Конспект урока русского языка по теме "Заговори, чтоб я тебя увидел"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цель урока - развитие устной речи школьников, направление внимания на осмысление информации, логики и образной системы текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagovori_chtob_ya_tebya_uvidel.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Заговори, чтоб я тебя увидел…»
Цель: формирование умения слышать Другого, воспринимать Другого, направлять внимание на информационное содержание речи, осмысливая лексику, логику, образность.
Ход урока
- Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые любители риторики, мои верные помощники и единомышленники, и присутствующие гости, многих из вас мы видим уже не первый раз на наших занятиях, надеюсь, с сегодняшнего дня у нас станет ещё больше единомышленников.
Прежде чем начать урок, мне хотелось бы узнать, как вы себя чувствуете, каково ваше душевное состояние? (Слушаем ответы учащихся)
- Цель урока. Сегодня мы попробуем поучиться слушать Другого, общаться с Другим, направляя внимание на информационное содержание речи, осмысливая лексику, логику, образность речи.
Другой – это не ты, а твой одноклассник, учитель, гости, книги (те, кто говорит с нами из глубины веков, те, кто написал их). (Обращение к эпиграфу, записанному на доске: «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ)
Эти слова великого философа ещё раз напоминают нам о важности речи.
- Словарная работа
Как обычно, начнем нашу работу над словами. Лексика оратора, общее количество слов, которыми он владеет и беспрерывно широко пользуется, чрезвычайно заметны и оказывают влияние на общую тональность речи.
Дело ведь не только в том, чтобы понимать друг друга, а еще и получать пользу от этого понимания. И не просто пользу, но и удовольствие.
Наиболее показателен запас слов:
- словарная копилка Эллочки Щукиной насчитывала 30 слов (Ну, Мрак, Жуть…) Здесь имеется в виду всем известный персонаж – жена инженера Щукина из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
- лингвобаза дикарей из людоедского племени мумбо-юмбо составляет 300 слов
- количество слов повседневного обихода (для современного человека) включает 400-500 слов
- активный словарь человека со средним образованием 1500-4000 слов
- лексический объем слов у человека, много читающего, около 8000
- потенциал корифеев словесности, например, у Шекспира, Пушкина соответственно: 12000 и около 20000
- словарные возможности русского языка как такового – до 200000 слов
- А какая разница между тем, кто знает 30 слов и 12000? И о чем говорит цифра 200000?
- Теперь смотрим на новые слова. Пополняем свой запас.
- Лингвистика – наука о языке
- Эврика – нашел! Со времен Архимеда.
- Риторика – теория словесного искусства
- Каллиопа – муза красноречия
- Амбивалентный – двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных качеств
- Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два чувства, например, удовольствия и неудовольствия, симпатию и антипатию
- Сегодня мы также продолжаем работу и над логикой речи. Закрепим знания и умения о том, как правильно композиционно строить речь.
- Обратимся к лексике. Работа над словами: композиция, аргументы, факты, тезис.
- На прошлых уроках об этом вам рассказывала я, сегодня меня согласился заменить Жуков А. Внимательно слушаем выступление учащегося. Эта информация важна для последующей работы.
- Теперь перейдем к практической речи. Мы послушаем устное публичное выступление и попытаемся проанализировать его с точки зрения композиции. Обратим внимание на вступление, тезис, аргументы и заключение. (Публичная речь «Зачем нужна риторика?», см. приложение)
- Поговорим об образности речи.
- Слово учителя.
Люди всегда умели и любили мыслить образно. Мы живем и действуем в рамках образной культуры. Образы присутствуют повсюду…. Каждый образ – целый мир. Образность сама по себе впечатляет. Дело в том, что природа образа, его сущность требует соотнесения, а это уже дает нам как минимум двойное насыщение смыслом.
Образ – это не украшение речи, а необходимый способ передачи мысли. Есть некоторые базовые образы. И заметьте: они не только ярки, эффектны, красивы, не просто хороши и удивительны, но еще – заманчивы убедительной доказательностью.
- Учащиеся рассказывают об образе моря, тени, самолета, звезды, Луны, дерева, корзины вишен и других. Например, об образе звезд:
- «Мысли философов – как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышенны». (Френсис Бекон)
- «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам спокойно, не
- торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели». (И. В. Гёте)
- Образность создается за счет украшений. Что есть «украшения» с точки зрения риторики? (заранее подготовленное сообщение учащегося).
- Слушаем наиболее понравившиеся примеры из художественной литературы, где используются тропы и фигуры речи (метафора, метонимия, гипербола, оксюморон, анафора, антитеза, градация, риторический вопрос, сравнение и т.д.)
Например,
«Все его аргументы бьют мимо цели» (метафора)
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством. (анафора)
М. Ю. Лермонтов
5. Перейдем к практической части. Слушаем еще одну речь и
анализируем ее с точки зрения образности. Речь на тему
«Берегите наш язык!» (см. приложение).
6.Одним из ярких украшений речи являются афоризмы –
краткие выразительные изречения. Афоризм завершает
мысль подчеркиванием ее основной идеи, раскрытием
подспудно зревшего содержания. Афоризм открыт, но и хитёр.
В нем запрятан урок, который мы, надо думать уже выучили.
Обратимся к дидактическому материалу, на котором написаны афоризмы.
Давайте прочитаем их и выберем один, который вам понравился больше всех, мотивируем интерес.
- «Афоризмы – едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений». (Л.Н. Толстой)
- «Перестав быть спорной, мысль перестает быть интересной».
(У. Хэзлитт)
- «Цель ораторского искусства не истина, а убеждение». (Т. Макалей)
7. Важно, чтобы учащиеся заметили, насколько иногда противоречат
друг другу высказывания разных авторов об одном и том же:
- «Опыт – беднейшее средство познания» (Герцен)
- «Только опыт достоверен и непререкаем. Мнение, не подтвержденное опытом, не может быть истинным» (Иоанн Саркавол)
- «Не может быть красоты в том, в чем нет мудрости» (Этьен Буле)
- «Красота редко сочетается с мудростью» (Петроний)
- «Я считаю, что человеку свойственно делать врагам зло» (Еврипид)
- «Нельзя отвечать несправедливостью на несправедливость» (Сократ)
Как же объяснить то, что великие – ораторы и все те, кого мы так трепетно чтим, умели все переиначивать, выворачивать? А все просто:
есть закон, по которому всегда возможно (причем всему!) обратное. «Дело в том, что идея и суть мира кругообразны, а коли так, то любая плоскость – сфера, и мысль обо всем изначально двояка, двойственна, амфиболична, полярна». И пусть теперь никого не смутит то обстоятельство, что все утверждения (даже самые лучшие!) противоположны друг другу. Еще раз возвращаемся к понятию – амбивалентность.
- Итог урока.
1. Фамилии каких великих людей прозвучали на уроке? (Учащиеся называют Сократа, Гоголя, Герцена, Лермонтова, Архимеда, Ожегова, Л.Н.Толстого и др.)
Значит, мы сегодня общались не только друг с другом, но и через слово приобщились к миру людей, живущих до нас. Миру тех, кто создавал культуру, тех, кто щедро поделился с нами знаниями о мире и человеке. Мы осваивали культурные достижения прошлого, пытались войти в контекст мировой культуры. Мы стоим на плечах у всего человечества. Благодаря им мы можем идти дальше.
2. Звучат слова благодарности, с которыми учащиеся обращаются к портретам людей, живших до нас и чьи мысли и изречения прозвучали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заговори, чтоб я тебя увидел...
Статья о развитии речи младших школьников в дополнительном образовании...
«Заговори так, чтобы я тебя увидел!» Или секреты успешного публичного выступления.
Научный проект, направленный на исследование навыков и умений публичного выступления учащихся, составление рекомендаций выступающим....
"Заговори, чтоб я тебя увидел"
Материал может пригодиться учителю, чтобы проанализировать речь учащихся сегодня...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Заговори, чтоб я тебя увидел" для 6-7 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности сответствует требованиям ФГОС, содержит диагностический материл. Программа предназначена для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся....
Статья «Реализация элективного курса по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел»
Элективный курс по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел» был реализован в ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района с 2008 года по сегодняшний момент. Данный курс (Культура речи. Язык...
Статья "Заговори, чтобы я тебя увидел"
Статья-размышление о нужности и важности учителя...
Рекомендации для начинающего оратора "Заговори, чтобы я тебя увидел..."
В материале даны краткие рекомендации, которые помогут подготовиться к публичному выступлению и преодолеть страх перед ним...