Конспект урока русского языка по теме "Заговори, чтоб я тебя увидел"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Мальцева Юлия Павловна

Цель урока - развитие устной речи школьников, направление  внимания на осмысление информации, логики и образной системы текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagovori_chtob_ya_tebya_uvidel.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Заговори, чтоб я тебя увидел…»

Цель: формирование умения слышать Другого, воспринимать Другого, направлять внимание на информационное содержание речи, осмысливая лексику, логику, образность.

Ход урока

  1. Приветствие.

     Здравствуйте, уважаемые любители риторики, мои верные помощники и единомышленники, и присутствующие гости, многих из вас мы видим уже не первый раз на наших занятиях, надеюсь, с сегодняшнего дня у нас станет ещё больше единомышленников.

      Прежде чем начать урок, мне хотелось бы узнать, как вы себя чувствуете, каково ваше душевное состояние? (Слушаем ответы учащихся)

  1.      Цель урока. Сегодня мы попробуем поучиться слушать Другого, общаться с Другим, направляя внимание на информационное содержание речи, осмысливая лексику, логику, образность речи.

Другой – это не ты, а твой одноклассник, учитель, гости, книги (те, кто говорит с нами из глубины веков, те, кто написал их). (Обращение к эпиграфу, записанному на доске:  «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Сократ)

Эти слова великого философа ещё раз напоминают нам о важности речи.

  1.  Словарная работа

Как обычно, начнем нашу работу над словами. Лексика оратора, общее количество слов, которыми он владеет и беспрерывно широко пользуется, чрезвычайно заметны и оказывают влияние на общую тональность речи.

Дело ведь не только в том, чтобы понимать друг друга, а еще и получать пользу от этого понимания. И не просто пользу, но и удовольствие.

      Наиболее показателен запас слов:

  • словарная копилка Эллочки Щукиной насчитывала 30 слов (Ну, Мрак, Жуть…) Здесь имеется в виду всем известный персонаж – жена инженера Щукина из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
  • лингвобаза дикарей из людоедского племени мумбо-юмбо составляет 300 слов
  • количество слов повседневного обихода (для современного человека) включает 400-500 слов
  • активный словарь человека со средним образованием 1500-4000 слов
  • лексический объем слов у человека, много читающего, около 8000
  • потенциал корифеев словесности, например, у Шекспира, Пушкина соответственно: 12000 и около 20000
  • словарные возможности русского языка как такового – до 200000 слов

 - А какая разница между тем, кто знает 30 слов и 12000? И о чем говорит цифра 200000?

 - Теперь смотрим на новые слова. Пополняем свой запас.

  • Лингвистика – наука о языке
  • Эврика – нашел! Со времен Архимеда.
  • Риторика – теория словесного искусства
  • Каллиопа – муза красноречия
  • Амбивалентный – двойственный, характеризующийся одновременным проявлением противоположных качеств
  • Амбивалентность – двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два чувства, например, удовольствия и неудовольствия, симпатию и антипатию

  1. Сегодня мы также продолжаем работу и над логикой речи. Закрепим знания и умения о том, как правильно композиционно строить речь.
  1. Обратимся к лексике. Работа над словами: композиция, аргументы, факты, тезис.
  2. На прошлых уроках об этом вам рассказывала я, сегодня меня согласился заменить Жуков А. Внимательно слушаем выступление учащегося. Эта информация важна для последующей работы.
  3. Теперь перейдем к практической речи. Мы послушаем устное публичное выступление и попытаемся проанализировать его с точки зрения композиции. Обратим внимание на вступление, тезис, аргументы и заключение. (Публичная речь «Зачем нужна риторика?», см. приложение)
  1. Поговорим об образности речи.

     

  1. Слово учителя.

Люди всегда умели и любили мыслить образно. Мы  живем и действуем в рамках образной культуры. Образы присутствуют повсюду….  Каждый образ – целый мир. Образность сама по себе впечатляет. Дело в том, что природа образа, его сущность требует соотнесения, а это уже дает нам как минимум  двойное насыщение смыслом.

        Образ – это не украшение речи, а необходимый способ передачи мысли. Есть некоторые базовые образы. И заметьте: они не только ярки, эффектны, красивы, не  просто хороши и удивительны, но еще – заманчивы убедительной доказательностью.

  1. Учащиеся рассказывают об образе моря, тени, самолета, звезды, Луны, дерева, корзины вишен и других. Например, об образе звезд:

  • «Мысли философов – как звезды, они не дают света, потому что  слишком      возвышенны». (Френсис Бекон)
  • «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам спокойно, не
  • торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели». (И. В. Гёте)  

  1. Образность создается за счет украшений. Что есть «украшения» с точки зрения риторики? (заранее подготовленное сообщение учащегося).
  2. Слушаем наиболее понравившиеся примеры из художественной  литературы, где используются  тропы и фигуры речи (метафора, метонимия, гипербола, оксюморон, анафора, антитеза, градация, риторический вопрос, сравнение и т.д.)

     Например,

                         «Все его аргументы бьют мимо цели»            (метафора)

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.                          (анафора)

                                 

                             М. Ю. Лермонтов

    5. Перейдем к практической части. Слушаем еще одну речь и

        анализируем    ее с точки зрения образности. Речь на тему  

        «Берегите наш язык!» (см. приложение).

    6.Одним из ярких украшений речи являются афоризмы –

       краткие  выразительные  изречения.   Афоризм завершает

       мысль подчеркиванием ее основной идеи, раскрытием

       подспудно    зревшего содержания. Афоризм открыт, но и хитёр.

       В нем запрятан урок, который мы, надо думать уже выучили.

Обратимся к дидактическому материалу, на котором написаны      афоризмы.

Давайте прочитаем их и выберем  один, который вам понравился больше всех, мотивируем интерес.

  • «Афоризмы – едва ли не лучшая   форма для изложения философских суждений».  (Л.Н. Толстой)
  • «Перестав быть спорной, мысль перестает быть интересной».

      (У. Хэзлитт)

  • «Цель ораторского искусства не истина, а убеждение». (Т. Макалей)

     7. Важно, чтобы учащиеся заметили, насколько иногда противоречат

         друг    другу высказывания разных авторов об одном и том же:

  • «Опыт – беднейшее средство познания» (Герцен)
  • «Только опыт достоверен и непререкаем. Мнение, не подтвержденное опытом, не может быть истинным» (Иоанн Саркавол)
  • «Не может быть красоты в том,  в чем нет мудрости» (Этьен Буле)
  • «Красота редко сочетается с мудростью» (Петроний)

  • «Я считаю, что человеку свойственно делать врагам зло» (Еврипид)
  • «Нельзя отвечать несправедливостью на несправедливость» (Сократ)

Как же объяснить то, что великие – ораторы и все те, кого мы так трепетно чтим, умели все переиначивать, выворачивать? А все просто:

есть закон, по которому всегда возможно (причем всему!) обратное. «Дело в том, что идея и суть мира кругообразны, а коли так, то любая  плоскость – сфера, и мысль обо всем изначально двояка, двойственна, амфиболична, полярна». И пусть теперь никого не смутит то обстоятельство, что все утверждения (даже самые лучшие!) противоположны друг другу. Еще раз возвращаемся к понятию – амбивалентность.

  1. Итог урока.

1. Фамилии каких великих людей прозвучали на уроке? (Учащиеся называют Сократа, Гоголя, Герцена, Лермонтова, Архимеда, Ожегова, Л.Н.Толстого и др.)

                Значит, мы сегодня общались не только друг с другом, но и через слово приобщились к миру людей, живущих до нас. Миру тех, кто создавал культуру, тех, кто щедро поделился с нами знаниями о мире и человеке. Мы осваивали культурные достижения прошлого, пытались войти в контекст мировой культуры. Мы стоим на плечах у всего человечества. Благодаря им мы можем идти дальше.

2. Звучат слова благодарности, с которыми учащиеся обращаются к портретам людей, живших до нас и чьи мысли и изречения прозвучали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заговори, чтоб я тебя увидел...

Статья о развитии речи младших школьников в дополнительном образовании...

«Заговори так, чтобы я тебя увидел!» Или секреты успешного публичного выступления.

Научный проект, направленный на исследование навыков и умений публичного выступления учащихся, составление рекомендаций выступающим....

"Заговори, чтоб я тебя увидел"

Материал может пригодиться учителю, чтобы проанализировать речь учащихся сегодня...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Заговори, чтоб я тебя увидел" для 6-7 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности сответствует требованиям ФГОС, содержит диагностический материл. Программа предназначена для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся....

Статья «Реализация элективного курса по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел»

Элективный курс по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел» был реализован в ГБОУ СОШ № 564 Адмиралтейского района с 2008 года по сегодняшний момент. Данный курс (Культура речи. Язык...

Статья "Заговори, чтобы я тебя увидел"

Статья-размышление о нужности и важности учителя...

Рекомендации для начинающего оратора "Заговори, чтобы я тебя увидел..."

В материале даны краткие рекомендации, которые помогут подготовиться к публичному выступлению и преодолеть страх перед ним...