О-Е после шипящих
тренажёр по русскому языку (6 класс)
О-Е после шипящих: правило и упражнения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o-e_posle_shipyashchih.docx | 489.65 КБ |
Предварительный просмотр:
с
Расч…ска с редкими зубьями, ч…рствый хлеб, тонкая беч…вка, ж…сткий характер, частая реш…тка, звонкая пощ…чина, мягкая ш…рстка, ч…рный цвет, ж…лчный человек, ж…луди на земле, ч…порная дама, зач…т по географии, спелый крыж…вник, тихий ш…рох, горький ш…колад, играть на бандж…, искусный ж…нглер, старый сундуч…к, ветхая одеж…нка, камыш…вый кот, холщ…вый меш…к, плюш…вый мишка, испеч…ный пирог, в комнате свеж…, проверить ещ… раз, зачерпнуть ковш…м, говорить со сторож…м, испеч…шь пирожки, у колюч…го кустарника, не брать чуж…го, тонкая книж..нка, ож…г руки, старая лодч…нка, груш…вый сад, талантливый танц…р, сокращ…ный вариант, мецц…- сопрано, ц…кот копыт, торт со сгущ…нкой.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы:
Тонкая ч…рточка, говори ш…потом, новая прич…ска, тарелка крыж…вника, полная кош..лка продуктов, ш…кировать присутствующих, купить пш…нку и печ…нку, ож…г руку, прож…рливый питомец, ч…рный цвет, дать пощ…чину, отросла ч…лка, торопиться на уч…бу, мести пол щ…ткой, вырастить артиш…к, открыть сч…т, под теплым луч…м, труженицы-пч…лки, крохотный зайч…нок, преступник вооруж…н, груш…вый сад, раздраж…ный учитель, хороший танц…р, новый массаж…р, остаться на ноч…вку, принести утюж…к, городские трущ…бы, ответить хорош…, совершить подж…г, почувствовать незащищ…нность, стало свеж…, ж…нглировать мяч…м, талантливый дириж…р, тонкая шапч…нка, муха – ц…котуха, быстро ш…л, двигался неуклюж….
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора орфограммы:
Флаг над каланч...й, огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, угостить калач...м, следить за матч...м, редкий пуш...к, крепкий ореш...к, тесная лавч...нка, увидеть зайч...нка, напряжение перед финиш...м.
Зеленый горош...к, боч...нок с водой, жужжание пч...л, неоперившийся галч...нок, камыш...вые заросли, борьба с саранч...й, пилить нож...вкой, зажж...нный факел, удруч...нный вид, ноч...вка в лесу, горяч... спорить, на улице свеж..., главный дириж...р.
Покрыться румянц...м, изящное зеркальц..., глян¬ц...вая бумага, юная танц...вщица, гарц...вать на скакуне, маж...рный тон, купить ш...рты, прож...рливая рыба, утлы¬й ч...лн, ж...лтый крыж...вник, верный расч...т, толч...т сухари, жж...т лицо, паштет из печ...нки.
Гладкая ш...рстка, узкий ж...лоб, упавшие ж...луди, раствор щ...лочи, мельничный ж...рнов, держаться ч...порно, прочный ш...в, дать пощ...чину, принести беч...вку, совершить подж...г, приобрести по деш...вке.Тонкая ж_рдочка; деш_вый товар; спелый ж_лудь; длинная беч_вка; завитая ч_лка; красивый ш_лк; ч_рствый хлеб; тяж_лая ноша; ч_рная кош_лка; легкий ч_лн; ж_сткая щ_тка; чугунная реш_тка; кривой ш_в; щ_лкать; ч_порный вельможа; тихий ш_рох; спелый крыж_вник; городские трущ_бы; полуш_пот; ш_ковая терапия; ож_г руку, ож_г руки; ж_нглер; ш_фер; мокрое ш_ссе.
Образец: шёлк, ручонка, увлечён (прич.), ситцевый.
Ж_сткий диван; неровный ш_в; древним летописц_м; окруж_нный лесом; ч_ткий ответ; маж_рное настроение; разж_г огонь; серьезная уч_ба; чуж_го края; плюш_вый медвеж_нок; испеч_шь пирог; любить горяч_; грош_вый выигрыш; пораж_н красотой; скромная прич_ска; жалкая душ_нка; намеренный подж_г; крепкая беч_вка; тяж_лый ож_г; неясный ш_пот; парч_вый халат; забавная собач_нка; вещ_вой меш_к; камыш_вый кот; маленькая шапч_нка; книж_нка; горяч_ спорить; говорил певуч_; ветхая одеж_нка; сбереж_т здоровье; пуч_к травы; ж_лтый крыж_вник; сокращ_нный вариант; теч_т реч_нка; выч_ркивать из списка; знать напереч_т; суш_ные грибы; лиш_нный прав; прож_рливый зверь; новым абзац_м; просить умоляющ_; кумач_вый цвет; короткие ш_рты; свеж_й струей; ч_тное число; новый капюш_н; розовощ_кий малыш; сладкая сгущ_нка, корч_вка леса; прож_ванный хлеб.
Сделайте вывод о выборе орфограммы ё – о в различных морфемах. Подберите антоним к слову маж_рное (настроение); подберите синонимы к слову кумач_вый, расположив их в порядке усиления признака.
Ж_тейский, прич_дливый, брош_ра, кош_лка, ч_каться, щ_голь, ж_ри, обж_ра, ш_рох, ож_г на руке, лезть на рож_н; ц_нк, подж_г дом, ц_тата, беспощ_дный, оч_титься, ц_кнуть, ц_гейка, ш_фровка, друж_к, ц_вилизац_я, холщ_вый, реч_нка, ситц_вый, обнаж_нный, стереж_т, моч_ный, туш_ный, ш_пот, расч_ска, ш_к, ш_рты, лиц_м, деш_вый, щ_лкать, утром свеж_; дикц_я, ц_ркуль, зарниц_, иниц_ативный, ц_низм, панц_рь, смуглолиц_ый, сестриц_н, Цариц_но, девч_нка, свеж_го ветра; больш_го паруса; суш_ный, перч_ная туш_нка; камыш_вый, спорить горяч_; ч_ткий, рассказывал певуч_; ноч_вка в лесу; свинц_вый, внуч_нок, озерц_, птенц_в, туч_й, окруж_нный, бойц_, шалаш_м, луж_й, кольц_вая, плеч_м, вооруж_н, смеш_н, ц_ганка, иллюминац_я, ц_кот, трусц_й, мыш_нок, ж_сткий, сожж_т, груж_ный вагон, раздраж_нный, с блестящ_й, свеч_й, привлеч_нный, приближ_нный, отц_в.
Тест по теме «Гласные после шипящих и ц».
1.В каком слове на месте пропуска пишется ы?
1) ц_фра; 2) ц_пки; 3) ж_рный; 4) серые мыш_.
2. В каком слове на месте пропуска пишется ю?
1) щ_плый; 2) я свищ_; 3) ж_ри; 4) ч_лки.
3. В каком слове на месте пропуска пишется и?
1) бледнолиц_й; 2) панц_рь; 3) сестриц_н; 4) кузнец_.
4. В каком слове на месте пропуска пишется о?
1) ж_лоб; 2) печ_нка; 3) ц_коль; 4) ш_пот.
5. В каком слове на месте пропуска пишется о?
1) трущ_ба; 2) зач_т; 3) ж_сткий; 4) кош_лка.
6. В каком слове на месте пропуска пишется е?
1) ж_нглер; 2) ш_к; 3) прож_рливый; 4) заж_г.
7. В каком слове на месте пропуска пишется е?
1) пш_нка; 2) маж_р; 3) ц_кот; 4) обж_ра.
8. Отметьте слово с орфографической ошибкой:
1) камышовый; 2) монтажер; 3) ножовка; 4) измельчон.
9. Отметьте слово с орфографической ошибкой:
1) холщовый; 2) желудь; 3) затушевать; 4) перчоный.
10. Укажите неверное объяснение орфограммы о-е после шипящих:
1) ушел – в суффиксе глагола под ударением;
2) кумачом – в окончании существительного под ударением;
3) холщовый – в суффиксе прилагательного под ударением;
4) запряженный – в суффиксе страдательного причастия.
I. 1. Очень ч_сто ране_ное ж_вотное заслыш_в ш_рох бр_сает_ся на выстрел охотника. (Л.Толстой) 2. Я (с,з)делал дли_ную прогулку по обрывам над морем и лег в к_мыш_вое кресло на б_лконе. (И.Бунин) 3. В памяти сохр_нился только ш_лест ш_н на ровном ш_ссе р_вномерный гул двигателя – и больше ничего. (Е.Яковлева) 4. Я (не)смела ш_вельнут_ся потому что в этой звенящей пустоте м_лейший ш_рох произв_дил э_фект камнепада в горах. (Е.Яковлева) 5. И в то(же) время ощ_щение н_визны было отч_тливым. 6. Ничего (не)было слышно кроме ш_ршания и ш_пения. (Стругацкие) 7. Он вооруж_лся ж_сткой щ_ткой и пр_нялся ч_стить уткнувшегося в к_рмушку коня. (М.Семенов) 8. А (с)верху на все это смотрела ч_рная ворона и в_ртела головой с т_ж_лым клювом. (В.Ленцов) 9. Опущ_ные глаза (полу)закрыты пуш_стыми ресницами. 10. В г_сти_ной г_рел только т_ршер под больш_м зеленым аб_ж_ром. 11. А ты как (з,с)десь оч_тился спросил он подозрительно пр_щ_рившись. (О.Погорелов) 12. Каждую минуту они останавливались и ч_тко пр_слуш_вались. 13. На заднее колесо своего (полу)гоноч_ного «Спорта» я ставил спец_альную трещ_тку. (В.Пелевин) 14. Ч_ткой линии берега (в)низу (не)было. (В.Пелевин) 15. Д_леко за пляж_м и поселком в_днелась (не)высокая гора дли_ная и пологая. (В.Пелевин) 16. (В)переди была од_нокая белая (пяти)этажка с обвитыми плющ_м б_лконами перед (пяти)этажкой исс_ч_ный ш_пами пыльный пустырь. (В.Пелевин) 17. В середине зала на (не)высокой к_нструкци_ из аж_рных реш_ток была сооруж_на (не)большая круглая площ_дка. 18. Человек то пр_двигался к п_латке ещ_ на верш_к то (на)долго зам_рал в (не)подвижности. (М.Семенов)
II. 1. На тумбочке у большой деревянной кровати св_тился ц_ферблат эл_ктронных часов. (П.Дашкова) 2. Изв_янная из слоновой кости и золота Афродита поп_рала ногой панц_рь огромной черепахи. (Л.Кожевников) 3. Довольно часто у нас проводились медиц_нские проверки – всех нас изучали вдоль и поперек. (В.Пелевин) 4. Постройка походила на ступенчатый ц_линдр из нескольких б_тонных блоков стоящих друг на друге. (В.Пелевин) 5. Он чувствовал как кровь нач_нает ц_ркулировать р_вномерно по всему телу. 6. Герасим открыл один ставень и на ц_почках вышел из комнаты. (И.Тургенев) 7. Вдали тихо шумело море со всех сторон долетал треск ц_кад. (В.Пелевин) 8. Внезапно старик понизил голос чуть не до вкрадчивого ш_пота посмотрел с хитринкой. (П.Проскурин) 9. Ч_тко буд(то) работал с телеграфным ключ_м он трижды ут_пил кнопку звонка. (Д.Жуков) 10. А бедный, пышный мой букет ощ_пан, буд(то) саранч_ю! (С.Надсон) 11. Ни ш_роха не разд_валось глухая тишь была в дому... (В.Тушнова) 12. Его серую внешность чуть разнообразили лишь тонкие ч_рные усики щ_точкой. (С.Зверев) 13. Детишки забились на чуть теплую печку и что(то) ш_потом рассказывали друг другу. (И.Бунин) 14. Ч_гунная реш_тка с двумя обращ_нными друг к другу крылатыми драконами была приоткрыта. (А.Гаранин) 15. Еще в той лампе ф_тилек тобой зажж_н как ж_лтый жалкий м_тылек тр_пещет он... (В.Тушнова) 16. Беспорядочного падения для умелого параш_тиста не может быть ни при каких обстоятельствах; параш_тист полновластный хозяин воздушной стихии. (Г.Титов) 17. Правда лекц_и спец_алистов авиац_онной и космической медиц_ны я слушал без особого внимания считая эту дисц_плину второстепенной. (Г.Титов) 18. К вечеру из соседнего района в_рнулся микро_втобус с грузом пл_катов и брош_р. (С.Зверев) 19. До выезда на ш_ссе ост_вался один поворот. 20. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами посреди ш_ссе. Ни дать ни взять лукошко с новорожденными ц_плятами. (Ф.Абрамов) 21. На нем была выг_ревшая шт_рмовка ш_рокий островерхий капюш_н. (В.Мясников) 22. Прибл_жалась реш_тчатая к_ническая башня с колоссальным б_рабаном наверху. (А.Казанцев) 23. (Не)пром_каемый плащ с капюш_ном разв_вался на его (не)уклюжей высокой ф_гуре. (А.Казанцев) 24. Солнце косыми лучами пронизывало чащ_бу. (Е.Федоров)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
В процессе работы на уроке ребята узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...
"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"
Урок в технологии «Дидактический цикл»...
Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных
Урок в технологии "Дидактический цикл"...
Урок русского языка в 7 классе "Буквы О-Ё после шипящих на конце наречий"
Урок с презентацией...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"
дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...
Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»
Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»...