Тетрадь для индивидуальной работы по теме "Орфограммы в корне слова"
материал по русскому языку (5, 6, 7 класс)
В тетради собран материал для индивидуальной работы с отстающими или слабоуспевающими обучающимися по теме "Проверяемые гласные и согласные в корне слова".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
broshyura_orfogrammy_v_korne.docx | 128.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тетрадь
для индивидуальной работы
учени_ ___ класса
МБОУ «Бобровская СОШ»
_____________________________________
Составитель: Дергунова А.С.
Безударные гласные в корне слова
- Восполните недостающие слова правила.
Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать _____________________________ или _______________________, чтобы данная буква была под ______________ и звучала чётко.
- Замени слово во мн.ч. проверочным словом в ед.ч. Образец: холода—холод
гр…чи —________, н…жи —_____, цв…та -_____, г...ра —_______, пт..нцы —______,
р…ды — ______, сл…ды —_______, сл…ва —_____, цв..та — _____, сн..га — ________.
- Замени слово во ед.ч. проверочным словом в мн.ч. Образец: ч…сло — числа
…кно - _______, стр…ла —_______, св…ча - ______, кол…с — ______, к…са —______, ст…на — ______, р…са — ______,к…за —_____, с…рьга — _______, среда — ______.
- Слово с безударной гласной проверь словом, состоящим из корня.
Образец: к…рмить — корм.
с…лить — _______, б…леть —_____, с…рить —_____, св…тить —______, б…йцы — ____, сн…говик — ____, к…фейник —____, н…беса —_____, с..лёный —_____, п..стух —_____, х..дить —_______.
- Слово, обозн. предмет, проверь родственным словом, обозн. признак предмета. Образец: б…лизна — белый,
д…брота — _______, т…шина —_______, хр…брец —_______, вр…дитель —_______, дл…на —_______, сн…жинка —_______, б…дняга —______, ч…рнота —______, л…нтяй —________.
- Слово, обозначающее признак предмета, проверь родственным словом, обозначающим предмет.
Образец: с…сновые деревья — сосны.
м…рская волна — ______, ст…льной обруч —_______, д…ждливая осень —________, в…здушные шары —_______, зв…риные следы - ______, п…лезный совет —_______, б…говая дорожка —____.
- Слово проверь родственным ласковым словом. Образец: пт…нец — птенчик,
п…тно —______, к…за —_____, д…ма —_____, к…ты —______, л…сты —______, тр…па —_______, л…цо —_______.
- Слово, обозначающее действие, проверь словом, обозначающим признак.
Образец: пл…тить — платный , кр…снеть —________, с…нел —________, з…мовал—________, т…мнел— _______, ч…рнеет—______, ск…льзят—________, т…плеет —________.
- Слово, обозначающее действие проверь словом, обозначающим предмет. Образец: сп…шить — спешка, гл…дит —_________, см…треть —______, зап…щать —________, т…нцевать —_____, зв…нить —______, г…ревать —________, ст…нать —_________.
- Слово, отвечающие на вопрос что делал? проверь словом, отвечающим на вопрос что делает? Образец: бр…дил — бродит, н…сил — _______, д…рил —_____, т…нул —________, ц…нил —______, хв…лил —_____, т…чил —______, в…зил —_______.
- Слово, отвечающее на вопрос что делает? проверь словом, отвечающим на вопрос что делал? Образец: ж…вёт — жил, в…зёт —_____, м…тёт —______, пл…тёт —_______, в..дёт —______, н…сёт —________, т…чёт —_______.
- Слово с буквой Е проверь буквой Ё. Образец: т…мнеть — тёмный, т..пло —________, ч…рнота —_______, зв…зда —_______, оз…ро —______, с…ло —________.
- Слово, отвечающее на вопрос что делал? проверь словом, отвечающим на вопрос что сделает? Образец: пр…сил — попросит, т…щил —_________, т…нул —______, од..ржал —________, см…трел —_______, п…сал —_______, т…чил —______.
Проверяемые согласные в корне слова
- Восполните недостающие слова правила.
Чтобы проверить согласную в корне, нужно подобрать ______________ или _______ форму слова, чтобы после данной согласной стояла ____________ или буквы _______. Пример: дуб – дубы, дубрава; мороз – морозы, морозный
Вставьте пропущенные буквы
2. Вставь пропущенную букву. Чтобы проверить написание слова, поставь существительное в форму множественного числа.
зу… - _____
ду… - _____
гри… - _____
хле… - _____
сне… - _____
клю… - _____
паде… -_____
парово…- _____
алма… - ______
сапо… - _____
стол… - _____
поро… - _____
прово… - _____
ма..ь…-_______
3. Вставь пропущенные буквы. Чтобы проверить написание данных слов, измени их так, чтобы в них появился ласкательный суффикс -очк-, -ечк-
тетра..ка - _____
ло..ка - ________
заря..ка - _______
завя..ка - _______
разгру..ка - _____
дворня..ка - _____
кры..ка - _______
сладкое..ка - _____
руба..ка - _______
ю..ка - _________
голу..ка - _______
заклё..ка - ______
4. Вставь пропущенные буквы. Чтобы вставить согласные в прилагательные на -зкий, поставьте его в краткую форму. Мерзкий – (каков?) мерзок.
Ни..кий - ________
сколь..кий - ______
вя..кий - ________
бли..кий - _______
дер..кий - _______
5. Зачеркни ненужную букву.
Вдру(г/х), медве(т/д), зале(з/с), замёр(с/з), ё(ш/ж), пое(с/з)д, скво(з/с)ь туман, оре(ж/ш)ки, ло(в/ф)кий, у(с/з)кий, похо(ш/ж),мла(д/т)ший, про(с/з)ьба, дене(ж/ш)ка, бума(ж/ш)ка, бере(г/х), скри(б/п)ка, подви(г/к), сла(т/д)кий, варе(ж/ш)ка, ко(с/з)ьба, ги(б/п)кий, выши(ф/в)ка, моло(д/т)ьба, руба(ж/ш)ка, про(з/с)ьба, ре(т/д)кий.
6. Вставьте пропущенные буквы в словосочетания.
Сла..кий пирог, ша..кий мост, лё..кий рю..зак, у..кий ло. мя..кая поду..ка, ги..кий шнур, ни..кое дере..це, ..добный хле. пышная сва..ьба, железная кру..ка, зимняя шу..ка, страшная ска..ка, серебряная ло..ка, неразгаданная зага..ка.
Непроизносимые согласные в корне слова
Восполните недостающие слова правила.
Чтобы проверить, есть ли в корне слова непроизносимая согласная, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы после сомнительной согласной _______________ или ______________.
- Напиши слова, которые отвечают на вопрос какой?
Образец: запаслив – (какой?) запасливый.
Вкусен – (какой?) – _________________
Чудесен – (какой?) –_________________
Опасен – (какой?) –_________________
Прекрасен – (какой?) –________________
Интересен – (какой?) – _______________
Вынослив – (какой?) – ________________
Ужасен – (какой?) –__________________
Ясен – (какой?) – ____________________
- Вставьте пропущенные буквы. Рядом запишите слова, обозначающие предметы.
Праз_ничный (что?) ____________________
Звез..ное (что?) _____________________
Чес_ный (кто?) ______________________
Извест_ный (кто?) ___________________
Грус_ная (что?) ______________________
- Составь словосочетания по образцу.
Образец: (радость) день – радостный день.
(Область) город – _______________________
(Счастье) встреча –______________________
(Гигант) завод – ________________________
(Честь) поступок – ______________________
(Прелесть) картина –____________________
(Ярость) ветер –________________________
(Капуста) котлеты –____________________
(Ненастье) погода –_____________________
- Запиши слова в три столбика в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Шоссе, мес_ность, громоз_кий, а_уратный, ут_пает, кре_кий, жу_ать, со_нце, л_дошки, п_щат, тра_ка, осе_ий, м_кушка, утре_ий, Ро_ия, интерес_ный, тр_па, выс_хли, ло_кий, су_ота. Подчеркни слова с непроизносимыми согласными.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Измени словосочетания по образцу.
Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.
Площадка на лестнице –___________________
Житель данной местности –_______________
День праздника –________________________
Человек, который получил известность – _____________________________________
- Образуй при помощи суффиксов –н-, -ник- новые слова. Запиши.
Образец. Вестник.
Весть(ник).__________ Трость(ник). _________Участие(ник)._________ Зависть(ник) __________Интерес(н)_________ честь(н) _______ известие(н) __________ ненастье(н) __________ Ярость(н) ___________согласие(н) _______________
Выдели корень и суффикс.
- Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Непроизносимые согласные подчеркни. Замени выделенное слово близким по значению с непроизносимыми согласными.
Здешний житель – ______________________
Пасмурный день – ______________________
Печальная картина – ____________________
Правдивый ответ – ______________________
Героический поступок – ___________________
Красивый город – ________________________
- Раздели на две группы (есть непроизносимая согласная, пишем в графу с «+», нет непроизносимой согласной – под знаком «–»).
праз_ник, час_ник, чес_ная, лес_ница, здра_ствуйте, я_ственно, прелес_ная, хрус_нула, лес_ный, тягос_но, прихвас_нуть, свис_нуть. ярос_но, капус_ный, звез_ный, шерс_ка, учас_ник, блес_ки, мес_ность, искус_но, соглас_ный, кос_ный, чудес_но, чу_ство, грус_но, вес_ник,
пакос_но, пас_бище, влас_ная, крепос_ное
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Запиши слова по образцу, подбирая проверочное слово, выдели орфограмму.
Образец: окрестный - крест
Радос..ный, грус..ный, вкус..ный, чудес..ный, вес..ник, прекрас..ный, интерес..ный, ненавис..ный, свис..нуть, чес..ный, ярос..ный, трос..ник, мес..ный, облас..ной, пас..бище, сове..но, аген..ство, буревес..ник, ус..ный.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа "Правописание гласных в корне слова"
Работа предназначена для учащихся 6 - 7 класса...
Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».
Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....
Проверочная работа "Чередующиеся гласные в корне слова"
Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса...
задания для индивидуальной работы для учащихся 9 класса по теме "Гласные в корнях слов"
дидактический материал для самостоятельной работы учащихся...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Правописание безударных гласных в корне слов»
Вниманию представлен конспект занятия по логопедии в 6 классе по теме:" Правописание безударных гласных в корне слов"....
Проверочная работа "Чередующиеся гласные в корне слова"
В документе содержится тестовая работа для проверки усвоения материала по теме "Чередующиеся гласные в корне слова"...
Тетрадь для индивидуальной работы по теме "Причастие"
Материал в данной брошюре поможет организовать индивидуальную работу с отстающими по теме "Причастие"....