Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Учитель Пучкова Галина Анатолиевна
МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.
Класс: 5-Б
Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
Тип урока: урок “открытия” нового знания
Цель урока:
Познавательные:
* знать, что изучают синтаксис и пунктуация;
* познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса – словосочетанием,
предложением, текстом;
* познакомить учащихся с новым разделом науки о языке и основными понятиями,
изучаемыми в разделе «Синтаксис. Пунктуация»;
* ввести понятие «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица»
Практические:
* учить редактировать текст;
* самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации;
* конструировать предложения;
* находить словосочетания.
Общепредметные:
* развивать у детей интерес к предложению и тексту как единицы языка;
* развивать стремление обогащать свой словарный запас, нормы орфоэпии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе.
Учитель Пучкова Галина Анатолиевна
МБОУ «Гимназия № 11 им.К.А.Тренева» г. Симферополя.
Класс: 5-Б
Тема: «Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса»
Тип урока: урок “открытия” нового знания
Цель урока:
Познавательные:
* знать, что изучают синтаксис и пунктуация;
* познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса – словосочетанием,
предложением, текстом;
* познакомить учащихся с новым разделом науки о языке и основными понятиями,
изучаемыми в разделе «Синтаксис. Пунктуация»;
* ввести понятие «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица»
Практические:
* учить редактировать текст;
* самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации;
* конструировать предложения;
* находить словосочетания.
Общепредметные:
* развивать у детей интерес к предложению и тексту как единицы языка;
* развивать стремление обогащать свой словарный запас, нормы орфоэпии.
Оборудование:
1)Русский яэык.5кл:Учебник для общеобразовательных школ. В двух ч. Авт.-сост.Л.М. Рыбченкова и др.-Москва.Просвещение.2014
2)Планы-конспекты уроков .Русский язык. 5 кл. в двух.ч. Авт.-сост.И.Л.Челышева-Ростов-на-
Дону. Феникс.2014
Ход урока.
I Актуализация опорных знаний.
1)Ребята, посмотрите внимательно на экран(слайд2).Чем отличаются слова в 1 , 2 и 3 колонке
- Весна ранняя Ранняя весна
- Веселый веселый Веселый друг
- Первый урок Первый урок
3 колонка-Словосочетание состоит из двух самостоятельных слов, которые связаны по смыслу и грамматически
Словосочетания. Два слова – одно главное, а другое зависимое. (словосочетание)
2)Под, дома ,ласточка ,гнёздышко, крышей, свила, уютное(слайд 4)
Ребята, перед вами слова. Есть ли у этих слов связь? Что можно сделать с этими словами.
Ответы учащихся.(Можно составить предложении) Запишите предложения.
Сделайте синтаксический разбор предложения.
3) Ребята, предлагаю вам следующий слайд(слайд №5,6)
Под крышей дома ласточка свила уютное гнёздышко. Местный воробей решил занять его и влетел туда.
Ласточка подняла шум, стала гнать воробья. Воробей раскрыл крылья, резко закричал. Бедняжка в испуге отлетела. Воробей успокоился.
Как называется данный набор предложений.
(Текст)
II Мотивация учебной деятельности
2.Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока.
Как называется наука изучающая словосочетание-предложение-текст ? Синтаксис.
Синтаксис – греческое слово, оно значит
«составление», «построение», «порядок».
Словосочетание, предложение, текст – основные единицы синтаксиса. Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица, текст – самая большая.
III. Постановка целей и задач урока.
Межпредметные связи
На уроках литературы мы проходили произведения Маршака «Двенадцать месяцев». С какими трудностями в области синтаксиса столкнулась главная героиня?
Казнить нельзя помиловать. Где поставить запятую?(Слайд 9)
Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел лингвистики, изучающий эти правила.
IV Работа с темой.
1)Рассмотрим схему в учебнике на стр. 82.упр 435. Опираясь на схему, расскажите,какие единицы языка изучаются в синтаксисе.( словосочетание,предложения)
2)Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица
Работа с упражнением 436 письменно.
3) Слова, связанные грамматически, называются (предложением)
Предложения бывают разные по цели высказывания. (слайд 11)
Придумайте и запишите по одному предложению с вопросительным и восклицательным знаком.
Чем они отличаются.(Интонацией)
Виды предложений по цели высказывания бывают
повествовательные, вопросительные и побудительные.
Ребята, сформулируйте определения предложений по цели высказывания и приведите примеры..(Ответы учащихся)
Повествовательные предложения сообщают о каком – либо событии:
В лесу появились первые подснежники.
Вопросительные предложения содержат вопрос, требующий ответа:
Который час?
Побудительные предложения побуждают собеседника к действию,
содержат просьбу, совет, запрет:
Не шумите, пожалуйста.
Предложения могут различаться не только по цели высказывания,
но и по силе выраженных в них чувств, эмоций. Предложения, которые
произносятся с восклицательной интонацией, называются
восклицательными. В конце восклицательных предложений ставится
восклицательный знак:
Какой прекрасный день!
Составьте и запишите в тетрадь предложения вопросительные и восклицательные.
Ученики зачитывают свои варианты.
4)Рассмотрим схему в учебнике на стр. 82. Упр 436. Работа в группах. Выписать по группам пары слов, связанных между собой :
1-я группа –только по смыслу;
2-я группа –по смыслу и с помощью окончаний;
3-я группа – по смыслу, с помощью предлогов и окончаний.
5) Найдите отличия между написанным.
Запись на доске.
Стол Кухонный стол Я подошел к кухонному столу
Аккуратно Писать аккуратно В тетрадях мы будем писать аккуратно
Спишите предложения. Обозначьте главные члены предложения.
Выпишите словосочетание(Внимание! Подлежащие и сказуемое не могут быть словосочетанием)
Как узнать, какое слово в них главное? (задать от него вопрос)
Кухонный стол –словосочетание, в котором главное слово –«стол», зависимое –«кухонный».
Обратите внимание, что ударение в слове «кухонный» падает на букву «у»
6) Выборочный диктант
Запишите только словосочетание.
Белый шарф, дети поют, красиво писать, бежать быстро, маленький котенок, самый умный.
V.Рефлексия.
Поставьте себе от 1 до 10 баллов, в зависимости от того, как вы поняли материал сегодняшнего урока.
Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?
VI Домашнее задание. Упр.438, стр.83.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса:словосочетание и педложение.
Урок русского языка в 5 классе по УМК Львовой С.И....
Презентация по русскому языку (5 класс). Тема: "Разделы науки о языке"
2011 учебный год....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Русский язык 8 класс Тема: Основные способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них.
Цель: Знать основные способы передачи чужой речи.Уметь выразительно читать пр. с прям. речью, правильно ставить знаки препинания....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./
Презентация к уроку рус.яз 5 кл. Тема:"Что изучает синтаксис. Основные единицы синтаксиса."/ Учитель: Пучкова Г.А./...