Рабочие программы по русскому языку и по литературе 6 класс, 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Стасенко Ольга Фёдоровна

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.).Количество часов:  6 часов в неделю (204 часа)

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» Т.М.Баранова, Т.А.Ладыженской,  Н.М.Шанского; А.И.Власенкова. – М.: Глобус, 2009..  Количество часов:  3 часа в неделю (102 часа)

Рабочая программа по литературе для 6 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2012 год.   Количество часов:  3 часа в неделю (102 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_rya_6_kl.doc338.5 КБ
Файл rp_po_rya_dlya_8_kl_3.docx37.25 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaure_6_klass.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. (М., Просвещение, 2012 г.).

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы:

            1)планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2)содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3)календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Количество часов:  6 часов в неделю (204 часа)

Уровень:   базовый

Срок реализации программы 1 год (2016-2017 учебный год)

I.Планируемые предметные результаты освоения предмета  «Русский язык»:

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на второй ступени общего образования будут иметь

* представление об основных функциях языка;

* понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

* усвоение основных научных знаний о родном языке;

* освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов;

* овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

* опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

* проведение различных видов анализа слова;

* понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

 *осознание эстетической функции родного языка.

II. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

• воспитание уважения к родному языку;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

• овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; усвоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования.

 • В соответствии с этими целями ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Место курса «Русский  язык» 6 класс в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 6 часов в неделю, итого 204 часа за учебный год.

Распределение учебных часов по разделам программы:

Язык. Речь. Общение – 3 ч. (в т. ч. 2 р/р).

Повторение изученного в 5 классе – 9 ч. (в т. ч. 1 к/р, 2 р/р).

Текст – 5 ч. (в т. ч. 5 р/р).

Лексика. Культура речи – 12 ч. (в т. ч. 1 к/р, 2 р/р).

Фразеология. Культура речи – 4 ч. (в т. ч. 1 к/р, 1 р/р).

Словообразование. Орфография. Культура речи – 34 ч. (в т. ч. 4 к/р, 12 р/р).

Морфология. Орфография. Культура речи (часть I) – 25 ч.

Имя существительное – 25 ч. (в т. ч. 3 к/р, 6 р/р).

Морфология. Орфография. Культура речи (часть II) – 99 ч.

Имя прилагательное – 25 ч. (в т. ч. 3 к/р, 6 р/р).

Имя числительное – 18 ч. (в т. ч. 2 к/р, 4 р/р).

Местоимение – 25 ч. (в т. ч. 3 к/р, 6 р/р).

Глагол – 31 ч. (в т. ч. 4 к/р, 8 р/р).

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи – 13 ч. (в т. ч. 1 к/р, 2 р/р).

Содержание программы курса «Русский язык» 6 класс

Язык. Речь. Общение

Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.

Повторение изученного в 5 классе

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный диктант с грамматическим заданием). Контрольный словарный диктант, тест.

Текст

Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.

Лексика. Культура речи

Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.

Р.Р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Фразеология. Культура речи

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.

Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р. Контрольный тест по теме «Фразеология».

Словообразование. Орфография. Культура речи

Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.

Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах  -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.

Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Имя существительное». Сочинение по картине.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.

Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.

К.Р. Контрольный диктант  с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Сочинение-описание природы.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.

Р.Р. Стиль текста. Выборочное изложение по произведениям художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».

Местоимение

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.

Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест  по теме «Местоимение».

Глагол

Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.

Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.

К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

К.Р. Итоговый тест.

Контроль за уровнем обучения учащихся  6  класса  осуществляется по трём направлениям:

1)учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;

2)учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение  изобразительно – выразительными средствами языка;

3) учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Формы контроля:  виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров.

Виды контроля

 Всего

Тесты

6

Контрольные диктанты

9

Изложения

7

Сочинения

5

ФГОС рекомендует использовать различные виды деятельности учащихся на уроке русского языка. Прежде всего школьникам предлагается самостоятельная работа, разнообразные виды диктантов (выборочные, словарные и т. д.); работы с текстом (этот вид деятельности является весьма занимательным для учащихся); тестирование, позволяющее определить текущий и итоговый уровень знаний;  работу с таблицами и опорными схемами, которые используются в качестве наглядного материала. 

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе (204 ч.)

Дата

п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Р/р Русский язык – один из развитых языков мира.

1ч.

2

Р.Р. Язык, речь, общение.  Ситуация общения.

1ч.

3

Фонетика. Орфоэпия.

1ч.

4

Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

Контрольный словарный диктант.

1ч.

5

Проверочная работа по темам «Фонетика», «Морфемика»

 1ч.

6

Части речи. Орфограммы в окончаниях слов.

1ч.

7

Р/р Орфограммы в окончаниях слов

1ч.

8

Проверочная работа по теме «Части речи»

1ч.

9

Словосочетание.

1ч.

10

Простое предложение. Знаки препинания.

1ч.

11

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений.

1ч.

12

Прямая речь. Диалог.

1ч.

13

Проверочная работа по темам «Словосочетание», «Предложение»

1ч.

14-15

Входной контроль (контрольный тест). Работа над ошибками

2 ч.

16

Р/Р Текст, его особенности.

1ч.

17

Р/Р Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

1ч.

18

Р/Р Начальные и конечные предложения текста.

1ч.

19

Р/Р Ключевые слова.

1ч.

20

Р/Р Основные признаки текста.

1ч.

21

Текст и стили речи.

1ч.

22

Официально-деловой стиль речи.

1ч.

23-24

Слово и его лексическое значение.

1ч.

25

Проверочная работа по теме «Слово и его лексическое значение»

1ч.

26

Р/Р Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение – описание картины (А. П. Герасимов «После дождя»)

1ч.

27

Общеупотребительные слова.

1ч.

28

Профессионализмы.

1ч.

29

Диалектизмы.

1ч.

30-31

Р/Р Сжатое изложение

2ч.

32-33

Исконно русские и заимствованные слова.

2ч.

34

Новые слова (неологизмы)

1ч.

35

Устаревшие слова.

1ч.

36

Р/Р Словари.

1ч.

37-38

Р/Р Семинар «Как это по-русски?»

2ч.

39-40

Обобщающие уроки по теме «Лексика»

2ч.

41

Контрольная работа по теме «Лексика»

1ч.

42-43

Фразеологизмы.

2ч.

44

Р/Р Источники фразеологизмов.

1ч.

45

Обобщающий урок по теме «Фразеология. Культура речи».

1ч.

46

Контрольная работа по теме «Фразеология. Культура речи»

1ч.

47-48

Морфемика и словообразование.

2ч.

49

Р/Р Описание помещения.

1ч.

50-51

Основные способы образования слов в русском языке.

2ч.

52

Практикум по словообразованию

1ч.

53-54

Р/Р Этимология слов.

2ч.

55

Контрольный тест по теме «Морфемика и словообразование»

1ч.

56-57

Р/Р Систематизация материалов  к сочинению. Сложный план.

2ч.

58

Буквы а и о в корнях -кос- -

- кас-.

1ч.

59

Буквы а и о в корнях -гор- -

- гар-.

1ч.

60

Буквы а и о в корнях -зор- -

- зар-.

1ч.

61

Буквы ы и и после приставок.

1ч.

62-63-64

Гласные в приставках пре- и при-.

3ч.

65

Соединительные гласные о и е в сложных словах.

1ч.

66

Сложносокращённые слова.

1ч.

67-68

Р. Р. Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

2ч.

69

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Контрольный словарный диктант.

1ч.

70-71-72

Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи»

3ч.

73

Контрольный диктант по теме «Словобразование»

1 ч.

74

Контрольный  тест

1 ч.

75-76-77

Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи.

3ч.

78

Разносклоняемые имена существительные.

1ч.

79

Буква е в суффиксе  -ен- существительных на       -мя.

1ч.

80

Р/Р Русские имена

1ч.

81-82

Несклоняемые имена существительные.

2ч.

83

Род несклоняемых имён существительных.

1ч.

84

Имена существительные общего рода.

1ч.

85

Морфологический разбор имени существительного.

1ч.

86

Р/Р Сочинение-описание впечатлений.

1ч.

87

Проверочная работа по теме

1ч.

88-89

Не с именами существительными.

2ч.

90-91

Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

2ч.

92

Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик.

1ч.

93-94

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

2ч.

95

Проверочная работа по теме

1ч.

96-97-98

Обобщающие уроки по теме «Имя существительное»

3ч.

99

Контрольная работа по теме

1 ч.

100-101

Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи.

1ч.

102-103

Р/Р Описание природы.

2ч.

104-105-106

Степени сравнения имён прилагательных.

3ч.

107

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1ч.

108

Р/Р Сочинение-описание местности

1ч.

109

Относительные прилагательные.

2ч.

110

Р.Р. Выборочное изложение 

1ч.

111

Притяжательные прилагательные.

1ч.

112

Морфологический разбор имени прилагательного.

1ч.

113

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

1ч.

114-115

Не с прилагательными.

2ч.

116

Буквы о и е после шипящих в суффиксах прилагательных.

1ч.

117

Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных»

1ч.

118-119

Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Словарный диктант.

2ч.

120

Р/Р Описание игрушки

1ч.

121

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

1ч.

122-123

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

2ч.

124

Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Написание сложных прилагательных»

1ч.

125-126

Обобщающие уроки по теме «Имя прилагательное».

Контрольный тест

2ч.

127

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

.

1ч.

128

Р/Р Публичное выступление на тему «Народные промыслы».

1ч.

129

Имя числительное как часть речи.

2ч.

130

Простые и составные числительные.

1ч.

131

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1ч.

132

Порядковые числительные.

1ч.

133

Разряды количественных числительных.

1ч.

134-135

Числительные, обозначающие целые числа.

2ч.

136

Дробные числительные.

1ч.

137

Собирательные числительные.

1ч.

138

Р/Р Употребление числительных в речи

1ч.

139

Проверочная работа по теме «Имя числительное»

1ч.

140

Морфологический разбор имени числительного.

1ч.

141

Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

1ч.

142

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

.

1ч.

143

Р/Р Публичное выступление на тему «Береги природу!»

1ч.

144

Местоимение как часть речи.

1ч.

145-146

Личные местоимения.

2ч.

147

Возвратное местоимение себя.

1ч.

148

Р/Р Рассказ по рисункам

1ч.

149

Вопросительные местоимения.

1ч.

150

Относительные местоимения

1ч.

151

Неопределенные местоимения.

1ч.

152-153-154

Отрицательные местоимения.

3ч.

155

Притяжательные местоимения.

1ч.

156-157

Р/Р Рассуждение. Сочинение-рассуждение.

2ч.

158

Указательные местоимения.

1ч.

159

Р/Р Текст и план текста

1ч.

160

Определительные местоимения.

1ч.

161

Местоимения и другие части речи.

1ч.

162

Морфологический разбор местоимения.

1ч.

163

Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители»

1ч.

164-165

Обобщающие уроки по теме «Местоимение».

2ч.

166

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1ч.

167-168-169

Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи.

3ч.

170

Р/Р Сочинение по рисункам и данному началу

1ч.

171

Повторение: способы образования глаголов

1ч.

172

Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе»

1ч.

173

Разноспрягаемые глаголы.

1ч.

174-175-176

Глаголы переходные и непереходные

3ч.

177

Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.

1ч.

178

Р/Р Изложение.

1ч.

179-180

Условное наклонение.

2ч.

181-182-183

Повелительное наклонение.

3ч.

184

Р/Р Сочинение по рисункам.

1ч.

185-186

Употребление наклонений.

Контрольный словарный диктант.

2ч.

187

Проверочная работа по теме «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глаголов»

1ч.

188-189

Безличные глаголы.

2ч.

190

Морфологический разбор глагола.

1ч.

191

Р/Р Рассказ на основе услышанного.

1ч.

192

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1ч.

193

Проверочная работа по теме

1ч.

194-195

Обобщающие уроки по теме «Глагол»

2ч.

196

Контрольная  работа по теме «Глагол»

1 ч.

197

Разделы науки о языке.  Орфография.

1ч.

198

Пунктуация.

1ч.

199

Лексика и фразеология.

1ч.

200

Словообразование.

1ч.

201

Морфология. Синтаксис

1ч.

202-203

Итоговый контроль)

2ч.

204

Подведение итогов года

1ч.



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» Т.М.Баранова, Т.А.Ладыженской,  Н.М.Шанского; А.И.Власенкова. – М.: Глобус, 2009..  

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы:

            1)планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2)содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3)календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Количество часов:  3 часа в неделю (102 часа)

Уровень:   базовый

Срок реализации программы 1 год (2016-2017 учебный год)

I.Планируемые предметные результаты освоения предмета  «Русский язык»:

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на второй ступени общего образования будут иметь

* представление об основных функциях языка;

* понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

* усвоение основных научных знаний о родном языке;

* освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов;

* овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

* опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

* проведение различных видов анализа слова;

* понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

 *осознание эстетической функции родного языка.

II. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

• воспитание уважения к родному языку;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности;

• овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; усвоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования.

 • В соответствии с этими целями ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

СОДЕРЖАНИЕ

Функции русского языка в современном мире (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 7 классах (8 ч)

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Словосочетание (2 ч)

  1. Повторение пройденного о словосочетании в V  классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
  2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (3 ч.)

  1. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

  1. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в  предложении, выразительно читать предложения.

Р/р:  описание памятника культуры.

Простые двусоставные предложения

Главные члены предложения (7 ч)

  1. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
    Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
  2. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
    Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения (8 ч.) 

  1. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
    Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
  2.  Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
  3. Р/р Характеристика человека.

Простые односоставные предложения ( 11ч) 
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III.
Р/р  Рассуждение.

Простое осложненное предложение (1 ч)

Однородные члены предложения (13 ч)

I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Р/р Изложение

Обособленные члены предложения (19ч)

I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Р/Р Сочинение на дискуссионную тему.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. (12 ч )

I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III.Р/р Составление делового письма, публицистическое выступление.

Чужая речь  (7 ч) 
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III.
Р/р Рассказ

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (9 ч ) 

I. Р/р Изложение  

Резервный урок (1ч)

Перечень контрольных  работ

Контроль за уровнем обучения учащихся  8  класса  осуществляется по трём направлениям:

1)учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;

2)учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение  изобразительно – выразительными средствами языка;

3) учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Формы контроля:  виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров.

Виды контроля

 Всего

Тесты

6

Контрольные диктанты

9

Изложения

7

Сочинения

5

ФГОС рекомендует использовать различные виды деятельности учащихся на уроке русского языка. Прежде всего школьникам предлагается самостоятельная работа, разнообразные виды диктантов (выборочные, словарные и т. д.); работы с текстом (этот вид деятельности является весьма занимательным для учащихся); тестирование, позволяющее определить текущий и итоговый уровень знаний;  работу с таблицами и опорными схемами, которые используются в качестве наглядного материала. 

III.Календарно-тематическое планирование

 

№ урока

Тема урока

Тип урока

1.

Русский язык в современном мире

УНМ

2.

Повторение Пунктуация и орфография

УПЗ

3

Повторение. Знаки препинания в сложном предложении

УПЗ

4.

Повторение. Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

УПЗ

5.

Повторение. Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий (продолжение темы)

УПЗ

6.

Р/р  Изложение с грамматическим задание  по упр. 26-27

Р/р  

7.

Р/р  Написание изложения

Р/р  

8.

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

УПЗ

9.

Контрольный диктант «Повторение»

УКЗ

10.

Основные единицы синтаксиса

УНМ

11.

Текст как единица синтаксиса

УКПЗ

12.

Предложение как единица синтаксиса

УНМ

13

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний

УНМ

14.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний

УНМ

15.

Грамматическая основа предложения

УНМ

16

Порядок слов в предложении. Интонация

УНМ

17.

Р/р  Описание памятника культуры

Р/р  

18

Подлежащее.

УНМ

19.

Постое глагольное сказуемое

УКПЗ

20.

Составное глагольное сказуемое

УНМ

21.

Составное именное сказуемое

УНМ

22.

Р/р  Изложение  с элементами сочинения «Троице-Сергиева Лавра зимой»

Р/р  

23.

Тире между подлежащим и сказуемым

УНМ

24.

Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения»

УКЗ

25.

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение.

УКПЗ

26.

Определение

УНМ

27.

Приложение. Знаки препинания при нем.

УНМ

28.

Обстоятельство

УНМ

29.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

УКПЗ

30.

Р/р  Характеристика человека (устно)

Р/р  

31.

Повторение по теме «Двусоставное предложение»

УПЗ

32.

Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение»

УКЗ

33.

Односоставное предложение. Главный член односоставного предложения.

УНМ

34.

Назывные предложения

УНМ

35.

Определенно-личные предложения

УНМ

36.

Неопределенно-личные

37.

Р/р  Инструкция (устно)

Р/р  

38.

Безличные предложения

УНМ

39.

Р/р  Рассуждение

Р/р  

40.

Неполные предложения

УНМ

41.

Синтаксический разбор односоставного предложения

УКПЗ

42.

Повторение по теме «Односоставные и неполные предложения»

УПЗ

43.

Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения»

44.

Понятие об осложненном предложении

45.

Понятие об однородных членах предложения

46.

Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и знаки препинания при них

47.

Р/р  Изложение по упражнению  242

Р/р  

48.

Р/р Написание изложения по упражнению 242

Р/р  

49.

Однородные и неоднородные определения

УНМ

50.

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них

УНМ

51.

Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и знаки препинания при них (продолжение)

УНМ

52.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

УНМ

53.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них (продолжение)

УНМ

54.

Синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения

УНМ

55.

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

УКПЗ

56.

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

УПЗ

57.

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

УКЗ

58.

Понятие об обособлении

УНМ

59.

Обособленные определения. Выделительные знаки при них

УНМ

60.

Обособленные определения. Выделительные знаки при них (продолжение)

УНМ

61.

Тест по теме «Обособленные определения»

УКЗ

62.

Р/р Сочинение на тему «Рассуждение на дискуссионную тему»

Р/р

63.

Р/р  Написание сочинения на дискуссионную тему

Р/р

64.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

УНМ

65.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение)

УНМ

66.

Обобщение  и повторение изученного материала по теме «Обособленные приложения»

УПЗ

67.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

УНМ

68.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них (продолжение)

УНМ

69.

Обобщение  и повторение изученного материала по теме «Обособленные обстоятельства»

УПЗ

70.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Выделительные знаки препинания при них

УНМ

71.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них (продолжение)

УНМ

72.

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обособленные уточняющие члены предложения»

УКПЗ

73.

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

УКПЗ

74.

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

УКПЗ

75.

Повторение по теме «Обособленные члены предложения»

УПЗ

76.

Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения»

УКЗ

77.

Назначение обращений. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при них

УКПЗ

78.

Употребление обращений

УКПЗ

79.

Р/р  Составление делового письма

Р/р

80.

Вводные конструкции Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по  значению

УНЗ

81.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

УНЗ

82.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях (продолжение)

УНЗ

83

Вставные слова, словосочетания и предложения

УНЗ

84

Р/р Публичное выступление (устно)

Р/р

85

Междометия в предложении

УНЗ

86

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений  со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

УКПЗ

87

Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

УПЗ

88

Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

УКЗ

89

Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь

УНМ

90

Прямая речь.

УНМ

91

Диалог

УНМ

92

Р/р  Рассказ (устно)

по упр. 419

Р/р

93

Цитата

УНМ

94

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение по теме «Чужая речь»

УКПЗ

95

Контрольный диктант по теме «Чужая речь»

УКЗ

96

Повторение по теме «Синтаксис и морфология»

УПЗ

97

Повторение по теме « Синтаксис и пунктуация»

УПЗ

98

Повторение по теме «Синтаксис и культура речи»

УПЗ

99

Повторение  по теме  «Синтаксис и орфография»

КПЗ

100

Итоговый контрольный диктант

УКЗ

101

Итоговый контрольный тест

УКЗ

102

Р/р  Сжатое изложение. Приемы сжатия

Р/р

103

Р/р  Написание сжатого изложения

Р/р

104

Лингвистическая викторина

105

Резервный урок



Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе для 6 класса  создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М. Просвещение 2012 год.  

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы:

              1)планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2)содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3)календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Количество часов:  3 часа в неделю (102 часа)

Уровень:   базовый

Срок реализации программы 1 год (2016-2017 учебный год)

I.Планируемые предметные результаты освоения предмета  «Литература»:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

II. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

• Устное народное творчество.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Обзоры.

• Сведения по теории и истории литературы.

Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературных фактов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.

Содержание тем учебного предмета «Литература»

  • Введение.
  • Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
  • УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
  • Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
  • Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
  • Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
  • ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  • «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
  • Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
  • Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
  • ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА.
  • Русские басни
  • Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
  • Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.


Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

  • Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
  • Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
  • Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
  • «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
  • «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
  • «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
  • «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
  • «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
  • «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
  • «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
  • Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
  • «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
  • «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
  • Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
  • Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
  • «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
  • Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

  • Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
  • Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
  • «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
  • Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
  • Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
  • Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
  • Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
  • «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
  • Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
  • Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
  • «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
  • Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
  • Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
  • еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
  • Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
  • Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
  • Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
  • Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.
  • Михаил Михайлович Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Образы главных  героев. Тема служения людям.

  • Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
  • Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
  • «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
  • Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
  • Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
  • Произведения о Великой Отечественной войне
  • К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
  • Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
  • Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
  • «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
  • Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
  • Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
  • «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
  • Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
  • Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
  • Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
  • Родная природа в русской поэзии XX века
  • А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша», А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
  • Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
  • Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются


  • Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
  • ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ.
  • Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
  • Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
  • Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
  • «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
  • Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
  • ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
  • Мифы народов мира
  • Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид » .
  • Геродот. «Легенда об Арионе».
  • Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
  • Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
  • Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
  • Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
  • Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
  • Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
  • Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
  • Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
  • Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
  • Проспер Мериме. Рассказ о писателе.


  • Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
  • Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
  •  «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
  • Теория литературы. Притча (начальные представления).
  • Итоговый контроль по результатам изучения курса – 2 ч.

 В программу включен перечень необходимых видов работ по литературе: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках:

Некоторые нетрадиционные формы занятий: 

  • урок – исследование, 
  • урок – лаборатория, 
  • урок - творческий отчёт, 
  • урок «Удивительное рядом», 
  • урок - рассказ о писателях, поэтах 
  • урок - защита исследовательских проектов, 
  • урок – экспертиза, 
  • урок открытых мыслей и др. 

Домашнее задание исследовательского характера: 

  • проведение наблюдений, 
  • проблемный анализ текста, 
  • подготовка вопросов к дискуссии, анкеты, 
  • творческие работы и др. 

Исследовательские работы представляются учащимися в разной форме, в зависимости от целей и содержания:

  • научная статья (описание хода работы);
  • план исследования, тезисы, доклад (текст для устного выступления);
  • стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций);
  • реферат проблемного характера.
  • компьютерная презентация;
  • видео- и аудиоматериалы

Формы организации учебно – исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть следующими:

- урок – исследование, урок-конкурс, урок – защита исследовательских проектов, урок – творческий отчет, урок – рассказ об ученых, урок – экспертиза, урок – круглый стол и др.;

учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ результатов;

- домашнее задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.

III.Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

1

Художественное произведение. Содержание и форма.

1

2

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни

1

 3

Пословицы,  поговорки как малый жанр фольклора.

1

4

Загадки

1

5

Контрольная работа №1 по теме УНТ

1

6

7

«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе».

1

8

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Развитие понятия об аллегории.

1

9

И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

1

10

И. А. Крылов. «Осел и Соловей».

1

11

Контрольная работа №2 по теме «Басни»

1

12

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник»

1

13

Тема и поэтическая идея стихотворения А. С. Пушкина Стихотворение «Зимнее утро».

1

14

А. С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

1

15

Лирика Пушкина

1

16

А. С. Пушкин.

«Барышня-крестьянка»

1

17

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка».

1

18

Контрольная работа по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

1

19

Анализ к/р. Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

20

Дубровский –старший и Троекуров в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

21

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

1

22

Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский

1

23

Осуждение пороков общества в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

24

Защита чести, независимости личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

1

25

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.

1

26

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

1

27

Обобщение по теме «Дубровский».

1

28

Контрольная работа №4 по повести                 А. С. Пушкина «Дубровский».

1

29

Анализ к\р, работа над ошибками

1

30

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова  «Тучи».

1

31

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»

1

32

Особенности выражения темы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Утес», «Три пальмы»

1

33

Контрольная работа по стихотворениям М.Ю.Лермонтова

1

34

Анализ к\р. И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя.

1

35

Сочувствие к крестьянским детям в рассказе И. С. Тургенева  «Бежин луг».

1

36

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе                        И. С. Тургенева  «Бежин луг».

1

37

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг».

1

38

Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки охотника»).  

1

39

Ф. И. Тютчев. Литературный портрет писателя.

1

40

Природа  в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Неохотно и несмело...», «Листья».  

1

41

Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обреченность  человека в стихотворении Ф.И.Тютчева «С поляны коршун поднялся...».

1

42

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А. А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...», . «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

1

43

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

1

44

Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда.

1

45

Народ –созидатель в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

1

46

Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа ценностей в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1

47

Своеобразие языка и композиции в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1

48

Сочетание реалистических и фантастических картин  в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

1

49

Контрольная работа №6 по произведениям поэтов XIX века.

1

50

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.

1

51

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша».

1

52

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша».

1

53

Комический эффект, создаваемый народной этимологией, игрой слов в сказе Н.С.Лескова «Левша»

1

54

Сказовая форма повествования.

1

55

Контрольная работа №7 по произведениям Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

1

56

А.П. Чехов. Литературный портер писателя.  

1

57

Речь героев рассказа Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

1

58

Разоблачение лицемерия в рассказе «Толстый и тонкий».

1

59

 Я. Полонский  «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

1

60

Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..  

1

61

 А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

1

62

Контрольная работа №8 по стихотворениям поэтов 19 века

1

63

 М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

1

64

Тема трудолюбия в сказке-были «Кладовая солнца»

1

65

А.П.Платонов. Литературный портрет писателя.

1

66

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».

1

67

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые паруса»

1

68

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые паруса»

1

69

Отношение автора к героям повести «Алые паруса»

1

70

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»

1

71

Д.С. Самойлов. «Сороковые».

1

72

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе   В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1

73

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.

1

74

Контрольная работа №9 по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

75

Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

1

76

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика.

1

77

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

1

78

Тема дружбы и согласия в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

1

79

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1

80

А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»

1

81

С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

1

82

Н. М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние»,                 «В горнице».

1

83

Контрольная работа №10 по стихотворениям о природе поэтов XX века.

1

84

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В. М. Шукшина «Чудик» и «Критик».  

1

85

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах             В.М. Шукшина. Рассказ «Срезал».

1

86

 Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

1

87

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе                    Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

88

Герой-повествователь  в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1

89

Г.Тукай «Родная деревня», «Книга».Любовь к малой родине и своему народу.

1

90

К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...».

1

91

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия»

1

92

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Яблоки Гесперид».

1

93

Геродот. «Легенда об Арионе».

1

94

А. С. Пушкин «Арион». Отличие от мифа.

1

95

Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

1

96

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

1

97

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

1

98

99

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

2

100

101

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

2

102

Итоговый тест. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Урок русского языка и литературы в 10 классе "Активный и пассивный словарный состав русского языка"

Урок разработан на основе технологии интерактивного обучения. Данная разработка включает в себя: паспорт урока, технологическую карту и приложения к уроку....

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс,8 класс,9 класс. Литература 7-9 классы. Элективный курс по русскому языку 7-8 классы

Рабочие программы создана для улучшения качества знаний учащихся 7-9 классов порусскому языку...