Сложные предложения с разными видами связи и знаки препинания в них
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Изучить сложные предложения с разными видами связи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9-м классе на тему:
"Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными " (Подготовка к ГИА. Часть В)
Цели урока: обобщить и закрепить знания о сложных предложениях с разными видами связи.
- Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания по темам: “Орфограммы - гласные в корне слова” (Б2, ч.2), “Приставки, их правописание” (Б3, ч.2), “Правописание глагола и его форм” (Б4, ч.2), “Виды связи в предложениях с несколькими придаточными” (Б14,ч.2);
- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;
- Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
- развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- формировать умение пользоваться справочными пособиями;
- формировать навыки исследовательской работы;
- Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
Оборудование урока:
- пакеты заданий для индивидуальной работы, тесты, таблицы, справочные материалы;
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем подготовку к итоговой аттестации, и работать мы сегодня будем с частью Б. Наша задача - повторить ранее изученный материал по заданиям А7, Б1, Б2, Б3 и Б4 и систематизировать знания по заданию Б14, так как оно совпадает с изучаемой нами темой.
Итак, объем работы достаточный, поэтому приступим. Запишем в тетрадях число и тему урока.
- Проверка домашнего задания.
Мы начинаем с повторения выразительно - изобразительных средств русского языка.
Вопрос - в каком задании из части А содержится данная тема? (А7). Перед вами на доске тропы и фигуры речи. Что такое тропы? (слова и словосочетания в переносном значении). А фигуры речи? (стилистические приемы, в которых слово не обязательно выступает в переносном значении). Итак, цифровой диктант. Я даю определения, вы в соответствующую колонку разносите цифры, для контроля один ученик работает у доски (см. Приложение 1). Проверка. Теорию мы вспомнили, теперь переходим к практике –
проверяем домашнее задание. Вы должны были найти из художественных произведений примеры использования тропов и фигур речи. (Проверка домашнего задания)
- Небольшая разминка по Б1.
Вопрос – что включает в себя это задание? (Замена стилистически нейтральной лексики на стилистически окрашенную и наоборот). (см. Приложение 2).
- Опрос.
Повторяем ранее изученное. Индивидуальная работа у доски. Предложен текст, из которого ученик выписывает слова с чередующимися гласными в корне, распределяя их по группам (Б2). Из этого же текста второй ученик выписывает слова с орфограммой в приставках, также распределяя их по группам (Б3). Параллельно с ними на месте это же задание делают 2 эксперта. После того, как работа у доски будет закончена, они сверяют свои работы с работами на доске. А класс с третьим учеником работает по заданию Б4 - это правописание глагола и его форм (см. Приложение 3). Проверка индивидуальных заданий.
- Новый материал.
Итак, ребята. Теперь давайте вспомним, какие виды подчинительной связи возможны в предложениях с несколькими придаточными. На доске я представлю вам схемы предложений, а вы в это время вспоминаете вид подчинения. Следующий вид нашей работы - работа в группах. Мы обращаемся к заданию Б14 ГИА. Первая группа работает с первым вариантом теста. Задача - найти предложение с однородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Вторая группа - найти во втором варианте теста предложение с последовательным подчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. Третья группа – найти в пятом варианте теста предложение с неоднородным соподчинением, построить его схемы (вертикальную и горизонтальную) и определить типы придаточных. После того, как работа будет выполнена, эксперты от каждой группы выходят к доске и показывают результаты своей работы.
- Закрепление.
Теперь каждая группа получает задания: находит в тексте предложения и составляет их схемы.1я группа- с последовательным и параллельным подчинением, 2я - с параллельным и однородным, 3я - с однородным и последовательным подчинением. (см. Приложение 4). Проверка.
- Итоги урока.
Итак, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, вспомнив ранее изученное (А7-Б4) и освоив новую для нас тему СПП с несколькими придаточными. Закреплять эту тему и углубляться в нее мы будем на следующем занятии. Мы рассмотрим СПП с разными комбинациями сочетания соподчинения и последовательного подчинения.
- Домашнее задание.
1 - выписать из произведения М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” 3 предложения с параллельным, однородным и последовательным подчинением, составить их схемы.2-
выписать из предложений 8 словосочетаний и определить их тип грамматической связи, совершив, где возможно, замену на синонимические словосочетания.
Приложение 1
ГИА-А7
Тропы: Фигуры речи:
- Эпитет
- Сравнение
- Метафора
- Метонимия
- Синекдоха
- Гипербола
- Литота
- Олицетворение
- Перифраз(а)
- Анафора
- Параллелизм
- Антитеза
- Градация
- Инверсия
- Риторический вопрос
- Риторическое обращение
- Многосоюзие
- Бессоюзие
Вопросы к цифровому диктанту:
- Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении.
- Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.
- Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части и т.д.
- Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства.
- Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.
- Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.
- Прием, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.
- Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.
Ключи:
Тропы:
7
3
5
1
9
Фигуры:
3
4
Приложение 2
ГИА- Б1
Замените слово домище на стилистически нейтральное (большой дом)/слово официально-делового стиля (большое строение);
слово поговорить на стилистически окрашенное (поболтать).
Приложение 3
ГИА-Б4
Работа у доски
Лукав...вший, неопису...емый, всхлипыва...шь, расклан...вшийся; вывал...нная в пыли одежда, пристрел...нное оружие, недовеш...нное белье, смеш...нные браки; увенч...ный славой корабль, поля засе...ны, выкач...нный из ворот мяч, свал...нный в угол хлам, вкач...нный в шар воздух; бор...щийся, стел...щийся, постро...в, засе...в.
Приложение 4
Однородное соподчинение
[ ], ( где) и (где)
Неоднородное соподчинение ( параллельное )
( когда), [ ], ( который)
Последовательное подчинение
[ ], (откуда), (где)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовимся к ЕГЭ. Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...
"Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи". Тестовые задания.
В презентации представлены задания А 26 по теме "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи"....
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. 11 класс/2 курс СПО
Конспект урока "Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи". 11 класс/ 2 курс СПО...
Тесты по теме "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи"
Тесты предназначены для использования на уроках русского языка в 9 классе при изучении темы "Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи" и при подготовке обучающихся к государственн...
задание 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
задание в 3 вариантах...
Обобщение изученного по теме «Сложное предложение с разными видами связи». Контрольная работа № 4 по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...