конспект урока: "Основные единицы синтаксиса"
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему
разработка урока по русскому языку по теме : "Основные единицы синтаксиса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_edinitsy_sintaksisa.docx | 28.4 КБ |
vhodnaya_kontrolnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_8_klass.doc | 44 КБ |
obobshchayushchee_povtorenie_8_klass.docx | 17.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 10
ТЕМА: «Основные единицы синтаксиса».
ЦЕЛИ УРОКА:
• вспомнить понятия «словосочетание», «предложение»; виды связи слов в словосочетании и предложении.
• укрепить навыки работы со словом как с единицей языка.
• совершенствовать навыки анализа строения предложения.
ТИП УРОКА: повторение и обобщение изученного материала.
НА ДОСКЕ:
бето́н бечёвка делега́т винегре́т каблу́к палиса́дник снеги́рь интеллиге́нция тротуа́р обая́ние юбиле́й обоня́ние артилле́рия фразеоло́гия Отважный человек, подарок отцу, писать быстро |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задании
3. Беседа
• Какие функции в письменной речи выполняют знаки препинания? (завершают предложение; разделяют однородные члены и простые предложения в составе сложного, прямую речь и слова автора, обобщающие слова и однородные члены предложения; выделяют придаточные предложения, причастный и деепричастный оборот, обращение...)
• Как при чтении вслух письменного текста мы выражаем пунктуационные знаки? (интонационно, при помощи пауз, восклицательной и вопросительной интонацией).
• Каким образом мы осуществляем обратную связь, как мы понимаем, слушая текст, прочитанный выразительно, с интонацией, какие именно знаки препинания необходимо поставить в предложении, как пунктуационно грамотно его оформить? (по интонации, по смыслу, грамматически).
• Давайте вспомним, что изучает раздел русского языка «синтаксис». (Словосочетание, предложение, текст).
• Что из себя представляет текст как единица синтаксиса?
• Какие признаки текста вы знаете? (тема, заголовок; предложения в тексте связаны по смыслу, расположены в определенной последовательности).
• Какой из двух отрывков является текстом?
1) Искусство живописи пришло на Русь из Византии вместе с христианской религией. Первые иконы были привезены готовыми... В числе «Владимирская Божья матерь», хранящаяся ныне в Третьяковской галерее. Писал её, по преданию или по легенде, евангелист Лука...
2) Сады красовались на прекрасных горах. Я почитаю Рублёва как великого живописца. Море посылало на сушу пронзительную влажность.
• Из каких единиц синтаксиса состоит текст? Из чего состоит предложение?
А из чего состоят словосочетания?
4. Работа с учебником
Откройте учебники на стр. 21 § 6, ответьте на вопросы параграфа.
• Какой частью речи является главное слово в первом словосочетании? (имя существительное).
• Как называется такое словосочетание? (именное). А второе словосочетание? (именное).
• А если главное слово будет являться глаголом? (такое словосочетание будет называться глагольным). Приведите примеры именных и глагольных словосочетаний.
5. Работа на доске:
На доске коллективно составляется таблица.
Словосочетания
Именные | Глагольные |
1)
2) | 1)
2)
3) |
• Выводы по таблице (словосочетание даёт более подробную информацию о предмете, действии предмета, указывает на признаки предмета или действия).
6. Словарная работа
Работа со словами, записанными на доске.
• Образуйте со словами, записанными на доске, словосочетания и запишите их, укажите главное слово.
7. Работа с учебником
• Прочитайте на стр. 22 теоретический материал о единицах синтаксиса.
• Выполнение упр. 38 (по заданию).
8. Подведение итогов урока
• Что такое синтаксис?
• Какие единицы синтаксиса вы знаете?
• Что такое слово?
• Что такое словосочетание?
• Что такое предложение?
• Что такое текст?
9. Сообщение домашнего задания
§ 6 упр. 39 (устно), упр. 40 (по заданию).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Работа по карточкам (индивидуально):
Перепишите текст. Выделите грамматические основы. Составьте схемы предложений.
I к а р т о ч к а
Отчего снег бесследно пропал,
И ручьи отчего потекли?
Отчего соловей засвистал,
И цветы отчего зацвели?
Отчего лес оделся в листву
И влечет меня залечь в него?
Отчего я дышу и живу
Так привольно? ... зачем! Отчего?
Отчего так внезапно весь мир
Пробудится от долгого сна?
- «Отчего?- прошептал мне зефир, -
оттого, что настала весна!»
(И. Северянин)
II к а р т о ч к а
С земли не сошёл снег, а в
душу уже просится весна.
Земля холодна, грязь со
снегом хлюпает под ногами,
но как кругом всё весело,
ласково, приветливо. Воздух
так ясен и прозрачен, что
если взобраться на
голубятню или на
колокольню, то, кажется,
увидишь всю вселенную
от края до края.
(А. Чехов)
Предварительный просмотр:
Входная контрольная работа по русскому языку в 8 классе
Диктант
Гроза
1) Помню застигнувшую нас в дороге грозу.
2) Я сидел с матерью в деревянном сарае под соломенной крышей. 3) В открытых, мутных от проливного дождя воротах полыхала молния. 4) Торопливо крестилась мать, крепко прижимая меня к груди. 5) Я прислушивался к шуму дождя, к тяжким раскатам грома, к раздиравшему слух треску ударов, к беспокойному шуршанию мышей в овсяной соломе.
6) Поднявшись, мы увидели в воротах алмазную сетку дождя, а сквозь прозрачные капли уже сияло, переливаясь лучами, радостное летнее солнце.
7) Отец запряг лоснившихся от дождя, напуганных грозой лошадей, нетерпеливо и беспокойно переступавших ногами. 8) Ещё веселей показалась обсаженная берёзами, омытая дождём дорога. 9) Многоцветная радуга висела над лугом, яркое солнце блестело на спинах бодро бежавших лошадей. 10) Я сидел рядом с отцом, глядел на блестевшую дорогу, на уходившую темную, освещённую солнцем и всё ещё грозную тучу, на столб белого дыма, поднимавшегося вдалеке над зажжённым грозою сараем. 11) Я слушал весёлые голоса птиц в открывшемся мне умытом, чудесном солнечном мире. (146 слов)
(И. Соколов-Микитов)
Грамматическое задание
1 вариант
- Из предложений 7-9 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 4-6 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный».
- Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН».
- Из предложений 1-5 выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
- Выпишите грамматическую основу предложения 8.
- Среди предложений 7-11 найдите предложение с однородными определениями, выраженными причастными оборотами, стоящими перед определяемым словом. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 1-6 найдите сложное. Напишите номер этого предложения.
- Замените словосочетание В ДЕРЕВЯННОМ САРАЕ (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2 вариант
- Из предложений 1-5 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
- Из предложений 1- 5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от значения – «присоединение».
- Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
- Из предложений 1-4 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
- Выпишите грамматическую основу предложения 1.
- Среди предложений 5-9 найдите предложение, которое осложнено однородными дополнениями. Напишите его номер.
- Среди предложений 7-11 найдите сложное. Напишите его номер.
- Замените словосочетание ПОД СОЛОМЕННОЙ КРЫШЕЙ (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Инструкция для учителя
Время проведения - 45 мин
Максимальный балл - 13
Проверка и оценивание:
Первая оценка за текст, написанный под диктовку (по существующим нормам оценки диктанта). Если ученик за диктант получил отметку «2», то к количеству баллов за грамматическое задание прибавлять только 1 балл.
Часть В
Количество баллов не должно превышать максимального;
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | итого |
Кол-во баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 баллов |
Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу
«5» - 13 баллов
«4» - 12 – 10 баллов
«3» - 9 – 7 баллов
«2» - 6 баллов и ниже
Статистический анализ результатов выполнения контрольной работы по русскому языку
в 8 классе ________ школы_____________________
Выполняло работу __________учащихся
Класс занимается по учебнику___________________________________________________
Получили оценки за диктант
«5»-………….чел.
«4»…………..чел.
«3»………….чел.
«2»………….чел.
% успеваемости………………….. % качества………………….
Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:
- Н и НН в частях речи ….. чел.
- Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- …чел.
- Правописание приставок на –З и –С …чел.
- Правописание традиционных приставок ..чел.
- Правописание суффиксов глаголов –ОВА(ЕВА) –ЫВА(ИВА) …чел.
- Правописание безударных гласных в корне слова….чел.
- Правописание согласных в корне слова ..чел.
- Правописание падежных окончаний существительных …чел.
- Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями…чел.
- Пунктуация при однородных членах предложения …чел.
- Пунктуация при причастных оборотах…чел.
- Пунктуация при деепричастиях и деепричастных оборотах…чел.
- Пунктуация в сложном предложении …чел.
Часть В Допустили ошибки:
№задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Кол-во уч-ся |
Итоговая отметка.
«5»-
«4»-
«3»-
«2»-
…% выполнения,
… % учащихся, получивших за работу «4» и «5» (уровень качества выполнения работы).
Замечания и предложения по контрольной работе:
1.
2.
Предварительный просмотр:
Урок 8
ТЕМА: «Обобщающее повторение».
ТИП УРОКА: повторение, обобщение и закрепление полученных знаний.
ЦЕЛИ УРОКА:
• проверить умение учащихся находить орфограммы в словах, называть их вид, приводить примеры.
• отрабатывать правильность написания слов, предложений.
• проверить умение учащихся видеть структуру предложения.
НА ДОСКЕ:
пр..творить в жизнь пр..творить дверь пр..подать урок пр..падать к земле пр..бывать в заблуждении пр..бывать поездом пр..ступить к исполнению пр..ступить закон пр..вратности судьбы пр..вратник замка пр..клонить колени пр..клонить к низу Президиум, престиж, президент, презент, примат, привилегия, препарат, преамбула, прелюдия, прецедент |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего сочинения
3. Работа со словами на доске
Списать с доски слова, проговорить и объяснить орфограммы.
4. Объяснительный диктант
Объяснить условия выбора орфограммы, указать, какой частью речи является слово.
Я вырос на безлесном юге, потому больше всего в среднерусской природе я полюбил леса. Лесное слово «глухомань» меня заворожило. Впервые я услышал его от лесников. Оно связывается в моём представлении с дремучим лесом, сырыми чащами, буреломом, с зеленоватым сумраком и вечной тишиной...
Лучше всего смотрятся леса с пожарных вышек. Тогда хорошо видишь, как они уходят за горизонт, спускаются в туманные лощины, стоят крепостными стенами над песчаными ярами. Кое-где блестит вода - зеркало неподвижного затона.
(По К. Паустовскому)
5. Работа над лексическим значением слова
• Вспомните определение синонимов. Запишите под диктовку слова, найдите к ним синонимы и запишите их (один ученик работает у доски).
(О б р а з е ц: ветхий - дряхлый - старый)
юный, рачительный, стужа, гипотеза, чёлн (проверка вслух).
• Вспомните определение термина «антоним». Запишите в столбик слова, придумайте к ним антонимы и запишите через тире (второй ученик работает у доски).
Ласковый голос -
Медленный танец -
Расточительный -
Неряшливый -
Восток-
Гордость -
Тьма -
(проверка вслух).
• Вспомните определение термина: «омонимы».
• Найдите в тексте, который я вам зачитаю, слова, являющиеся омонимами, синонимами и антонимами. Обоснуйте свой выбор
1) Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке...
2) По дороге все чаще нам стали попадаться лесные чащи.
3) Один чудак любил читать старые газеты, а новые откладывал «на потом».
4) Сладкая ложь лучше горькой правды.
5) Ни радости вечной, ни печали бесконечной.
• Разберите по составу глаголы: попа даться, откладывал.
6. Придумайте и запишите предложения по схемам.
1) [ ], и [ ]. 3) [ ], (чтобы...). 5) [ ], (если...).
2) [ ], [ ]. 4) [ ], (который...).
7. Подведение итогов урока
8. Сообщение домашнего задания
Подготовиться к контрольному диктанту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Основные характеристики и последствия воздействия цунами"
Данный урок разработан для учащихся 7-го класса. Урок с использованием ИКТ....
План-конспект урока:"Основные типы химических реакций " 8 класс
План-конспект урока с использованием ЭОРов....
Конспект урока "Основные положения МКТ"
Электронный плакат в учебном процессе.(Интерактивные плакаты «Молекулярная физика» автор: Кудрявцев А.А.)...
Методическая разработка конспекта урока "Основные направления эволюционного процесса"
Методическая разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюционного процесса" выполнена с использованием электронных образовательных ресурсов....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Основные черты природы Африки. Геологическое строение и рельеф. Полезные ископаемые."
Данный план-конспект служит методическим пособием для проведения урока географии в 7 классе, где прописаны цели и задачи урока, рассматриваются формы и методы работы на уроке; в нем указаны источники ...
Конспект урока Основные сведения о строение атома
Конспект урока по химии 8 класс по теме "Основные сведения о строение атома"...
Конспект урока "Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства"
Методическая разработка урока по «Основам экономической теории» на тему «Основные понятия, связанные с банковской деятельностью. Монетарная политика государства» со...