урок в режиме офлайн "З и С на конце приставок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Мельникова Наталья Игоревна

Смешанное обучение стало актуальным в последние годы. Уроки- офлайн стали востребованными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5d_klasse_-_kopiya_2.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 Д классе «Буквы З и С на конце приставок».

Цели урока.

Образовательные: помочь обучающимся увидеть  условия выбора согласной на конце приставок, отработать навыки морфемного разбора.

Развивающие : создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, способствовать развитию речи учащихся, развитию логического мышления.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, воспитывать умение грамотно работать с орфоопасными местами, прививать культуру письма.

Планируемые результаты.

Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, к другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.

Метапредметные: определить тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, способность оценивать  свои достигнутые результаты.

Предметные: знать правило написания З-С на конце приставок, знать о единообразном написании приставки С-, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающая.

Оборудование: компьютер ( урок офлайн), учебник, тестовое задание, лингвистический текст, словари ( как минимум из учебника), материал для домашней работы.

                                     Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы, формы

Результат взаимодействия

Мотивация

3 мин.

Приветствие обучающихся.

Информация об особенностях написания слова «офлайн»

Подготовка к работе, настрой на урок.

С

Подготовка к дальнейшей деятельности, психологический настрой.

Актуализация знаний

5 мин

Помочь учащимся сформулировать тему и цель данного урока.

Формулирование темы и целей урока. Самооценка своего ответа.

Словесные формы

Отработка правописания приставок

Изучение нового

15 мин.

Создать условия для дальнейшей исследовательской

деятельности

Наблюдение над теоретическим материалом. Вывод. Выполнение тренировочных упражнений, тестовых заданий.

Практический метод.

Работа в тетради.

Выработка целенаправленного усвоения материала

Физкульт-

минутка

2 мин.

Объяснение задачи

Выполнение упражнения

Игровой прием.

 Переключение деятельности

Актуализация новых знаний

11 мин.

Объяснение задания. Организация деятельности по применению новых знаний.

Выполнение заданий, самостоятельной работы, решение тестовых заданий.

тестовые задания, самостоятельная работа, самооценка, самоконтроль.

Отработка правила «З,С на конце приставок»

Домашнее задание

2 мин.

Организовать деятельность обучающихся для применения новых знаний

Работа по применению новых знаний

Выбор уровня заданий.

Формулирование  цели дальнейшей деятельности и определение задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

Рефлексия

2 мин.

Организовать  рефлексию и самооценку обучающихся собственной учебной деятельности на уроке

Соотносят  цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия

Заочная беседа

Умение оценивать себя, результат учебной деятельности.

                                                   Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель: мотивация обучающихся к учебной деятельности

3 мин.

Доброе утро.  Прикроем глаза и мысленно скажем: «Я внимателен (-льна), сосредоточен(-а), сообразителен ( -на), уверен (-а) в себе. Буду усердно работать на уроке. Пожелаем всем успеха!»

У нас сегодня  урок офлайн. Как правильно писать: с одной Ф или с ФФ?

Офлайн – англ. оffline, отключенный от сети. Термин обычно применяется в Интернете в качестве противоположному к «онлайну». Заимствованные слова не всегда сохраняют графику оригинала, и это, в частности, касается слова «офлайн». Именно в такой форме оно занесено в орфографические словари, хотя до сих пор в сети встречается вариант «оффлайн».

Давайте доверять СЛОВАРЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: офшор, офсайд, офлайн.

А вы когда-нибудь задумывались, почему наши родные слова «РАССВЕТ» и «РАССКАЗ» пишутся с двумя С? А почему  в слове «РАЗГОВОР» приставка раз-, а не рас-?

Новая встреча с приставками.

Проговорить мысленно установку.

Запись числа, нового слова «офлайн» с краткой информацией о нем.

Записывают и запоминают правописание.

Запись слов, анализ их морфемного состава:

 выполнение  разбора по составу слов рас-свет, рас-сказ, раз-говор

Сообщение темы урока

1 мин.

- Ребята, как вы считаете, какова тема нашего урока?

Попробуйте сформулировать цель урока.

Варианты детей

(тема названа, цель: познакомиться с новой орфограммой, научиться правильно писать слова с ней).

Актуализация знаний

  1. мин

Вы сможете точнее сформулировать правило правописания, если проведете исследовательскую работу.

Запишите в 2 столбика, учитывая согласную в приставке:

безграничный, известить, бескрайний, разбросать, рассказать, испортить, вздыхать, вспомнить

- выделить приставки;

- подчеркнуть согласную, на которую оканчивается приставка и двумя чертами согласную, с которой начинается корень;

- сравнить написание приставок  1 и 2 столбиков;

- какой вывод можно сделать?

Сверим наши мысли ( учебник на стр. 32)

1 столбик:

безграничный, известить, разбросать, вздыхать.

2 столбик.

бескрайний, рассказать, испортить, вспомнить

Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.

Знакомство с формулировкой , которую предлагают авторы учебника

( на стр.32).

 Изучение нового

(Этап первичной проверки понимания изученного).

15 мин.

  1. Презентация.

1 слайд. Стихотворение о приставках, изучаемых на уроке.

2 слайд. Алгоритм действий по выбору буквы.

3 слайд. Тренировочное упражнение: вставить букву с учетом глухой/ звонкой в корне.

4 слайд. Исправить ошибки Пети Ошибкина.

5-7 слайды. Тестовое задание с самопроверкой.

Критерии  оценивания:

5-6 правильных ответов – «5»;

3-4 правильных ответов – «4»;

1-2 правильных ответов  - «3»

  1. Орфографическая сказка.

         Сказка – ложь, да в ней намек:

                      добрым молодцам урок!

                                                    А.С.Пушкин                                  

В некотором царстве, орфографическом государстве жили-были согласные: звонкие и глухие. Дружно жили, не тужили, но однажды… заспорили З и С, кто главней. Кому стоять на конце приставок. З кричал, что звучит сильнее, С убеждал, что без него не обойтись. Чуть не подрались! А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!

Обратились к мудрецу, который все на свете знал и даже писал правила для жителей государства. Повелел мудрец: писать приставки на З перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными. И наступил мир и лад в орфографическом государстве.

  1. Рассчитать- расчетливый- расчет

Простое слово «РАССЧИТАТЬ»: в нем надо нам две СС писать, в словах «РАСЧЕТЛИВЫЙ», «РАСЧЕТ» напишем мы наоборот ( только одну С!).

Работа с содержанием презентации.

Можно просто вдумчиво наблюдать, можно пробовать свои силы, записывать, проверять правильность.

На полях в тетради выставление самооценки.

Чтение орфографической сказки.

Осмысление правила.

Заучивают зарифмованный трудный случай правописания

Физкультминутка

2 мин.

Лингвофизкультминутка.

Каждому слову задать определенное движение рук, мимики:

бескрайний, безвкусный, исцарапать, бесхарактерный, расписаться, безграничный, разбежаться, расщедриться, разговорчики, сбежать.

 Выполнение движений на каждое слово ( с творческим подходом).

Создание проблемной ситуации

Цель: актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений в решении проблемы
Изучение нового материала

Актуализация новых знаний.

11 мин.

Сбежать.

-Подчиняется ли правилу коварная С?

-Ошибкоопасная  С! Маленькая, легко ускользает, иногда оказывается перед звонким согласным, напоминая фонетический процесс озвончения.

Наша задача: не поддаваться на провокации!

Сбежать, сговориться, сделать, сжать, сработать, сгнить, свинтить, сгибать.

Вывод: как бы звонко ни звучала приставка С- перед звонкими согласными, надо помнить, что пишется всегда одинаково!

Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой З: здесь, здание, здоровье.

- А есть ли здесь приставка? Буква входит в корень! Об этих словах и однокоренных от них (здешний, здороваться и т.д.) следует всегда помнить, чтобы нечаянно не сбили вас с толку и не перепутали  их со словами на приставку С-.

Выполнение упражнения № 480.

Запись слова, выделение приставки и корня (с-беж-а-ть)

Запись слов, в каждом выделяется приставка С-.

Запись слов, выделение корня

( приставки в этих словах нет)

Выполнение упражнения 480, распределение слов по трем группам ( по заданию к упражнению)

Этап информации о домашнем задании.

2 мин.

1 уровень, на оценку «3».

Выполнить упражнение № 477.

2 уровень, на оценку «4».

От данных существительных с предлогом образовать однокоренные прилагательные с приставкой, похожей на предлог, и подобрать к ним подходящее по смыслу существительное ( должно получиться словосочетание!)

без заботы, без крыльев, без дома, без края, без конца, без цели, без толка, без хозяйства, без работы, без совести.

3 уровень, на оценку «5».

Найти в художественном произведении А Платонова «Никита»  10 слов на орфограмму «Буквы З,С на конце приставок», графически представить орфограмму в каждом найденном слове).

               Пойдет вам впрок нехитрая наука
               О тех, кто буквам роли раздает!   
              "3" или "С"? Зависит всё от звука,
               Который за приставками поет!

Как этот материал излагается на сайте «Школьный помощник»?

Выбор уровня домашнего задания.

Выполнение домашнего задания.

Познакомиться с материалами сайта «Школьный помощник», сделать необходимые записи в рабочей тетради.

Рефлексия

2 мин.

Рассуждение:

- Что нового узнал (-а)?

- Какие трудности появились в процессе работы?

-Как их удалось преодолеть?

Нарисуй цветной кружочек – сигнал:

зеленый – я понял материал урока;

желтый – у меня остались вопросы;

красный – хочу проработать эту тему заново.

Спасибо вам, ребята, за урок!

 Ответы на вопросы  (устное рассуждение)

Ставят сигнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Урок на тему "-з- и -с- на конце приставок" 5 класс

Урок по ФГОС. Формироание УУД, работа по индивидуальной образовательной программе....

Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй

Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...

Урок русского языка "Буквы з-с на конце приставок"

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС...

Технологическая карта урока по теме: "З и С на конце приставок"

Данная методическая разработка - технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: "З и С на конце приставок". В основе занатия - учебное исследование, которое учащиеся проводят в группах...

Урок по теме "Правописание З-С на конце приставок" (5 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.Данный урок является уроком открытия новых знаний.  Структура урока соответствует его типу.Преемственность в изучении учебного материала осу...

Урок по русскому языку "з-с на конце приставок"

    Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных во ФГОС....