Урок «Гласные в приставках –при и –пре»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Швецова Елена Анатольевна

Моя задача как учителя русского языка заключается в повышении «продуктивности» обучения. Решение данной задачи на уроке вижу именно в деятельностном подходе к обучению учащихся, сущность которого заключается в усвоении содержания обучения и развитии ученика в процессе его собственной активной деятельности.

Все этапы урока способствуют реализации учащихся как языковой личности, что отвечает Стандарту.

Содержание урока и практическая часть его позволяют ученикам осуществлять самоконтроль в процессе труда при повторении изученного материала и самостоятельном  постижении новой темы.

Предусмотрена работа по подготовке к ЕГЭ: на различение паронимов и создание  высказывания с применением аргументации.

Через весь урок проходит художественный образ осеннего букета, который не только придает уроку особый фон, но и помогает восприятию и закреплению учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yaz._6_klass.doc111.5 КБ
Файл urok2.rar989.71 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная образовательная школа №2»

 с углубленным изучением

 иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск

 Урок по русскому языку в 6 а классе

Тема: «Гласные в приставках –при и –пре»

Учитель Швецова Елена Анатольевна

2011г

Тема: «Гласные в приставках –при и –пре»

Цель:

1. Объяснить условия выбора  гласных в приставках пре- и при-;

2. Развивать умения учащихся правильно определять значение приставок и обосновывать выбор написания приставки; развивать речь;

3. Воспитывать грамотную личность.

Сопровождение урока – презентация

Ход урока:

Содержание урока

Работа  в тетради

Работа на данном уроке выполняется на листах-заготовках (по окончании урока будут сданы на проверку).

I. Слово учителя

(На столе – букет цветов).

Слайд 1

Рисунок с изображением букета цветов.

- Перед вами букет цветов. Подберите ему название (красота осени, красота бабьего лета, дары природы, осенняя  радуга, гармония).

- Какие слова из словаря вам понадобились бы для описания этого букета?( багровый, бордовый, багряный, оранжевый, фиолетовый, лиловый, бирюзовый, лазурный).

- Сегодня вы будете работать в контрольных листах (вам эта форма работы знакома).

- Итак задание №1

Слайд 2

II. Словарь:

Задание №1: вставить пропущенные буквы в словах, которые вы сейчас предложили для описания букета цветов. Начинайте выполнять.

Б…гровый, б…рдовый, б…гряный, …ранжевый, ф…олетовый, л…ловый, б…рюзовый, л…зурный;

- Представьте себе, что этот букет я собрала не в саду, где выращиваю цветы для себя, для близких и друзей, чтобы вызвать в душе приятные чувства, а в лесу, в поле. Надо ли думать о бережливости по отношению к природе или нарвать охапку да не одну? (конечно, надо подумать);

- Какое словарное слово нам будет об этом напоминать? (экономить, экономный, то есть бережливо расходующий что-либо, не обязательно только деньги).

- Запишите после запятой слово «экономный»;

- Вспомните однокоренное слово к слову «экономный», но имеющее другое значение (экономический, то есть связанный с материальным благосостоянием, например, страны);

- Запишите это слово рядом со словом «экономный».

Слайд 2

Проверка (на экране готовый материал):

Багровый, бордовый, багряный, оранжевый, фиолетовый, лиловый, бирюзовый, лазурный; экономный, экономический.

- Как называется пара слов «экономный и экономический» (паронимы).

Слайд 3

Задание №2: выбрать вариант, в котором вместо слова «экономный» нужно употребить экономический.

1. Мой брат поступил в технический институт на экономный факультет.

2. Президент Д.А.Медведев выступил по вопросу экономического кризиса в стране.

3. Природа требует экономного расходования ее богатств.

Слайд 4

Проверка (на экране готовый материал):

1. Мой брат поступил в технический институт на экономный факультет.

2. Президент Д.А.Медведев выступил по вопросу экономического кризиса в стране.

3. Природа требует экономного расходования ее богатств.

III. Гласная в приставках –при и –пре

1. Объяснение нового материала

- Включите свое воображение.

- Чтобы нарвать букет цветов, нужно прийти, приехать или прибежать в лес, то есть каким-то образом добраться до леса. Согласны?

- Добрались. Цветов – море. Мы хотим к ним рукой прикоснуться, притронуться. Так?

- У нас появляется желание присесть возле цветов. Верно?

- Нарвали скромный букет и решили вырастить такие же цветы на пришкольном участке, чтобы все ими любовались.

- Из леса вернулись предовольные, то есть очень довольные.

Дома говорили родителям о впечатлениях от лесной прогулки и о том, что отдыхающим нужно прекратить бездумно относиться к природе.

Слайд 5

- Взгляните в задание №3

А)

-при-

Пример

-пре-

Пример

Прийти

Приехать

Прибежать

Прилететь

Прикоснуться, Притронуться.

Присесть

Пришкольный

- Вы только что услышали слова, которые видите в таблице (прийти, приехать, прибежать, прилететь, прикоснуться, притронуться, присесть, пришкольный, предовольные, прекратить);

- какая морфема в них выделена? (приставка);

- В одном случае в приставке буква И, а в другом – Е.

- Это тема нашего урока.

Слайд 6

Тема: «Гласные И – Е в приставках при-пре»

 Цель:

1. Понять условия выбора гласной в приставке при-пре-

2. Учиться самостоятельно постигать новый материал.

- Итак,

Задание №3: заполнить таблицу.

Б)

- Взгляните еще раз в таблицу. Какой вопрос напрашивается? (когда писать –при, а когда –пре?);

- Сами и ответьте, а для этого откройте учебник на с. 69.

- Прочитайте первую часть правила (читают и повторяют вслух);

- А теперь запишите в таблице в первую колонку значение приставки –при:

1. В каком значении употребляется приставка –при в словах прийти, прибежать, приехать? Приближение, присоединение, неполное действие или близость действия? (приближение);

2. В каком значении употребляется приставка –при в словах прикоснуться и притронуться? (присоединение);

3. В каком значении употребляется приставка –при в слове присесть? (неполное действие);

4. В каком значении употребляется приставка –при в слове пришкольный? (близость действия).

- Прочитайте вторую часть правила и запишите в третьей колонке значение приставки пре-:

1. В каком значении употребляется приставка пре- в слове предовольные (близка по значению к слову «очень», очень довольный);

2. В каком значении употребляется приставка –пре в слове прекратить? ( близка по значению к приставке пере-, перестать).

- Сделайте вывод, пользуясь таблицей или записью на экране. Проверка:

Слайд 7

при-

Пример

пре-

Пример

Прибли-

жение

Прийти

Приехать

Прибежать

Прилететь

Очень

Предовольные

Присое-

динение

Прикоснуть-ся Притронуть-ся

Пере-

Прекратить

Неполное

действие

Присесть

Близость

действия

Пришколь-ный

2. Закрепление нового материала

Слайд 8

Задание №4: вставить нужную гласную в приставке слова.

Пр…скакать, пр…плыть, пр…колотить, пр…вокзальная,  пр…интересный, пр…открыть, пр…градить.

Самопроверка (на экране готовый материал):

Слайд 9

Прискакать – в значении приближения

приплыть – в значении приближения

приколотить – в значении присоединения

привокзальная – в значении близости действия

преинтересный – близка по значению к слову очень

приоткрыть – в значении неполного действия

преградить – близка по значению к приставке пере-

Вывод: орф. №29 (проговаривают)

Слайд 10

Рисунок с изображением волшебника 

Задание №5: прослушать,  выписать слова с  приставками при-пре-, применяя правило написания.

 

Вот видишь, ПР…ближается

Волшебник к нам с тобой,

К чему-то ПР…касается,

Качает головой.

Все делает не полностью-

Слегка, едва, чуть-чуть:

ПР…сел, ПР…встал –

И снова торопится он в путь.

Еще он любит узнавать,

Что есть вблизи чего:

ПР…школьный садик посещать,

Осматривать его,

В ПР…морском парке погулять,

А больше ничего.

А это наша фея –

Секунды не молчит:

Ее все ОЧЕНЬ радует

Или уж ОЧЕНЬ злит.

Вот только что: «ПР…красно!

ПР…мило! ПР…смешно!»

И вот уже: «ПР…скверное, ПР…глупое оно!

В одном лишь не меняется –

Всегда ей очень нравится

Приставка ПЕРЕ-.

Фея любит ПР…рывать,

И ПР…граждать, и ПР…кращать!..

Ее приходится прощать.

Ты фею эту называй, записывай и узнавай.

Слайд 11

Проверка:

При-: приближается, прикасается, присел, привстал, пришкольный, в приморском.

Пре-: прекрасно, премило, пресмешно, прескверное, преглупое, прерывать, преграждать, прекращать.

Задание №6: выпишите из задания №5 слова, в которых прячутся 4 орфограммы. Объясните графически.

Выполните словообразовательный разбор слова прикасается

Слайд 12

Проверка:

Приближается (прибл., близок, I спр., что делает?);

Прикасается (присоед., I спр., что делает?)

Вывод: ….

Слайд 13

Рр

Преобразование страны – дело президента

- Что значит преобразовать? (изменить, переделать в лучшую сторону);

- Кто такой президент? (главный человек в стране);

- Почему преобразование страны – его дело? (от него зависит будущее страны, от того, как он руководит);

- какие слова в формулировке тезиса отвечают теме урока? (преобразование, президент);

- запишите в словарь (задание №1);

- преобразовать: пре – это приставка или часть корня? (приставка);

- можно ли определить ее значение? (да, близка по значению к приставке пере-, переделать, изменить);

- президент: - пре – приставка или часть корня? (часть корня, запомнить);

- как быстрее можно запомнить: Е – первый, то есть главный человек; И – знать имя , имя нашего президента – Д.А.Медведев).

Задание №7: Рр (устно)

Подобрать аргумент к данному тезису:

«Преобразование страны – дело президента»

Аргументы:

1. Петр I сыграл огромную роль в развитии государства:

- «прорубил окно в Европу» (сделал Россию морской державой, построил флот);

- укрепил морские границы;

- установил торговые отношения с другими странами;

- решал вопросы в области образования;

- построил Санкт-Петербург

Вывод: президент – лицо государства.

Слайд 14

III. Домашнее задание

1. №155 с.69, орф. №29

2. Словарь

I. Словарь:

Задание №1: вставить пропущенные буквы.

Б…гровый, б…рдовый, б…гряный, …ранжевый, ф…олетовый, л…ловый, б…рюзовый, л…зурный;

_____________________________________

_____________________________________

Задание №2: выбрать вариант, в котором вместо слова «экономный» нужно употребить экономический.

1. Мой брат поступил в технический институт на экономный факультет.

2. Президент Д.А.Медведев выступил по вопросу экономического кризиса в стране.

3. Природа требует экономного расходования ее богатств.

II. Гласная в приставках –при и –пре

Задание №3: заполнить таблицу.

при-

Пример

пре-

Пример

Прибли-

жение

Прийти

Приехать

Прибежать

Очень

Предоволь-ные

Присое-

динение

Прикоснуть-ся Притронуть-ся

Пере-

Прекратить

Непол-ное

Дейст-вие

Присесть

Близост

действия

Пришколь-ный

Задание №4: вставить нужную гласную в приставке слова, рядом указать значение приставки.

Пр…скакать - __________________

пр…мчаться -______________________

пр…колотить -_____________________

пр…вокзальная - ___________________

пр…интересный -_____________________

пр…открыть  -_________________

пр…градить -__________________

Задание №5: прослушать стихотворение, выписать слова с приставками при-пре-

При- ______________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Пре- _______________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Задание №6: выпишите из задания №5 слова, в которых прячутся 4 орфограммы. Объясните графически. Выполните словообразовательный разбор слова прикасается

________________________________________

________________________________________

Прикасается --- касается (прист.).

I. Словарь

Задание №1: вставить пропущенные буквы.

Б…гровый, б…рдовый, б…гряный, …ранжевый, ф…олетовый, л…ловый, б…рюзовый, л…зурный;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2: выбрать вариант, в котором вместо слова «экономный» нужно употребить экономический.

1. Мой брат поступил в технический институт на экономный факультет.

2. Президент Д.А.Медведев выступил по вопросу экономического кризиса в стране.

3. Природа требует экономного расходования ее богатств.

II. Гласная в приставках –при и –пре

Задание №3: заполнить таблицу.

При-

Пример

Пре-

Пример

1.

Прийти

Приехать

Прибежать

Прилететь

1. 

Предовольные

2.

Прикоснуться Притронуться

2. 

Прекратить

3.

Присесть

4.

Пришкольный

Задание №4: вставить нужную гласную в приставке слова, рядом указать значение приставки.

Пр…скакать -        _________________

пр…плыть -              _________________

пр…колотить -          _________________

пр…вокзальная -        _________________

пр…интересный -     _________________

пр…открыть -            _________________  

пр…градить -             _________________

Задание №5: прослушать стихотворение, выписать слова с приставками при-пре-

При- ______________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

Пре- _______________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Задание №6: выпишите из задания №5 слова, в которых прячутся 4 орфограммы. Объясните графически. Выполните словообразовательный разбор слова прикасается

________________________________________

________________________________________          

__________________________________________________________________________________



Подписи к слайдам:

Багровый, бордовый, багряный, оранжевый,фиолетовый, лиловый, бирюзовый, лазурный,экономный, экономический
Мой брат поступил в технический институт на экономный факультет.Президент Д.А. Медведев выступил по вопросу экономического кризиса в стране.Природа требует экономного расходования ее богатств.
1. Мой брат поступил в технический институт на экономный факультет.2. Президент Д.А. Медведев выступил по вопросу экономического кризиса в стране.3. Природа требует экономного расходования ее богатств.
ПРИ-
Пример
ПРЕ-
Пример
ПрийтиПриехатьПрибежатьПрилететь
Предовольные
ПрикоснутьсяПритронуться
Прекратить
Присесть
Пришкольный
Цель:Понять условия выбора гласной в приставках при-преУчиться самостоятельно постигать новый материал
Тема: «Гласные И-Е в приставках при-пре»
ПРИ-
Пример
ПРЕ-
Пример
Приближение
ПрийтиПриехатьПрибежатьПрилететь
Очень
Предовольные
Присоединение
ПрикоснутьсяПритронуться
Пере-
Прекратить
Неполное действие
Присесть
Близость действия
Пришкольный
Пр…скакать – пр…плыть – пр…колотить – пр…вокзальная – пр…интересный – пр…открыть – пр…градить –
Прискакать – в значении приближенияприплыть – в значении приближенияприколотить – в значении присоединенияпривокзальная – в значении близости действияпреинтересный – близко по значению к слову оченьприоткрыть – в значении неполного действияпреградить – близко по значению к приставке пере-
При-: приближается, прикасается, присел, привстал, пришкольный, в приморском.Пре-: прекрасно, премило, пресмешно, прескверно, преглупое, прерывать, преграждать, прекращать.
Приближается (приближение; близко; I спр.; что делает?)Прикасается (присоединение; I спр.; что делает?)Прикасается касается
Преобразование страны – дело президента.
Домашнее задание: 1.№155, с.69, орф.№29 2. Словарь

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- Урок.1

Цель  урока: научить учащихся грамотно писать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-Задачи:- обучающие:  научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ-  и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПР...

Презентация к уроку Гласные в приставках -пре и при

Презентация данного урока представляет подробное его проведение....

Конспект урока: «Гласные в приставках пре- и при-»

Конспект урока: «Гласные в приставках  пре- и  при-»...

Открытый урок. Обобщение темы: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ- . 6 класс. Учитель Дрягина Л.Ю. (конспект урока)

Цели урока:- обобщить знания  обучающихся по теме «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;- тренировать учащихся в определении основ...

Презентация к уроку "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-"

Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса на уроке русского языка при изучении темы "Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-".Презентация составлена с использованием ИКТ и состоит из 1...