- Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, о каком слове мы будем сегодня разговаривать?

Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

(М.Ю.Лермонтов)

- Конечно, это слово – береза. Немыслимо представить Россию без березы. С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? А русский лес без светлой березовой рощи? А стихи русских поэтов, живопись без образа этого дерева в своих работах?

-На уроке изобразительного искусства вы рисовали березу. Расскажите о ваших рисунках.

- У вас получились прекрасные рисунки, вы почувствовали себя настоящими художниками. Но не только художники воспевают красоту березы.

- Обратимся к стихотворению С. Есенина.

- Прочитайте.

Я навек (за)туманы и росы

(по)любил у бере . ки стан

И её з . л . тые косы

И х . лщовый её сарафан.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните.

- Проверяем себя.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И её золотые косы,

И холщовый её сарафан.

                                     С. Есенин

- Поднимите руки те ребята, которые справились с заданием без ошибок.

- Мы посмотрели на березу, увидели, как описана береза в стихотворении С. Есенина, а теперь запишем ассоциативный ряд к слову «береза».

Береза: белоствольная; Родина; плакучая; русская.

-Сегодня мы будем обращаться к слову береза. А к какой части речи относится это слово? Почему? (Сущ., т.к. отвечает на вопрос что? И обозначает предмет)

- Запишите тему урока в тетрадь: «Имя существительное. Общее значение имен существительных»

- Какие цели мы с вами будем достигать на уроке? ( Мы будем учиться определять общее значение имен существительных)

- Сегодня мы проведем лингвистическое исследование, цель которого – получить точное представление о значении слова «береза». Для этого мы будем работать  со словарями в группах: историки, лингвисты, мудрецы, знатоки.

- Перед началом работы обратимся к памятке «Правила работы в группе»

Памятка

"Правила работы в группе"

1.Каждый ученик оставляет в рабочей тетради  основные положения ответов учеников всех групп.

2.Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

3.Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

4.Каждый ученик уважает мнение оппонента.

5.Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

- У вас на партах лежат карточки с заданием для группы и листы для выполнения задания. Ответ своей группы вы записываете на эти листы. На выполнение задания  вам дается 7 мин.

Лингвисты.

  1. Выписать и проанализировать лексическое значение слова береза в словаре С.И.Ожегова

Береза, -ы, ж. Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями

  1. Подобрать однокоренные слова (березка, березоньки)

Историки.

  1. Проанализировать происхождение слова береза в этимологическом словаре.

(Береза. Индоевроп. Суф. производное от *bher «светлый, ясный», того же корня, что и белый. Береза буквально – «дерево с белой корой»)

  1. Пересказать легенду о березе.

Легенда рассказывает, что давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются. Решила она извести со свету ту девушку, и превратила злая колдунья ее в дерево. А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его березкой. Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась.

Мудрецы

  1. Выписать из фразеологического словаря 2 фразеологизма со словом береза.

(Дать березовой каши – наказать розгами, выпороть, высечь; пень березовый – тупица, дурак)

  1. Дать объяснение выписанным фразеологизмам.
  2. Привести примеры пословиц.

Знатоки

1.Сравните тексты писателя о березе  с текстом из учебника биологии.

2.Ответить на вопрос: это тексты о природе, однако написаны они по-разному. Почему? К какому стилю речи относятся тексты? Что важно для писателя, создающего пейзажную зарисовку, рисующего словами картину природы? Какую цель преследует автор учебника?

- Группы закончили свою работу, посмотрим, что у вас получилось.

Лингвисты

1. Береза, -ы, ж. Лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями

2. Березка, березовый, березняк.

Историки

1. Береза. Индоевроп. Суф. производное от *bher «светлый, ясный», того же корня, что и белый. Береза буквально – «дерево с белой корой»)

2. Пересказ легенды.

Мудрецы

1. Дать березовой каши – наказать розгами, выпороть, высечь; пень березовый – тупица, дурак.

2. Береза ума дает.( о березовых розгах)

- Давайте запишем одну пословицу на доске и определим синтаксическую роль существительных.

Береза ума дает (о березовых розгах)

- Обобщим работу 3-х групп: что вы узнали о слове береза как об имени существительном?

(Береза – имя существительное, обозначает предмет. Относится к женскому роду, в ед.ч. имеет окончание –а, во мн.ч. –ы. В предложении может выступать в роли сказуемого, дополнения)

- А теперь обратимся к 4 группе.

Знатоки

- Итак, что у вас получилось?

1-ый текст.

Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки!

       А летом? Сколько красоты в покрытых листьями берёзах! Длинные тонкие ветви, словно

зелёные гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид.

Д. Кайгородов.

2-ой текст.

Береза – род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 60 видов в Северном полушарии. Широко распространены береза бородавчатая и береза пушистая. Встречаются в лесах как примесь к другим породам, а также образуют чистые насаждения на месте сведенных лесов. Береза имеет большое хозяйственное значение.

Ответ: цель писателя – воздействовать на чувства читателя; цель автора учебника – сообщить сведения о березе.

- Что вы узнали нового, работая со словарями?

- Мы с вами создали краткосрочный информационный проект об одном слове – береза. Это наш интеллектуальный продукт. Любой из вас может осуществить такой продукт сам. Пусть ваша копилка пополняется.

- А мы идем дальше. Поговорив о слове береза как об имени существительном, мы не все узнали об этой части речи. Обратимся к учебнику.

- Прочитайте самостоятельно статью учебника на стр. 57 и скажите – что нового вы узнали? (Роль имени существительного в словосочетании: может выступать как главное слово или как зависимое слово)

- Мы много сегодня говорили об имени существительном, чтобы проверить – сможете ли вы найти существительные в тексте, обратимся к  упражнению 478. Прочитайте текст.

  Рассказать ли о березовом лесе? Рассказывать ли про саму березу? Растут деревья-гиганты, существуют деревья-чудеса.

  Каждое дерево чем-нибудь полезно, каждое дерево красиво – одно цветами, другое – листвой, третье – осанкой и ростом…

  Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал.

  Березовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда березы освещает солнце, набирающее весеннюю силу. Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

- Выпишите имена существительные.

- Какие имена существительные вы выписали?

 (Лес, береза, деревья-гиганты, деревья-чудеса, дерево, цветами, листва, осанка, рост, синева, ромашка, зелень, луг, снег, лес, пора, март, солнце, сила, дни, листочки)

- Почему эти слова относятся к именам существительным?

(Отвечают на вопрос кто? что?, обозначают предмет, но не все)

- Обратимся к следующему параграфу. Прочитаем его вслух и ответим на вопрос: что еще кроме предметов может обозначать имя существительное?

(Чувства, состояния человека, действия, признаки, отвлеченные понятия, совокупность предметов и лиц, вещества).

- Что же мы повторили об имени существительном и что узнали нового?

Написать сочинение-впечатление о березе , которую вы видели, которая вам запомнилась, используя эпитеты и метафоры.

- Выберите начало фразы и закончите предложения:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я выполнял задания…
  5. Я понял, что…
  6. Теперь я могу…
  7. Я почувствовал, что…
  8. Я приобрел…
  9. Я научился…
  10. У меня получилось…
  11. Я смог…

Слайд 1

Рисунки детей на доске. 2 ученика рассказывают о своих рисунках

Слайд 2

Слайд 3

Учащиеся называют слова-ассоциации

Слайд 4

Слайд 5

Памятка висит на информационной доске, 1 ученик читает вслух

Слайд 6

Слайд 7

1 ученик от группы, слайд 8

Слайд 9

1 ученик у доски, ост. в тетради

Слайд 10

1 ученик из группы читает текст

1 ученик из группы читает текст

1 ученик из группы

Ученики самостоятельно выписывают сущ.

1 ученик читает вслух

Слайд 11

Слайд 12

1 мин

2 мин

3 мин

3 мин

1 мин

1 мин

2 мин

1 мин

7 мин

5 мин

2 мин

1 мин

3 мин

1 мин

2 мин

5 мин

2 мин

1 мин

1 мин

2 мин

Кускова Ю.Н. Конспект урока русского языкаСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме " Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе"

   Учитель предлагает представить, что в наш век развития информационных технологий у собак появился свой сайт « Собака.ру». Ученики побывают на собачьем форуме, познакомятся с прогр...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Имя существительное как часть речи"

Представлен подробный  конспект  вводного урока по теме "Имя существительное". Указаны все этапы урока, действия и фразы учителя и учеников, Материал урока представлен с помощью лексики...

Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс

Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....

План-конспект урока русского языка "Существительные с шипящим на конце"

План-конспект урока русского языка в 6 классе для обучающихся с легкой умственной отсталостью по теме "Существительные с шипящим на конце"...