РабочаЯ программа по русскому языку умк Рыбченкова Л.М 6 КЛАСС
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
рАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УМК Рыбченкова Л.М 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_6_kl.docx | 87.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга
РАЗРАБОТАНО и ПРИНЯТО решением Педагогического совета ГБОУ школы № 1 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга Протокол от ________№_________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 1 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга ______________ Н.Н. Жук Приказ от _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основного общего образования
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 6 класса
уровень - базовый
Учитель:
Матвеева Ирина Игоревна
Первая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28.08.2020 № 442;
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
4. Уставом ГБОУ школы № 1 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга;
5. Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ школы № 1 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга
6. Рабочей программой воспитания ГБОУ школы № 1 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга
7. Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ школы № 1 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга
8. Положением о рабочей программе учебного предмета, курса ГБОУ школы № 1 с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга.
9. Приказ Министерства просвещения России от 20.05.2020 "254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность " (с изм. на 23.12.2020)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»).
4. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы: Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Москва: «Просвещение», 2011.
Для учащихся:
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / .М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич. М.: Просвещение, 2012.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Авторы: Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик
Морфемика, словообразование, орфография. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-537
Лексикология. Культура речи. - Режим доступа - http://www.gramma.ru/RUS/?id=6.0 , http://www.testent.ru/index/0-535 , http://www.testent.ru/index/0-540
Орфография (система проверки правописания - http://www.orfo.ru/online/) - Режим доступа - http://www.rusyaz.ru/pr/
Морфология. - Режим доступа - http://www.testent.ru/index/0-538 , http://www.gramota.ru/book/litnevskaya.php?part4.htm , http://lit.lib.ru/m/martinowich_g_a/1morfolog.shtml
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. - Режим доступа. -http://www.gramma.ru/RUS/?id=5.0 , http://www.licey.net/russian/map
Для учителя:
Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Академический школьный учебник).
Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.
Синтаксис и пунктуация. Культура письменной речи. Тексты – Режим доступа. - http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103309
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности:
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в VI классе – 204 часа (из расчета 6 часов в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Содержание учебного предмета
Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Общие сведения о языке
- Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
- Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..
Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.
Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Морфемный словарь
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Морфология
- Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.
- Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Содержание | Кол-во часов | Из них | ||
На развитие речи | На контрольные и проверочные работы | ||||
1. | Введение | 4 | |||
2. | Морфемика, словообразование, орфография | 23 | 4 | 1 | |
3. | Лексикология, орфография. Культура речи | 30 | 6 | 2 | |
4. | Морфология, орфография. Культура речи | 17 | 1 | ||
5. | Имя прилагательное как часть речи | 32 | 4 | 3 | |
6. | Имя числительное как часть речи | 19 | 2 | 1 | |
7. | Местоимение как часть речи | 23 | 2 | 2 | |
8. | Глагол как часть речи | 27 | 5 | 1 | |
9. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (включая уроки обобщающего повторения) | 29 | 2 | ||
ИТОГО | 204 | 23 | 13 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку для 6А , Б класса
Учитель: Матвеева Ирина Игоревна
2021 - 2022 учебный год
Примерные контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа по теме "Повторение"
1. Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв?
1) вьюга 2) ехать 3) съесть 4) ель
2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) тр…нированный, пол…жить
2) отв…нтить, посв…щать
3) в…негрет, л…теть
4) отр…сль, мол…ко
3. В каком слове в окончании нужно писать и?
1) в рощ… 2) корм…т 3) блиста…т 4) бледне…т
4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?
1) нет задач…, моеш…, блин…чик
2) пишеш……, плющ…, читает…ся
3) пригож…, прос…ба, помощ…ник
4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он
5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?
1) р…сти, р…списание, предл…гать
2) обд…раю, выр…сли, зап…рать
3) выт…реть, м…ролюбивый, бл…стеть
4) зап…реть, насл…диться, под…рить
6. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
1) душ…й, плеч…м, ключ…м
2) ш…л, под луч…м, камыш…м
3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й
4) овц…й, отсеч…м, кольц…м
7. Укажите существительное с окончанием е ?
1) отдыхать в санатори…
2) бегать по дорожк…
3) прийти к акаци…
4) прочитать в объявлени…
8. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)?
1) свеж…го хлеба, крепким кирпич…м, береж…т
2) с чуж…м пальто, осенн…е солнце, сердц… болит
3) пригож…му малышу, ситц…вое платье, колюч…го кустарника
4) круглолиц…му мальчику, в хорош…м настроении, сургуч…м
9. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
1) моет…ся, береч…
2) слышит…ся, улыбает…ся
3) стереч…, смеёт…ся
4) береч…ся, записат…ся
10. В какой пословице все слова, кроме служебных, существительные?
1) Без нитки и иголки и шубы не сшить.
2) Век долог, да час короток.
3) Видом сокол, а голосом ворона.
4) В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.
11. Какое слово не является общеупотребительным?
1) вода 2) колба 3) думать 4) длинный
12. Какое слово является историзмом?
1) ланиты 2) кафтан 3) ветрило 4) чело
13. Какое слово образовано приставочным способом?
1) потемнеть 2) пригородный 3) сотрудник 4) разведка
14. Какое слово образовано суффиксально- приставочным способом?
1) ледокол 2) сокурсник 3) Поволжье 4) столовая
15. Каким способом образовано слово выход?
1) приставочным 2) суффиксальным 3) бессуффиксным 4) переход из одной части речи в другую
16. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами:
Ничего не делать –
Работать хорошо –
Запомнить –
Прочитайте текст и выполните задания 17 - 19
(1)Год назад холодным зимним днем я с пр…ятелем шел по дорожке городского парка. (2)Был сильный мороз.(3) Впереди на дорожке мы приметили замерзающую синичку.
(4)Поймать синичку не стоило труда. (5)Я посадил ее за отворот пальто и пр…нес домой, в тепле она оживилась и быстро освоилась с новой обстановкой. (6)Так и прижилась у нас в доме эта синичка. (7)За веселый и общительный нрав мы ее назвали Маричкой.
(8)Стоило ей насытиться, как она начинала озорничать. (9)Ее первой жертвой всегда был котенок Васька. (10)Только он растянется в теплом местечке, пр…кроет глаза. Маричка тут как тут. (11)Прыгает перед самым носом, дразнит.
(12)Как только весеннее солнце стало пр…гревать, упорхнула Маричка на пр…роду.
(По П. Аладышеву.)
17. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы.
Озаглавь его.
18. Выбери тип текста:
а) описание б)повествование в)рассуждение
19. Замени разговорное слово приметили из 2 предложения синонимом с другой приставкой.
20. Из предложений 5-10 выпиши слово, у которого значение приставки при- неполное действие
21. Из предложений 8-12 выпиши слово, в котором при- не приставка, а часть корня.
Сжатое изложение.
По серому насту сани идут легко, словно под парусом. Ямщик, укутанный в тяжёлый тулуп, понукает лошадей, через плечо поглядывает на седока. Тот жмётся от холода, поднял воротник, сунул руки в рукава. Новая, с иголочки, мичманская форма греет плохо.
Ямщик тычет кнутовищем в небо, щурит серый холодный глаз под заледеневшей бровью, басит, утешая:
– Замолаживает…
– То есть как «замолаживает»? – мичман смотрит недоумённо.
– Пасмурнеет, – коротко объясняет ямщик. – К теплу.
Мичман вытаскивает из глубокого кармана записную книжку, карандашик, долго дует на закоченевшие пальцы, выводит старательно:
«Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью.
Этот морозный мартовский день 1819 года оказался самым главным в жизни мичмана. На пути из Петербурга в Москву он принял решение, которое перевернуло его жизнь. Застывшими пальцами исписал мичман в книжке первую страничку. Из этой страницы после сорока лет упорной работы вырос знаменитый «Толковый словарь живого великорусского языка». А мичманом, который посвятил жизнь его составлению, был Владимир Иванович Даль.
(По М. Булатову и В. Порудоминскому)
Проверочная работа по теме "Лексика".
1. Дайте определение понятий:
- Диалектные слова – это
- Профессинальные слова – это
- Неологизмы – это
2. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.
- Сентиментальная девушка
- Привезти сувенир
- Древняя легенда
- Воздвигнуть монумент
3. Подберите синонимы к фразеологизмам.
- Сломя голову
- Засучив рукава
- Повесить нос
- След простыл
4. Напишите словосочетания с многозначными словами в переносном значении.
- Дремлет ребёнок
- Хвост птицы
- Золотое кольцо
- Мальчик убегает
5. Распределите по группам: многозначные слова – омонимы.
А) Скосить траву – скосить глаза
Б) Стирать информацию в компьютере – стирать рубашку
С) Тон красного дерева – грубый тон
Д) Ствол дерева – ствол ружья
Е) Клуб дыма – футбольный клуб
- многозначные слова
- омонимы
6. Распредели по группам: архаизмы – историзмы
А) боярин Ж) аршин
Б) стрельцы З) камзол
С) ланиты И) алтын
Д) чело К) потчевать
Е) выя Л) кольчуга
- архаизмы
- историзмы
7. Составьте синонимический ряд к словам:
- Гнев
- Душистый
8. Запишите ряд специальных слов по профессии биолога.
9. С каким существительным в скобках сочетаются прилагательные? (Обозначить + и -).
- Праздный – праздничный (концерт, жизнь, костюм, настроение, любопытство)
- Особенный – особый (внимание, голос, интерес, смех, права).
10. Объясните значение диалектных слов:
- В мелеховском курене Аникушку поразили сплошь смеющиеся, весёлые лица.
- Мать, уткнувшись в завеску, покачивала редковолосой головой.
11. Определите слово по словарной статье.
- дословная выдержка из какого-либо текста.
- спортивная игра маленьким мячиком, который перебрасывается через сетку.
12. Разобрать по членам предложения.
Старший приказал брату Федьке бежать во весь дух в деревню и звать народ.
Контрольная работа по теме «Лексика. Фразеология. Культура речи».
1 уровень.
Выбери правильный ответ
1. В какой строке все прилагательные употреблены в прямом значении?
а) золотые руки, железная воля, мартышкин труд;
б) мыльная опера, стальные нервы, прямая улица;
в) каменный дом, медвежья услуга, серебряные струны;
г) мыльная пена, медвежья берлога, железная дорога
2. В какой строке даны неологизмы?
а) планетоход, шаттлы
б) кафтан, перст
в) ветеран, орден
г) полуночник, летник
3. В какой строке все слова заимствованные?
а) небо, дочь, такси
б) полночь, помощь, жюри
в) брифинг, бумага, свёкла
г) шоссе, город, река
4. В какой строке даны омонимы?
а) белый (костюм) – светлый (костюм)
б) строчка (текста) - строчка (на блузке)
в) свежий (хлеб) – чёрствый (хлеб)
г) медвежий угол – глухой край
5. Какой фразеологизм соответствует значению «делать что-то медленно, затягивать процесс»?
а) держать в ежовых рукавицах
б) тянуть канитель
в) засучив рукава
г) на всех парусах
2 уровень.
Запиши правильный ответ
6. Словарный состав языка называется…
7. Раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания слов, называется…
8. Устаревшие слова, которые выходят из употребления, вытесняясь современными синонимами, называются…
9. Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются…
10. Слова, которые известны и понятны всем носителям языка, называются…
3 уровень.
11. Установи соответствие между словарём и его назначением:
а) лексическое значение слов б) правописание слов в) нормы произношения слов
- орфографический
- орфоэпический
- толковый
12. К какой лексической группе относятся слова:
а) летятина
б) свёкла
в) бурак
г) ветер
д) шелоник
13. К какой лексической группе относятся слова:
а) россияне
б) триллер
в) солдат
г) барабан
д) чернила
14. К какой лексической группе относятся слова:
а) космодром
2) архаизм
б) мольберт
3) неологизм
в) кафтан
4) профессионализм
г) ветрило
15. Установи соответствие между фразеологизмом и его значением:
а) наизнанку
б) быть забытым
в) ни в чём себе не отказывать
- кануть в Лету
- шиворот-навыворот
- жить на широкую ногу
4 уровень. Установи последовательность
16. Установи последовательность строения словарной статьи в толковом словаре:
а) пример
б) лексическое значение
в) слово
г) грамматическое значение
17. Установи последовательность расположения слов в словаре:
а) салфетка
б) порядок
в) квартира
г) талант
д) каморка
е) миллион
18. Установи последовательность расположения слов в словаре:
а) рукав
б) роскошь
в) ракета
г) разведчик
д) ручка
е) реформа
19. Установи последовательность частей речи в составе фразеологизма:
делать из мухи слона
а) сущ. в В.п. б) сущ. Р.п. в) глагол г) предлог
20. Установи последовательность членов предложения:
Сегодня на субботнике Саша работал спустя рукава.
а) обстоятельство места
б) обстоятельство времени
в) обстоятельство образа действия, выраженное фразеологизмом
г) подлежащее
д) сказуемое
5 уровень. Творческая работа
Напиши сочинение-миниатюру (5-8 предложений) на тему «Зачем нужны фразеологизмы в речи?»
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование и орфография».
Леса в Мещёре глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, пробираться сквозь заросли кустов по дорогам к дальнему озеру.
Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.
Я люблю лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью, в траве горят светлячки.
Закат тяжело пылает на кронах деревьев и золотит их. Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. На западе ещё тлеет зорька.
Вот и озеро. Здесь под берёзой расположились знакомые рыбаки. Их лиц я не вижу из-за дыма костра, который то разгорается, то гаснет.
Грамматические задания:
- Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слова верхушек.
- Графически обозначить в тексте корни с чередованием гласных.
Контрольный диктант «Имя Существительное»
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди зарослей камыша.
Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди.
Грамматические задания:
Выполнить морфологический разбор существительного камыша (из последнего предложения 1-го абзаца).
Выполнить морфемный разбор слов побелели, свинцовая.
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».
1. Составьте краткую форму от данных прилагательных
Холодный - ______________ Могучий - ________________
Весёлый - _______________ Прекрасный - _______________
Красивый - ______________ Смелый - __________________
Колючий- ________________ Ласковый - _________________
2. Укажите, какими по разряду являются прилагательные
Волчий, деревенский, синий, каменный, черный, лисья, мамина, пластмассовый, книжный, сильный.
3. Составьте прилагательные во всех степенях сравнений
Тяжелый, древний, низкий, строгий, добрый, быстрый
4. Спишите, раскрывая скобки
(Не)далекий наш поход закончился сегодня утром. Совсем (не)интересную книгу я прочел. (Не)вежда тот, кто (не)желает быть умным. В этом (не)глубоком, а мелком озере много рыбы. Он показался отнюдь (не)вежливым. Он еще (не)рассказал мне свою совсем (не)веселую историю.
Задание 5. Спишите, вставляя пропущенные буквы
Авиацио…ый, кухо…ый, единстве…ый, песча…ый, маши…ый, деревя…ый, орли…ый, глиня…ый, стекля…ый, оловя…ый
Задание 6. Образуйте прилагательные от этих слов
Ткач - ____________ Француз - _______________
Немец - ___________ Деревня - _______________
Казак - ____________ Сибирь - ________________
Задание 7. Выполните морфемный разбор слов
Январский, богатырский, узбекский, рыбацкий, уральский, ноябрьский
Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
Тайны глубин
Люди всегда старались разгадать тайну глубин нашей планеты. Что находится в центре Земли? Почему на Земле происходят землетрясения, извержения вулканов? Где встречаются полезные ископаемые? Движутся материки или стоят на месте? Почему одни участки суши поднимаются, а другие опускаются? Каков возраст нашей планеты? Какой была Земля миллионы лет назад?
Выяснить это не так просто. А если прорубить скважину к центру Земли? Глубинное бурение - один из методов изучения земных недр. Он позволяет много узнать о строении нашей планеты. Самая глубокая скважина не превышает 15 километров, а расстояние от поверхности до центра Земли 6370 километров.
И все-таки с помощью бурения ученые установили, что при приближении к центру Земли температура повышается. В среднем на каждые сто метров глубины она возрастает на три градуса.
(Из книги «Почемучка»).(120 слов).
1.Определите падеж числительных в 1 абзаце.
2.Произведите морфологический разбор любого числительного из 2 абзаца.
3.*Произведите синтаксический разбор 3 предложения 2 абзаца (Глубинное бурение).
4.*Просклоняйте любое числительное из диктанта.
Контрольная работа по теме "Местоимение".
- В каком ряду все местоимения личные?
они, тот, что
ему, мне, тобой
мой, себя, этот
он, такой, который
- Укажите ряд, в котором все местоимения определительные.
любой, другой, каждым, всего
иной, мой, это, всякий
сам, что, некто, что-либо
такой, весь, себя, они
- Укажите неопределённое местоимение
некоторый
некого
такой
ничто
- В каком ряду все местоимения пишутся раздельно?
что(то), (кое)(у)кого, (не)что
(ни)кого, что(либо), (кое)(с)кем
(не)(с)кем, (кое)(с)кем, (ни)(для)кого
(не)наш, (со)мной, кто(нибудь)
- В каком ряду на месте пропуска пишется во всех словах И(НИ)?
н..что не тревожило, н..кому не сказал
н..что непонятное, н..кому рассказать
н.. с кем поговорить, н.. с кем не познакомился
н.. у кого спросить, н.. у кого не погостил
- Каким членом предложения является местоимение в предложении: Берегись осуждать кого-либо.
дополнением
определением
подлежащим
сказуемым
- Укажите неверное утверждение
столько, таков - указательные местоимения
всего, этого - определительные местоимения
нашим, свой - притяжательные местоимения
некого, никого - отрицательные местоимения
- В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?
кто (нибудь), что (либо), (кое) чем, кое (с) кем
что (то), (кое) кем, кто (нибудь), чем (то)
кто (либо), чей (то), кое (о) ком, (кое) чем
кто (нибудь), кого (то), (не)чего, (с)кем(то)
- Прочитайте текст и выполните задания.
Лес ночью
(1)Глухо и жалобно кричала в болотах какая-то птица. (2)Низкие облака закрыли небо. (3)Через несколько минут солнце исчезло. (4)В этот миг в кустах что-то щёлкнуло. (5)Через секунду никого не стало слышно.
- Выпишите все местоимения и определите их разряды. Каким членом предложения является местоимение в предложении 1?
- Найдите в тексте и выпишите местоимение, правописание которого определяется правилом
- «В отрицательных местоимениях приставка НИ безударная. В ней пишется И».
Изложение
Надо ли знать природу?
Знать природу, знать ее законы должны все люди, чем бы они ни занимались, где бы ни жили. Человек, не разбирающийся в природе, не понимающий, как все в ней зависит одно от другого, может наделать много бед. Я перескажу коротко одну сказку В.В. Бианки. Называется она «Сова». Обидел старик сову. Рассердилась сова и сказала старику, что больше не будет у него на лугу ловить мышей. Но старик не обратил на это внимания – не будешь и не надо. Перестала сова ловить мышей, и осмелели мыши. Стали гнезда шмелей разорять. Но и тут не понял ничего старик. Улетели шмели, и некому стало клевер опылять. Перестал расти на лугу у старика клевер, нечем стало кормить корову. И не стало у коровы молока. Вот тогда-то и пошел дед к сове просить у нее прощения. Смысл этой сказки не только в том, что нельзя обижать друзей. Смысл еще и в том, что в природе все крепко-накрепко связано между собой. Казалось бы, какое имеет отношение сова к молоку? А вот, оказывается, имеет – через мышей, через шмелей, через клевер – к корове и молоку. Вот почему надо знать природу!
(по Ю.Дмитриеву)
Контрольная работа по теме «Глагол»
1. Укажите неверное утверждение:
а) глагол называет действие предметов;
б) спряжение — изменение глагола по лицам и числам;
в) переходность — постоянный признак глагола;
г) глаголы изменяются по временам;
д) в форме любого наклонения глаголы спрягаются
2. Укажите верное утверждение:
а) число — постоянный признак глагола;
б) во всех временах глагол изменяется по лицам ;
в) глагол всегда бывает возвратным;
г) глаголы изменяются по наклонениям
д) вид — непостоянный признак глагола;
3.В каком ряду все слова являются глаголами одного наклонения?
- угостит, вышлите, решил бы, бегите
- полюбил, произнес, прибьешь, караулим
- сознавайся, выйдите, кусал, помнил бы
- привел бы, бейте, сознавайтесь, прочитал бы
4. Найдите глаголы совершенного вида:
а) сосредоточивать; б) разжечь; в) раскалывать;
г) уничтожать; д) накапливать; е) подзадорить.
5. Найдите глаголы несовершенного вида:
а) обезболивать; б) прополоть; в) разрушить;
г) подытожить; д) разбросать; е) разносить.
6. В каком ряду от инфинитива образованы глаголы разных видов?
- отобрать — отберу, отберем, отберут
- вызывать — вызываю, вызываешь, вызовем
- заснуть — засну, заснем, заснете
- отдирать — отдираю, отдираем, отдирают
7. В каком ряду от инфинитива образованы глаголы разной возвратности?
- выжать — выжму, выжмем, выжмут
- испугать — испугаю, испугаешь, испугаемся
- ворваться — ворвусь, ворвешься, врываются
- протирать — протираю, протираем, протрешь
8.В каком ряду собраны только переходные глаголы?
- выяснить, выдаются, прочту, сидит
- залечить, лежит, клюют, умывается
- висят, лежит, клеят, учимся
- кипятит, колотят, петь, учил
9. В каком ряду нет ошибок в образовании форм глагола?
- мочь — могу, могешь, могла
- лечь — ляжешь, ляжь, ляжьте
- стричь — стригу, стригешь, стриги
- беречь — берегу, бережешь, берег
10. В каком ряду нет ошибок в образовании форм глагола?
- бриться — бреюсь, броишься, брейся
- доставать — достаю, достаем, доставайте
- стеречь — стерегу, стерегешь, стереги
- стонать — стонаю, стонаешь, стоните
11. В каком ряду глаголы относятся к первому спряжению?
- играть, догонять, оформлять, зависеть
- сортировать, перевязать, таять, вертеть
- учитывать, вычищать, гнать, лаять
- брить, стелить, каяться, заверять
12. В каком ряду глаголы относятся ко второму спряжению?
- заклеить, обидеть, вертеть, вымести
- колоть, терпеть, заметить, замечать
- мучить, дышать, ненавидеть, гнать
- заверить, назначить, вычислить, жаждать
13. Укажите глагол I спряжения:
а) выходить; б) лететь; в) узаконить;
г) отправиться; д) задержаться; е) бриться.
14. Найдите глагол с буквой и в окончании:
а) ед..т; б) догон..т; в) зате..т; г) разбива..т; д) бре..т
15. Найдите глаголы с буквой е в окончании:
а) выключ..т; б) выгон..т.; в) раскле..т;
г) утеш..т; д) увид..т; е) стел..т.
16. Укажите глаголы I спряжения:
а) дышать; в) обидеться; д) ненавидеть;
б) летать; г) засмотреться; е) слушает.
17. Определи, где грамматические признаки определены верно:
а)прочитал бы – глагол сов. вида, прош. врем., 1спр.;
б)морозит – глагол сов. вида, наст. врем., 2спр.;
в)закончу – глагол сов. вида, буд. врем., 2спр.;
г)принеси-ка – глагол сов. вида, буд. врем., 1спр.
18. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?
а) дыш..те глубже; выключ..те газ; б) пиш..те быстрее!; когда выбер..те книгу, тогда и приход..те
в) вышл..те запрос и получ..те ответ; вы пиш..те эту работу?
19. Найдите предложения с безличными глаголами
Я хочу научиться плавать.
Опустело в лесу
Берега подмыла вода.
Намело много снега.
20. Определите, в какой строке находится глагол со следующими морфологическими признаками: непереходн., сов. в., 1-е л., мн. ч., II спр.
Был тихий час. У ног шумел прибой.
Ты улыбнулась, молвив на прощанье:
«Мы встретимся. До нового свиданья...»
То был обман. И знали мы с тобой...
Итоговая контрольная работа.
1. В каком слове неверно выделен ударный звук?
1) стОляр
2) досУг
3) цЕнтнер
4) газопровОд
2. Укажите предложение, в котором присутствует устаревшее слово.
1) Мы приобрели несколько экземпляров новой книги.
2) Голову девушки украшал расписной кокошник.
3) Вдруг раздался гортанный крик журавлей.
4) Мне приходилось ночевать в стогах.
3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) соб…раться, гр…бной, обв…нять
2) д…ждевой, приг…рел, возл…гать
3) т..полиный, предпол…гать, к…снитесь
4) прот…рать, ц…нитель, д…ржать
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) д…гнать, п…прыгать, н…ткнуться
2) бе…вкусица, бе…звёздная, ра…смеяться
3) пред…дущий, под…тожить, вз…грать
4) раз…ёмный, б…ёт, с…ест
5. В каком ряду во всех словах пропущена буква И.
1) пр…вязать, пр…высить
2) пр…ехать, пр…одолеть
3) пр...клеить, пр…скакать
4) пр…глушить, пр…кратить
6. В каком словосочетании использовано разносклоняемое существительное среднего рода, в предложном падеже?
1) луч солнца
2) разговор об имени
3) задумался о знании
4) прочитать рассказ
7. Укажите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.
1) У него был (не)решительный характер.
2) (Не)взлюбила мачеха свою падчерицу.
3) (Не)кричите громко!
4) Голубые (не)забудки росли на грядке.
8. В каком случае ВЕРНО указаны морфологические признаки имени прилагательного из предложения.
По необходимости в комнате для гостей мог оставаться письменный стол.
1) качественное, в ед.ч., м.р., И.п.
2) относительное, в ед.ч., ж.р., В.п.
3)относительное, в ед.ч.,м.р., И.п.
4)притяжательное, во мн.ч., ж.р., Т.п.
9. Укажите словосочетание, в котором в прилагательном нужно писать НН.
1) серебря…ый портсигар
2) овся…ое печенье
3) авиацио..ый планшет
4) соболи…ая шуба
10. Какое прилагательное пишется через дефис?
1) полу(годовой)
2) русско(немецкий)
3) водо(непроницаемый)
4) сельско(хозяйственный)
11. Запишите порядковое числительное 268 в родительном падеже.
12. Какое местоимение пишется слитно?
1) (кое)кто
2) (не)сколько
3) какой(либо)
4) (не)(у)кого
13. Укажите предложение, в котором глагол стоит в форме изъявительного наклонения.
1) Всю жизнь стремитесь к высшему и учитесь.
2) Если у меня было бы желание, я бы хорошо учился.
3) Чем ты людям помог?
4) Эй, барабанщик, сильней барабань.
14. Укажите глагол, в суффиксе которого пишется буква и.
1) буш…вать
2) подта…вать
3) коч…вать
4) туш…вать
15. Установите соответствие между словом и способом его образования
А) сотрудник
Б) помощник
В) пренеприятный
Г) самовар
1) приставочный
2) суффиксальный
3) сложение двух основ
4) приставочно-суффиксальный
5) бессуффиксный
16. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) В лучших пословицах народ передавал от отцов к сыновьям от дедов к внукам свои заветные правила жизни учил детей разуму.
2) Русские писатели поэты любили слушать народ и записывали меткие изречения.
3) Все наши замечательные писатели использовали народные пословицы и поговорки в своих книгах.
4) Синичка сядет а ветка не дрогнет.
5) Косяки журавлей уверенно шли на юг где солнце играло трепещущим золотом в затонах Оки.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Сколько превосходных слов существует в русском языке для называния природных явлений!
(2) Зарница - долгий отблеск далёких молний. (3) Чаще всего зарницы разгораются в июне. (4) Существует народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», - и от этого он растет быстрее.
(5) В одном поэтическом ряду с зарницей стоит слово «заря». (6) Это слово не произносится громко. (7) Оно возникает из тишины ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева.
(8) Вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как янтарь. (9) Восходит солнце.
(10) Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. (11) Множество красок расстилается по небу - от червонного золота до бирюзы. (12) Загораются первые звезды, а заря еще долго остывает над далями и туманами.
17. Какой тип речи используется в предложениях 1 - 6?
18. В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста?
19. Выпишите из предложения 11 слово с чередующейся гласной в корне.
20. Выпишите из предложений 8 - 10 слова-антонимы.
21. Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
22. Найдите среди предложений 8 - 11 предложение с однородными членами. Напишите его номер.
23. Найдите среди предложений 9 - 12 сложное. Напишите его номер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5, 7, 9 классов
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане 5 класс – 192 часа (УМК М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос) 7 класс – 140 часов (УМК В.В.Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю.Купаловой, Е.И....
Рабочие программы по русскому языку и литературе 6-9 классы
Основу рабочих программ по русскому языку составляют следующие документы: Государственный стандарт общего образования. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. ...
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Гольцовой. 11 класс. Базовый уровень
Рабочая программа составлена на основании федерального базисного учебного плана, государственного стандарта образовательной области «Филология», требований к обязательному минимуму содержания ос...
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Бабайцевой. 8 класс.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основании Закона «Об образовании» (1992), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образов...
Рабочая программа по русскому языку (основное общее образование, 8 класс)
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требова...
Рабочая программа по русскому языку (спецкурсу) для 10-11 классов "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Рабочая программа по спецкурсу русского языка в 10-11 классах поможет учителям при планировании уроков. Тема спецкурса "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"....
Рабочие программы по русскому языку и по литературе 6 класс, 8 класс
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных ...