Факультатив "Знатоки русского языка"
рабочая программа по русскому языку
Данный курс поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, будет способствовать положительной мотивации обучения. Программа построена с учетом системности, научности и доступности, а также преемственности т перспективности между разделами курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_slovesnik.docx | 17.8 КБ |
programma_znatoki_russkogo_yazyka.docx | 33.92 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВА
«Знатоки русского языка»
Уровень: базовый
Класс: 5 – 7
Срок реализации: 2019 – 2024 учебные года
Составитель: Бальчугова Татьяна Николаевна
г. Усолье-Сибирское
2019г.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Чем больше человек знает,
тем интереснее и дороже он для людей»
М. Горький
Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характеристики структуры языка (его грамматического строя, основного словарного фонда), истории развития литературного языка школьная программа не даёт. Все эти вопросы можно подробно рассмотреть на занятиях факультатива по русскому язык «Знатоки русского языка».
Предлагаемый спецкурс предназначается для учащихся 5-8 классов в качестве дополнительных занятий с углубленным изучением.
Данный курс поможет ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, будет способствовать положительной мотивации обучения. Программа построена с учетом системности, научности и доступности, а также преемственности т перспективности между разделами курса.
Актуальность введения в школе, спецкурса «Знатоки русского языка» определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения граммотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга, поскольку часы русского языка сокращаются в учебном плане, а сдача экзаменов по предмету является обязательной. Содержание и методы обучения спецкурса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения, способствуют развитию орфографической и пунктуационной грамотности.
Авторская педагогическая разработка составлена на основе государственной прогроммы по русскому языку, сборника программ факультативных и элективных курсов С.И. Львова.
Новизна курса состоит в том, что помимо теоретического изучения тем русского языка предусматривается практические занятия в виде игр-соревнований, где обучающиеся соревнуются и показывают свои знания. Именно соревнование интегрирует всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической практике. Ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы.
Данный вид обучения позволяет успешно решать следующие задачи:
- Повысить сознательность и прочность усвоения знаний учащихся;
- Вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему;
- Прививать обучающимся культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить достижению поставленной цели;
- Готовить учащихся к тому, чтобы они могли эффективно заниматься самообразовательной работой в дальнейшем.
Соревновательный момент позволяет перевести обучение на субъект-субъектиную основу. При таком обучении обучающийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации,самоконтролю и самооценки. Это дает возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях их устранять.
Практическая направленность курса состоит в том, что учащиеся по мере прохождения модулей, смогут реализовать себя в различных видах
деятельности.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировозрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и этетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи)
Коммуникативная компетенция (т.е осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуются в процессе решения следующих практических задач:
Формирование прочных орфографических и пунктационных умений и навыков; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сверах его применения.
Умение работать на компьютере, делать творческие проекты и их защищать, работать в группах, учиться деловому общению.
Спецкурс направлен на развитие тех способностей, которые важны для успешного продвижения к цели, поставленной самим учеником.
Система достижений обучающихся оценивается по мере прохождения модуля. Рейтинг обучающегося формируется по итогам игры-соревнования.
Данный курс обеспечивает межпредметную связь с поисково-исследовательской деятельностью.
На практических занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, решение олимпиадных заданий, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.
Курс расчитан на 34 часа:
Цель введения в 5-8 классах школы данного спецкурса – повысить граммотность, обучающихся, развить коммуникативную культуру.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить и углубить знания, развить умения по фонетике, фразеологии, грамматике;
- совершенствовать орфографическую и пунктационную грамотность обучающихся; закрепить и расширить знания обучающихся о тексте;
- способствовать развитию речи и мышления, а так же языковой компетентности обучающихся;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе над текстом с точки зрения орфографии и пунктуации;
- закрепит знания о проверяемых фонетических, лексико – синтаксическом, словообразовательно – грамматических написаниях;
- продолжить формирование навыка относительной орфографической и пунктационной грамотности;
- развивать орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).
Развивающие:
- развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
- воспитывать гражданственность и патриотизм, любвь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- способствовать овладению культурой межнационального общения;
формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Организация деятельности школьников на занятиях спецкурса по русскому языку основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подходд к учащимся;
- последовательность и системность изложения материала;
Формы занятий:
- групповые;
- индивидуальные;
- практикумы с элементами исследования;
- проектная деятельность.
Виды деятельности:
- теоретические (лекция беседа, рассказ);
- практические (выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, радактирование предложений, нписание сочинений – миниатюр, подготовга сообщений);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой);
- частично – поисковые;
- эвристические.
Методы:
- словесный;
- частично – поисквый;
- исследоваттельский;
- наглядно – демонстрационный;
- проблемный;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
Межпрадметные связи:
- русский язык;
- литература;
- история;
- иностранные языки.
Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография, этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология, стилистика, пунктуация, культура речи.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения обучающийся должен знать:
- правила проверяемых, фонетических, лексико – синтактических, словообразовательно – грамматических, пунктуационных написаний;
- условия, от которых зависин написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы и пунктограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова,
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях разных частей речи;
- правильно употреблять знаки препинания;
- правильно пиисать не с различными частями речи;
- использовать правила речевого этикета в речевых ситуациях, употреблять этикетные формулы.
Содержание программы
Средства обучения: справочная и учебная литература, тексты различных стилей и жанров, готовые образцы сочинений, тесты ЕГЭ (и другие тесты), схемы, таблицы, опоры, компьютер.
Модуль 1. Общие сведения об языке.
Модуль 2. Фонетика и орфоэпия. Звуки и буквы. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.
Модуль 3. Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Модуль 4. Морфемика и словообразование. Морфемы. Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования. Словообразовательный анализ слова. Выразительные средства словообразования.
Модуль 5. Грамматика. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.
Модуль 6. Грамматика. Синтаксис. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение.
Модуль 7.Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.
Модуль 8. Орфография. Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.
Модуль 9. Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.
Модуль 10. Речеведение. Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Анализ текста. Создание текстов – рассуждений.
Модуль 11. Выразительные средства языка. Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Дата | Примечание |
1 | Язык и речь – чудо из чудес. Высказывания о русском языке | 1 | |||
2 | О славянах и других народах | 1 | |||
3 | Звуки речи. О количестве гласных и согласных звуков | 1 | |||
4 | Звукопись – одно из свойств выразительности речи | 1 | |||
5 | О возникновении письменности на Руси | 1 | |||
6 | Происхождение русского алфавита | 1 | |||
7 | «Хитрый» звук йот. Приятное соседство согласных | 1 | |||
8 | Фокусы мягкого знака | 1 | |||
9 | Чудеса с парными согласными. Слившиеся звуки | 1 | |||
10 | «Пульс» в слове. Три особенности русского ударения | 1 | |||
11 | Строение слога | 1 | |||
12 | Полногласие и неполногласие в словах | 1 | |||
13 | Полногласие и неполногласие в словах | 1 | |||
14 | Полисемия или многозначность слова | 1 | |||
15 | Омонимия. Виды омонимов | 1 | |||
16 | Синонимы. Группы синонимов, их функция в речи | 1 | |||
17 | Антонимы. Многозначность антонимов | 1 | |||
18 | Жизнь слова | 1 | |||
19 | 1 | ||||
20 | Пунктуация. Что может запятая. Дойти до точки | 1 | |||
21 | Словообразование: смотри в корень! | 1 | |||
22 | Словообразование: служебные морфемы | 1 | |||
23 | Словообразование: приставки | 1 | |||
24 | Словообразование: соединительные гласные | 1 | |||
25 | Морфология – раздел грамматики о форме, структуре слова | 1 | |||
26 | Морфология – раздел грамматики о форме, структуре слова | 1 | |||
27 | Имена существительные: категория числа | 1 | |||
28 | Имена существительные: категория падежа | 1 | |||
29 | Преданность прилагательных. Прилагательные - эпитеты | 1 | |||
30 | Живость глаголов | 1 | |||
31 | Глаголы труда. Глаголы звуков и цвета | 1 | |||
32 | Употребление глагольных форм | 1 | |||
33 | Употребление глагольных форм | 1 | |||
34 | Что такое грамматика? Культура речи | 1 |
Календарно – тематическое планирование
6 класс
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Дата | Примечание |
1. | Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе | 1 | |||
2. | Правописание о/ё после шипящих в корне слова | 1 | |||
3 | Написание о под ударением после шипящих в окончаниях и суффиксах имён существительных, имён прилагательных. | 1 | |||
4 | Правописание непроверяемых гласных и согласных корня. | 1 | |||
5. | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1 | |||
6. | Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова, в приставке. Правописание непроизносимых согласных корня. | 1 | |||
7. | Написание ы в начале корня после приставок на согласный. | 1 | |||
8. | Правописание приставок на -з / -с. | 1 | |||
9. | Употребление приставок пре- и при-. | 1 | |||
10. | Разделительный Ъ. | 1 | |||
11. | Правописание Ь как разделительного знака, как знака обозначения мягкости и показателя грамматической формы. | 1 | |||
12. | Правописание н и нн в полных формах имён прилагательных и причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, в существительных. | 1 | |||
13 | Правописание суффиксов имён существительных: -ек-, -ик-, -чик- (-щик-). | 1 | |||
14. | Правописание суффиксов имён прилагательных | 1 | |||
15. | Правописание суффиксов глаголов. | 1 | |||
16. | Правописание суффиксов причастий | 1 | |||
17. | Написание не с именами существительными, именами прилагательными. | 1 | |||
18. | Слитное и раздельное написание не с глаголами, деепричастиями. | 1 | |||
19. | Написание не с причастиями. | 1 | |||
20. | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. | 1 | |||
21. | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. Разграничение сложных имён прилагательных и словосочетаний. | 1 | |||
22. | Употребление прописных букв. | 1 | |||
23. | Правила переноса. | 1 | |||
24. | Правописаний наречий на –о, -е | 1 | |||
25. | Буквы о, а на конце наречий | 1 | |||
26. | Дефис в наречиях | 1 | |||
27. | Дефис в наречиях | 1 | |||
28. | Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую | 1 | |||
29. | Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов | 1 | |||
30. | Ь в конце наречий после шипящих | 1 | |||
31. | Ь в конце наречий после шипящих | 1 | |||
32. | Не и Ни в отрицательных наречиях | 1 | |||
33. | Правописание корней с чередованием | 1 | |||
34. | Правописание корней с чередованием | 1 |
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Дата | Примечание |
1. | Введение. Основные принципы русской орфографии | 1 | |||
2. | Фонетический принцип | 1 | |||
3-4. | Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа. | 2 | |||
5-6 | Правописание безударных гласных в корне слова | 2 | |||
7-8. | Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ Контрольный словарный диктант. | 2 | |||
9-10 | Правописание О-Ё-Е после шипящих | 2 | |||
11 | И-Ы после Ц | 1 | |||
12-13 | Правописание сложных слов | 2 | |||
14. | Разделительные Ъ и Ь. Тест | 1 | |||
15-16 | Склонение количественных числительных | 2 | |||
17 | Правописание неопределенных и отрицательных местоимений | 1 | |||
18 | Контрольное тестирование | 1 | |||
19-20 | Правописание личных окончаний глаголов. Тест. | 2 | |||
21 | Правописание суффиксов причастий | 1 | |||
22-24 | Правописание Н и НН в разных частях речи | 3 | |||
25-27 | Правописание частицы НЕ со всеми частями речи | 3 | |||
28. | Частицы НЕ и НИ. | 1 | |||
29-30 | Правописание наречий. Тест. | 2 | |||
31-32 | Служебные части речи и междометия | 2 | |||
33 | Сочинение на лингвистическую тему. Зачет (письменный) | 1 | |||
34 | Классификация ошибок. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Дата | Примечание |
1 | Знаковая система | ||||
2 | Откуда есть пошла славянская письменность | ||||
3 | Оформление древних книг | ||||
4 | Хочешь познать истину, начни с азбуки | ||||
5 | Падение редуцированных | ||||
6 | Московское произношение | ||||
7 | Заимствования | ||||
8 | Фонетические старославянизмы | ||||
9 | Исторические чередования | ||||
10 | История буквы Ь (ять) | ||||
11 | Игра по истории письменности | ||||
12 | Реформа азбуки | ||||
13 | Реформа азбуки. Своя игра. | ||||
14 | Читаем древние тексты | ||||
15 | Игра «Морской бой» (орфоэпия, этимология, лексика) | ||||
16 | Игра «Морской бой» (фразеология) | ||||
17 | Игра «Морской бой» (заимствования) | ||||
18-19 | Игра «Морской бой» (вопрос от писателя) | ||||
20 | Игра «Морской бой» (лингвистическая загадка) | ||||
21-25 | Лингвистические задачки (презентации 1 – 5) | ||||
26 - 28 | Решение интернет-олимпиады по русскому языку | ||||
29 - 33 | Тестирование по русскому языку по новому образовательному стандарту (второго поколения) | ||||
34 | Итоговое занятие. Рефлексия. Посоветуй посещение факультатива будущим восьмиклассникам. (монологическое высказывание) |
Использованная литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
- Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
- Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.
- Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.
- http://peressa2009.narod2.ru/olimpiadi_po_russkomu_yaziku/
- Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку: 8 класс: к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразовательных учреждений»- М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Санникова Н.И. Элективные курсы по русскому языку. Киров, 2008 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...