Урок русского языка в 5 классе "Прямая речь".
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе "Прямая речь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pryamaya_rech_07.12.docx | 23.08 КБ |
pryamaya_rech_07.12.ppt | 373 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Прямая речь.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цели: Обобщение и расширение знаний предложений с прямой речью.
Обучающие: систематизация и закрепление знаний о предложениях с прямой речью, о постановке знаков препинания, закрепление навыков построения схем предложения с прямой речью
- Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления устного высказывания, воображения, навыков работы в группах;
- Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение работать по коллективно составленному плану. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .
Регулятивные УУД:
- Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).
- Умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).
Предметные:
-знать что такое прямая речь.
- уметь распознавать предложения с прямой речью
-уметь расставлять знаки в предложениях с прямой речью
-уметь составлять схему к предложениям с прямой речью.
Основные понятия: Прямая речь, знаки препинания в предложениях с прямой речью, схема предложений с прямой речью.
Ход урока:
1. Орг.момент. Мотивация к совершению учебной деятельности:
- Здравствуйте, ребята! Какой раздел языкознания мы с вами изучаем? (Синтаксис. Пунктуация.) Что в центре внимания синтаксиса?
- Для чего нам нужна пунктуация? (Учит правильно ставить знаки препинания)
- Какие знаки препинания вы знаете? (Точка, запятая, вопросительные, восклицательные знаки, двоеточие, кавычки).
- А вы знаете, когда мы ставим кавычки в предложениях? (Нет)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Прочитайте предложения. (Текст записан на доске, читают дети).
1) Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
2) Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.
- Какое предложение точнее передает слова Горького? Почему? (дословно) Одно из этих предложений с прямой речью. Какое?
3. Формулирование темы урока, целей и задач.
- Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)
-Какова тема урока? («Предложения с прямой речью»). Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.
Какова цель урока? Чему должны научиться? О чем надо узнать? (Получить представление о ПР, научиться расставлять знаки препинания в предложениях с ПР).
4. Усвоение новых знаний.
Чтобы реализовать поставленную цель, вчитаемся в каждое слово темы. Все ли нам знакомо? Слово речь знакомо? Что такое предложение знаем? (Да)
А чего мы не знаем? (прямая речь) Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая).
Запишем: ПР – чьи-либо слова, переданные без измнений.
Для записи прямой речи существуют специальные знаки «» (кавычки).
Прямую речь схематически мы будем обозначать так: «П» (полностью правда)
Обратите внимание, как пишется прямая речь. С большой буквы.
Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаки препинания)
Если кричал (- !) (ребята-помощники помогают)
Если спросил ( ?)
Если спокойно говорил ( .)
Предложения с прямой речью состоят не только из самой ПР, но и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах их будем обозначать так: А, а.
Итак, «П» на письме выделяется кавычками, теперь «П» надо отделить от авторских слов, для этого позовем на помощь знаки препинания «:» и «-».
Разбираем схемы: когда и какой знак мы будем писать? Записать!!!
А: «П?!» «П!?» - а.
Запомните, кавычки всегда идут со знаком «:» или «-».
Мы только что вывели с вами правило.
Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь)
Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь: Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.
5. Первичное закрепление, упражнения.
Упр. 341 Найдем соответствующие схемы.
6. Включение в систему знаний и повторения
Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.
Мальчик робко проговорил «_ _»
Девочка тихо спросила «_ _»
«_ _» шепотом ответила мама.
«_ _» громко крикнул брат и отворил дверь.
Бабушка громко сказала «_ _»
«_ _» уверенно произнес друг.
Учащиеся составляют предложения. Проверяя, отмечают ошибки.
7. Переделайте предложения так, чтобы получилась прямая речь. Запишите их, начертите схемы.
1) Вова радостно закричал, что пойдет в поход в воскресенье.
2) Вера сказала маме, что задержится в школе.
Проверим:
1) Вова радостно закричал: «Пойду в поход в воскресенье!»
А: «П!»
2) Вера сказала маме: «Мама, я сегодня задержусь в школе» .
А: «П».
8.Восстановление текста
ПР – это чьи-либо слова, передаваемые _________. В предложениях с ПР различают слова автора и _______. ПР заключается в ______ и всегда пишется с ______ буквы.
9. Проверка усвоения материала. Ученикам заранее раздаются карточки с символами из схем («,П, а, А,», !, ?, ) Учитель читает предложения, ученики должны выстроиться в ряд в соответствии со схемой предложения.
1) Учитель спросил Кто готов к уроку
2) Я готов сказал Дима
3) Папа сообщил Завтра мы едем в музей
4) Мы едем в музей крикнула от радости Оля
8. Рефлексия.
- Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? Докажите.
- В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть?
- Как и где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания?
- Оцените свою деятельность на уроке
9. Домашнее задание:
1) выучить правила
2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», записать их , составить схемы;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какое предложение точнее передает слова Горького? 1. М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать. 2. М. Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».
Тема урока? На какой главный вопрос мы должны будем ответить на уроке? Сформулируем тему
Урок русского языка в 5 классе Тема урока: Предложения с прямой речью.
Цель урока: Получить представление о прямой речи, научиться расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь Прямая речь – это чьи-либо слова, переданные без изменений. «П» 1) заключается в кавычки 2)пишется с большой буквы 3) знаки препинания передают интонацию прямой речи
Слова автора Вводят в предложение чужую речь. А, а
Примеры предложений с Прямой речью «Я послезавтра на Волгу поеду», - сказал Саша. Прохожий спросил: «Который час?»
Схемы. «П», – а. «П!» – а. «П?» – а. А: «П». А: «П!» А: «П?»
Глаголы, вводящие ПР Сказал Спросил Крикнул Ответил Подумал Произнёс Объявил Шепнул и т.д .
Первичное закрепление Упр. 341. Найдем соответствующие схемы. Укажем глаголы говорения в словах автора.
Упражнение Мальчик робко проговорил «________» Девочка тихо спросила «__________» «_________» шепотом ответила мама. «_________» громко крикнул брат и отворил дверь. Бабушка громко сказала «_____» «_________» уверенно произнес друг.
Восстановление текста Прямая речь –это чьи-либо слова, передаваемые ________. В предложениях с прямой речью различают слова автора и _________. Прямая речь заключается в ________ и всегда пишется с __________ буквы.
Проверка усвоения материала 1) Учитель спросил Кто готов к уроку Учитель спросил: «Кто готов к уроку?» А: «П?» 2) Я готов сказал Дима «Я готов», - сказал Дима. «П», - а.
Проверка усвоения материала 3) Папа сообщил Завтра мы едем в музей Папа сообщил: «Завтра мы едем в музей». А: «П». 4) Мы поедем в музей радостно крикнула Оля «Мы поедем в музей!» – радостно крикнула Оля. «П!» – а.
Переделайте предложения. Запишите их, начертите схемы. 1) Вова радостно закричал, что пойдет в поход в воскресенье. 2) Вера сказала маме, что задержится в школе.
Проверим! 1) Вова радостно закричал: «Пойду в поход в воскресенье!» А: «П!» 2) Вера сказала маме: «Мама, я сегодня задержусь в школе» . А: «П».
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? В чём испытывали трудности? Как и где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания? Оцените свою деятельность на уроке.
Молодцы!
Домашнее задание 1. Параграф 27. 2. Выучить схемы . 3. Выписать 4 предложения с прямой речью из сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» , составить схемы предложений.
Резервные задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....
Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».
Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Урок русского языка по развитию речи
Урок русского языка в 10 классе по развитию речи (Написание сочинения - рассуждения, блок С)...
Технологическая карта урока русского языка и развития речи.
Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....
Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.
Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...
Урок русского языка по развитию речи в 5 классе коррекция 8 вида "Тайны цвета"
На уроке используется музыка,краски, стихи...