Урок русского языка в 5 классе "Прямая речь".
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Набокова Анастасия Александровна

Урок русского языка в 5 классе "Прямая речь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamaya_rech_07.12.docx23.08 КБ
Office presentation icon pryamaya_rech_07.12.ppt373 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Прямая речь.

Тип урока:  урок получения новых знаний.

Цели: Обобщение и расширение  знаний  предложений  с прямой речью.

   Обучающие: систематизация и закрепление знаний о предложениях с прямой речью, о постановке знаков препинания, закрепление  навыков  построения схем предложения с прямой речью

  • Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие  навыков составления устного высказывания, воображения, навыков работы в группах;
  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.

Планируемые  результаты:        

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Умение определять  и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; умение  высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение  работать по коллективно составленному плану. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей .

Регулятивные УУД:

- Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Умение ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные:

-знать что такое прямая речь.

- уметь распознавать предложения с прямой речью

-уметь расставлять знаки в предложениях с прямой речью

-уметь составлять схему к предложениям с прямой речью.

Основные понятия: Прямая речь, знаки препинания в предложениях с прямой речью, схема предложений с прямой речью.

Ход урока:

1. Орг.момент. Мотивация к совершению учебной деятельности:

- Здравствуйте, ребята! Какой раздел языкознания мы с вами изучаем? (Синтаксис. Пунктуация.) Что в центре внимания синтаксиса?

 - Для чего нам нужна пунктуация? (Учит правильно ставить знаки препинания)

-  Какие знаки препинания вы знаете? (Точка, запятая, вопросительные, восклицательные знаки, двоеточие, кавычки).

- А вы знаете, когда мы ставим кавычки в предложениях? (Нет)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Прочитайте предложения. (Текст  записан на доске, читают дети).

1) Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

2) Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать. 

- Какое предложение точнее передает слова Горького? Почему? (дословно) Одно из этих предложений с прямой речью. Какое?

3. Формулирование темы урока, целей и задач.

- Как вы думаете, на какой главный вопрос мы должны будем ответить на этом уроке? (Что такое предложение с прямой речью?)

-Какова тема урока? («Предложения с прямой речью»). Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока.                               

Какова цель урока? Чему должны научиться? О чем надо узнать? (Получить представление о ПР, научиться расставлять знаки препинания в предложениях с ПР).  

4. Усвоение новых знаний.

Чтобы реализовать поставленную цель, вчитаемся в каждое слово темы. Все ли нам знакомо? Слово речь знакомо? Что такое предложение знаем? (Да)

А чего мы не знаем? (прямая речь) Давайте разберемся. Что значит «прямая»? ( прямо, честно переданная, правдивая).

 Запишем: ПР – чьи-либо слова, переданные без измнений.

Для записи прямой речи существуют специальные знаки «» (кавычки).

Прямую речь схематически мы будем обозначать так: «П» (полностью правда)

Обратите внимание, как пишется прямая речь. С большой буквы.

Речь – это и интонация. Как на письме передать интонацию? (знаки препинания)

Если кричал (- !) (ребята-помощники помогают)

Если спросил ( ?)

Если спокойно говорил ( .)

Предложения с прямой речью состоят не только из самой ПР, но и из слов автора, которые вводят в предложение чужую речь. В схемах их будем обозначать так: А, а.

Итак, «П» на письме выделяется кавычками, теперь «П» надо отделить от авторских слов, для этого позовем на помощь знаки препинания «:» и «-».

Разбираем схемы: когда и какой знак мы будем писать? Записать!!!

А: «П?!»       «П!?» - а.

Запомните, кавычки всегда идут со знаком «:» или «-».

Мы только что вывели с вами правило.

Как же распознать нам в тексте прямую речь? Что будет опознавательным признаком  пунктограммы? (слова автора, вводящие прямую речь)

Прочитаем и запомним глаголы, вводящие прямую речь: Сказал, спросил, крикнул, ответил, подумал, шепнул, произнес, объявил, попросил, проворчал и т.д.

5. Первичное закрепление, упражнения.

Упр. 341 Найдем соответствующие схемы.

6. Включение в систему знаний и повторения

Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки.

Мальчик робко проговорил «_ _»

Девочка тихо спросила «_ _»

 «_ _»  шепотом ответила мама.

«_ _» громко крикнул брат и отворил дверь.

Бабушка громко сказала «_ _»

«_ _» уверенно произнес друг.

Учащиеся составляют предложения. Проверяя, отмечают  ошибки.  

7. Переделайте предложения так, чтобы получилась прямая речь. Запишите их, начертите схемы.

1) Вова радостно закричал, что пойдет в поход в воскресенье.

2) Вера сказала маме, что задержится в школе.

Проверим:

1) Вова радостно закричал: «Пойду в поход в воскресенье!»

                     А: «П!»

2) Вера сказала маме: «Мама, я сегодня задержусь в школе» .

                    А: «П».

8.Восстановление текста

ПР – это чьи-либо слова, передаваемые _________. В предложениях с ПР различают слова автора и _______.  ПР заключается в ______ и всегда пишется с ______ буквы. 

9. Проверка усвоения материала. Ученикам заранее раздаются карточки с символами из схем («,П, а, А,», !, ?, ) Учитель читает предложения, ученики должны выстроиться в ряд в соответствии со схемой предложения.

1) Учитель спросил Кто готов к уроку

2) Я готов сказал Дима

3) Папа сообщил Завтра мы едем в музей

4) Мы едем в музей крикнула от радости Оля

8. Рефлексия.

- Какие цели мы ставили на уроке?  Достигли их? Докажите.

- В чём испытывали трудности?  - Что помогло нам их преодолеть?

- Как и где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания?

- Оцените свою деятельность на уроке      

 

9. Домашнее задание:        

1) выучить правила

2)подобрать 5 предложений с прямой речью из сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», записать их , составить схемы;

                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Какое предложение точнее передает слова Горького? 1. М. Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать. 2. М. Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

Слайд 3

Тема урока? На какой главный вопрос мы должны будем ответить на уроке? Сформулируем тему

Слайд 4

Урок русского языка в 5 классе Тема урока: Предложения с прямой речью.

Слайд 5

Цель урока: Получить представление о прямой речи, научиться расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью

Слайд 6

Прямая речь Прямая речь – это чьи-либо слова, переданные без изменений. «П» 1) заключается в кавычки 2)пишется с большой буквы 3) знаки препинания передают интонацию прямой речи

Слайд 7

Слова автора Вводят в предложение чужую речь. А, а

Слайд 8

Примеры предложений с Прямой речью «Я послезавтра на Волгу поеду», - сказал Саша. Прохожий спросил: «Который час?»

Слайд 9

Схемы. «П», – а. «П!» – а. «П?» – а. А: «П». А: «П!» А: «П?»

Слайд 10

Глаголы, вводящие ПР Сказал Спросил Крикнул Ответил Подумал Произнёс Объявил Шепнул и т.д .

Слайд 11

Первичное закрепление Упр. 341. Найдем соответствующие схемы. Укажем глаголы говорения в словах автора.

Слайд 12

Упражнение Мальчик робко проговорил «________» Девочка тихо спросила «__________» «_________» шепотом ответила мама. «_________» громко крикнул брат и отворил дверь. Бабушка громко сказала «_____» «_________» уверенно произнес друг.

Слайд 13

Восстановление текста Прямая речь –это чьи-либо слова, передаваемые ________. В предложениях с прямой речью различают слова автора и _________. Прямая речь заключается в ________ и всегда пишется с __________ буквы.

Слайд 14

Проверка усвоения материала 1) Учитель спросил Кто готов к уроку Учитель спросил: «Кто готов к уроку?» А: «П?» 2) Я готов сказал Дима «Я готов», - сказал Дима. «П», - а.

Слайд 15

Проверка усвоения материала 3) Папа сообщил Завтра мы едем в музей Папа сообщил: «Завтра мы едем в музей». А: «П». 4) Мы поедем в музей радостно крикнула Оля «Мы поедем в музей!» – радостно крикнула Оля. «П!» – а.

Слайд 16

Переделайте предложения. Запишите их, начертите схемы. 1) Вова радостно закричал, что пойдет в поход в воскресенье. 2) Вера сказала маме, что задержится в школе.

Слайд 17

Проверим! 1) Вова радостно закричал: «Пойду в поход в воскресенье!» А: «П!» 2) Вера сказала маме: «Мама, я сегодня задержусь в школе» . А: «П».

Слайд 18

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? В чём испытывали трудности? Как и где вы можете применить полученные сегодня на уроке знания? Оцените свою деятельность на уроке.

Слайд 19

Молодцы!

Слайд 20

Домашнее задание 1. Параграф 27. 2. Выучить схемы . 3. Выписать 4 предложения с прямой речью из сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» , составить схемы предложений.

Слайд 21

Резервные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».

Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Урок русского языка по развитию речи

Урок русского языка в 10 классе по развитию речи (Написание сочинения - рассуждения, блок С)...

Технологическая карта урока русского языка и развития речи.

Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...