Обобщающее повторение по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Ефимова Ольга Александровна

повторить, обобщить, систематизировать всё о причастии как части речи, формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Используемое ПО: мультимедийный комплекс с интерактивной доской, mimio Studio

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efimova_o_a.rar1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Предмет: Русский язык. Урок-обобщение

Тема: Обобщение изученного по теме «Причастие»

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Класс: 7

Используемое ПО: мультимедийный комплекс с интерактивной доской, mimio Studio

Конспект урока:

Обобщение изученного по теме «Причастие»

Цель урока:

повторить, обобщить, систематизировать всё о причастии как части речи, формирование  

умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно  писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

 Задачи урока:

- развитие коммуникативных умений, монологической речи, мышления;

- развитие интереса к русскому языку;

- формирование способности учеников к деловому общению, развитие личности и      

межличностных отношений;

- Воспитывать чувство любви к Родине, уважение к защитникам Отечества.

Оборудование:

- сигнальные карточки с буквами Р, С

- компьютер для презентации слайдов, проектор, экран, mimio;

Ход урока.

I.  Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя.  -Добрый день! Улыбнитесь друг другу! Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим пройденный материал по теме «Причастие».  

(слайд 3) Учитель читает строки:

                  Вот свойство моё обязательное:

                 Склоняюсь я, как прилагательное.

                 На все вопросы его отвечаю.

                 Глагол по значению напоминаю.        (П.Чесноков)

- О чём эта загадка?       (о причастии)   

(слайд 4). Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе  прилагательного.  

                                                                                                                             В. Даль

 -  Это высказывание принадлежит Владимиру Ивановичу Далю, языковеду, писателю, этнографу. 22 ноября этого года ему исполнится 212 лет. (1801г.)

- Как понять смысл этого высказывания?

- Что значит «причастный»? Заглянем в  толковый словарь   (ученик находит в словаре)

(слайд 5)    - А какое правило мы с вами знаем о причастии? (уч-ся рассказывают                                                                           правило)

II. Сообщение цели урока.

-Итак, ребята, сегодня мы с вами на уроке повторим всё о причастии.   Вы покажите своё умение в нахождении причастий, в определении их грамматических признаков, в определении орфограмм и правильном их написании.

III. Закрепление материала .

А)   - А сейчас проверим ваши знания, выполним тест. В тетради напишем правильные ответы, а один ученик пойдёт к доске, обведёт в кружок правильный ответ маркером зелёного цвета .

(слайд 6)  1. Причастие обозначает:

а) признак предмета;  б) признак предмета по действию;   в) признак другого признака.

2. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса:

а) –вш- ;             б) –ш- ;              в) – ущ-;

3. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса:

а) –нн- ;         б) –вш_;        в) –ом- .

(слайд 7) 4. Причастие с зависимым словом называется:

а) предложением;  б) причастным оборотом;  в) словосочетанием.  

5. Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия:

а) вид;  б)  время;    в) лицо.

6.  Чаще всего в предложении причастие бывает:

а) дополнением;  б) обстоятельством;   в)  определением.

- Проверим ваши ответы. Возьмём красный  маркер  и зачеркнём неверный ответ.     (Правило, если есть ошибки)                                                          (см гиперссылку)

Б)   - А теперь мы поупражняемся в нахождении причастий в предложениях.

(слайд 8)     - Прочитаем текст.       О чём он?

Отечество моё. Город-герой Москва

Сильная, гордая, несокрушимая Москва выстояла в самые грозные дни Великой Отечественной войны и победила. За заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Москве Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года было присвоено почётное  звание города-героя.

   Подвиг защитников Москвы поистине бессмертен. Ведь именно под Москвой потерпели первое сокрушительное поражение фашистские полчища, нёсшие смерть, разрушение и порабощение народам нашей страны. На протяжении всей Великой Отечественной войны Москва являлась руководящим центром борьбы с фашизмом, бесперебойно снабжала фронт всем необходимым. В первых рядах тех, кто в ожесточённых боях разгромил фашистского зверя и водрузил Знамя Победы над Берлином, были и москвичи.

- В этом году мы празднуем 71 (1941,декабрь) годовщину битвы под Москвой. Мы помним тех, кто сложил свои головы, защищая столицу нашей Родины, и чествуем оставшихся в живых.

- Ещё раз внимательно читаем текст и находим причастия. Выписываем причастия со словом, от которого оно зависит, определяем грамматические признаки.

(слайд 9)

(Несокрушимая  Москва  - стр. прич., наст.вр., сов. в.,  Им. п., ед. ч., ж.р., от гл.II спр.

Проявленные мужество и стойкость - стр. прич., прош вр., сов.в., Вин. п., мн.ч.

Звание присвоено – стр. прич., крат. ф-ма, прош.вр., сов. в., ср. р. Ед.ч.

Нёсшие полчища – дейст. прич., прош. вр., нес. в., Им. п., мн.ч.

Руководящим центром – дейст. прич., наст. вр., нес. в., Тв. п., ед. ч., м. р.

В ожесточённых боях – стр. прич., прош. вр., сов. в., П. п., мн.ч.

(слайд 10) IV.  Физминутка

(если причастие страдательное – садимся, если причастие действительное - поднимаем руки вверх)

одевающая, одеваемая, дувший, возвышавшийся, сорванная, изрытая, брошенного, сидящую, процарапанное, спавший, проснувшись, усеянный, сохранившийся, цветущий, сброшенные, увлекаемый, облетевшим.

В)  Устная работа с сигнальными карточками  Р,   С

(слайд 11)    – Повторим правило ( НЕ слитно-раздельно)

Не проверяемые ударением гласные; никем не потревоженный зверь; неисчерпаемые богатства; невоспитанный человек; неотправленное письмо; никем не нарушаемая тишина; не замеченная учеником ошибка; палата не проветрена; нераскрывшийся цветок; рожь не сжата; ещё не обжитое место ; дичь, не пойманная в ловушку; не прочитанная, а просмотренная работа.

Г)  - Запишем предложение, объясним знаки препинания.

                                     

(слайд 12)   Письма, [отправленные с фронта ], ждали в каждой семье.

Д) - Вспомним, когда пишется  -н-   , -нн- у причастий

(слайд 13)

 

(слайд 14)              Напиши –Н- или –НН-

(один уч-ся работает у доски, все дети записывают в тетрадь)

1. нарисованные          забрызганный                     пересыпанное  

2. запачканные             печёный (пирог)                топлёное (молоко)

3. испечённый              крашенный (ими пол)       маринованный  

4. измучены                  плетёный (частокол)         купленный (билет)

5.  арестованный          раненный (пулей боец)     решённый (вопрос)

V. Резерв.

(слайд 15)     Проверь  себя!       «Узнай суффикс»

 (один у доски, все в тетрадях)

Выкач..нное из гаража колесо. Выкач..нный из шины воздух. Замеш..нный в преступлении. Замеш..нное тесто. Выслуш..нные пожелания. Высуш..нное бельё. Застро..нный микрорайон.  Хорошо насто..нный чай.                              (см гиперссылку)

VI. Подведение итогов.

- Чем занимались на уроке?

Оценки.

(слайд 16) Д/з   подготовиться к диктанту, выполнить упр. 156.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее повторение по теме "Тип членистоногие"

Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интерактивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного п...

обобщающее повторение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Систематизация материала для обобщающего повторения при подготовке к ЕГЭ по русскому языку составлена с помощью текстов из книги Александрова  В.Н. "ЕГЭ.Справочные материалы". Эти l10 занятий  помогут...

обобщающее повторение при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

10 занятий - это условное название, главное в них - система занятий! Каждый учитель творческий подход: можно изменить тексты, содержание занятий и т . п...

Урок химии в 8 классе "Обобщающее повторение по теме сложные вещества"

Ресурс содержит подробный план- конспект, презентацию и схему классификации веществ по теме, соответствует программе по химии 8 класса О.С. Габриеляна.Основная форма работы на уроке - групповая. Урок ...

Урок обобщающего повторения по теме "Зарубежная Европа" 11 класс

Урок географии с использованием технологииличностно-коммуникативного обучения как условие формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру....

Урок-презентация "Обобщающее повторение имени прилагательного"

Урок-презентация разработан для повторения морфологических признаков прилагательного, правил написания прилагательных....