конспект урока: "Основные единицы синтаксиса"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему

Карпова Гульназ Рустемовна

разработка урока по русскому языку по теме : "Основные единицы синтаксиса"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 10

ТЕМА: «Основные единицы синтаксиса».

ЦЕЛИ УРОКА:

• вспомнить понятия «словосочетание», «предложение»; виды связи слов в словосочетании и предложении.

• укрепить навыки работы со словом как с единицей языка.

• совершенствовать навыки анализа строения предложения.

ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала.

НА ДОСКЕ:

бето́н                                                                     бечёвка

делега́т                                                                  винегре́т

каблу́к                                                                    палиса́дник

снеги́рь                                                                  интеллиге́нция

тротуа́р                                                               обая́ние

юбиле́й                                                                  обоня́ние

артилле́рия                                                          фразеоло́гия

Отважный человек, подарок отцу, писать быстро

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего задании

 

3. Беседа

• Какие функции в письменной речи выполняют знаки препинания? (завершают предложение; разделяют однородные члены и простые предложения в составе сложного, прямую речь и слова автора, обобщающие слова и однородные члены предложения; выделяют придаточные предложения, причастный и деепричастный оборот, обращение...)

• Как при чтении вслух письменного текста мы выражаем пунктуационные знаки? (интонационно, при помощи пауз, восклицательной и вопросительной интонацией).

• Каким образом мы осуществляем обратную связь, как мы понимаем, слушая текст, прочитанный выразительно, с интонацией, какие именно знаки препинания необходимо поставить в предложении, как пунктуационно грамотно его оформить? (по интонации, по смыслу, грамматически).

• Давайте вспомним, что изучает раздел русского языка «синтаксис». (Словосочетание, предложение, текст).

• Что из себя представляет текст как единица синтаксиса?

• Какие признаки текста вы знаете? (тема, заголовок; предложения в тексте связаны по смыслу, расположены в определенной последовательности).

• Какой из двух отрывков является текстом?

 

1) Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми... В числе «Владимирская Божья матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал её, по преданию или по легенде, евангелист Лука...

2) Сады красовались на прекрасных горах. Я почитаю Рублёва как великого живописца. Море посылало на сушу пронзительную влажность.

 

• Из каких единиц синтаксиса состоит текст? Из чего состоит предложение?

А из чего состоят словосочетания?

 

4. Работа с учебником

Откройте учебники на стр. 21 § 6, ответьте на вопросы параграфа.

• Какой частью речи является главное слово в первом словосочетании? (имя существительное).

• Как называется такое словосочетание? (именное). А второе словосочетание? (именное).

• А если главное слово будет являться глаголом? (такое словосочетание будет называться глагольным). Приведите примеры именных и глагольных словосочетаний.

 

5. Работа на доске:

На доске коллективно составляется таблица.

Словосочетания

Именные

Глагольные

1) C:\DOCUME~1\A575~1\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image002.jpg

 

2) C:\DOCUME~1\A575~1\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image003.jpg

1) C:\DOCUME~1\A575~1\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image005.jpg

 

2) C:\DOCUME~1\A575~1\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image006.jpg

 

3) C:\DOCUME~1\A575~1\LOCALS~1\Temp\msohtml1\01\clip_image007.jpg

 

• Выводы по таблице (словосочетание даёт более подробную информацию о предмете, действии предмета, указывает на признаки предмета или действия).

 

6. Словарная работа

Работа со словами, записанными на доске.

• Образуйте со словами, записанными на доске, словосочетания и запишите их, укажите главное слово.

 

7. Работа с учебником

• Прочитайте на стр. 22 теоретический материал о единицах синтаксиса.

• Выполнение упр. 38 (по заданию).

 

8. Подведение итогов урока

• Что такое синтаксис?

• Какие единицы синтаксиса вы знаете?

• Что такое слово?

• Что такое словосочетание?

• Что такое предложение?

• Что такое текст?

 

9. Сообщение домашнего задания

§ 6 упр. 39 (устно), упр. 40 (по заданию).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Работа по карточкам (индивидуально):

Перепишите текст. Выделите грамматические основы. Составьте схемы предложений.


           I   к а р т о ч к а

Отчего снег бесследно пропал,

И ручьи отчего потекли?

Отчего соловей засвистал,

И цветы отчего зацвели?

Отчего лес оделся в листву

И влечет меня залечь в него?

Отчего я дышу и живу

Так привольно? ... зачем! Отчего?

Отчего так внезапно весь мир

Пробудится от долгого сна?

- «Отчего?- прошептал мне зефир, -

оттого, что настала весна!»

                                     (И. Северянин)

          II  к а р т о ч к а

С земли не сошёл снег, а в

душу уже просится весна.

Земля холодна, грязь со

снегом хлюпает под ногами,

но как кругом всё весело,

ласково, приветливо. Воздух

так ясен и прозрачен, что

если взобраться на

голубятню или на

колокольню, то, кажется,

увидишь всю вселенную

от края до края.

                        (А. Чехов)




Предварительный просмотр:

Входная контрольная работа по русскому языку в 8 классе

Диктант

Гроза

1) Помню застигнувшую нас в дороге грозу.

2) Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. 3) В открытых, мутных от проливного дождя воротах полыхала молния. 4) Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. 5) Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.

6) Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.

7) Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. 8) Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. 9) Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. 10) Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. 11) Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире. (146 слов)

                                                (И. Соколов-Микитов)

Грамматическое задание

1 вариант

  1. Из предложений 7-9 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
  2. Из предложений 4-6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный».
  3. Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН».
  4. Из предложений 1-5 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
  5. Выпишите грамматическую основу предложения 8.
  6. Среди предложений 7-11 найдите предложение с однородными определениями, выраженными причастными оборотами, стоящими перед определяемым словом. Напишите номер этого предложения.
  7. Среди предложений 1-6 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.
  8. Замените словосочетание В ДЕРЕВЯННОМ САРАЕ (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2 вариант

  1. Из предложений 1-5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
  2. Из предложений 1- 5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения – «присоединение».
  3. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
  4. Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
  5. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
  6. Среди предложений 5-9 найдите предложение, которое осложнено однородными дополнениями. Напишите его номер.
  7. Среди предложений 7-11 найдите сложное. Напишите его номер.
  8. Замените словосочетание ПОД СОЛОМЕННОЙ КРЫШЕЙ (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Инструкция для учителя

Время проведения  - 45 мин

Максимальный балл - 13

Проверка и оценивание:

Первая оценка за текст, написанный под диктовку (по существующим нормам оценки диктанта). Если ученик за диктант получил отметку «2», то к количеству баллов за грамматическое задание прибавлять только 1 балл.

Часть В

Количество баллов не должно превышать максимального;            

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

итого

Кол-во баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

8 баллов

Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу

«5»  - 13  баллов

«4»  -  12 – 10  баллов

«3»  - 9 – 7  баллов

«2»  -  6  баллов и ниже

Статистический анализ результатов выполнения контрольной  работы по русскому языку

в 8 классе ________ школы_____________________

Выполняло работу __________учащихся

Класс занимается по учебнику___________________________________________________

Получили оценки за диктант

«5»-………….чел.

«4»…………..чел.

«3»………….чел.

«2»………….чел.

% успеваемости………………….. % качества………………….

 Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:

  1. Н и НН в частях речи ….. чел.
  2. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-   …чел.
  3. Правописание приставок на –З и –С …чел.
  4. Правописание традиционных приставок ..чел.
  5. Правописание суффиксов глаголов –ОВА(ЕВА) –ЫВА(ИВА) …чел.
  6. Правописание безударных гласных в корне слова….чел.
  7. Правописание согласных в корне слова ..чел.
  8. Правописание падежных окончаний существительных …чел.
  9. Слитное и раздельное написание НЕ с  наречиями…чел.
  10. Пунктуация при однородных членах предложения …чел.
  11. Пунктуация при  причастных оборотах…чел.
  12. Пунктуация при  деепричастиях и деепричастных оборотах…чел.
  13. Пунктуация в сложном предложении …чел.

Часть В  Допустили ошибки:

№задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Кол-во уч-ся

Итоговая отметка.

«5»-

«4»-

«3»-

«2»-

…% выполнения,

… % учащихся, получивших за работу «4» и «5» (уровень качества выполнения работы).

Замечания  и предложения по контрольной работе:

1.

2.



Предварительный просмотр:

Урок 8

ТЕМА: «Обобщающее повторение».

ТИП УРОКА: повторение, обобщение и закрепление полученных знаний.

ЦЕЛИ УРОКА:

• проверить умение учащихся находить орфограммы в словах, называть их вид, приводить примеры.

• отрабатывать правильность написания слов, предложений.

• проверить умение учащихся видеть структуру предложения.

НА ДОСКЕ:

пр..творить  в жизнь                                        пр..творить дверь

пр..подать урок                                                  пр..падать к земле

пр..бывать в заблуждении                               пр..бывать поездом

пр..ступить к исполнению                              пр..ступить закон

пр..вратности судьбы                                      пр..вратник замка

пр..клонить колени                                           пр..клонить к низу

Президиум, престиж, президент, презент, примат,

привилегия, препарат, преамбула, прелюдия, прецедент

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

 

2. Проверка домашнего сочинения

 

3. Работа со словами на доске

Списать с доски слова, проговорить и объяснить орфограммы.

 

4. Объяснительный диктант

Объяснить условия выбора орфограммы, указать, какой частью речи является слово.

 

Я вырос на безлесном юге, потому больше всего в среднерусской природе я полюбил леса. Лесное слово «глухомань» меня заворожило. Впервые я услышал его от лесников. Оно связывается в моём представлении с дремучим лесом, сырыми чащами, буреломом, с зеленоватым сумраком и вечной тишиной...

Лучше всего смотрятся леса с пожарных вышек. Тогда хорошо видишь, как они уходят за горизонт, спускаются в туманные лощины, стоят крепостными стенами над песчаными ярами. Кое-где блестит вода - зеркало неподвижного затона.

(По К. Паустовскому)

 

5. Работа над лексическим значением слова

• Вспомните определение синонимов. Запишите под диктовку слова, найдите к ним синонимы и запишите их (один ученик работает у доски).

(О б р а з е ц: ветхий - дряхлый - старый)

юный, рачительный, стужа, гипотеза, чёлн (проверка вслух).

• Вспомните определение термина «антоним». Запишите в столбик слова, придумайте к ним антонимы и запишите через тире (второй ученик работает у доски).

Ласковый голос -

Медленный танец -

Расточительный -

Неряшливый -

Восток-

Гордость -

Тьма -

(проверка вслух).

• Вспомните определение термина: «омонимы».

• Найдите в тексте, который я вам зачитаю, слова, являющиеся омонимами, синонимами и антонимами. Обоснуйте свой выбор

1) Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке...

2) По дороге все чаще нам стали попадаться лесные чащи.

3) Один чудак любил читать старые газеты, а новые откладывал «на потом».

4) Сладкая ложь лучше горькой правды.

5) Ни радости вечной, ни печали бесконечной.

 

• Разберите по составу глаголы: попа даться, откладывал.

6. Придумайте и запишите предложения по схемам.

1) [  ], и [  ].              3) [  ], (чтобы...).                     5) [  ], (если...).

2) [  ], [  ].                 4) [  ], (который...).

 

7. Подведение итогов урока

 

8. Сообщение домашнего задания

Подготовиться к контрольному диктанту.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Основные характеристики и последствия воздействия цунами"

Данный  урок разработан для учащихся 7-го класса. Урок с использованием ИКТ....

План-конспект урока:"Основные типы химических реакций " 8 класс

План-конспект урока с использованием ЭОРов....

Конспект урока "Основные положения МКТ"

Электронный плакат в учебном процессе.(Интерактивные плакаты «Молекулярная физика» автор: Кудрявцев А.А.)...

Методическая разработка конспекта урока "Основные направления эволюционного процесса"

Методическая разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюционного процесса" выполнена с использованием электронных образовательных ресурсов....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Основные черты природы Африки. Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые."

Данный план-конспект служит методическим пособием для проведения урока географии в 7 классе, где прописаны цели и задачи урока, рассматриваются формы и методы работы на уроке; в нем указаны источники ...

Конспект урока Основные сведения о строение атома

Конспект урока по химии 8 класс по теме "Основные сведения о строение атома"...

Конспект урока "Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства"

Методическая разработка   урока  по «Основам экономической теории»  на тему  «Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства»  со...