Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока по теме "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kichuk_d.n._glasnye_v_pristavkah_pre-_i_pri-.docx | 185.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
русского языка в 6 классе
Тема урока: Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
Цель: научить учащихся выбору гласной в приставках при- и пре-.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с условиями выбора гласной в приставках пре- и при-;
- повторить правописание частей речи
Воспитательные:
- формировать интерес к языку;
- формировать культуру общения, навыки взаимопомощи.
Развивающие:
- умение анализировать и делать выводы;
- развивать умение доказывать свою точку зрения,
- развивать познавательные интересы.
- развивать орфографическую зоркость, наблюдательность;
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные
1. Научиться объяснять написание гласных е и и в приставках ПРЕ- и При-.
- Метапредметные
1.Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
2.Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
3.Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
- Личностные
1. Воспитание культуры самосознания. Формирование у учащихся интереса к предмету.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Ресурсы урока: учебник Рууский язык, 6 класс под ред.М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская и др.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель настраивает учащихся на рабочий лад.
Проверяет готовность к уроку.
2. Мотивация
Учитель: «Начнем урок с проверки домашнего задания. При выполнении упражнения у кого возникли вопросы?». (Ответы учащихся)
Учитель: «Поиграем в игру, которая называется «Найди ошибку». Вам необходимо обменяться тетрадями с выполненным домашним заданием, проверить упражнение, оценить и поставить оценку карандашом. По окончании игры обменяйтесь обратно тетрадями. Спасибо».
3.Актуализация знаний
Учитель: «А теперь давайте вспомним, что такое приставка». (Ответы учащихся)
Учитель: «Какие приставки вы знаете? Что такое неизменяемые приставки? Приведите примеры» (Ответы учащихся)
Учитель: «А теперь выполним задание на закрепление знаний о неизменяемых приставках. В каком ряду во всех словах пишется приставка ЗА-?
А) заросший, залежь, законный.
Б) загородный, запить, закатиться.
В) заземлённый, замшевый, заикаться.
Г) закрасить, занозить, задумчивый» (Ответы учащихся)
Учитель: «Молодцы! А теперь необходимо вспомнить правописание приставок на З- и С-. Кто может рассказать правило о правописании данных приставок?» (ученик отвечает, что правописание приставок на З- и С- зависит от последующего согласного: глухая согласная – с, звонкая – значит з).
Учитель: «Молодец! А теперь давайте выполнил упражнение на умение определять правописание приставок на З- и С-.»
Упражнение для самостоятельной работы в тетради с взаимопроверкой:
Вставь пропущенные буквы, выдели приставки: и..бежать, и..купить, ра..давать, бе..заботный, и..следовать, ра..полагаться, и..лечить.
Учитель: «Молодцы! Ребята, в русском языке есть еще одна особая группа приставок, а каких именно вы узнаете, прослушав небольшую сказку».
4.Целеполагание и планирование
Жили-были два брата. Приставка пре-, и приставка при-. Были они всегда грустными и никогда не улыбались, а всё потому что в написании этих приставок люди допускают много ошибок, и им было обидно. И тогда братьям очень захотелось научить людей правильно писать слова с этими приставками, но они ещё не знали как...
В один прекрасный день встретили братья своих друзей- приставок без-, бес- и рассказали им о своей проблеме. Узнав в чём её суть друзья посоветовали нашим братьям придумать правило написания приставок пре-, при-.
Вернулись братья домой и сразу принялись за дело: начали правило составлять, да только сосредоточиться никак не могли . Вот они думали...думали...да так ничего не придумали.
На следующий день приставки пре- и при- решили попросить помощи у других приставок и пригласить их к себе в гости. Позвонили братья всем своим друзьям-приставкам. Они подумали и согласились.
Наконец наступило два часа дня и все гости были в сборе. Стали они думать, как правило понятное людям составить. Думали...думали... И начали свои мысли излагать:
- «Может правило начать так: Приставка при- пишется если...» -предложила приставка за-.
- «А продолжить так: она означает приближение, присоединение, близость или неполное действие. -добавила приставка с-.
-«Приставка пре- пишется если...»-сказала приставка про-.
-"Она близка по значению к слову очень или к приставке пере-. -закончила правило приставка над-.
И вот, что в итоге получилось:
Приставка при- пишется если она означает приближение, присоединение, близость или неполное действие.
Приставка пре- пишется если она близка по значению к слову очень или к приставке пере-.
Учитель: «Ребята, прослушав эту сказку, вы поняли о о каких приставках идет речь?». (Ответы учащихся)
Учитель: «Правильно! А знали ли вы раньше об этих приставках?» (Ответы учащихся)
Учитель: «Как бы вы сформулировали цель нашего сегодняшнего урока?» (Ответы учащихся)
5. Открытие нового знания
Учитель: «Кто внимательно слушал сказку, тот услышал правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-. Давайте попробуем изобразить это правило в виде ромашки».
Учитель: «Так как у приставки ПРИ- больше значений, то мы изобразим ее в виде самого цветка ромашки, в центре которой будет наименование ее, а лепестками– значения; а приставку ПРЕ- мы поместим на стебле, а значения – на листиках. Нарисуйте такую ромашку в свою тетрадь». (Учитель изображает на доске, ученики – в тетради).
Учитель: «Теперь все вместе обобщим полученные знания и закрепим на примерах с объяснением. Запишите в тетради следующие слова, правильно выберите приставку, графически выделите ее: прекрасный, приморский, привязать, прибежать, преступить, присесть». (учащиеся выполняют задание и комментируют правило правописания , приставок ПРЕ- и ПРИ-).
6. Включение нового знания в систему знаний
Учитель: «Молодцы! А теперь поработаем с таблицей, которую я вам раздала. Необходимо слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- перенести в нужное значение и в каждую колонку добавить самостоятельно 2-3 примера». (Учащиеся выполняют)
В значении «приближение» | В значении «присоединение» | В значении «неполнота действия» | В значении «близости» | Значение близко к приставке пере- | Значение близко к слову очень |
Пр..веселый, пр..бежать, пр..скакать, пр..мудрый, пр..градить, пр..бить, пр..клеить, пр..большой, пр..брежный, пр..смотреть.
Учитель: «Молодцы! Справились и с этим заданием. А теперь обратимся к учебнику и посмотрим, как авторы учебника предлагают запомнить правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.». (Работа с учебником)
7. Промежуточная рефлексия
Учитель: «Сегодня на уроке мы познакомились со значениями приставок ПРЕ- и ПРИ-. Нарисовали ромашку для более удобного способа запоминания данных значений, а на следующем уроке мы познакомимся со словами, в которых определить значение данных приставок трудно, и для этого нужно обращаться к толковым словарям, а также со словами, в составе которых есть ПРЕ и ПРИ, но они являются не приставками, а частью корня».
8.Физкультминутка
9. Закрепление по теме
Задание «Третий лишний». Устно.
В каждом ряду найди лишнее слово, написание которого проверяется по словарю. Докажи выбор.
1.Пр...клонить, пр...бежать, пр...встать;
2. Пр...красный, пр...сильный, пр...ломить;
4. Пр..ехать, пр..мчаться, пр...градить.
9.Рефлексия
Учитель задает вопросы:
- какова тема урока?
- какую цель ставили?
- достигли ли цели?
- на какие группы делятся все приставки в русском языке?
- какое правило использовали?
- что было интересно на уроке?
- что было трудно?
- где ваши знания пригодятся?
Оцените свою работу, поставьте оценку «5»? «4»? «3».
10. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Гласные в приставках –при и –пре»
Моя задача как учителя русского языка заключается в повышении «продуктивности» обучения. Решение данной задачи на уроке вижу именно в деятельностном подходе к обучению учащихся, сущность которого закл...
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»
Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...
Гласные в приставках пре- при-
конспект открытого урока...
Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- Урок.1
Цель урока: научить учащихся грамотно писать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-Задачи:- обучающие: научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПР...
Урок русского языка в 5классе по теме « Правописание гласных в приставках пре- и при-» (по программе В.В. Бабайцевой) (с использованием методики КСО «Взаимодиктант» по Ривину-Дьяченко»)
Цель: 1. Закрепить знания учащихся о правописании гласных в приставках пре- и при-.2.Совершенствовать ум...
Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"
Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...
Презентация "Правописание безударных гласных в приставках". 5 класс.
Данную презентацию не следует рассматривать как полноценный урок, но она может быть использована при подготовке тем "Правописание безударных гласных в приставках", "Правописание букв и, а, у после шип...