Проектная работа «Сравнительный анализ текстов популярных эстрадных песен 21 века и стихов поэтов – песенников 20 века»
проект по русскому языку (10 класс)

Брюханова Дарья Юрьевна

         Песня - это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Какую же музыку слушают в наше время? Задумываемся ли мы, подрастающее поколение, над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? Так же они красивы и выразительны, как песни исполнителей прошлого века?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx79.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Проектная работа «Сравнительный анализ текстов популярных эстрадных песен 21 века   и стихов поэтов – песенников 20 века»

                                                         Автор: Попцова Ксения Олеговна,

                                                          ученица 10 «А» класса МБОУ «СОШ №4»

 Руководитель: Брюханова Дарья Юрьевна

Ханты-Мансийск

2022г.

                                                       Аннотация

         Песня - это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Какую же музыку слушают в наше время? Задумываемся ли мы, подрастающее поколение, над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? Так же они красивы и выразительны, как песни исполнителей прошлого века?

                                                        Содержание

Введение...............................................................................................................4

Глава 1. Средства художественной выразительности

1.1. Понятие метафора…….............................................................................6

1.2. Понятие зпитет….......................................................................................6

1.3. Понятие сравнение………………………............................................... 7

Глава 2.   Анализ   текстов   популярных   эстрадных песен 20 и 21 века

2.1. 20 век………………………………….....................................................7

 2.2. 21 век……………………….....................................................................9

 Заключение.......................................................................................................13

Список литературы..........................................................................................14

 

                                                     

                                                               Введение

     Музыка - древний вид искусства, развивающий в человеке чувство прекрасного. Музыкальные произведения — это поэзия со своими особенностями. Ее главная функция – воздействие, остается прежней на протяжении долгих лет. Но данный вид искусства во многом зависит от потребностей общества.

   Социальный спрос, как важное явление, оказывает сильное влияние на музыкальную сферу. Меняются вкусы, предпочтения людей. В музыкальной индустрии это частое явление.  И если в 20 веке при написании песни музыке и стихам отводили равные роли, поскольку в песне, как и в человеке, все должно было быть прекрасно. Песня рождала в душе патриотические чувства, сподвигала на трудовые подвиги.  В 21 веке песни в большинстве своем выполняют развлекательную функцию. Смысл текстов часто непонятен, и их тематику определить невозможно.

Цель работы:

Сравнить   тексты популярных эстрадных   песен 21 века   и стихи   поэтов – песенников 20 века.

При выполнении работы я поставила следующие задачи:

    1. изучить теоретический материал по данной теме;

    2. проанализировать тексты   популярных эстрадных песен 20 и 21 века;

    3.провести сравнительный анализ современных песен на русском языке

Предмет исследования – тексты популярных эстрадных песен 20 и 21 века.

Объект исследования   –   средства   художественной   выразительности  

в текстах песен популярных исполнителей 20 и 21 века

Гипотеза: Тексты   популярных эстрадных песен исполнителей 21 века менее насыщены   средствами художественной выразительности, чем   тексты популярных эстрадных песен 20 века.

Методы исследования:

  1. выборка и анализ научных источников;
  2. описательный метод с приемами наблюдения;
  3. анализ данных.

Актуальность темы обусловлена тем, что смысловая составляющая современных песен оказывает влияние на культурно-нравственное развитие детей.

Глава 1.

Средства художественной выразительности

        Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением), фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Мы более подробно остановимся на лексических средствах речевой выразительности.

1.1.  Метафора

     Метафора - (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.

Метафоры современных песен легко растолковать. Большая часть построена на сближение одного предмета с другим. Первоначальный метафорический перенос может свободно восприниматься читателем и слушателем.

                                                          1.2. Эпитет

     Эпитет – это xyдoжecтвeннo - oбpaзнoe определение, подчерчивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать y читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.

Это распространенное изобразительное средство. В текстах современных исполнителей троп встречается редко, т. к. его можно отнести к разряду общеязыковых эпитетов. Большая часть эпитетов стали принятыми в разговорной речи. Встречаются оценочные эпитеты и описательные.

1.3. Сравнение

     Сравнение – это изобразительный пpиeм, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) c другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения.

       Немаловажный прием, основанный на сопоставлении предметов, явлений. Способ создания сравнения осуществляется с помощью сравнительных союзов.

                                                              Глава 2.

Анализ   текстов   популярных   эстрадных песен 20 и 21 века

        Мы   провели   сравнительный анализ количества тропов в текстах популярных эстрадных песен, написанных в 20 и 21 веке.  Из каждой песни было взято по четыре – пять строк, так как этого объема материала вполне достаточно для анализа и сравнения.                                        

                                                         

                                                         2.1.  20 век

      Эстрадные песни 20-го столетия отражали духовный и эмоциональный мир людей. Они были наполнены смыслом, быстро запоминались, мгновенно становились хитами. Советская цензура сыграла здесь положительную роль.

  В 1915 году было создано стихотворение “Мне нравится, что Вы больны не мной” Романс «Мне нравится, что вы больны не мной» на стихи Марины Цветаевой в «Иронии судьбы» спела Алла Пугачева. 

Примеры тропов:

“Тяжёлый шар”, “удушливая волна”, “адовый огонь” – эпитеты

«шар не уплывет под ногами”, “я больна не вами”, “краснеть удушливой волной”, “спасибо вам и сердцем, и рукой”. – метафоры.

Итого в пяти строках песни – 3 эпитета, 4 метафоры

     

   У каждого певца или певицы есть песня, которая является его визитной карточкой и определяет лицо артиста, песня, спев которую, исполнитель впервые почувствовал вкус славы и популярности. В репертуаре Аллы Пугачевой такая песня – “Арлекино”.

         Мало кто знает, что история этой песни начинается в Болгарии, где ее сочинил и сам исполнил болгарский певец Эмил Димитров еще в 1962 году. 

Примеры тропов:

«По острым иглам яркого огня

Бегу, бегу – дорогам нет конца.» метафора.

«Они подковы гнут, как калачи…» - сравнения.

«Для них играет туш, горят глаза» - метафора

«И на арену к ним летят цветы» - метафора

Итого в четырех строках песни - 3 метафоры, 1   сравнение

      Песня «Есть только миг» на стихи Леонида Дербенёва в исполнении Олега Анофриева вошла в золотой фонд отечественной песни.  

Примеры тропов

«Призрачно всё в этом мире бушующем» - эпитеты.

«Вечный покой сердце вряд ли обрадует» - олицетворение.

«Есть только миг, - за него и держись.» -метафора.

«Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия» - метафора.

Итого в четырех строках песни - 2 метафоры, 1 олицетворение, 2 эпитета

                                                           2.2. 21 век

  Авторы современных хитов не задумываются над настоящим значением и звучанием слов, а попросту используют их для рифмы.

  Рэпер ST (Александр Степанов) является автором хита певицы Ольги Бузовой "Водица"

Примеры тропов:

«Моё сердце биться будет, пускай смотрят люди» - тропы отсутствуют.

«Пускай меня судят и мою свободу» - тропы отсутствуют.

«Как мне жить, все знают. Но я не такая» - тропы отсутствуют.


«
Мое сердце – птица в твоей грудной клетке.» - сравнение.

Итого в четырех строках песни – 1 сравнение

   По признанию Люси Чеботиной, идея «Солнца Монако» пришла к ней во время морской прогулки. ... Я сидела, крутила слова, и мне так хотелось задействовать словосочетание «солнце Монако». 

 Примеры тропов:

«Зачем мне солнце Монако?» - тропы отсутствуют.

«Для чего, скажи мне, луна Сен-Тропе?» - тропы отсутствуют.

«Когда твой взгляд светит ярко»
- метафора

«В этом смысла ноль, если тебя рядом нет» - тропы отсутствуют

Итого в четырех строках песни – 1 метафора.

«Психушка» - песня о том, как героиня-исполнитель Karna.val буквально сходит с ума от любви, мечется между любовью и ненавистью.

Примеры тропов:

«ну, почему же превратилось все в психушку.» - метафора.

«я люблю, ненавижу – у меня срывает крышу.» - метафора.

«это все, потому что, в моей голове психушка!» - тропы отсутствуют.

«на тебе эксперименты, чтобы запомнил все моменты.» - тропы отсутствуют.

Итого в четырех строках песни – 2 метафоры.

    Из данных, представленных выше, можно сделать вывод, что наша гипотеза: тексты   популярных эстрадных песен исполнителей 21 века менее насыщены   средствами художественной выразительности, чем   тексты популярных эстрадных песен 20 века подтвердилась.

    В 21 веке песни – это уже   не   плод творческих мук поэта и композитора, а продукт, товар без души, созданный с учётом психоакустики, научной дисциплины, изучающей психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком. И у создателей этого товара есть цель – выгодно его продать. Существует теория о так называемом «25-м» кадре в музыкальных произведениях – особом сочетании звуков, которое способно вызывать у человека определенные эмоции и желания, например, желание приобрести.  

Тропы в текстах популярных эстрадных песен 20 века

Тропы в текстах популярных эстрадных песен 21 века

В сравнении:

                                                         Заключение

   Проведя лексический анализ текстов современных песен, мы пришли к выводу, что в них содержится ограниченное количество   различного рода тропов.   Молодые люди, читая тексты песен, часто не могут определить их тему и основную мысль. Это говорит о том, что во время прослушивания современной песни человек порой не задумывается над её смыслом.  Его не интересует форма   - средства изобразительной выразительности.

  Такие художественные средства языка, как: эпитеты и сравнения –употребляются крайне редко.

     В песнях наших дней рифма отходит на второй план: над ней доминирует мелодия.

   

Список литературы

  1. Исхакова, Н.Р. Музыкальные предпочтения молодёжи. [Текст]/ Н.Р. Исхакова.  М.: Социс.  2018.
  2. Полежаева А. Н. Современный песенный текст и формирование речевой культуры подростков // Личность. Культура. Общество. Т. 12. Вып. 1 (53 –54) – М, 2017.
  3. Фомина Н. В., Липовенко Е. К. Тексты песен современных популярных исполнителей в зеркале культуры речи [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2018.

Интернет-источники

1. www.stas-mihaylov.ru

2. www.biankanumber1.ru

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Сравнительный анализ основных особенностей национальных вариантов английского языка"

В работе содержится краткий анализ лексических, грамматических и фонетических особенностей американского, канадского, австрийского и новозеландского вариантов английского языка....

урок литературы в 5 классе "Родная природа в стихах поэтов 19 века"

Данная работа представляет собой не готовый конспект урока, а представление своего опыта из серии "А я делаю так...". Я рассказываю, как достаточно трудный материал по анализу стихотворного произведен...

План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».

Цель урока - познакомить учащихся  с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено  поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...

Контрольная работа по литературе № 8. 6 класс. "Стихи поэтов 19 века"

Тест проверяет знания учащихся шестого класса по теме "Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века".Задания направлены на выявление понимания основной мысли произведения, художест...

Проект «Родная природа. Венок стихов поэтов 19 века»

Проект «Родная природа. Венок стихов поэтов 19 века» (паспорт проекта)...

Дистанционный урок литературы в 7 классе "Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов)"

Предлагается инструкция к самообразованию семиклассников в условиях дистанционного обучения по теме, предусмотрен дифференцированный подход к обзорному или углубленному изучению материала....

Лингвистический анализ текстов русской литературы рубежа веков (19-20)на примере стихотворения И.А.Бунина «Одиночество» и рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Материал представлен в виде презентации. Он позволяет  обучающимся дифференцированно (в группах) исследовать текст и произвести его комплексный анализ....