Внеклассное мероприятие по русскому языку "Паспорт грамотности" 5-7 классы
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Алексанина Юлия Павловна

Мероприятие в рамках Недели русского языка «Паспорт грамотности», 5-7 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moyo_luchshee_meropriyatie_pasport_gramotnosti.docx73.19 КБ

Предварительный просмотр:

Моё лучшее мероприятие в рамках Недели русского языка

«Паспорт грамотности», 5-7 классы

Учитель русского языка и литературы МОУ Шумовской средней школы Ульяновского района Ульяновской области Алексанина Юлия Павловна, 1 категория

Учение – не только свет; согласно народной поговорке, но оно и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание.
Иван Тургенев.

Учитель:  Добрый день участникам нашего сегодняшнего мероприятия «Паспорт грамотности». Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, развитие собственного потенциала, решение конфликтов. Всё это дает грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре. 8 сентября весь мир празднует День грамотности.

Немного об истории возникновения этого праздника.

В мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Каждый пятый житель Земли старше 15-ти лет не умеет читать и писать. 100 миллионов детей, наших современников, не ходят в школу. Ведь только около 50-ти стран обеспечивают общий доступ к начальному образованию. Наиболее распространена проблема неграмотности в странах, в которых ведутся войны, гражданские беспорядки, и в странах «третьего мира». Это стало предпосылками к появлению Международного дня грамотности, призванного обратить внимание общественности к данной проблеме.

Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в следующем, 1966 году, провозгласила Международным днем грамотности (International Literacy Day) – 8 сентября.

Организация Объединенных Наций признала 2003-2013 гг «Десятилетием грамотности», а ЮНЕСКО была назначена  координатором всех мероприятий.

Главными задачами Десятилетия были объявлены: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования.

 День грамотности начинает приобретать собственные обычаи.

Традиции Дня грамотности.

8 сентября в школах России  проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников.

Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей, награждают выдающихся педагогов.

В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

В России активисты распространяют листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка. Библиотекари устраивают акции прямо на улицах, раздают книги и журналы людям на остановках и просто прохожим. Перед входом в библиотеку проводятся занимательные уроки грамматики.

И в нашей школе сложилась традиция проводить цикл мероприятий, посвященных Дню распространения грамотности в рамках недели русского языка.

Сегодня мы проведем викторину «Паспорт грамотности». По итогам самая грамотная команда получит свой первый документ- Паспорт грамотности.

Ход игры:

Представление команд;

Блиц для 5-го класса;

Блиц для 6-го  класса;

Блиц для 7-го класса;

Конкурс капитанов;

Конкурс «мы – одна команда!»

Оценивать игру будет наше компетентное жюри! (Преставление членов жюри)

А сейчас мы переходим к первой части нашего конкурса – представлению команд. Напоминаю, что представление команд также оценивается жюри. Максимум команда может получить 2 балла. Команды, прошу на сцену!

(Представления команд)

Команды заняли свои места. И я попрошу подойти ко мне одного представителя  5-го класса, от каждой команды – по одному. (Аналогично вызываются представители других команд)

Задания зачитываются учителем и выводятся на экран (презентация).

Блиц для 5 класса.

С предложенными паронимами составьте словосочетания, в которых была бы четко видна разница в значениях этих паронимов. От вас требуется два словосочетания соответственно. За каждое правильное словосочетание вы получаете 0,5 б. Максимум за это задание вы можете получить 1 балл.

1 команда: одеть – надеть

Ответ: одеть ребенка – надеть шапку.

компания - кампания

Ответ: компания друзей – избирательная кампания.

Блиц для 6 класса.

Выберите правильный вариант произношения. Вам будут представлены три слова. За каждый правильный ответ вы получаете 0,5 б. Максимум за это задание ваша балловая копилка может пополниться на 1,5 балла.

1 команда:

ЗвОнишь или звонИшь

катАлог или каталОг

жАлюзи или жалюзИ

Ответ: звонИшь, каталОг, жалюзИ.

Блиц для 7 класса.

Вам будет дано прилагательное. Ваша задача – составить с этим прилагательным два словосочетания: в одном словосочетании прилагательное должно выступать как притяжательное, в другом – как качественное. За каждое правильно составленное словосочетание вы получаете 0,5 балла. Максимум за задание вы можете получить 1 балл.

1 команда: волчий

Ответ: волчий хвост – волчий аппетит.

медвежий

Ответ: медвежья берлога – медвежья услуга.

Конкурс капитанов.

Ответьте на вопросы. Вы можете использовать бумагу и ручку. На раздумье вам дается 30 секунд. За правильный ответ вы получаете 1 балл.

1 команда: Какое слово имеет корень такой же, как и в слове СКАЗКА, суффикс такой же, как и в слове ИЗВОЗЧИК, приставку такую же, как и в слове РАСХОД?

Ответ: рассказчик.

2 команда: Корень этого слова находится в слове ПРЕПОДНОСИТЬ, приставка – в слове ВЫПИСАТЬ, суффикс и окончание – в слове ТЕРПЕЛИВЫЙ. Что это за слово?

Ответ: выносливый.

Замените предложенные фразы известными фразеологизмами. Три фразеологизма по 0,5 балла в сумме принесут вам 1,5 балла. Игроки вашей команды могут давать вам подсказки.

1 команда:

Обычно он много болтает;

Он все умеет делать;

Он главный мой помощник;

Ответ: язык без костей, мастер на все руки(золотые руки), правая рука.

2 команда:

Братья очень похожи друг на друга;

Ему угрожает неприятность с двух сторон;

На него положиться нельзя – он часто меняет свое мнение;

Ответ: как две капли воды, меж двух огней, у него семь пятниц на неделе.

Разгадайте шараду. За правильный ответ вы получаете 1 балл.

1 команда:

С буквой К бери меня на покос.

А без буквы К ужалю в нос.

Ответ: коса – оса.

2 команда:

Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.

Ответ: пи-рог.

Задание-соревнование. 

Баллы получает та команда, которая первая даст верный ответ. Максимум можно получить 1 балл.

Догадайтесь, каким словом заканчивается придуманная журналистом и литератором И. Фоняковым фраза ТАРТУ ДОРОГ КАК ГОРОД...

Как называется такая языковая игра?

Ответ: Тарту дорог как город УТРАТ. Палиндром.

Конкурс «Мы – одна команда».

На карточках написано по два предложения. Задание:

В первом предложении заменить все слова (кроме служебных) синонимами.

Во втором предложении заменить все слова (кроме служебных) антонимами.

За каждое правильно составленное предложение вы получаете 0,5 балла. В сумме – 1 балл. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.

1 задание:

1.Доктор прописал пациенту инъекцию.

2.Наступает летнее утро.

Ответ: 1.Врач назначил больному уколы. 2. Заканчивается зимний вечер.

2 задание:

1.Караульный спрятался под кровлей здания.

2. Юноша бодро шагает по широкой дороге.

Ответ: 1. Сторож укрылся под крышей дома. 2. Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.

«Загадочный круг». В каждом круге написано шесть букв. Ваша задача – найти как можно больше различных имен существительных, которые можно прочесть по ходу часовой стрелки и наоборот, но обязательно подряд.

За каждое слово вы получаете 0,1 балл. Если вы называете все слова, то получаете 1,3 балл. На выполнение вам дается 4 минуты.

Ответ: Сок, кол, село, сокол, лесок, лес, колесо, око, осел (всего – 9 слов).

2 команда:

Фразеология

Сколько фразеологизмов в тексте? На карточках написан текст. Задача команд – найти как можно больше фразеологизмов. За каждый правильный фразеологизм вы получаете 0,1 балла (максимум 1,3) У вас есть 3 минуты.                       

С ног до головы.

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!

Ответ: С ног до головы, на короткой ноге, с левой ноги встал, со всех ног, еле ноги унёс, ни ногой, ноги не будет, из рук вон, взять  в руки, дать по рукам, рукам воли не давай, руку даю на отсечение, распускать руки. (13 фразеологизмов)

Творческое задание.

Напишите четверостишие про язык, грамотность и т.п.

1 команда: ямбом.

2 команда: хореем.

Максимум за задание вы можете получить 5 баллов.

На выполнение задания вам дается 7 минут.

А пока команды готовятся, давайте поиграем.

Игра со зрителями.

«Какая буква заблудилась?»

Неизвестно, как случилось?
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём?
Но едва туда вошла буква – озорница,
Очень странные дела
Начались твориться.


Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»


- Какая буква заблудилась?


На виду у детворы, 

Крысу красят маляры.


Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!


Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.


Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом

На крючок попался дом.


Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.


Мы собирали васильки -
На головах у нас щенки.


Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.


Сели в ложку и – айда!
По реке туда – сюда!

Учитель: Наше компетентное жюри отправляется посчитывать баллыи определить самую грамотную команду (Победившая команда  получает Паспорта грамотности)C:\Users\Work7\Downloads\IMG_20220817_120419_resized_20220817_120457077.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку 6 класс

Русский язык поистине является одним из самых богатых и развитых языков мира. Это язык нашей культуры. Ведущая роль русского языка в РФ определяется его социальными функциями – это язык межнацио...

Сценарий внеклассного мероприятия "Знаем русский". 9-11 классы.

Сценарий внеклассного мероприятия "Знаем русский". 9-11 классы....

Внеклассное мероприятие по русскому языку 6 класс

Материалы к конкурсу по русскому языку в рамках предметной недели...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе ФГОС " Школа России" "Лексиколёт - 1" Лексика 5 клВнеклассное мероприяти разработано на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку

Внеклассное мероприятие по лексике в 5 классе разработано на снове системно-деятельностного подхода к обучению русскому языку. используются элементы игры. ИКТ. Ребусы. Работа в группах....