Конспект урока "Правописание сложных существительных с пол-и полу-"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Хомякова Наталья Юрьевна

Данный материал прдставляет собой рабочий урок по теме "Правописание сложных прилагательных с пол-и полу-" по программе В.Бабайцевой, 6 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspkt_uroka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание слов с пол- (полу-).

Цель: формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;

формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий; обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Орфографическая разминка

Грузчик, замочек, пылесос. неприятель, фонарщик

 - Определите способ образования существительных

III. Проверка домашнего задания

1. Упр.140 (по цепочке)

2. Образуйте сложные слова, запишите их.

Любит книги, варит на пару,  льёт сталь, метает пули, тушит огонь, юный натуралист.

- Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.

IV. Изучение нового материала.

1. - Прочитаем стихотворение на слайде

2. Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, в чём особенность этих слов . Назовите тему нашего урока.

- А теперь подумайте, какова  проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).

- Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (перед согласными).

- Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно.

-  А какие согласные не подчиняются правилу (заглавные и л).

- В каком ещё случае пол пишется через дефис? (перед гласной)

- Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово “полуживой. Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ(После ответов следует слайд со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.

- Сформулируйте правило.

Посмотрите на слайд №5и прочитайте конец стихотворения

- Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения?

 Давайте проверим,  правильно ли мы сформулировали правило, прочитаем о правописании таких слов в учебнике..Приведите собственные примеры.

V. Закрепление.

1. Объяснительный диктант ( по очереди у доски).

Полсада, полгорода, пол-Саратова, пол-луковицы, пол-ананаса, полметра, полумрак.

2. Зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде, Вы должны будете записать то, что видите.

- А теперь сверьтесь со слайдом №7

полгруши, полмашины, пол-ложки, пол-огурца, полрепки, пол-арбуза, полвишни,

полпомидора, пол-ананаса, полрыбы.

- Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе “4”. А у кого ни одной ошибки, поставьте себе “5”.

 3.  Выборочный диктант.

Сейчас вы посмотрите и послушаете диктант Леопольда из передачи «Радионяня». Вы должны внимательно слушать и выписывать  называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-

4. - А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500 метров, половина года, половина земного шара), замените их одним словом с пол- и полу-,  устно объяснить написание (один ученик работает у доски).

- Как написали последнее словосочетание? Почему?

5. Распределительный диктант (самопроверка со слайда)

Пол-Ельца, пол-Тимирязево, полсела, полдома, полкартофелины, полсливы, полмандарина, пол-апельсина, пол чайной ложки, пол-лимона, пол-лаваша, полутен.

6 . Один ученик работает на компьютере с тренажёром и получает оценку, остальные работают по карточкам. (выполнив работу, переворачиваю карточки и сверяют ответы)

Карточка 1

1. Засвищи-тко ты во (пол)свисту соловьего, закричи-тко ты во (пол)крику звериного. 2. Мне б только до той вон канавы (пол)мига, (пол)шага прожить. 3. Футбол слишком серьезное дело, чтобы отдавать ему (пол)сердца и (пол)силы. 4. Улицы окутал (полу)мрак.

Карточка 2

1. ( Пол)Европы прошагали, (пол)земли – этот день мы приближали, как могли.. 2. Ни (пол)слова ни (пол)взгляда не бросила в сторону Ивана прекрасная царевна. 3. Лишь (полу)улыбка слегка коснулась ее лица. 4 Стою на (полу)станочке, в цветастом (полу)шалочке…

VI. Итоги урока.

- Смогли лы решить проблему, поставленную в начале урока?

- Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно?

- Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?

VII. Домашнее задание. (на выбор)

1. Составьте текст о приготовлении любимого блюда, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.

2. Упр.142


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-.

Данный урок расширяет представление учащихся по орфоэпии и лексике, формирует умение написания существительных с пол- и полу-, развивает орфографическую зоркость....

Урок в 6 классе на тему: "Слитное и дефисное написание сложных существительных с пол- и полу-"

Этот урок поможет учащимся освоить непростую тему правописания сложных существительных с пол- и полу. Материал интересный и занимательный....

Правописание сложных существительных.

Презентация к уроку по УМК С.И. Лбвовой 6 класс...

Презентация к уроку английского языка в 6 классе по учебнику Spotlight-6 по теме "Сложные существительные"

Презентация может быть использована на уроке английского языка в 6 классе по учебнику Spotlight-6 по теме "Сложные существительные" в разделе "Free Time"...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Конспект урока "Правописание существительных с пол- и полу-"

Разнообразные методы и форм работы на уроке помогут детям освоить одну из тем орфографии...