КТП по русскому языку (ОВЗ, 8 вид), 9 класс (ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Программа разраотана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение письма и развития речи в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovz-rus.yaz_._9_kl.-2021-22.docx | 71.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор ______________________
______________________________
Приказ от __.08.2021 г. № ___
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования, класс: основное общее (коррекционное обучение), 9 класс (8 вид)
Количество часов в неделю: 4 часа
Количество часов в год: ____ часа
Учитель: ______________________
Программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 237 ФЗ-«Об Образовании в Российской Федерации, ст. 35 п.3»;
- Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой.
- программы по русскому языку для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.
- Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
2021- 2022 учебный год
- Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9 класса (8 вид) создана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 237 ФЗ-«Об Образовании в Российской Федерации, ст. 35 п.3»;
- Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. В.В.Воронковой;
- программы по русскому языку для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская;
- Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида;
Цели обучения
Курс русского языка в коррекционном классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно- коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: развитие устной и письменной речи;
- формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
- формирование умения и навыка грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи;
- овладение речевой деятельностью;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- воспитание интереса к родному языку,
- прививание навыка свободно, правильно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни, как основным средством общения;
- творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
2. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант № 1 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью) на изучение письма и развития речи в 9 классе отводится 4 часа в неделю, всего – 136 часов
В соответствии с календарным учебным графиком на 2021-2022 уч. год количество часов в неделю- 4, количество часов за год-_____.
3. Содержание учебного предмета «Русский язык. 9 класс»
Разделы | Содержание | Общее кол-во часов | К/Д | Р/Р |
Повторение. Предложение. Текст. | Простые и сложные предложения. Обращение. Использование обращения в диалоге. | 9 | ||
Состав слова. Текст. | Слово. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Сложные слова. Образование сложных слов. Сложносокращённые слова. | 17 | 1 | 2 |
Части речи | ||||
Существительное | Значение существительного в речи. Составление сочетаний существительного с существительным. Связь слов в словосочетании. Несклоняемые существительные. Определение их рода. Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными. Имя существительное. Закрепление. | 16 | 1 | 2 |
Прилагательное | Значение прилагательного в речи. Употребление прилагательных в прямом и переносном значении. Согласование имени прилагательного с именем существительными. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение прилагательных на –ий, -ье, -ья. Склонение прилагательных на -ьи. | 14 | 1 | 1 |
Местоимение | Значение местоимений в речи. Употребление местоимений в тексте. Лицо и число местоимений. Изменение местоимений по падежам. Правописание личных местоимений с предлогами. Правописание местоимений 3-го лица. | 12 | 1 | 1 |
Глагол | Глаголы, близкие и противоположные по значению. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Употребление глаголов со значением отрицания. Неопределённая форма глагола. Правописание глаголов в неопределённой форме. Изменение глаголов по лицам и числам. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов в повелительной форме. | 19 | 1 | 2 |
Наречие | Наречие как часть речи. Наречия противоположные и близкие по значению. Наречия, характеризующие глаголы речи. Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значении. Правописание наречий с А и О на конце. | 12 | 1 | 2 |
Числительное | Понятие об имени числительном как части речи. Простые и составные числительные. Словосочетания с числительными. Правописание числительных от 5 до 20, 30. Правописание числительных от 50 до 80. Различие числительных с ь в конце и в середине. Правописание числительных 90, 200, 300,400. Правописание числительных от 500 до 900. Правописание числительных. | 14 | 1 | 1 |
Предложение. Текст. | Различие простых и сложных предложений. Сложное предложение с союзом что. Сложное предложение с союзом чтобы. Сложное предложение с союзом потому что. Сложное предложение с союзом когда. Сложные предложения. Закрепление. | 13 | 1 | |
Повторение. | Состав слова. Части речи, имеющие общий корень. Словосочетания, состоящие из разных частей речи. Простые и сложные предложения. | 10 | 1 | |
Итого: | 136 | 8 | 12 |
4. Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса (8 вид)
Основными умениями обучающихся с нарушениями в развитии по предмету «Письмо и развитие речи» должны быть:
– Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения.
Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
-Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
-Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
-Письмо. Письмо слов, предложений в системе обучения письму и развитию речи. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучающиеся должны:
- получить достаточно прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
-учиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций, обучающихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Обучающиеся должны уметь:
-писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
-писать изложение и сочинение;
-оформлять деловые бумаги;
-пользоваться словарем;
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Обучающиеся должны знать:
-Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
-Название частей речи, их значение; наиболее распространенные правила правописания.
5. Календарно-тематическое планирование для обучающихся 9 класса (8 вид) | ||||||
№ | Дата | Тема урока | Содержание урока | Деятельность обучающихся | ||
План | Примечание | |||||
Повторение. Предложение. Текст. (9 часов) | ||||||
1. 2. 3. | Простые предложения. | Предложение как основная единица синтаксиса. Границы предложений. Знаки препинания в конце предложения. Структура предложений и текста в целом. Стр.4, упр.1. Однородные члены предложений. Знаки препинания при однородных членах. Синтаксическая роль однородных членов предложения. Отражение в тексте темы и идеи. Стр.5-6, упр.2. Обращение и его функции в предложении. Звательная интонация – опознавательный признак обращения. Знаки препинания при обращении. Стр.6, упр.3. | Формировать знания о предложении. Учить составлять предложения из слов, текст из предложений. Расставлять запятые в сложном предложении, составлять предложения из слов. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Воспроизводить приобретенные навыки в определенном виде деятельности. Распознавать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Создавать собственный текст по образцу. | |||
4, 5. | Сложные предложения. | Простое и сложное предложение: сходство и различия. Структура простых и сложных предложений. Грамматическая основа предложения. Стр.7-8, упр. 4-6. | ||||
6. 7. | Распространение предложений. | Сложные предложения. Предложения союзные и бессоюзные. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Стр.9-10, упр.7-8, стр.11-12, упр.11-12. | ||||
8. | Составление сложных предложений. | |||||
9. | Систематизация знаний обучающихся. Повторение. | Повторение по теме: «Простое и сложное предложения». Стр.12-13, зад.1-6. | ||||
Состав слова. Текст (15 часов + 2 Р/Р) | ||||||
10. 11. | Корень и однокоренные слова. | Морфемика. Состав слова. Морфемы. Морфемный разбор слов. Отличие формы слова от однокоренного слова. Образование и изменение слова. Стр. 15-16, упр.13-15 | Выделять части слова. Знать понятие «состав слова», «приставка», «корень», «суффикс», «окончание». Уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Опираться на морфемный анализ слова при выборе правильного написания слова. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем Правильно писать гласные и согласные в приставках. Различать приставку и предлог, образовывать при помощи приставок новые слова. Образовывать сложные слова с помощью сложения двух основ и соединительной гласной; уметь правильно написать соединительные гласные о, е; поупражняться в нахождении сложных слов; научить определять, с помощью основ каких слов они образованы; познакомить с лексическим значением сложных слов; развивать логическое мышление, умение работать со словарем. Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. | |||
12. 13. | Образование слов с помощью суффиксов. | Отличие корня слова от других морфем. Морфемный разбор. Однокоренные слова. Образование однокоренных слов при помощи приставок и суффиксов. Значение однокоренных слов. Группы родственных слов. Разбор слова по составу. Стр. 17-18, упр.16-18; стр.19-20, упр.19-21. | ||||
14. 15. | Образование слов с помощью приставок. | |||||
16. 17. | Правописание в корне и приставке. | Орфограммы в корне слова. Ударные и безударные гласные. Правописание безударных гласных в корне. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Подбор проверочных слов. Правописание гласных и согласных в приставках; употребление приставок и их значение. Правописание приставок на согласные, вне зависимости от произношения (с-, в-, под-, над-, от-). Стр.21-22, упр.22-23. | ||||
18. | Р/Р Составление рассказа по плану. «Ночевка в лесу». | Текст-повествование. Стр.22, упр.24 | ||||
19. 20. | Сложные слова. | Сложные слова. Нахождение корней в сложных словах путём подбора однокоренных слов. Соединительные гласные. Стр.23-25, упр.25-27. | ||||
21. | Сложносокращенные слова. | Расшифровка слов. Нахождение корней в сложных словах путём подбора однокоренных слов. Коррекция мыслительной деятельности через логическое построение предложений. Стр.26-27, упр.28-30. | ||||
22. | Состав слова. Закрепление знаний. | Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов. Грамматическая форма. Однокоренные слова. Стр.28-30, упр.31-32. | ||||
23. | Р/Р Деловое письмо: автобиография. | Автобиография. Правила оформления деловых бумаг, образец, план автобиографии. Автобиография по данному плану. Стр.30, упр.33. | ||||
24. | Повторение по теме «Состав слова. Текст». | Обобщение знаний по теме. Контрольные вопросы и задания. Стр.31, задания 1-6. | ||||
25. | Контрольный диктант №1 по теме «Состав слова. Текст». | Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. | ||||
26. | Работа над ошибками. | Анализ ошибок и их корректировка. | ||||
Части речи. Текст. | ||||||
Существительное. (14 часов +2 Р/Р) | ||||||
27, 28. | Существительное. Значение предметности. | Имя существительное. Морфологические, грамматические, синтаксические признаки имен существительных. Названия предметов, действий, признаков – существительные. Роль существительного в речи. Стр.33-35, упр.34-36; стр.35-37, упр.37-39. | Уточнить представления об именах существительных как названиях предметов, людей, их качеств, явлений природы и др. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу, обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-имен существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Составлять предложения и текст из деформированных слов. Определять тип склонения. Склонять имена существительные. Различать род существительного. Развивать письменную монологическую связную речь. Объяснять лексическое значение слов-имен существительных. Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память. Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. | |||
29. | Существительные, близкие и противоположные по значению. | |||||
30. | Существительные, обозначающие черты характера. | Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера. Стр.38-40, упр.40-42; стр.40-41, упр.43-44. | ||||
31. | Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. | |||||
32. | Р/Р Деление текста на части. | Деление текста на части по данному плану. Стр.41, упр.45. | ||||
33. | Склонение существительных в единственном и множественном числе. | Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Стр.42-44, упр.46-48. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Стр. 44-46, упр.49-51. | ||||
34. | Правописание безударных окончаний существительных. | |||||
35. | Знакомство с несклоняемыми существительными. | Несклоняемые существительные. Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными. Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными. Стр.46-52, упр.52-59. | ||||
36. | Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными. | |||||
37. | Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными. | |||||
38. | Существительное. Закрепление знаний. | Закрепление знаний по теме «Существительное». Стр.52-53, упр.61. | ||||
39. | Р/Р Составление текста. | Правила оформления записки. Содержание записки. Составление записки по плану с включением в содержание несклоняемых существительных. Стр.53-54, упр.63. | ||||
40. | Повторение по теме «Существительное». | Имя существительное. Морфологические, грамматические, синтаксические признаки имен существительных. Контрольные вопросы и задания. Стр.54-55, задания 1-6. | ||||
41. | Контрольный диктант №2 по теме «Существительное». | Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. | ||||
42. | Анализ работ. | Анализ ошибок и их корректировка. | ||||
Прилагательное (13 часов+1 Р/Р) | ||||||
43. | Прилагательное. Значение признака предмета. | Прилагательное. Слова-признаки – прилагательное. Значение признака предмета. Стр.57-59, упр.64-65. | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного. Определять род, число, падеж имен прилагательных. Осуществлять информационную переработку текста. Корректировать орфографическую зоркость, память, мышление, внимание, устную и письменную речь. Коррекция долговременной памяти (воспоминание, пояснение, вывод). Следование речевой инструкции. Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Развивать логическое мышление, зрительную и слуховую память. Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. | |||
44. | Употребление прилагательных в прямом и переносном значении. | Роль прилагательных в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный). Стр.59-62, упр.67-69. | ||||
45. | Согласование прилагательных с существительными. | Согласование прилагательных с существительными. Признаки имени прилагательного. Деление слова по признаку: часть речи - предмет, признак, действие. Правописание родовых окончаний прилагательных. Стр.62-64, упр.70-72. | ||||
46. 47. | Правописание падежных окончаний прилагательных. | Правописание падежных окончаний единственного и множественного числа прилагательных. Стр.64-66, упр.73-75 | ||||
48. | Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности. | Прилагательные, обозначающие признак по принадлежности. Согласование их с существительными в роде, числе и падеже. Стр.66-68, упр.76-78. | ||||
49. | Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на -ий, -ье. | Прилагательные мужского и среднего рода на -ий, -ье. Склонение прилагательных, правописание падежных окончаний. Стр.68-70, упр.79-81. Склонение прилагательных в женском роде на –ья, мн. числа на –ьи. Правописание окончаний прилагательных в женском роде на –ья, множественного числа на –ьи. Род, число, падеж прилагательных. Стр.68-78, упр.79-90. | ||||
50. | Склонение прилагательных в женском роде на -ья. | |||||
51. | Склонение прилагательных во множественном числе на -ьи. | |||||
52. | Склонение прилагательных. Закрепление знаний. | |||||
53. | Р/Р Деловое письмо: объяснительная записка. | Образец объяснительных записок. Правила оформления объяснительной записки. Составление текста по образцу. Стр. 79, упр.92. | ||||
54. | Прилагательное. Закрепление знаний. | Прилагательное как часть речи. Правила правописания имени прилагательного. Контрольные вопросы и задания. Стр.80-81, задания 1-6. | ||||
55. | Контрольный диктант №3 по теме «Прилагательное». | Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. | ||||
56. | Анализ работ. | Анализ ошибок и их корректировка. | ||||
Местоимение (11 часов+ 1 Р/Р) | ||||||
57. | Местоимение. Значение местоимений в речи. | Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Синтаксическая функция местоимений. Стр.83-85, упр.94-96. | Распознавать местоимения, определять их морфологические признаки. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. Правильно изменять по падежам местоимения. Употреблять личные местоимения в прямом и косвенных падежах. Употреблять местоимения в предложениях, диалоге, пересказе с заменой прямой речи косвенной. Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическими нормами. Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. | |||
58. | Употребление местоимений в тексте. | Роль местоимения как средства связи предложений в тексте. Употребление местоимений в тексте. Стр.85—87, упр.97-99. | ||||
59, 60. | Лицо и число местоимений. | Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений. Особенности склонения личных местоимений. Правильное употребление личных местоимений. Стр.87-89, упр.100-102. | ||||
61. | Изменение местоимений по падежам. | Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правильное употребление личных местоимений. Правописание личных местоимений. Стр.90-91, упр.103-105. | ||||
62, 63. | Правописание местоимений с предлогами. | Раздельное написание предлогов с местоимениями. Правильное употребление личных местоимений с предлогами. Стр.91-93, упр.106-108. | ||||
64. | Правописание местоимений 3-го лица. | Особенности склонения личных местоимений 3-го лица. Правильное употребление личных местоимений. Стр.94-95, упр.109-111. | ||||
65. | Р/Р Деловое письмо: письма. | Правила оформления писем. Образец писем. Составление текста по образцу. Письмо бабушке. Стр.96, упр.113-114. | ||||
66.
| Местоимение. Закрепление знаний. | Личные местоимения, морфологические признаки местоимений, правописание и роль в речи. Контрольные вопросы и задания. Стр.95, 97-98, задания 1-4. | ||||
67. | Контрольный диктант №4 по теме «Местоимение». | Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. | ||||
68. | Анализ работ. | Анализ ошибок и их корректировка. | ||||
Глагол (17 часов + 2 Р/Р) | ||||||
69. | Глагол. Значение действия предмета. | Глагол как часть речи. Значение глагола в речи. Глаголы движения в тексте. Признаки глаголов настоящего и будущего времени. Употребление глаголов настоящего и будущего времени в речи Стр.100-102, упр.115-117. Глаголы, близкие и противоположные по значению. Стр.102-104, упр.118-120. | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Осуществлять информационную переработку текста. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем. Обладать орфографической зоркостью. Использовать в речи форму настоящего, будущего времени в значении прошедшего времени. Наблюдать за особенностями использования глаголов в данном виде работы. Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Распознавать глаголы в художественной речи, приводить соответствующие примеры. Конструировать распространенные предложения с глаголами. Создавать собственный текст с учетом требований к построению связного текста. Проверять безударные окончания. Применить на практике изученное. Оформлять предложения в письменной речи. Передавать содержание текста с опорой на вопросы. Распознавать глаголы в художественной речи, приводить соответствующие примеры. Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. | |||
70. | Глаголы, близкие и противоположные по значению. | |||||
71. | Использование глаголов для выражения сравнения. | Употребление глагола в речи. Использование глаголов для выражения сравнения. Стр.104-106, упр.121-123. | ||||
72. | Употребление глаголов в прямом и переносном значении. | Употребление глагола в речи. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Стр.106-108, упр.124, 126. | ||||
73. | Р/Р Устное сочинение по картине В.Д. Поленова «Московский дворик». | Описание. Композиция картины. Деталь в живописи. Выразительные возможности глаголов. Стр.107, упр.125. Устное сочинение. | ||||
74. | Употребление глаголов со значением отрицания. | Правописание НЕ с глаголами. Употребление глаголов с частицей НЕ и без неё. Употребление глаголов в речи в соответствии с нормами. Стр.109-111, упр.127-129. | ||||
75. | Выделение глаголов в неопределенной форме. | Неопределённая форма глагола. Вопросы неопределённой формы глагола, образование неопределённой формы. Выделение глаголов в неопределенной форме. Стр.111-113, упр.130-132. Правописание глаголов в неопределенной форме. Стр.114-115, упр.133-135. | ||||
76. | Правописание глаголов в неопределенной форме. | |||||
77. | Различение глаголов по лицам и числам. | Изменение глагола по лицам и числам. Употребление формы 1,2,3-го лица ед. ч. в художественной речи, форм настоящего и будущего времени вместо прошедшего в художественном повествовании. Стр.116-120, упр.136-141. | ||||
78. | Изменение формы лица и числа глаголов. | |||||
79. | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. | Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Стр.120-122, упр.142-144. | ||||
80. | Знакомство с повелительной формой глаголов. | Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Стр.123-127, упр.145-153. Использование в речи глаголов в повелительной форме. Стр.129-130, упр.154-156. | ||||
81. | Правописание глаголов в повелительной форме. | |||||
82. | Использование в речи глаголов в повелительной форме. | |||||
83. | Правописание глаголов. Закрепление знаний. | Правописание глаголов. Закрепление знаний. Мягкий знак в глаголах. Стр.131-132, упр.157-159. | ||||
84. | Глагол. Закрепление знаний. | Обобщение изученного по теме «Глагол». Стр.133-134, упр.160-161. Контрольные вопросы и задания. Стр.135-136, задания 1-8. | ||||
85. | Контрольный диктант №5 по теме «Глагол». | Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. | ||||
86. | Анализ работ. | Анализ ошибок и их корректировка. | ||||
87. | Р/Р Деловое письмо: анкета. | Деловое письмо: анкета. Правила оформления анкеты. Содержание анкеты. Составление текста по образцу. Стр.134-135, упр.162. | ||||
Наречие (10 часов + 2 Р/Р) | ||||||
88. | Наречие как часть речи. | Наречие как часть речи. Общее грамматическое значение наречия. Наречие – неизменяемая часть речи. Стр.138-139, упр.163-165. | Распознавать наречия разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Самостоятельно работать с учебником и дополнительной справочной литературой, выполняя опережающие задания. Находить наречия в тексте. Уметь формулировать свою мысль, создавать рассказ с привлечением сведений из практической деятельности Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему | |||
89. | Наречия, противоположные и близкие по значению. | Наречия, противоположные и близкие по значению. Употребление наречий для более точного выражения мыслей как одно из средств связи предложений в тексте. Стр.140-142, упр.166-168. | ||||
90. | Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность. | Значение наречий в речи. Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность. Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значениях. Стр.142-144, упр.169-171; стр.144-146, упр.170-174. | ||||
91. | Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значениях. | |||||
92. | Наблюдение за правописанием наречий с гласными А и О на конце. | Образование наречий. Условия выбора гласных О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-. Стр.146-150, упр.175-180. | ||||
93. | Правописание наречий с гласными А и О на конце. | |||||
94. | Различение наречий и прилагательных. | Различение наречий и прилагательных. Образование наречий от прилагательных. | ||||
95. | Р/Р Подготовка к сочинению по картине В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». | Описание. Создание творческого текста по плану, используя элементы описания. Соблюдение основных орфографических норм в письменной речи. Сочинение. Стр.154, упр.186. | ||||
96. | Р/Р Сочинение по картине В.Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». | |||||
97. | Наречий. Закрепление знаний. | Обобщение изученного по теме «Наречие». Стр.152-154, упр.184-185. Контрольные вопросы и задания. Стр.155, задания 1-6. | ||||
98. | Контрольный диктант №6 по теме «Наречие». | Соблюдение основных орфографические и пунктуационных норм в письменной речи. | ||||
99. | Анализ работ. | Анализ работ и их корректировка. | ||||
Числительное (13часов+1 Р/Р) | ||||||
100. | Имя числительное как часть речи. | Числительное как часть речи. Общее значение, морфологические признаки. Отличие числительного от других частей речи с числовым значением. Стр.156-159, упр.187-158. | Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени числительного. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. Распознавать простые и составные числительные. правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.п. в деловой речи. Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. | |||
101. | Простые и составные числительные. | Простые и составные числительные, согласование их с существительными. Стр.159-161, упр.190-192. Словосочетания с числительными. Стр.161-163, упр.193-195. | ||||
102. | Словосочетания с числительными. | |||||
103. | Правописание числительных от 5 до 20 и 30. | Особенности склонения числительных, обозначающих целые числа. Предупреждение и исправление орфографических и речевых ошибок. Стр.163-165, упр.196-198; стр.165-168, упр.199-201. | ||||
104.105. | Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900. | |||||
106.107. | Различение числительных с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова. | Условие употребления мягкого знака на конце и в середине числительных. Предупреждение и исправление орфографических и речевых ошибок. Стр.168-169, упр.168-204. | ||||
108.109. | Правописание числительных 90, 200, 300, 400. | Особенности правописания числительных 90, 200, 300, 400. Стр.170-172, упр.205-207. | ||||
110. | Р/Р Деловое письмо: доверенность. | Деловое письмо: доверенность. Правила оформления доверенности. Содержание доверенности. Составление текста по образцу. Стр.173, упр.210. | ||||
111. | Числительное. Закрепление знаний. | Обобщение и повторение по теме «Числительное». Стр.172-173, упр.208-209. Контрольные вопросы и задания. Стр.174-175, задания 1-6. | ||||
112. | Контрольный диктант №7 по теме «Числительное». | Соблюдение основных орфографические нормы в письменной речи. | ||||
113. | Анализ работ. | Анализ работ и их корректировка. | ||||
Предложение. Текст. (12 часов + 1 Р/Р) | ||||||
114. | Различение простых и сложных предложений. | Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Стр.177-179, упр.211-213. | Распознавать нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Определять виды второстепенных членов и способы их выражения. Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения. Осознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, повторяющимся союзом, с обобщающим словом). Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами предложения. | |||
115. 116. | Союз И в простых и сложных предложениях. | Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Знаки препинания при однородных членах и между частями сложного предложения. Стр.179-180, упр.214-215. | ||||
117. 118. | Сложные предложения с союзом что. | Предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда. Средства связи частей сложного предложения. Конструирования сложных предложений. Стр.181-183, упр.216-218. Стр.183-185, упр.219-221. Стр.186-224, упр.222-224. Стр.189-191, упр.225-227. | ||||
119. 120. | Сложные предложения с союзом чтобы. | |||||
121. 122. | Сложные предложения с союзом потому что. | |||||
123. 124. | Сложные предложения с союзом когда. | |||||
125. | Сложные предложения. Закрепление знаний. | Обобщение и повторение по теме «Сложные предложения». Стр.194-195, упр.231-233. Контрольные вопросы и задания. Стр.196, задания 1-6. | ||||
126. | Р/Р Деловое письмо: объяснительная записка. | Официально- деловой стиль. Деловые бумаги. Объяснительная записка, её структура и содержание. Написание объяснительной записки по образцу. Стр.193, упр.230 | ||||
Повторение (7 часов) | ||||||
127. | Состав слова. | Повторение и систематизация изученного по темам «Состав слова», «Части речи», «Предложение». Стр.197-206, упр.234-247. | Повторение и систематизация изученного. Распознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Воспроизвести приобретенные навыки в определенных видах деятельности. Распознавать знаки препинания. Расставлять знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях. Писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему. Выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему. | |||
128. | Части речи, имеющие общий корень. | |||||
129. 130. | Словосочетания, состоящие из разных частей речи. | |||||
131. 132. 133. | Простые и сложные предложения. | |||||
134. | Итоговый контрольный диктант. | Соблюдение основных орфографические нормы в письменной речи. | ||||
135. | Работа над ошибками. | Анализ ошибок и их корректировка. | ||||
136. | Итоговый урок. |
СОГЛАСОВАНО: Руководитель МО __________________ Подпись ФИО ___ августа 2021 г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР __________ __________ Подпись ФИО
____ августа 2021 г.
| СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания методического совета ____________________________________ от ____ августа 2021 г. № __ Председатель методического совета _____________ ___________ подпись руководителя МС ФИО |
Приложение
Контрольные
диктанты
Контрольный диктант №1 по теме «Состав слова. Текст»
Ранняя осень
Почему осень называют золотой? Чем похожа на этот дорогой металл?
Друзья, посмотрите на сентябрьский лес. Что за обилие красок! А какой цвет встречается чаще других? Конечно, желтый. Словно золотом покрылись листья кленов, березок и лип. Рыжеет вокруг трава.
Осень – пор уборки урожая на полях, в огородах и садах. Тысячи центнеров золотистого зерна везут машины на элеватор. Тонны овощей, фруктов выращивают на приусадебных участках жители страны. Как щедра наша земля! Какой богатый месяц сентябрь! Недаром это время называют золотой осенью.
Грамматическое задание:
- Разобрать предложение по членам. Определить части речи.
Словно золотом покрылись листья кленов, березок и лип.
- Разобрать 2 слова по составу: сентябрьский, березок.
Контрольный диктант №2 по теме «Существительное»
Лесная столовая
Тихим выдалось морозное утро. Из ельника вылетел рябчик и расположился на пеньке, подставил спину солнцу. На высокой елке пристроилась стайка свиристелей, снегирь замер на березе.
Позаботились люди о лесных обитателях. Для оленей и косуль они набили в кормушки сена, а для зайцев подрубили несколько осинок и веники развесили. Для белок школьники банки на деревьях пристроили с орехами, желудями. А специально для синиц повесили на ветке кусочки сала. Многие птицы и звери сюда спешат, и целый день в лесной столовой стоит шум. Только под вечер пустеет столовая.
Грамматическое задание:
- Определить падеж имен существительных: лесов, на ветке, березе.
- Определить склонение имен существительных: утро, оленей, в столовой.
Контрольный диктант №3 по теме «Прилагательное»
Стеклянные лягушки
Скололи лёд со дна одного пруда и раскопали под ним ил. В иле лежали лягушки целыми кучками. Они забрались сюда на зиму.
Когда их вытащили, они были совсем точно стеклянные. Тело их стало хрупким. Тонкие ножки ломались от самого слабого удара. При этом раздавался лёгкий звонкий треск.
Взяли несколько лягушек к себе домой. Они осторожно отогрели их в тёплой комнате. Лягушата понемножку ожили и стали прыгать по полу.
Поэтому, когда солнце весной растопит лёд в пруду и согреет воду, лягушки проснутся в ней живыми и здоровыми.
Грамматическое задание:
- Разобрать первое предложение по членам. Определить части речи.
Тонкие ножки ломались от самого слабого удара.
- В тексте найти и подчеркнуть имена прилагательные.
Контрольный диктант №4 по теме «Местоимение»
Храбрый князь
У подножия зеленого холма раскинулась деревня. На нем мы увидели статую из серого гранита. Фигура изображала могучего богатыря с мечом за поясом.
Жители нам рассказали легенду.
Когда-то здесь правил храбрый князь. Однажды к мирному селению подкрались враги. В тяжелом бою дружина князя была разбита. Раненый князь добрался до вершины холма. Осталось спуститься, переплыть тихую реку – и он оказался бы в безопасности. Но князь обернулся, бросил взгляд на родную землю – и окаменел от горя. Подскакали враги, стали рубить неподвижного князя саблями. Бесполезно. Острые сабли ломались о гранит.
Грамматическое задание:
- Определить части речи первого предложения.
- Определить падеж, число и лицо местоимений: нам, о нем.
- В тексте найти и подчеркнуть местоимения.
Контрольный диктант №5 по теме «Глагол»
Помоги другу
На улице мороз. Метель заметает дорожки. Ты сидишь в тепле и готовишь уроки. Вдруг слышишь в стекло тоненький стук. За оконной рамой ты видишь птичку. Синичка ходит по снежку. Через стекло на тебя смотрят глазки - бусинки. Птица просит о помощи. Бедняжка сильно голодает.
Кто поможет синичке выжить в зимнюю пору?
Ты открываешь форточку, бросаешь горстку зерна. Потом отрезаешь сало и привязываешь кусочки за окном. Птичка отплатит тебе добром. В твоём огороде не будет вредителей. Ты встретишь весну с радостной песней птиц.
Грамматическое задание:
- Сидишь2
- В тексте найти и подчеркнуть глаголы неопределенной формы.
Контрольный диктант №6 по теме «Наречие»
Черемуха
Наступает долгожданная весна. На опушках лесов, по берегам ручьёв рано распускается и цветёт черёмуха.
Это очень приятное и зелёное небольшое деревцо. Любуешься на цветущую черёмуху и сам невольно начинаешь улыбаться и радоваться.
Весною я всегда приглядываюсь к черёмухе. Если на ней раскрылись почки, весна вошла в полную силу. Когда комар в лесу появится, на черемухе забелеют пышные кисти цветов.
Даже в самых глухих лесах можно увидеть черёмуху. Ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов. А хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой.
Грамматическое задание:
- Разобрать последнее предложение по членам. Определить части речи.
- В первом абзаце найти и подчеркнуть наречия.
Контрольный диктант №7 по теме «Числительное»
Апрельское солнце светит ярко. Тает последний снег. Первые стрелочки зелёной травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гонит, торопит облака. На гибких ветвях берёз появилась нежная листва.
Всё в природе дышит, начинает расти.
Уже оттаял муравейник под старой сосной. Вот по пашне ходит усталый после дальней дороги грач.
Ты шагаешь к реке. Ты убегаешь на опушку леса. Смотришь в небо, видишь, как летят с далёкого юга журавли, лебеди, гуси. Они держат путь в родные места. Скоро мы услышим песни прилетевших с юга птиц.
Грамматическое задание:
- Разобрать предложение по членам.
На гибких ветвях берёз появилась нежная листва.
- Определить части речи.
Скоро мы услышим песни прилетевших с юга птиц.
Итоговый контрольный диктант
Бурундук
Бурундук – проворный и ловкий зверёк. Он похож на маленькую белку. Живут бурундуки под деревьями, в земляных норах. В норах они устраивают вместительные кладовые.
Быстрый бурундук всегда находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев или устраивает весёлые схватки с другими бурундуками.
У бурундука в лесу много врагов. Его уничтожают ястребы и мелкие хищники. Кладовые бурундука часто разоряют медведи. Балуются лакомством и соболь, и куница, и хорек.
Маленький зверек ловко бегает по полянам, оживляя лесную глушь и тишину. Бурундук рано засыпает и спит до самой весны.
Грамматическое задание:
- Разобрать предложение по членам.
Кладовые бурундука часто разоряют медведи.
- Определить части речи.
Быстрый бурундук всегда находится в движении.
- Найдите предложение с однородными членами, подчеркните однородные члены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе, ФГОС
1) Пояснительная записка к программе содержит место предмета в учебном плане, достижение планируемых результатов, требования к уровню подготовки учащихся, формирование УУД2) Тематическое планирование ...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс (ФГОС) по УМК М.М.Разумовской
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена с требованиями ФГОС, включает в себя пояснительную записку с указанием целей обучения, общую характеристику предмета, место предмет...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (ФГОС)
Полная рабочая программа по русскому языку по новым стандартам для 5 класса...
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (ФГОС)
Данная рабочая программа по русскому языку в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения на основе программы Т.А.Ладыженской....
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе (ФГОС)
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Львова...
КТП по русскому языку 5 класс. Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы (ФГОС ООО)
КТП по русскому языку 5 класс Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы ФГОС + тематическое 5 класс
Программа составлена с учетом последних изменений ФГОС по русскому языку по учебнику Разумовской...