Конспект урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока по русскому языку для 5 классов. Тема: "Имя прилагательное".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_imya_prilagatelnoe_5_klass.docx | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: "Имя прилагательное" (5 класс)
Учитель Урваева К.А.
МАОУСОШ №8 г.Старая Русса
Тип урока: комбинированный
Оборудование: конспект урока, дидактический материал, учебник ( Русский язык: учебник для 5 кл. образовательных учреждений / [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2012).
Оценочные листы, карточки контроля понимания материала (красная, жёлтая, зелёная).
Цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, их синтаксическую роль в предложении, правильно употреблять прилагательные в речи.
Задачи:
обучающие: познакомить с ролью имён прилагательных в речи; развивать умение составлять художественный текст, используя прилагательные;
развивающие: развивать логическое мышление учащихся, монологическую речь;
личностный результат: внимательное отношение к слову.
Универсальные учебные действия:
познавательные:
-учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения учебной задачи;
- извлечение первичной и вторичной информации из текста;
- создание ситуации для аргументированного выражения собственной точки зрения;
регулятивные:
- умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности;
- умение оценивать результат собственной деятельности и собственное продвижение;
коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
(Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха)
-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глубоко вдохните в себя радость и свежесть весеннего дня.
- Девизом нашего урока будет пословица «С малой удачи начинается большой успех» (записано на доске).
- Орфографическая разминка (проверка опорных знаний)
На доске записаны слова с пропущенными буквами:
к песн..
на экскурси..
в Сибир..
о праздник..
на ножк..
- Внимательно посмотрите на данные примеры.
- Какую орфограмму мы будем повторять сегодня на уроке?
- Определите карточкой контроля вашу готовность к выполнению данного задания.
(Дети поднимают карточки в зависимости от своей готовности: зелёная карточка – «я знаю», жёлтая карточка – «сомнение», красная карточка – «мне нужна помощь». Отслеживается диагностика самооценки).
- По какому алгоритму мы будем действовать, чтобы вставить правильную букву? (Алгоритм записывается на доске)
- Как правильно обозначается орфограмма графически?
- Определите теперь вашу готовность к выполнению задания.
(Обучающиеся выполняют орфографическую разминку: все в классе поднимают карточку с необходимой буквой, один ученик вписывает её на место пропуска, обозначает орфограмму графически и получает за ответ отметку в журнал).
- Отгадайте загадку
На доске записана загадка:
«Сам … кафтан …»
– Почему вы её не поняли? Помогли вам данные слова догадаться, о чём идёт речь?
Послушайте ещё раз:
Сам – алый, сахарный; кафтан – зелёный, бархатный. (Арбуз)
– Какие слова помогли отгадать загадку?
– Что они обозначают? (Признак предмета.)
– О каких словах пойдёт речь на уроке?
– Сформулируйте тему урока.
Имя прилагательное
- Откройте тетради.
-Что вы запишите в тетрадях сначала? (Дату)
- Запишите тему урока.
- Что мы уже знаем о прилагательном?
- Давайте вместе сформулируем цель сегодняшнего урока.
( Выяснить, зачем нам прилагательное? Научиться видеть имя прилагательное в тексте, использовать его в своей речи).
- Работа с учебником
Страница 81, упражнение 565.
- Прочитайте текст упражнения таким, какой он дан в учебнике.
- Можно ли понять, какой гриб описан? Почему? Докажите.
- Вставьте устно в текст пропущенные слова (смотрите внизу упражнения слова для справок).
- Как вы можете оценить текст теперь? (Он стал более полным и понятным).
- Выполните письменное задание к упражнению. (Задания прописаны на доске)
За определенное время необходимо:
- Выписать словосочетания сущ.+прил.
- Обозначить пропущенные орфограммы
- Выполнить морфемный разбор слова «шляпка»
- Определить род, падеж, число прилагательного.
После прочтения 1 пункта задания проводится работа с карточками понимания материала. При необходимости обучающимися составляется алгоритм нахождения словосочетаний.
После выполнения упражнения проходит взаимопроверка по образцу.
Ученики выставляют себе оценку в оценочный лист и отвечают на вопрос:
- почему за одно и тоже время я сделал меньше других?
- почему я допустил ошибки?
(Рефлексия)
- Физкультминутка
- Ребята, что-то мы с вами засиделись. Пришла пора немного подвигаться.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
- Тест
- Выполняя упражнение 565, какие знания о прилагательном вы применяли?
- Мне кажется, что вы об этой части речи знаете больше. Давайте это проверим.
- Проведём работу в парах с тестом.
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
- кто? что?
- какой? чей?
- что делать? что сделать?
2. Имя прилагательное обозначает:
- признак предмета;
- признак признака;
- признак действия.
3. Имя прилагательное изменяется по:
- числам, падежам;
- родам, числам, падежам;
- родам, падежам.
4. Имя прилагательное может быть в формах:
- краткой и полной;
- простой и сложной;
- большой и малой.
5. В предложении имя прилагательное чаще всего выполняет роль:
- подлежащего и дополнения;
- дополнения и обстоятельства;
- определения и сказуемого.
(Самопроверка по образцу).
- Работа с правилом
- Прочитайте правило на странице учебника 85.
- Постройте в группе на основе правила алгоритм морфологического разбора имени прилагательного.
- Ответ групп по желанию.
- Оцените работу группы.
- Работа по развитию речи
- Где можно применить всё, что мы с вами повторили на уроке?
(В нашей речи)
Предлагается на выбор две работу:
- Заполнить контуры вазы прилагательными, которые могли бы её ярко охарактеризовать.
- Написать объявление о пропаже собаки. (Полистайте учебник, вы можете найти в нём себе помощь (стр.90)).
- Домашнее задание
- Упр.573
- на «3»: выбрать подходящие прилагательные для описания погоды на сегодняшний день и составить с ними предложения;
- на «4»: составить предложения и разобрать их по членам;
- на «5»: составить текст на заданную тему.
2. Доделать работу, начатую на уроке: описать вазу или написать объявление (мини-проект – вазу можно раскрасить, к объявлению можно добавить рисунок собаки).
- Рефлексия
Ребята, продолжите предложение:
- Сегодня на уроке я …
- Оценивание
Все ребята поработали сегодня хорошо. Поставьте себе отметку за урок. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...