Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-Петербурга
Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова".
Цели:
Обучающие:
- Уметь находить исконно русские и заимствованные в тексте;
- Уметь отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
- Знать признаки заимствованных слов.
Развивающие:
- Развивать умение отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
- Развивать умение находить исконно русские и заимствованные в речи и в тексте;
- Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
Воспитательные:
- Показать красоту и богатство родного языка через многообразие исконно русских и заимствованных слов в русском языке.
Есть ли в русском языке заимствованные слова? Определённо. Заимствованные слова приспосабливаются к русской речи, но они зачастую сохраняют «нерусский» облик.
Много слов пришло к нам из старославянского языка. Такие слова называются старославянизмы, для которых характерны неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, которые соответствуют полногласным сочетаниям оро, оло, ере, ело в исконно русских словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskonno_russkie_i_zaimstvovannye_slova.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Исконно русские и заимствованные слова
Цели:
Обучающие:
- Уметь находить исконно русские и заимствованные в тексте;
- Уметь отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
- Знать признаки заимствованных слов.
Развивающие:
- Развивать умение отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
- Развивать умение находить исконно русские и заимствованные в речи и в тексте;
- Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
Воспитательные:
- Показать красоту и богатство родного языка через многообразие исконно русских и заимствованных слов в русском языке.
УМК: Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. /М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. –Москва: Просвещение, 2021.
Ресурсы: Орфографические словари, учебник Русский язык. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений . В 2 ч. /М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. –Москва: Просвещение, 2021.
- Организационный момент
-Добрый утро, ребята! Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Проверка домашнего задания
На прошлом занятии мы с вами начали разговор об исконно русских и заимствованных словах. Дома вам было задано задание, в котором необходимо было поместить в первую колонку заимствованные слова, а во вторую – лексическое значение этих слов, пользуясь толковым словарём и порталом «Грамота ру».
Проверим, что у вас получилось.
торжественный смотр физкультурников; фуфайка с высоким воротом; документ, удостоверяющий полномочие депутата; помещение для стрельбы в цель; | свитер; тир; мандат; парад; |
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с исконно русскими и заимствованными словами, нам предстоит узнать, как находить исконно русские и заимствованные в тексте, чем они отличаются друг от друга и знать признаки заимствованных слов.
Давайте подумаем, каковы цели нашего занятия?
Цели:
Обучающие:
- Уметь находить исконно русские и заимствованные в тексте;
- Уметь отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
- Знать признаки заимствованных слов.
Развивающие:
- Развивать умение отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
- Развивать умение находить исконно русские и заимствованные в речи и в тексте;
- Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
Воспитательные:
- Показать красоту и богатство родного языка через многообразие исконно русских и заимствованных слов в русском языке.
3. Объяснение нового материала
Беседа:
Русский язык – это развивающееся и изменяющееся явление.
Вспомните роман А. С. Пушкина «Дубровский». Были ли в нём непонятные для вас слова/лексика?
Эти слова когда-то были в русском языке, но затем они вышли из активного употребления.
Как бы мы назвали их? (Устаревшие слова/устаревшая лексика)
Есть ли в русском языке заимствованные слова? Определённо. Заимствованные слова приспосабливаются к русской речи, но они зачастую сохраняют «нерусский» облик. Это такие слова, например, которые начинаются с букв –а- или –э- (алмаз, анкета, элемент, эпоха).
Исключения составляют такие слова как ах, авось, ахнуть, это, этот – исконно русские слова.
В заимствованных словах, также, проявляются такие сочетания как ке, хе, ге, пю, вю, мю, кю (макет, схема, герб, пюре, бюст, гравюра, мюсли), а также наличие буквы ф (филин, фокус, рифма). Почему же именно буква –ф-? Всё дело в том, что в славянских языках когда-то отсутствовал звук [ф]. Попробуйте открыть словарь русского языка на букву Ф и найти там хотя бы одно древнее исконно славянское слово. На эту букву будут только заимствованные слова.
Характерно для иноязычных слов соседство двух и более гласных в корнях (например, поэт, дуэль, театр)
4. Работа с учебником:
Обратимся к учебнику и потренируемся, выполняя упражнение 102. (Задание: выбрать из списка иноязычные слова, составить с ними предложения, проверяя себя с помощью орфографического словаря)
Беседа:
Ребята, важно помнить о том, что русский язык относится к группе славянских языков. Много слов пришло к нам из старославянского языка. Такие слова называются старославянизмы, для которых характерны неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, которые соответствуют полногласным сочетаниям оро, оло, ере, ело в исконно русских словах.
Рассмотрим это на примерах:
Старославянизмы | Исконно русские слова |
Град Шлем Младенец | Город Ошеломить Молодой |
Обратимся теперь к упражнению 103, в котором нам необходимо к иноязычным словам подобрать синонимы исконно русских слов.
5. Закрепление изученного материала
– Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.
– Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры.
– Назовите признаки заимствованных слов.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия:
– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Есть ли у вас вопросы?
7. Домашнее задание:
Упражнение 105.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова
Презентация, используемая на уроках русского языка в 6 классе, рассказывающая о исконно руских и заимствованных словах....
Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"
Урок разработан по УМК Львовых (5 класс) с использованием регионального компонента ("Отражение языковых контактов в топонимах Мурмана")....
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»
План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Исконно русские и заимствованные слова»...
Конспект урока "Исконно русские и заимствованные слова"
Цель урока: расширять знания об исконно русских и заимствованных словах, развивать навыки работы с толковым словарем; прививать интерес к изучению русского языка....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»
Цель урока - познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка; Задачи:- обучающие. Знакомство с понятиями &l...
Конспект урока по теме "Исконно русские и заимствованные слова" (6 класс)
Как различать исконно русские и заимствованные слова? Конспект урока по данной теме. Предназначен для 6 класса.Автор разработки: Каменщикова Г.Г., г. Магнитогорск...
Конспект урока по русскому языку 6 класс «Исконно русские и заимствованные слова»
Конспект по теме "Исконно русские и заимствованные слова" для урока русского языка в 6 классе....