МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В 6 КЛАССЕ»
учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс)
Методическая разработка охватывает один из разделов морфологии – «Имя существительное», раскрывает опыт проведения уроков с использованием личностно-ориентированного и деятельностного подходов. В процессе работы развивается речевая и мыслительная деятельность школьника, происходит формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_imeni_sushchestvitelnogo_v_6_klasse.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В 6 КЛАССЕ»
Методическая разработка охватывает один из разделов морфологии – «Имя существительное», раскрывает опыт проведения уроков с использованием личностно-ориентированного и деятельностного подходов. В процессе работы развивается речевая и мыслительная деятельность школьника, происходит формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.
Цель: овладение обучающимися знаниями, умениями, навыками по теме «Имя существительное»
Задачи:
1) углубить представления обучающихся о роли имени существительного в речи, способах образования имен существительных. Научить определять синтаксическую функцию существительных в предложении и правильно их употреблять;
2) отработать умения правильного написания НЕ с существительными, гласных в окончаниях, суффиксов существительных, разносклоняемых существительных;
3) формировать речевую культуру обучающихся. Способствовать овладению нормами русского литературного языка и обогащению словарного запаса обучающихся.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями
Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
В связи с такой особенностью подросткового возраста как стремление приблизиться к миру взрослых, характерным для школьника является развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим способностям и возможностям.
Внимание подростка характеризуется объемом и специфической избирательностью, устойчивостью и высокой интенсивностью, становится хорошо управляемым процессом и увлекательной деятельностью.
Память. Объем увеличивается за счет логического осмысления материала, наращивается полнота, системность и точность воспроизводимого материала, становится допустимым запоминание абстрактного материала.
Мышление Подросток способен самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения.
Немалую роль в процессе обучения школьника играют интересы, мотивы, личные успехи в изучении того или иного предмета.
Характерной особенностью этого возраста является и обостренная боязнь прослыть «слабым», несамостоятельным, потому со стороны взрослых к подростку необходимо внимание и терпение, помощь в учёбе, развитии воли и собранности.
Учащиеся 6 класса, в котором я работаю, имеют познавательные способности, соответствующие своим возрастным особенностям.
Класс условно можно поделить на 3 группы:
35% - способные, быстроуспевающие дети;
47% - среднеуспевающие;
18% - слабоуспевающие ввиду быстрой утомляемости нервной системы.
Ученики активны, подвижны и эмоциональны, работают эффективно при условии заинтересованности, более восприимчивы к получению новой информации в первой части урока. С учётом особенности их темперамента сначала урок ведется в быстром темпе, затем – в среднем.
По типу восприятия информации дети делятся на 2 группы:
60% - визуалы;
40% - аудиалы;
Таким образом, устная и письменная фиксация основных мыслей урока для них особенно необходима.
Исходя из психологических особенностей данного возраста, учебно-воспитательная программа рассчитана на развитие личности.
Общий объем знаний и умений по русскому языку, заложенный в УМК, построен на следующих принципах:
o коммуникативная направленность;
o дифференцированное и интегрированное обучение по всем видам деятельности;
o сознательное и активное овладение материалом.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, нужно сказать о большой роли в получении знаний и их усвоении информационных технологий. Они позволяют:
o организовать групповую и самостоятельную работу на уроке,
o способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся,
o позволяют индивидуализировать процесс обучения,
o повышают интерес к урокам,
o активируют познавательную деятельность,
o развивают творческий потенциал учащихся.
Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, используются следующие формы работы на уроках:
o индивидуальная (обособленная);
o групповая (на уровне дифференциации обязательных результатов);
o фронтальная
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
При использовании указанных выше форм, методов и подходов к изучению раздела «Имена существительное» обучающиеся должны обладать:
1) Углубленным представлением о значении имени существительного в речи;
2) Знанием способов образования имен существительных и правилах правописания;
3) Умением определять синтаксическую роль имен существительных в предложении и правильно их употреблять;
4) Знанием и правильным использованием различных видов орфограмм при написании имен существительных;
5) Формированием речевой культуры, овладением литературными нормами, обогащением словарного запаса обучающихся.
Овладение этими навыками доказывает качественное усвоение разработанного раздела учебной программы. Полученные знания помогут ученикам успешно выполнить задания ГИА, связанные с проверкой знаний по теме «Имя существительное».
Система заданий на уроках продумана так, чтобы ученики периодически возвращались к допущенным ранее ошибкам и исправляли их, анализировали результаты своей работы на уроках и дома. Такая работа будет не только способствовать успешному овладению знаниями по теме, но и развивать универсальные учебные навыки, что приведет к качественной подготовке к итоговой аттестации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
6 КЛАСС
Тема: «Имя существительное. Повторение изученного».
Цель: закрепление и обобщение сведений об имени существительном как части речи.
Задачи:
Обучающие:
- обобщение, систематизация материала по теме «Имя существительное»;
- формирование навыков правильного написания имен существительных;
- выработка умений нахождения и употребления имен существительных в тексте, правильного использования их в устной и письменной речи.
Развивающие:
- развитие речи учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие умений видеть красоту в природе.
Воспитательные:
- воспитание сознательного отношения к языку как явление культуры, основному средству общения;
- воспитание стремления к самостоятельной работе по закреплению и обобщению знаний и умений по теме «Имя существительное»;
- воспитание любви к русскому языку .
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение, определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Тип урока: комбинированный
Основное содержание темы, понятия, термины: имя существительное как часть речи, лексико-грамматические разряды существительных, категория числа, категория одушевленности/неодушевленности, синтаксическая роль существительного в предложении.
Оборудование: учебник, тетрадь, ИКТ
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Организационный момент. | создается атмосфера доброжелательности и творческой активности -Добрый день! - тебе сказали. -Добрый день! – ответил ты. Нас две ниточки связали Доброты и теплоты. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу. Продолжаем работать по теме «Имя существительное», а работать мы будем под девизом: Знаешь – говори, не знаешь – слушай. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно необходимые действия |
Целеполагание | Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала. -Мы с вами на протяжение нескольких уроков изучали имя существительное. Мы повторили и узнали что-то новое про эту часть речи. Давайте попробуем с вами сформулировать тему сегодняшнего урока. - О чем мы будем говорить на уроке?(запись числа, темы в тетрадь) - Какие цели мы можем перед собой поставить? - Внимательно посмотрите на доску и отгадайте зашифрованное слово.
| Совместное определение целей. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют знания. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность |
Актуализация знаний | - Из данных слов вам нужно выбрать только имена существительные, записать их в тетрадь, вставив в них пропущенные буквы. Вел…колепный, б…нокль, пор…жать, б…гряный, пр…дмет, при…ти, тел…фон, пр…пятствие, пр…лежный, пр…зирать, пор…жение, к…мандир, профе…и я, с(э, и)кономить. - Зачитайте выписанные вами слова. Докажите, что это имена существительные. - Рюкзак собран. Отправляемся в путешествие. - Чтобы попасть на вершину горы, вам необходимо будет преодолеть препятствия на своём пути. Все готовы к испытаниям? Впереди Долина постоянных признаков. Б) Фронтальный опрос.
| Отвечают на вопросы, В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Отвечают на вопросы | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий |
Работа по теме урока. |
Путь, стужа, племя, темя, вымя, ртуть, бремя, плакса. Почему они так называются? Вставьте пропущенные буквы. Нет сем..ни, много врем…ни, гореть синим плам…нем, назвать по им…ни. - Ну что ж двигаемся дальше берегом реки. 2. Запишите несклоняемые имена существительные, определите их род. Эскимо, Тбилиси, Сочи, мадам, конферансье, кафе, кофе, алиби, авеню, Конго. 3. Вставьте подходящие по смыслу имена существительные общего рода; вставьте пропущенные буквы. Серёжа – кргл… ____________. Петя - ужасн… ____________. Сосед – жутк.. __________.Вредн… ______________ Иришка. Моя сестра - незаметн… ___________. Слова для справок: рёва, зазнайка, сирота, ябеда, тихоня.
По горной поляне невидимый пастушок белых барашков гоняет.
| Отвечают на вопросы, В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Выполняют упражнения | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий |
Физминутка. | А вы, я вижу, немного устали. Без физ. минутки не обойтись. Давайте встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, затем первую букву своего имени, закройте глаза, откройте, быстро поморгайте. А теперь дальше продолжаем путешествие. | Выполняют элементарные физические упражнения | Личностные: понимают значение здоровьесберегающих элементов урока |
Практическая деятельность. | - Ветер усилился, поднялся ураган, посыпались орфографические камни. А чтобы ими вас не придавило, нужно вспомнить орфограммы и выполнить задания, спрятавшись в укромном месте.
Хвост…к, шалаш…к, песоч…к, луж…к, зайч…нок, шкафч…к, рубаш…нка, лодч….нка, огонеч…к, пальч…к.
Не)годование, (не)воля, (не)был в школе, (не)задачливый ученик, (не)широкая дорога, а узкая, говорить (не)правду, (не)лепость, (не)погода, (не)уверенность, книга (не)большая, а маленькая, (не)друг, (не)забудка. 3.ЧИК- ЩИК? Запишите ответ на вопрос, выделите орфограмму. Кто ремонтирует фонари? Кто ходит в разведку? Кто работает в забое? Кто переписывает бумаги? Кто делает доклад? Кто кладет камни? Кто работает в бане? Кто ремонтирует водопровод? Кто работает на погрузке и выгрузке? 4. Вставьте пропущенные буквы и решите примеры. 1. Зайч…нок, пирож…к, бельч…нок, крюч…к, свеч…й. ? - ? = 4 2. Циркач…м, ключ…м, стриж…нок, флаж…к, полотенц…м. ? - ? = 4 3. Пуч…к, светляч…к, камыш…м, грач…м, прич…ска, сверч…к, крыж…вник ? - ? = 5 | Выполняют задания | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом с озидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Самостоятельная работа с последующей проверкой по эталону. | 1 вариант 2 вариант 1 Найти разносклоняемое существительное: А. лекция А.. темечко Б. семечко Б. деревня В. драма В. панама Г. камыш Г. акация 2. Найти несклоняемое существительное: А. село А. поле Б. колибри Б. невезение В. отчаяние В. конферансье Г. растяпа Г. Невежа 3. Найти существительные 1 склонения: А. тряпкам А. бремя В. стремена В. ольхой Г. племя Г. знамена Д. выменем Д. племенем 4. Найти существительные общего рода: А. глупышка А. невежда Б. зазнайка Б. недотрога В. неженка В. дробилка 5. Найти существительные, пишущиеся с НЕ слитно: А. (не)вер А. (не)годность Б. (не)забудки Б. (не)приятель В. (не)воля В. (не)годование Г. (не)рыба Г. (не)вода, а кисель Д. (не)беда, а радость Д. (не)конфета 6. Указать слова с пропущенной буквой: 1 вар. - О 2 вар. - Е А. крючоч..к Е. шалаш..м Б. свеч..й Ж. пальц..в В. реч..нкой З. кабач..к Г. друж..чек И. болотц..м Д. невеж..й К. перц..м | Принимают участие в работе, выполняют упражнения. | |
Рефлексия | Продолжите предложения: Сегодня на уроке я убедился в том, что существительные…. Я вспомнил(а) о том, что существительные… Мне необходимо повторить материал о… Я доволен(довольна) своей работой на уроке, потому что… | - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка). - Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы (взаимооценка). | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Домашнее задание. | Подготовиться к диктанту, повторить морфологический разбор имени существительного |
Список используемой литературы
Для учителя:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс. Авторы: Т.А.Ладыжеская, И.М.Шанский, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина., - 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
2. Русский язык. 6 класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений/[ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред.Н.М.Шанский].- М.: Просвещение, 2010.
3. Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку:6 класс. – М.: ВАКО, 2009.
4. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, М.М.Стракевич. – М.: Просвещение, 2010.
5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
7. Русский язык. 6 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА: [учебное пособие] / С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. – М.: Интеллект-Центр, 2012.
8. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.А.Ахременкова. – М.: Просвещение, 2012.
Для учащихся:
1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык. 6 класс / Л.А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2012.
2. Баранов М.Т. Русский язык. Учебник. 6 класс / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2010.
3. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2011.
4. Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс / Сост. Л.А.Тростенцова. – М.: Просвещение, 2010.
5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 6 класс / А.Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторение об изученном об имени существительном. 6 класс
Презентация к урокуп повторение об изученном об имени существительном. 6 класс...
Методическая разработка "Изучение имени прилагательного как части речи на уроках русского языка в пятом классе"
Методическая разработка представляет собой урок для учащихся 5 класса, посвящённый теме "Имя прилагательное как часть речи. Употребление прилагательных в речи", направлен на закрепление материала, изу...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Повторение изученного об имени существительном, 6 класс
Урок-путешествие по русскому языку "Повторение изученного об имени существительном", 6-й класс (второй урок)...
Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс
Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...
Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс
Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...