Конспект урока "Правописание существительных с пол- и полу-"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Разнообразные методы и форм работы на уроке помогут детям освоить одну из тем орфографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание слов с пол- (полу-).
Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов с начальной частью пол- и полу-.
Задачи урока:
образовательная: углубить знания о способе сложения слов;
развивающая: иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса) иметь представление о сложносокращенных словах
воспитывающая: воспитывать у учащихся любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Орфографическая разминка
Грузчик, замочек, пылесос. неприятель, фонарщик
- Определите способ образования существительных
III. Актуализация знаний
1. Упр.140 (по цепочке)
2. Образуйте сложные слова, запишите их.
Любит книги, варит на пару, льёт сталь, метает пули, тушит огонь, юный натуралист.
- Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.
IV.Изучение нового материала
1. - Прочитаем стихотворение на слайде
2. Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, в чём особенность этих слов . Назовите тему нашего урока.
- А теперь подумайте, какова проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).
- Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (перед согласными).
- Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно.
- А какие согласные не подчиняются правилу (заглавные и л).
- В каком ещё случае пол пишется через дефис? (перед гласной)
- Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово “полуживой. Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ(После ответов следует слайд со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.
- Сформулируйте правило.
Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец стихотворения
- Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения?
Давайте проверим, правильно ли мы сформулировали правило, прочитаем о правописании таких слов в учебнике..Приведите собственные примеры.
V. Первичное закрепление.
1. Объяснительный диктант ( по очереди у доски).
Полсада, полгорода, пол-Саратова, пол-луковицы, пол-ананаса, полметра, полумрак.
2. Зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде, Вы должны будете записать то, что видите.
- А теперь сверьтесь со слайдом №7
полгруши, полмашины, пол-ложки, пол-огурца, полрепки, пол-арбуза, полвишни,
полпомидора, пол-ананаса, полрыбы.
- Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе “5”.
3. Выборочный диктант.
Сейчас вы посмотрите и послушаете диктант Леопольда из передачи «Радионяня». Вы должны внимательно слушать и выписывать называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-
4. - А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500 метров, половина года, половина земного шара), замените их одним словом с пол- и полу-, устно объяснить написание (один ученик работает у доски).
- Как написали последнее словосочетание? Почему?
5. Распределительный диктант (самопроверка со слайда)
Пол-Ельца, пол-Тимирязево, полсела, полдома, полкартофелины, полсливы, полмандарина, пол-апельсина, пол чайной ложки, пол-лимона, пол-лаваша, полутен.
6 . Один ученик работает на компьютере с тренажёром и получает оценку, остальные работают по карточкам. (выполнив работу, переворачиваю карточки и сверяют ответы)
Карточка 1
1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.
Карточка 2
1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…
VI. Рефлексия.
- Смогли лы решить проблему, поставленную в начале урока?
- Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно?
- Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?
VII. Домашнее задание. (на выбор)
1. Составьте текст о приготовлении любимого блюда, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.
2. Упр.142
Источник:
https://www.youtube.com/watch?v=SXW7hJUXhxs
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.
Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....
Урок в 6 классе на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-"
Этот урок поможет учащимся освоить непростую тему правописания сложных существительных с пол- и полу. Материал интересный и занимательный....
Конспект урока "Правописание сложных существительных с пол-и полу-"
Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме "Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-" по программе В.Бабайцевой, 6 класс....
Конспект урока по литературе "Путешествие на поле славы. М.Ю. Лермонтов \'Бородино\'"
Конспект открытого урока по литературе. Урок представляет собой путешествие с остановкой на нескольких станциях: музыкальная, историческая, лингвистическая и др....
Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной.
Конспект урока биологии по теме: Генетика пола. Составление родословной....
План-конспект внеклассного мероприятия по технологии "Игра "Поле чудес" по разделу "Технологи я обработки древесины
При остановке барабана на секторе приз можно выбрать приз или продолжать игру. После получения приза игрок выбывает из игры....
Конспект урока в 9 классе "Магнитное поле.Однородное и неоднородное магнитные поля"
Урок изучения нового материала....