Конспект урока по русскому языку 6 класс «Исконно русские и заимствованные слова»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект по теме "Исконно русские и заимствованные слова" для урока русского языка в 6 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Исконно русские и заимствованные слова»

Тип урока: изучение нового материала

Цели: Обучающие:

  1. Знать понятия «Исконно русские» и «Заимствованные слова»;
  2. Уметь находить исконно русские и заимствованные в тексте;
  3. Уметь отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
  4. Уметь правильно использовать в речи исконно русские и заимствованные слова;
  5. Знать признаки заимствованных слов.

Развивающие:

  1. Развивать умение отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
  2. Развивать умение находить исконно русские и заимствованные   в речи и в тексте;
  3. Развивать умение использовать исконно русские и заимствованные в речи;
  4. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
  5. Развивать связную речь учащихся.

Воспитательные:

  1. Показать красоту и богатство родного языка через многообразие исконно русских и заимствованных слов в русском языке.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Добрый день, ребята! Запишите в ваших тетрадях сегодняшнее число.

  1. Проверка домашнего задания

- Дома вы выполняли упражнение 117. Вам нужно было выписать из текста диалектные слова и слова с выделенными буквами и письменно объяснить выбор орфограмм. Так же вам нужно выполнить фонетический разбор слова жизни. Итак, один учащийся у доски выполняет фонетический разбор, а остальные работают на местах, устно называя диалектизмы, встретившиеся в тексте, и объясняют написание орфограмм. После проверки упражнения мы проверим, как вы выполнили фонетический разбор.

Один учащийся работает у доски, а остальные устно с учителем проверяют упражнение.

  1. Повторение изученного материала

- Ребята, сейчас мы с вами повторим ранее пройденный материал и закрепим наши знания.

Какие слова называются однозначными и многозначными? Примеры.

Какие слова называются общеупотребительными и необщеупотребительными? Примеры.

Какие слова называются профессионализмами? Примеры

Какие слова называются диалектизмы? Примеры

  1. Объяснение нового материала

1.Слово учителя

- Мы повторили изученный нами пройденный материал, теперь нам предстоит изучение новой темы.

2.Беседа

 – Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.

– Много ли вы знаете иностранных языков? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.

– Кто такой полиглот? (Человек, знающий много языков)

– Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Лев Васильевич Успенский:

Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева.

Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава». Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи»,  у французов – в «кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – в «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам.  Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку попить».

– Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.)

Значит, на какие две группы по происхождению можно разделить слова нашего языка? (Исконно русские и заимствованные слова).

– Итак, какой способ пополнения русского языка вы можете назвать? (Способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствование из других языков.)

–Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? («Исконно русские и заимствованные слова».)

3.Работа с учебником

- Сейчас мы познакомимся с теоретическими сведениями об исконно русских и заимствованных словах на

странице 67 учебника. Я попрошу одного прочитать вслух классу данный материал.

Один учащийся читает классу теоретические сведения из учебника.

  1. Фронтальный опрос

- Из каких слов по происхождению состоит наш язык? (Исконно русские и заимствованные слова)

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры.

  1. Закрепление изученного материала

1.Комментированное списывание

- Обратимся к упражнению 124. Вам нужно прочитать текст, выписать из него слова с пропущенными буквами, объяснить орфограммы и отметить среди этих слов заимствованные.

Целеполагание:

- Как вы считаете, для чего мы выполняем это упражнение? (Для того, чтобы научиться находить заимствованные слова в тексте.)

— Значит, наша цель при выполнении данного упражнения - научиться находить заимствованные слова в тексте.

Учащиеся работают устно, поочерёдно читают несколько предложений классу, попутно объясняя пропущенные орфограммы, записывая в тетрадь слова и обозначая орфограммы. Так же находят заимствованные слова и записывают их.

Вывод:

- Ребята, мы достигли поставленной нами цели при выполнении данного упражнения? (Да.)

- Итак, теперь вы умеете находить заимствованные слова в тексте.

2.Групповая работа

- Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, группа – это ряд.

Ваша задача – из перечня слов выбрать исконно русские слова и попытаться определить признаки заимствованных слов.

Целеполагание :

- Для чего нам нужно выполнить это задание? (Для того, чтобы научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки, по которым мы можем распознавать заимствованные слова.)

- Цель данного задания - научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки, по которым мы можем распознавать заимствованные слова.

- Теперь приступайте к выполнению вашего задания в группах, после того, как вы выполните это задание представитель каждой группы зачитает классу, какое было задание у его группы, назовёт, какие исконно русские слова встретились группе и представит признаки заимствованных слов .

Учащиеся в группах выполняют задания, потом коллективно проверяют задания каждой из групп.

К а р т о ч к а 1.

– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеросвеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.

К а р т о ч к а 2.

– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания штхтксмп, как правило, встречаются в заимствованных словах: самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ

К а р т о ч к а 3.

– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:  аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

– Как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Давайте обобщим признаки заимствованных слов, кот.вам удалось найти.

- Запишите в тетрадь признаки заимствованных слов:

Признаки заимствованных слов записываются на доске:

1) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»;

2) сочетания «шт», «хт», «кс», «мп».

3) общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.

- Подумайте и попытайтесь привести свои примеры по каждому из признаков заимствованных слов.

Вывод :

- Мы достигли поставленной цели? (Да.)

- Итак, теперь вы научились отличать заимствованные слова от исконно русских и знаете признаки заимствованных слов.

3.Цифровой диктант

Запишите в тетрадь к каждой букве цифру, обозначающую «лишнее» слово, проанализировав слова с точки зрения происхождения.

Учащиеся пишут цифровой диктант.

Цифровой диктант:

а) 1) белка, 2) береза, 3) фауна, 4) осень;

б) 1) телевизор, 2) телеграф, 3) телефон, 4) приемник;

в) 1) автомобиль, 2) локомобиль, 3) локомотив, 4) паровоз.

г) 1) самовар, 2) сарафан, 3) кекс , 4) дом.

4. Устная работа.

– Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и синонимичные им исконно русские слова? (Исконно русские слова).

-  Сейчас я буду называть вам заимствованные слова, а вы попробуете подобрать синонимичные им исконно русские слова.

Целеполагание:

- Какова наша цель при выполнении этого задания (Научиться заменять заимствованные слова исконно русскими, подбирая синонимы).

- Итак, цель при выполнении данного задания: научиться заменять заимствованные слова исконно русскими, подбирая синонимы.

Учитель называет заимствованное слово, а учащиеся устно подбирают синонимичное ему исконно русское слово.

Шоу – …(зрелище), шоумен-…(организатор представления) , фиаско – …(неудача), сувенир -…(подарок) , обелиск -…(памятник) ,консенсус –…( согласие), презентация –  ..( представление), менталитет – …(обычаи-привычки),интегрировать –…( объединять), имидж – ..(облик), санкция …(разрешение-указание).

Вывод:

- Мы достигли поставленной цели при выполнении данного задания? (Да).

- Итак, теперь вы умеете подобрать к заимствованному слову синонимичное ему исконно русское слово

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было особенно интересным? Было ли что- то трудным для вас?

- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.

- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры.

- Какие признаки заимствованных слов вы знаете?

  1. Домашнее задание

- Дома вы выполните упражнение 127, в котором вам нужно будет заменить исконно русскими словами заимствования. Составьте с тремя любыми заимствованными словами по три словосочетания, обозначьте главное слово.

К а р т о ч к а 1.

– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:

арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.

К а р т о ч к а 2.

– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания штхтксмп, как правило, встречаются в заимствованных словах:

самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.

К а р т о ч к а 3.

– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.:  аквариум, воевода, география, телефон, спутник.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

Конспект урока в 6-м классе по русскому языку «Закрепление по теме «Безударные окончания имён прилагательных»

На данном уроке закрепляются умение правильно и осознанно проверять написание родовых окончаний имён прилагательных; умение разбирать прилагательное как часть речи. А так же решаются коррекционно-разв...

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе «Русский язык – мой любимый предмет»

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе«Русский язык – мой любимый предмет»Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в област...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...