Урок русского языка в 8 классе "Основные разряды обстоятельств"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Тема урока: Основные разряды обстоятельств, 8 класс
Цели педагогической деятельности:
развивающие: развивать речь и мыслительную деятельность обучающихся;
воспитательные: воспитывать интерес к предмету способность продуктивно работать в парах;
образовательные: расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными разрядами обстоятельств и способами их определения.
Задачи:
расширить представления учащихся об обстоятельстве,
развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного.
Межпредметные связи: литература, информатика
Метапредметные умения: развитие монологической речи, умение сопоставлять и сравнивать.
Формирование УУД: способность понимать текст, уметь конспектировать, готовность к общению, развитие навыков публичного выступления
Форма урока: урок открытия нового знания
Форма организации познавательной деятельности
обучающихся: индивидуальная, работа в парах, коллективная работа.
Используемые педагогические технологии:
Личностно-ориентированные, технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон.
Оборудование:
учебник Русский язык. 8 кл.: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2019. — 270, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. — (Российский учебник).
Раздаточный материал:
карточки для работы в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_8_klasse.docx | 242.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Основные разряды обстоятельств, 8 класс
Цели педагогической деятельности:
развивающие: развивать речь и мыслительную деятельность обучающихся;
воспитательные: воспитывать интерес к предмету способность продуктивно работать в парах;
образовательные: расширить представления учащихся об обстоятельстве, познакомить с основными разрядами обстоятельств и способами их определения.
Задачи:
расширить представления учащихся об обстоятельстве,
развивать наблюдательность, логичность, последовательность, связность речи учащихся;
обогащать эстетический опыт, развивать чувство прекрасного.
Межпредметные связи: литература, информатика
Метапредметные умения: развитие монологической речи, умение сопоставлять и сравнивать.
Формирование УУД: способность понимать текст, уметь конспектировать, готовность к общению, развитие навыков публичного выступления
Форма урока: урок открытия нового знания
Форма организации познавательной деятельности
обучающихся: индивидуальная, работа в парах, коллективная работа.
Используемые педагогические технологии:
Личностно-ориентированные, технология деятельностного метода Л. Г. Петерсон.
Оборудование:
учебник Русский язык. 8 кл.: учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов; под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2019. — 270, [2] с.: ил., 8 л. цв. вкл. — (Российский учебник).
Раздаточный материал:
карточки для работы в парах.
Структура урока:
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
2. Этап актуализации знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
3 Постановка учебной задачи (выявление места затруднения)
4 Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
5.Первичное закрепление с комментированием
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (исследовательская деятельность в парах).
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
8. Рефлексия
9. Подведение итогов. Выставление оценок.
10. Домашнее задание.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Эпиграф
Сердце матери видит дальше всех и
чует дальше, чем чье-то другое сердце
Аркадий Перевенцев
Сердце матери – это вселенская
бездна любви, заботы и всепрощения
Леонид Сахаруков
Беседа по эпиграфу
Как вы понимаете эти слова?
2. Актуализация знаний.
На карточках предложение. Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор. Объясните расстановку знаков препинания.
Мама это единственный человек, который предан собственному ребенку.
Какого члена предложения нет в данном высказывании. Дополните предложение так, чтобы он появился.
Прочитайте получившееся предложение.
Что вы знаете об обстоятельствах.
Прочитайте стихотворение. Найдите обстоятельства.
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Вам дано стихотворение и таблица. Определите для себя учебные задания.
Объяснить орфограммы и пунктограммы в тексте;
Выделить основу предложений;
Ребята, а теперь сформулируйте тему урока и цели.
Тема «Обстоятельство и его виды»
Давайте сформулируем цели нашего урока. Подсказка – опорные слова на доске: Уметь находить…, научиться определять… и т.д.
Цель:
Заполните таблицу. Работа в парах.
Разряд обстоятельства | Вопросы | Примеры |
Места | По ветвям | |
Образа действия | весело | |
Условия | ||
Уступки | ||
Причины | ||
Цели | ||
Времени | Теперь, вчера | |
Меры и степени | скорей |
Заслушиваем ответы (по вопросам, по разрядам обстоятельств).
Далее вариант учителя, он включает все разряды (и те, которые ещё не изучали).
4. Открытие нового знания
Давайте сравним, что мы знали, а что для нас новое? Ответы учащихся (Не все разряды обстоятельств знали).
Обратимся к учебнику. Давайте рассмотрим таблицу разрядов обстоятельств на стр.89-92.
Сделайте вывод (Какие разряды обстоятельств бывают).
5. Первичное закрепление
Проговаривание определения (по учебнику)
Работа с картиной «Опять двойка»
направо, вниз, вперёд, назад, поровну, по-собачьи, наискосок, зачастую, в упор, на днях, без устали, с глазу на глаз, волей-неволей, нежданно-негаданно, тихо-тихо, подобру-поздорову, по-моему, тотчас, чересчур,
для словарного диктанта
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Карточки с предложениями (работа в парах). Заполнить вторую и третью колонки.
Предложения | Разряд обстоятельства | Способ выражения |
| ||
2. Мама всегда любит своего ребенка , несмотря на его шалости. | ||
3. При желании всегда можно найти время, чтобы позвонить маме | ||
4. Волосы мамочки слегка поседели от жизненных трудностей. | ||
5. Осенью мамин сад особенно красив | ||
6. Мы вышли из дома освежиться. | ||
7. Из-за моих плохих оценок мама огорчилась. | ||
8. До озера от родительского дома рукой подать. |
Проверка (если у вас нет ошибок, ставим «5», 1-3 ошибки –«4», 4 и больше – «3»)
№ предложений | Разряд обстоятельства | Способ выражения |
1 | Места | Сущ. с предлогом |
2 | Уступки | Сущ. с предлогом |
3 | Условия | Сущ. с предлогом |
4 | Меры и степени | Наречие |
5 | Времени | Наречие |
6 | Цели | Неопределённая форма глагола |
7 | Причины | Сущ. с предлогом |
8 | Образа действия | Фразеологизм |
Промежуточная рефлексия
Что вам помогло в работе?
Какие трудности возникли?
Сумели ли вы решить поставленную задачу?
Что помогло безошибочно справиться с работой?
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Продолжите предложения, вставив обстоятельство:
На уроке я чувствовал себя…
Виды обстоятельств я запомнил…
Урок прошёл…
Сегодня мы работали…
Ребята зачитывают свои предложения
8. Рефлексия, итог урока
Самооценивание.
- Вспомните, какие цели мы ставили?
- Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
- Кто испытал трудности сегодня на уроке? С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать?
Контроль. Тест-пятиминутка
1. Обстоятельство обозначает, при каких обстоятельствах и как происходит действие?
2. «Ягнёнок в жаркий день пришёл воды напиться». Слово напиться обстоятельство цели.
Ключ: 1-в; 2-г; 3-г; 4-а; 5-г (написан сзади на доске). Взаимопроверка (обменяться листочками)
- Выполнение упражнений.
(Слайды 7, 8)
I. Добавьте в данные предложения обстоятельства.
1. Мы отправились в лес … (обстоятельство цели).
2. Андрей отстал в учёбе от своих товарищей … (обстоятельство причины).
3. (Обстоятельство места) … поднималось солнце.
4. (Обстоятельство времени) … в лесу занялся пожар.
5. Снег падал … (образа действия).
1. Мы отправились в лес подышать воздухом.
2. Андрей отстал в учёбе от своих товарищей из-за болезни.
3. Над городом поднималось солнце.
4. Ночью в лесу занялся пожар.
5. Снег падал медленно и бесшумно. - Приложение 2
- Вариант 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"
Цели: 1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.2. Прод...
Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"
Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок составлен для изучения качественных прилагательных....
Урок русского языка по теме "Разряды имён числительных"
Данный урок разработан в рамках ФГОС ООО....
Урок русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению"
Обобщающий урок по теме "Разряды прилагательных по значению" предназначен для закрепления знаний по теме. Разработан в соответствии с УМК Бабайцевой....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Разряды имен числительных", 6 класс.
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе, составленная в соответствии с учебником С.И. Львовой, В.В. Львова....
Открытый урок русского языка по теме "Разряды имен прилагательных"
Цель урока: расширить представления учащихся о разрядах имен прилагательных по значению, отрабатывать умение распознавать разряды прилагательных, совершенствовать орфографические и п...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Обстоятельство"
Урок в 5 классе по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Цель: дать понятие об обстоятельстве, показать роль обстоятельств в речи, формировать привычку к рефлексии....