Повторение по теме: "Причастие"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Кощевец Ирина Владимировна

В презентации подготовлен материал для повторения причастия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Повторение по причастию721.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспоминаем, что такое причастие. 1. Найдите верное определение причастия. А. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Б. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. В. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства существительного и глагола. Г. Служебная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Слайд 2

Вспоминаем, что такое причастие. 1. Найдите верное определение причастия. А. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. Б. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. В. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства существительного и глагола. Г. Служебная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Слайд 3

Выпишите предложение(я) с причастным оборотом (запятые не расставлены). Свой выбор докажите. А. В огромном лесу стоял тонкий пар который наполнил все странными видениями. Б. Веткой отломленной от дерева охотник очертил след и пробрался к воде. В. Воздушный напор усилился и вылился по реям в легкие алые формы. Г. Я вышел в уже темнеющий сад и пошел по дорожке.

Слайд 4

Выпишите предложение(я) с причастным оборотом (запятые не расставлены). Свой выбор докажите. А . В огромном лесу стоял тонкий пар , который наполнил все странными видениями . (Сложное) Б . Веткой , отломленной от дерева , охотник очертил след и пробрался к воде. В . Воздушный напор усилился и вылился по реям в легкие алые формы. Г . Я вышел в уже темнеющий сад и пошел по дорожке.

Слайд 5

Пунктуационный разбор Веткой отломленной от дерева охотник очертил след и пробрался к воде. Я вышел в уже темнеющий сад и пошел по дорожке . , , причастный оборот причастный оборот

Слайд 6

Причастный оборот относится к личному местоимению. В этом случае позиция по отношению к определяемому слову (ОС) роли не играет . Пример: Он, искренне изумленный недружелюбным приемом , поспешил тут же откланяться. [ОС(личн. мест) , ПО , …] Пример: Ободренные поддержкой начальства , они с энтузиазмом продолжили свое исследование. [ПО , ОС(личн. мест.) …]

Слайд 7

Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните. Ручкой заправл…нн… чернилами ученик выполнил чертёж. 2. В закопч…нн… на костре чайнике закипела вода. 3. Погруж…нн… в домашн… задание он ни чего не замечал. е ой ё ом ё ый ее , , ,

Слайд 8

Выполнить синтаксический разбор 4 предложения. Пушистое белоснежное покрывало накрывшее всё пространство вокруг превратило пеньки кусты и скамейки в сказочных незнакомцев. (Повест., невоскл., простое, распр., , , причастный оборот , прил. прил. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ сущ. сущ. сущ. союз _ _ _ _ _ _ _ сущ. прил. пред. осложнено однородными дополнениями и причастным оборотом). сущ. гл. прич.об. , , , и .

Слайд 9

Сделайте морфемный 2 разбор слов Дышащий, дышавший, засеянный, заклеенный Сделайте морфологический 3 разбор слов Дышавший, засеянный

Слайд 10

Действительные Страдательные Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время -ущ- (-ющ-) (от глагола I спряжения) - ащ - (-ящ-) (от глагола II спряжения) -вш- (от основы на гласную) -ш- (от основы на согласную) Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в нео-пределенной форме) -ем- (-ом-) (от глагола I спряжения) -им (от глагола II спряжения) -енн-(-ённ-) (от глагола на –ить, -еть) -нн- (от глагола на –ать, -ять) -т-

Слайд 11

Суффиксы в страдательных причастиях прошедшего времени? Увид еть — увид+енн-ый постро ить — постро+енн-ый реш ить — реш+ённ-ый принес ти — принес+ённ-ый -ить-(-еть-) + -ЕНН-(-ЁНН-) Напис ать — напис-а+нн-ый потер ять — потер-я+нн-ый -ать-(-ять-) + -НН-

Слайд 12

Распределить причастия по группам орфограмм, объяснить. 1. 1 . коле бл …мая стел…щееся кол…щийся подгоня…мых вид…мых - брезж…щий - - страд., наст., колеб А ть ( I спр.) Е действ. наст., стел И ть (на -ить. искл., I спр.) Ю - действ., наст., кол О ть ( I спр.) Ю - страд., наст., подгон Я ть ( I спр.) Е страд., наст., вид Е ть (на – Е ть, искл, II спр.) И Исключения:причастия брезжущий ( от брезжить , брезжит ) и зиждущий(ся) (от зиждить(ся) пишутся с суффиксом -ущ-. У

Слайд 13

Распределить причастия по группам орфограмм, объяснить. 1. скач…щие дыш…щий взбира…щийся стро…щейся - действ., наст., скак А ть ( I спр.) У действ. Наст., дыш А ть (на -ать. искл., II спр.) А -действ., наст., взбир А ть ся ( I спр.) Ю - действ., наст., стро И ть ( II спр.) Я

Слайд 14

Распределить причастия по группам орфограмм, объяснить. 1 . засе…нные натруж…нные 2. обнаж…нный освеж…нные - -страд.,прош., засе Я ть (на- А ть+ НН) Я страд., прош., натруд И ть (на - И ть + -ЕНН-) Е -страд., прош., обнаж И ть (на – И ть +-ЕНН-(-ЁНН-)), суффикс под ударением, пишу Ё) Ё Ё страд., прош., освеж И ть (на – И ть +-ЕНН- (-ЁНН-), суффикс под ударением, пишу Ё)

Слайд 15

Запишите слова, объясните а) расстрел…нный б) застрел…нный в) сгиба…мый г) спа…нный д) насто…нный е) закле…нный ё) кле…щий расстрел Я ть (-ать-ять+НН) Я застрел И ть (-ить-еть+ЕНН) Е сгиба А ть ( I спр.+ -ЕМ(ОМ) Е спа Я ть (-ать-ять+НН) Я насто Я ть (-ать-ять+НН) Я закле И ть (-ить-еть+ЕНН) Е кле И ть ( II спр.+-АЩ(ЯЩ) Я

Слайд 16

Вставьте пропущенные буквы Н - НН, объясните Смышлё…ый Отчая… ый Жёва…ый Выстрое…ая Стари… ый Взволнова…а встречей Рождё… ый Укрощё… ый Н НН Н НН НН Н НН НН Выраще…ый Жаре… ый в масле Углублё…ый НН НН НН

Слайд 17

Спишите, расставьте знаки препинания, графически докажите пунктуацию. Со всех сторон высятся неприступные скалы обвешанные зелёным плющом жёлтые обрывы исчерченные промоинами а внизу Арагва тянется серебр ян ой нитью. , , , ,

Слайд 18

Спишите, расставьте знаки препинания, графически докажите пунктуацию. Со всех сторон высятся неприступные скалы обвешанные зелёным плющом жёлтые обрывы исчерченные промоинами а внизу Арагва тянется серебр ян ой нитью. , , , , а . , прич.об. , , прич.об. , .

Слайд 19

Спишите, расставьте знаки препинания, графически докажите пунктуацию. Шумевший за окнами осенний дождь вдруг стих и в воздухе закружились редкие мохнатые снежинки и они долго плясали в лучах ночных фонарей затем мягко укладывались на пожухлую траву на чёрную землю не успевшую замёрзнуть. , , , , , и 1. , 2. , и 3. , , , пр.об.

Слайд 20

Объяснить написание 1) (не)участвующий в сражении боец; 2) (не)навидящий врага; 3) (не)зелёное яблоко; 4) (не)знающий темы; 5) постоянно (не)досыпает; 6) (не)кого спросить; 7) отнюдь (не)интересный; 8) (не)выполненная вовремя работа; 9) работа (не)выполнена; 10) (не)выполненная работа. 1) н е у частвующий в сражении боец; 2) нен авидящий врага (не употр.); 3) н е з елёное (отриц.) яблоко; 4) не з нающий темы ; 5) постоянно недо сыпает; 6) не кого (отр. мест.) спросить; 7) отнюдь н е и нтересный (прил.); 8) н е в ыполненная вовремя работа; 9) работа н е в ыполнена (крат. прич.); 10) н е в ыполненная работа (противопоставления, зависимого слова нет).

Слайд 21

Объяснить написание (не)принимавший лекарство; 2) (не)доумевающий взгляд; 3) (не)красный дом; 4) (не)видящий вокруг прекрасного; 5) часто (не)доедает; 6) (не)чего спросить; 7) вовсе (не)привлекательный; 8) (не)прочитанный рассказ; 9) рассказ (не)прочитан; 10) (не)прочитанный к уроку рассказ. н е п ринимавший лекарство ; 2) недо умевающий взгляд; 3) н е к расный дом (отрицание); 4) н е в идящий вокруг прекрасного; 5) часто н е д оедает; 6) не чего (отриц. мест.) спросить; 7) вовсе не___ привлекательный; 8) н еп рочитанный рассказ; 9) рассказ не прочитан (крат. прич.); 10) н е п рочитанный к уроку рассказ.

Слайд 22

Спишите, раскройте скобки. (Не)вымытый пол; (не)прибранная нахимовцем постель; (не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик; (не)сфотографированный, а нарисованный пейзаж; (не)доумевающий взгляд; (не)выученные уроки; (не)прикрытая форточка; ещё (не)высохшая, но свежая рубашка; обувь (не)чищена; (не)чищенная обувь; (не)чищенная с прошлого вечера обувь; (не)ухоженный, а заросший сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие».

Тема: Нестандартное обобщающее повторение по теме «Причастие»....

"Обобщение и повторение по теме "Причастие "

На данном уроке представлена работа дифференцированная и индивидуальная, групповая, творческая...

Обобщающее повторение по теме "Причастие"

повторить, обобщить, систематизировать всё о причастии как части речи, формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причаст...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Повторение по теме "Причастие""

систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный обо...