Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тиханова Анастасия Юрьевна

Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-Петербурга

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова".

Цели:

Обучающие:

  1. Уметь находить исконно русские и заимствованные в тексте;
  2. Уметь отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
  3. Знать признаки заимствованных слов.

Развивающие:

  1. Развивать умение отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
  2. Развивать умение находить исконно русские и заимствованные в речи и в тексте;
  3. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Воспитательные:

  1. Показать красоту и богатство родного языка через многообразие исконно русских и заимствованных слов в русском языке.

Есть ли в русском языке заимствованные слова? Определённо. Заимствованные слова приспосабливаются к русской речи, но они зачастую сохраняют «нерусский» облик. 

Много слов пришло к нам из старославянского языка. Такие слова называются старославянизмы, для которых характерны неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, которые соответствуют полногласным сочетаниям оро, оло, ере, ело в исконно русских словах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskonno_russkie_i_zaimstvovannye_slova.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Исконно русские и заимствованные слова

Цели:

Обучающие:

  1. Уметь находить исконно русские и заимствованные в тексте;
  2. Уметь отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
  3. Знать признаки заимствованных слов.

Развивающие:

  1. Развивать умение отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
  2. Развивать умение находить исконно русские и заимствованные в речи и в тексте;
  3. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Воспитательные:

  1. Показать красоту и богатство родного языка через многообразие исконно русских и заимствованных слов в русском языке.

УМК: Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. /М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. –Москва: Просвещение, 2021.

Ресурсы: Орфографические словари, учебник Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. /М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. –Москва: Просвещение, 2021.

  1. Организационный момент

-Добрый утро, ребята! Запишите в тетрадях число, классная работа.

  1. Проверка домашнего задания

На прошлом занятии мы с вами начали разговор об исконно русских и заимствованных словах. Дома вам было задано задание, в котором необходимо было поместить в первую колонку заимствованные слова, а во вторую – лексическое значение этих слов, пользуясь толковым словарём и порталом «Грамота ру».

Проверим, что у вас получилось.  

торжественный смотр физкультурников;

фуфайка с высоким воротом;

документ, удостоверяющий полномочие депутата;

помещение для стрельбы в цель;

свитер;

тир;

мандат;

парад;

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с исконно русскими и заимствованными словами, нам предстоит узнать, как находить исконно русские и заимствованные в тексте, чем они отличаются друг от друга и знать признаки заимствованных слов.

Давайте подумаем, каковы цели нашего занятия?

Цели:

Обучающие:

  1. Уметь находить исконно русские и заимствованные в тексте;
  2. Уметь отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
  3. Знать признаки заимствованных слов.

Развивающие:

  1. Развивать умение отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
  2. Развивать умение находить исконно русские и заимствованные в речи и в тексте;
  3. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Воспитательные:

  1. Показать красоту и богатство родного языка через многообразие исконно русских и заимствованных слов в русском языке.

3. Объяснение нового материала

Беседа:

Русский язык – это развивающееся и изменяющееся явление.

Вспомните роман А. С. Пушкина «Дубровский». Были ли в нём непонятные для вас слова/лексика?
Эти слова когда-то были в русском языке, но затем они вышли из активного употребления.

Как бы мы назвали их? (Устаревшие слова/устаревшая лексика)

Есть ли в русском языке заимствованные слова? Определённо. Заимствованные слова приспосабливаются к русской речи, но они зачастую сохраняют «нерусский» облик. Это такие слова, например, которые начинаются с букв –а- или –э- (алмаз, анкета, элемент, эпоха).

Исключения составляют такие слова как ах, авось, ахнуть, это, этот – исконно русские слова.

В заимствованных словах, также, проявляются такие сочетания как ке, хе, ге, пю, вю, мю, кю (макет, схема, герб, пюре, бюст, гравюра, мюсли), а также наличие буквы ф (филин, фокус, рифма). Почему же именно буква –ф-? Всё дело в том, что в славянских языках когда-то отсутствовал звук [ф]. Попробуйте открыть словарь русского языка на букву Ф и найти там хотя бы одно древнее исконно славянское слово. На эту букву будут только заимствованные слова.

Характерно для иноязычных слов соседство двух и более гласных в корнях (например, поэт, дуэль, театр)

4. Работа с учебником:

Обратимся к учебнику и потренируемся, выполняя упражнение 102. (Задание: выбрать из списка иноязычные слова, составить с ними предложения, проверяя себя с помощью орфографического словаря)

Беседа:

Ребята, важно помнить о том, что русский язык относится к группе славянских языков. Много слов пришло к нам из старославянского языка. Такие слова называются старославянизмы, для которых характерны неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, которые соответствуют полногласным сочетаниям оро, оло, ере, ело в исконно русских словах.

Рассмотрим это на примерах:

Старославянизмы

Исконно русские слова

Град

Шлем

Младенец

Город

Ошеломить

Молодой

Обратимся теперь к упражнению 103, в котором нам необходимо к иноязычным словам подобрать синонимы исконно русских слов.

5. Закрепление изученного материала

– Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

– Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры.

– Назовите признаки заимствованных слов.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия:

–  Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Есть ли у вас вопросы?

7. Домашнее задание:

Упражнение 105.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова

Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Урок разработан по УМК Львовых (5 класс) с использованием регионального компонента ("Отражение языковых контактов в топонимах Мурмана")....

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...

Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"

Цель урока: расширять знания об исконно русских и заимствованных словах, развивать навыки работы с толковым словарем; прививать интерес к изучению русского языка....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»

Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка;  Задачи:- обучающие. Знакомство с понятиями &l...

Конспект урока по теме "Исконно русские и заимствованные слова" (6 класс)

Как различать исконно русские и заимствованные слова? Конспект урока по данной теме. Предназначен для 6 класса.Автор разработки: Каменщикова Г.Г., г. Магнитогорск...