Конспект урока по русскому языку 6 класс «Исконно русские и заимствованные слова»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект по теме "Исконно русские и заимствованные слова" для урока русского языка в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku_6_klass_iskonno_russkie_i_zaimstvovannye_slova.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Исконно русские и заимствованные слова»
Тип урока: изучение нового материала
Цели: Обучающие:
- Знать понятия «Исконно русские» и «Заимствованные слова»;
- Уметь находить исконно русские и заимствованные в тексте;
- Уметь отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
- Уметь правильно использовать в речи исконно русские и заимствованные слова;
- Знать признаки заимствованных слов.
Развивающие:
- Развивать умение отличать исконно русские слова от заимствованных слов;
- Развивать умение находить исконно русские и заимствованные в речи и в тексте;
- Развивать умение использовать исконно русские и заимствованные в речи;
- Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
- Развивать связную речь учащихся.
Воспитательные:
- Показать красоту и богатство родного языка через многообразие исконно русских и заимствованных слов в русском языке.
Ход урока
- Организационный момент
-Добрый день, ребята! Запишите в ваших тетрадях сегодняшнее число.
- Проверка домашнего задания
- Дома вы выполняли упражнение 117. Вам нужно было выписать из текста диалектные слова и слова с выделенными буквами и письменно объяснить выбор орфограмм. Так же вам нужно выполнить фонетический разбор слова жизни. Итак, один учащийся у доски выполняет фонетический разбор, а остальные работают на местах, устно называя диалектизмы, встретившиеся в тексте, и объясняют написание орфограмм. После проверки упражнения мы проверим, как вы выполнили фонетический разбор.
Один учащийся работает у доски, а остальные устно с учителем проверяют упражнение.
- Повторение изученного материала
- Ребята, сейчас мы с вами повторим ранее пройденный материал и закрепим наши знания.
Какие слова называются однозначными и многозначными? Примеры.
Какие слова называются общеупотребительными и необщеупотребительными? Примеры.
Какие слова называются профессионализмами? Примеры
Какие слова называются диалектизмы? Примеры
- Объяснение нового материала
1.Слово учителя
- Мы повторили изученный нами пройденный материал, теперь нам предстоит изучение новой темы.
2.Беседа
– Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.
– Много ли вы знаете иностранных языков? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.
– Кто такой полиглот? (Человек, знающий много языков)
– Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Лев Васильевич Успенский:
Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева.
Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава». Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов – в «кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – в «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку попить».
– Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.)
— Значит, на какие две группы по происхождению можно разделить слова нашего языка? (Исконно русские и заимствованные слова).
– Итак, какой способ пополнения русского языка вы можете назвать? (Способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствование из других языков.)
–Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? («Исконно русские и заимствованные слова».)
3.Работа с учебником
- Сейчас мы познакомимся с теоретическими сведениями об исконно русских и заимствованных словах на
странице 67 учебника. Я попрошу одного прочитать вслух классу данный материал.
Один учащийся читает классу теоретические сведения из учебника.
- Фронтальный опрос
- Из каких слов по происхождению состоит наш язык? (Исконно русские и заимствованные слова)
- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.
- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры.
- Закрепление изученного материала
1.Комментированное списывание
- Обратимся к упражнению 124. Вам нужно прочитать текст, выписать из него слова с пропущенными буквами, объяснить орфограммы и отметить среди этих слов заимствованные.
Целеполагание:
- Как вы считаете, для чего мы выполняем это упражнение? (Для того, чтобы научиться находить заимствованные слова в тексте.)
— Значит, наша цель при выполнении данного упражнения - научиться находить заимствованные слова в тексте.
Учащиеся работают устно, поочерёдно читают несколько предложений классу, попутно объясняя пропущенные орфограммы, записывая в тетрадь слова и обозначая орфограммы. Так же находят заимствованные слова и записывают их.
Вывод:
- Ребята, мы достигли поставленной нами цели при выполнении данного упражнения? (Да.)
- Итак, теперь вы умеете находить заимствованные слова в тексте.
2.Групповая работа
- Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получает карточку с заданием, группа – это ряд.
Ваша задача – из перечня слов выбрать исконно русские слова и попытаться определить признаки заимствованных слов.
Целеполагание :
- Для чего нам нужно выполнить это задание? (Для того, чтобы научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки, по которым мы можем распознавать заимствованные слова.)
- Цель данного задания - научиться отличать заимствованные слова от исконно русских и выявить признаки, по которым мы можем распознавать заимствованные слова.
- Теперь приступайте к выполнению вашего задания в группах, после того, как вы выполните это задание представитель каждой группы зачитает классу, какое было задание у его группы, назовёт, какие исконно русские слова встретились группе и представит признаки заимствованных слов .
Учащиеся в группах выполняют задания, потом коллективно проверяют задания каждой из групп.
К а р т о ч к а 1.
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:
арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.
К а р т о ч к а 2.
– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах: самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ
К а р т о ч к а 3.
– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.: аквариум, воевода, география, телефон, спутник.
– Как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря? Давайте обобщим признаки заимствованных слов, кот.вам удалось найти.
- Запишите в тетрадь признаки заимствованных слов:
Признаки заимствованных слов записываются на доске:
1) начинаются с «а», «ф», «ц», «э»;
2) сочетания «шт», «хт», «кс», «мп».
3) общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.
- Подумайте и попытайтесь привести свои примеры по каждому из признаков заимствованных слов.
Вывод :
- Мы достигли поставленной цели? (Да.)
- Итак, теперь вы научились отличать заимствованные слова от исконно русских и знаете признаки заимствованных слов.
3.Цифровой диктант
Запишите в тетрадь к каждой букве цифру, обозначающую «лишнее» слово, проанализировав слова с точки зрения происхождения.
Учащиеся пишут цифровой диктант.
Цифровой диктант:
а) 1) белка, 2) береза, 3) фауна, 4) осень;
б) 1) телевизор, 2) телеграф, 3) телефон, 4) приемник;
в) 1) автомобиль, 2) локомобиль, 3) локомотив, 4) паровоз.
г) 1) самовар, 2) сарафан, 3) кекс , 4) дом.
4. Устная работа.
– Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и синонимичные им исконно русские слова? (Исконно русские слова).
- Сейчас я буду называть вам заимствованные слова, а вы попробуете подобрать синонимичные им исконно русские слова.
Целеполагание:
- Какова наша цель при выполнении этого задания (Научиться заменять заимствованные слова исконно русскими, подбирая синонимы).
- Итак, цель при выполнении данного задания: научиться заменять заимствованные слова исконно русскими, подбирая синонимы.
Учитель называет заимствованное слово, а учащиеся устно подбирают синонимичное ему исконно русское слово.
Шоу – …(зрелище), шоумен-…(организатор представления) , фиаско – …(неудача), сувенир -…(подарок) , обелиск -…(памятник) ,консенсус –…( согласие), презентация – ..( представление), менталитет – …(обычаи-привычки),интегрировать –…( объединять), имидж – ..(облик), санкция …(разрешение-указание).
Вывод:
- Мы достигли поставленной цели при выполнении данного задания? (Да).
- Итак, теперь вы умеете подобрать к заимствованному слову синонимичное ему исконно русское слово
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что было особенно интересным? Было ли что- то трудным для вас?
- Какие слова называются исконно русскими? Приведите примеры.
- Какие слова называются заимствованными? Приведите примеры.
- Какие признаки заимствованных слов вы знаете?
- Домашнее задание
- Дома вы выполните упражнение 127, в котором вам нужно будет заменить исконно русскими словами заимствования. Составьте с тремя любыми заимствованными словами по три словосочетания, обозначьте главное слово.
К а р т о ч к а 1.
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц, э:
арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.
К а р т о ч к а 2.
– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило, встречаются в заимствованных словах:
самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.
К а р т о ч к а 3.
– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д.: аквариум, воевода, география, телефон, спутник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов в рамках недели русского языка и литературы....
Конспект урока в 6-м классе по русскому языку «Закрепление по теме «Безударные окончания имён прилагательных»
На данном уроке закрепляются умение правильно и осознанно проверять написание родовых окончаний имён прилагательных; умение разбирать прилагательное как часть речи. А так же решаются коррекционно-разв...
Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе «Русский язык – мой любимый предмет»
Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе«Русский язык – мой любимый предмет»Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в област...
Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...