Название урока | Знаки препинания в предложениях с однородными членами
|
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Технологии урока | Беседа. Работа в группах. |
Образовательная среда урока | Учебник, тексты |
Цели урока | Главная дидактическая цель урока | Обобщение единичных знаний по теме в систему |
Обучающие цели | Повторение сведений об однородных членах предложения; анализ предложений с однородными членами предложения. Формирование навыка нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, умения графически обозначать однородные члены, составлять алгоритм действия. |
Развивающие цели | Развитие критического мышления через чтение художественного текста; развитие логического мышления; языкового чутья. |
Воспитывающие цели | Формирование уважительного отношения к одноклассникам |
Этапы урока | время | деятельность | Прогнозируемые результаты, Решаемые предметные задачи |
учителя | ученика | УУД |
Организационный | 2 | Приветствие, проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - формирование положительной мотивации к уроку.
|
Актуализация опорных знаний | 10 | Фронтальное повторение сведений, необходимых для полноценного восприятия детьми нового материала. Какие члены предложения называются однородными? С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? Какие именно члены предложения могут быть однородными? Приведите примеры предложений, в которых были бы однородные: а) подлежащие, б) сказуемые, в) дополнения, г) определения, д) обстоятельства. Раздаточный материал, презентация ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР В мае все лесные жители поют и играют, кто на чём и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжанье, и урчанье, и кваканье. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги. Лает лисица. Кашляет козуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчёлы. Урчат и квакают лягушки. (В.Бианки) Вопросы к тексту: 1. Какой из музыкальных инструментов не называется в тексте? - Скрипка
- Арфа
- Барабан
- Флейта
2.Назовите слова, которые характеризуют действия, происходящие во время игры лесного оркестра. Какие из этих слов употреблены в переносном значении? 3.Подумайте, почему именно в мае можно услышать игру «лесного оркестра»? | Желающие отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры. | Познавательные УУД: - умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Постановка проблемы. Исследование языкового материала. Формирование темы и целей урока. | 7 | Наблюдение над материалом урока - Прочитайте еще раз текст, найдите предложения с однородными членами. Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? -Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами? - Как в нём используются знаки препинания? Сформулируйте тему урока. Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? Что нам для этого необходимо? Учитель дополняет ответы учащихся, организует и сопровождает их деятельность. | Чтение текста. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют тему урока. | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Коммуникативные УУД: - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - планирование- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; |
Первичное усвоение новых знаний | 8 | Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. Работа с конспектами. Запомнить правило поможет следующее стихотворение: Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно! О, О. Если же вдруг появился союз, то запятая тогда – лишний груз! О и О Если союз к нам пришел не один, Ставь запятую перед вторым! О и О, и О А перед союзами «А» и «НО» Долгих сомнений быть не должно. И не думай здесь впустую, Ставь скорее запятую! О, но О О, а, О Заполнить тетрадь по теории
Союзы | Примеры | Схемы | Безопасные союзы но, а
Нет союза | Мал золотник, но дорог. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. В зоопарке жили обезьяны, носороги, тигры, львы. | О, но О. О, а О. О, О, О, О. | Опасный союз и | В зоопарке жили обезьяны, носороги, тигры и львы. В зоопарке жили обезьяны и носороги, тигры и львы. В зоопарке жили обезьяны, и носороги, и тигры, и львы. В зоопарке жили и обезьяны, и носороги, и тигры, и львы. | О, О, О и О. О и О, О и О. О, и О, и О, и О. и О, и О, и О, и О. |
| Заполняют таблицу в справочниках Ученик рассказывает по таблице
Отвечают на вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Познавательные УУД: - извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; Коммуникативные УУД: - осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач - управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Регулятивные УУД: - планируют необходимые действия, действуют по плану; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
|
Физкультминутка. | 2 | Рисование «ленивых восьмерок» глазами. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза. Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца. Повторять в течение 20-30 секунд. | Выполняют динамическую паузу | Познавательные УУД: - действие по аналогии. Регулятивные УУД: - приложение волевых усилий.
|
Включение правила в систему знаний. | 8 | Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Работа в парах Расставьте знаки препинания. Красиво тихо было в лесу в этот ранний час. По обе стороны дороги бушуют и зеленые и желтые и красные и багряные краски осени. Молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору. Остро пахнет сырой землей прелыми листьями. В лесу растут рыжики и маслята подберезовики и грузди опята и волнушки. Учитель дополняет ответы учащихся, организует и сопровождает их деятельность. | Выполняют задание. | Познавательные УУД: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные УУД: - приложение волевых усилий и преодоление трудностей на пути достижения целей.
|
Заключительная часть урока. Рефлексия учебной деятельности.
| 3 | Наша работа подходит к завершению. Возвращаемся к цели нашего урока. Что вызвало особые затруднения? - Какие члены предложения могут быть однородными? - Когда между однородными членами предложения ставится запятая? - Когда между однородными членами предложения не ставится запятая? - Подведем итоги нашего урока в виде блиц-опроса. Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+», а с неверными – «-» 1.Однородные члены – это смысловые отрезки. 2.Между однородными членами всегда ставится запятая. 3.Однородные члены соединены сочинительной связью 4.Без однородных членов не существует предложения. - Сравните с образцом на доске. Кто справился без ошибок? Выставление оценок за урок, комментирование. Домашнее задание. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Запись домашнего задания. | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: - умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция; - оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; - прогнозирование.
|