Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Пучкова Галина Анатолиевна

Конспект  урока русского языка в 5 классе.

Учитель Пучкова Галина Анатолиевна  

МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.

Класс: 5-Б

Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Тип урока: урок “открытия” нового знания

Цель урока:

Познавательные:

* знать, что изучают синтаксис и пунктуация;

* познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса – словосочетанием,

   предложением, текстом;

* познакомить учащихся с новым разделом науки о языке и основными понятиями,

   изучаемыми в разделе «Синтаксис. Пунктуация»;

* ввести понятие «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица»

   Практические:

* учить редактировать текст;

* самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации;

*  конструировать предложения;

* находить словосочетания.

Общепредметные:

*  развивать у детей интерес к предложению и тексту как единицы языка;

*  развивать стремление обогащать свой словарный запас, нормы орфоэпии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока русского языка в 5 классе.

Учитель Пучкова Галина Анатолиевна  

МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.

Класс: 5-Б

Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»

Тип урока: урок “открытия” нового знания

Цель урока:

Познавательные:

* знать, что изучают синтаксис и пунктуация;

* познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса – словосочетанием,

   предложением, текстом;

* познакомить учащихся с новым разделом науки о языке и основными понятиями,

   изучаемыми в разделе «Синтаксис. Пунктуация»;

* ввести понятие «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица»

   Практические:

* учить редактировать текст;

* самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации;

*  конструировать предложения;

* находить словосочетания.

Общепредметные:

*  развивать у детей интерес к предложению и тексту как единицы языка;

*  развивать стремление обогащать свой словарный запас, нормы орфоэпии.

Оборудование:

1)Русский яэык.5кл:Учебник для общеобразовательных школ. В двух ч. Авт.-сост.Л.М. Рыбченкова и др.-Москва.Просвещение.2014

2)Планы-конспекты уроков .Русский язык. 5 кл. в  двух.ч. Авт.-сост.И.Л.Челышева-Ростов-на-

Дону. Феникс.2014

        Ход урока.

I Актуализация опорных знаний.

1)Ребята, посмотрите внимательно на экран(слайд2).Чем отличаются слова в 1 , 2 и 3 колонке

  •        Весна              ранняя            Ранняя весна
  • Веселый         веселый       Веселый друг
  • Первый           урок             Первый урок

 3 колонка-Словосочетание состоит из двух самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически

 Словосочетания. Два слова – одно главное, а другое зависимое. (словосочетание)

 2)Под, дома ,ласточка ,гнёздышко, крышей, свила, уютное(слайд 4)

Ребята, перед вами слова. Есть ли у этих слов связь? Что можно сделать с этими словами.

Ответы учащихся.(Можно составить предложении) Запишите предложения.

Сделайте синтаксический разбор предложения.

3) Ребята, предлагаю вам следующий слайд(слайд №5,6)

Под крышей дома ласточка свила уютное гнёздышко. Местный воробей решил занять его и влетел туда.
Ласточка подняла шум, стала гнать воробья. Воробей раскрыл крылья, резко закричал. Бедняжка в испуге отлетела. Воробей успокоился.

Как называется данный набор предложений.

(Текст)

II Мотивация учебной деятельности

2.Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока.

Как называется наука изучающая словосочетание-предложение-текст ? Синтаксис.

Синтаксис – греческое слово, оно значит

 «составление», «построение», «порядок».

Словосочетание, предложение, текст – основные единицы синтаксиса. Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица, текст – самая большая.

III. Постановка целей и задач урока.

Межпредметные связи

На уроках литературы мы проходили произведения  Маршака «Двенадцать месяцев». С какими трудностями в области синтаксиса столкнулась главная героиня?

Казнить нельзя помиловать. Где поставить запятую?(Слайд 9)

Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел лингвистики, изучающий эти правила.

IV Работа с темой.

1)Рассмотрим схему в учебнике на стр. 82.упр 435. Опираясь на схему, расскажите,какие единицы языка изучаются в синтаксисе.( словосочетание,предложения)

2)Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица

Работа с упражнением 436 письменно.

3) Слова, связанные грамматически, называются (предложением)

Предложения бывают разные по цели высказывания. (слайд 11)

Придумайте и запишите по одному предложению с вопросительным и восклицательным знаком.

Чем они отличаются.(Интонацией)

 Виды предложений по цели высказывания бывают 
повествовательные, вопросительные и побудительные. 
Ребята, сформулируйте определения предложений по цели высказывания и приведите примеры..(Ответы учащихся)
        Повествовательные предложения сообщают о каком – либо событии: 

                            В лесу появились первые подснежники. 

        Вопросительные предложения содержат вопрос, требующий ответа: 

                            Который час? 

      Побудительные предложения побуждают собеседника к действию, 
содержат просьбу, совет, запрет: 

                            Не шумите, пожалуйста. 

Предложения могут различаться не только по цели высказывания, 
но и по силе выраженных в них чувств, эмоций. Предложения, которые 
произносятся с восклицательной интонацией, называются 
восклицательными. В конце восклицательных предложений ставится 
восклицательный знак: 

                                  Какой прекрасный день!

Составьте и запишите в тетрадь предложения вопросительные и восклицательные.

Ученики зачитывают свои варианты.

4)Рассмотрим схему в учебнике на стр. 82. Упр 436. Работа в группах. Выписать по группам пары слов, связанных между собой :

1-я группа –только по смыслу;

2-я группа –по смыслу и с помощью окончаний;

3-я группа – по смыслу, с помощью предлогов и окончаний.

5) Найдите отличия между написанным.

Запись на доске.

Стол              Кухонный стол          Я подошел к кухонному столу

Аккуратно    Писать аккуратно      В тетрадях мы будем писать аккуратно

Спишите предложения.  Обозначьте главные члены предложения.

Выпишите словосочетание(Внимание! Подлежащие и сказуемое не могут быть словосочетанием)
Как узнать, какое слово в них главное? (задать от него вопрос)

 Кухонный стол –словосочетание, в котором главное слово –«стол», зависимое –«кухонный».

Обратите внимание, что ударение  в слове «кухонный» падает на букву «у»

6) Выборочный диктант

Запишите только словосочетание.

Белый шарф, дети поют, красиво писать, бежать быстро, маленький котенок, самый умный.

V.Рефлексия.

Поставьте себе от 1 до 10 баллов, в зависимости от того, как вы поняли материал сегодняшнего урока.

Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?

VI Домашнее задание. Упр.438, стр.83.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.

Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.

Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./

Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./...