Урок русского языка "Буквы з-с на конце приставок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bukvy_z-s_na_kontse_pristavok.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Буквы з-с на конце приставок
- Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;
- формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;
Планируемые результаты:
Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.
Метапредметные: определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
Предметные: знать правило написания з-с на конце приставок, знать о единообразном написании приставки с, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний, уметь работать со словарями различных типов.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Оборудование компьютер, проектор, тестовые задания, лингвистический текст « Коварная приставка С», тестовые задания, материал для домашней работы, словари.
Ход урока
I. Организационный этап.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости, я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова, прочитайте их
( сначала про себя, затем вслух выразительно)
Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен, догадлив, сообразителен уверен в себе. Я буду усердно трудиться на уроке”.
Я желаю вам успеха.
II Проверка домашнего задания:
1. Сначала мы проведём небольшую разминку.
- Над каким большим разделом языкознания мы работаем? ( морфемикой)
- Что изучает морфемика? ( морфемы, значимые части слова)
- Какие морфемы вам изветсны? ( приставки, корни, суффиксы, окончания.
- Что такое корень?
- Что такое приставка?
- С какими приставками мы познакомились на прошлом уроке? ( приставками, которые пишутся одинаково, независимо от произношения, приставками пре-, при-)
- Назовите неизменяемые приставки.
- Когда пишется приставка пре-? При-?
2. Орфографический диктант.
(дома обучающиеся составляли словарный диктант по теме урока)
3. Взаимопроверка по ключу.
( Оценки выставляются в лист достижений).
Лист достижений
Фамилия, имя | |
Орфографический диктант | |
Усвоение нового материала | |
Первичная проверка понимания изучненного | |
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
- Вы хорошо усвоили материал предыдущего урока.
А теперь попытайтесь определить, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Сформулируйте тему урока. (Для этого прослушайте сказку)
В некотором царстве, орфографическом государстве,
Жили-были согласные, звонкие и глухие.
Дружно жили, не тужили. Но однажды …
Заспорили звонкий З и глухой С…
Кто главней?
Кому стоять на конце этих приставок?
З кричал, что звучит сильнее,
С убеждал, что без него тоже не обойтись.
Дело чуть не дошло до драки…
А ведь не будет добра, коли меж своими вражда!
Кто-то посоветовал обратиться к мудрецам,
Которые всё на свете знал и даже писали правила
Для жителей государства.
Тема урока «Буквы з и с на конце приставок»
- Исходя из темы, определите цели урока.
- Определить, когда пишется буква з на конце приставки, когда –с.
- Научиться грамотно писать слова с данными видами орфограмм,
- графически обозначать изученную орфограмму).
Мотивация
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий
А теперь, я думаю, вы сможете выступить в роли мудрецов. Вам предстоит разрешить спор между жителями орфографического государства и сформулировать правило правописания з и с на конце приставок. А для этого необходимо провести исследовательскую работу.
Тема исследования совпадает с темой урока, цель – с целью урока.
- Определите объект исследования. ( слова с приставками)
- Предмет исследования? (Буквы з-с на конце приставок)
1. Запишите слова в два столбика
безграничный бескрайний
разбросать распустить
известить испортить
вздыхать вспомнить
возместить восхождение
низвергать ниспадать
- Давайте составим план исследования.
- Выделить в словах приставки.
- Подчеркнуть в словах согласную, на которую оканчивается приставка, одной чертой, и согласную, с которой начинается корень, двумя чертами.
- Сравнить, как пишутся приставки в первом столбике и во втором.
- Какой вывод можно сделать?
Приставки на З пишутся перед звонкими согласными, приставки на С перед глухими согласными.
- Давайте познакомимся с правилом, которое предлагают нам авторы учебника ( материал стр. 30 )
V. Этап первичной проверки понимания изученного
1. Упр 437 фронтально,
(Самооценка выполнения упражнения вносится в лист достижений)
VI. Физкультминутка
Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.
Бесшумный
Вздохнуть
Бесчисленный
Возделать
Разжимать
Расщелина
Безвкусный
Изгонять
Расчертить
Расписать
Разгорячиться
Сбежать
(Самооценка вносится в лист достижений)
Подчиняется ли правилу, которое вывели мудрецы, слово сбежать?
2)- Фонетический разбор слова.
- В чём коварство приставки С?
Работа с лингвистическим текстом.
Коварная приставка с-
Осторожно! Она « ошибкоопасна»! Во- первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во- вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стёр, вряд ли кто- нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться – чётко слышится звук з. Но мы – то с вами на эту удочку не попадёмся!
Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными , будем помнить: это приставка 1 группы, и пишется она всегда одинаково: сбиться, сгорать, сжечь…
Есть маленькая группа слов, которая пишется с буквой з. Это здесь, здание, здоровье.
VI. Этап закрепления знаний и способов действия.
( в ходе закрепления идёт индивидуальная работа с электронным тренажёром, обучающиеся получают отметки, вносят их в лист достижений)
- Упр 440 ( в парах с обсуждением 1 вариант выписать слова с з на конце приставки, 2 вариант – с на конце приставки)
Вздыхать Исправить
Разглядеть расцвет
Разбег вскарабкаться
Безбрежный беспомощный
Возглас расположиться
Безграничный беспредельный
Изморозь рассмотреть
Чрезмерный рассвет
расписание
( справиться, сгибать, списать)
Самопроверка по ключу. Результаты заносятся в лист достижений
2. Тестовые задания.
Тестовые задания
I. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется
буква З.
1) ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный;
2) бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный;
3) бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить.
II. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.
- ра..сечь, ра..цвёл, во..стать, ..доровье;
- бе..примерный, в..плеск, .. беречь, ..дание;
- ..бегать, ра..щепить, бе..просветный, ..делка.
III. Укажите строчку, где все слова с орфограммой приставки на З и С.
- сгребать, бесхитростный, нарисовать, возвещать;
- восход, бескозырка, испуг, возрасти;
- погрузить, возглавлять, бесплатный, восток.
IV. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется буква З.
- во..парить, ра..делить, и..пугался, бе..следно;
- ра..рослись, бе..звучный, во..нести, ра..жечь;
- и..толковать, бе..мерный, ра..жалобить, бе..цветный;
V. Укажите строчку, где во всех словах на месте пропуска пишется С.
1) и..следовать, ..жимать, бе..покойный, ..дешний;
2) ...делать, ра..сечь, ..дать, ра..хватать;
3) и..тлеть, ..гореть, ра..жать, и..пугать;
Самопроверка (ответы на интерактивной доске).
1. 1
2. 3
3. 2
4. 2
5. 2
3. Разноуровневые задания
«3»
Прочитайте ряды слов. Спишите, исключив лишнее слово из каждого ряда.
Объясните свой выбор.
1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.
2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;
3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;
4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.
Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3 ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)
«4»
К каждой пословице подберите другую, подходящую по смыслу. Напишите пословицы попарно, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
1. Ра…говором сыт (не) будешь.
2. (Не) вырастишь овощей, (не) …варишь и щей.
3. (Не) ра…грызешь ореха, так (не)…ъешь и ядра.
4. Ра…суждениями каши (не) …варишь.
Правильный ответ (к 1 подходит 4, в ней идёт речь о том, что нельзя накормить словами, ко 2 подходит 3, т.к. в них идёт речь о том, что нельзя получить результата, не работая. В каждой пословице есть слова, не работая. В каждой пословице есть слова по теме урока, не с глаголами, глаголы 2 лица ед. числа)
«5»
Прочитайте текст. Разделите его на 2 части. Спишите ту часть, которая соответствует теме урока, выделите орфограмму.
Заклинатель присел около корзины и раскрыл её. В корзине лежала свернувшаяся колечками очковая змея. Заклинатель, легко сжимая дудочку, стал наигрывать печальную мелодию. Змея встрепенулась, расширила свой щит, испуганно и злобно зашипела. Змеи почти не слышат звуков. Музыка на них влиять не может. Кобра всё равно может укусить. Поэтому заклинатели не делают резких движений и отучают змею кусаться. Для этого её заставляют кусать очень горячие предметы.
Правильный ответ (Из этого текста мы узнаем об очень редком виде труда (дрессировка змей). Мы разделили текст на 2 части, списываем первую часть)
VII. Этап информации о домашнем задании
Разноуровневые домашние задания
«3»
1 уровень
Упр 443
«4»
2 уровень. От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой и подберите к этим прилагательным подходящие по смыслу существительные.
Образец: без плана – бесплановая работа.
Без заботы – ...,
без крыльев – ...,
без дома – ...,
без края – ...,
без конца – ...,
без руки – …,
без хозяйства – ...,
без цели – ...,
без работы – ...,
без толка – …
«5»
3 уровень
Соединить буквы з и с с согласными, составить слова
VII. Этап подведения итогов урока
- Над какой орфограммой мы работали сегодня на уроке?
- Когда на конце приставки пишется буква з? Когда с?
IX. Этап рефлексии
Обратитесь к листку достижений.
Работаем с нашим светофором
зелёный - я понял материал урока;
жёлтый – у меня остались вопросы;
красный – я бы ещё хотел проработать эту тему.
Благодаря чему мы смогли добиться хороших результатов?
Давайте снова обратимся к девизу нашего урока
Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь старательным и только!
Будь внимательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок
Цели урока: Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....
Презентация к уроку "Буквы з и с на конце приставок" в 5 классе.
Проверка знаний учащихся по теме "Бувы зи с на конце приставок"...
Открытый урок Тема : Буквы з-с на конце приставок
Конспект урока по русскому для 5 класса (7 вида)тема "Буквы з-с на конце приставок"Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;форми...
Технологическая карта урока "Буквы з и с на конце приставок "
Урок: русский языкТема урока: Буквы з и с на конце приставок Дата проведения урока: Класс: 5ОУ: ГБОУ школа №469Учитель-предметник: Степанова Н.В., слушатель краткосрочных курсов на базе ГБОУ ИМЦ «Осно...
Технологическая карта урока "Буквы З и С на конце приставок".5 класс.
Цель урокаПознакомить учащихся с орфограммой буквы з и с на конце приставок, формировать умение определять условия выбора букв на конце приставок, обеспечить языковое развитие учащихся через рассужден...
Урок по русскому языку "з-с на конце приставок"
Урок составлен в рамках деятельностного подхода с учётом необходимости формирования универсальных учебных действий, обозначенных во ФГОС....
Конспект урока. Буквы з и с на конце приставок
Познакомить учащихся со способом действия при выборе "з" и "с" на конце приставок. Сформировать навык безошибочного написания приставок,...