«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Кошлякова Галина Викторовна

Предмет:  русский язык

Тема урока  Словосочетание.

Класс: 5  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koshlyakova_g.v._uchebnoe_zanyatie_.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку» - Кошлякова Г.В.

 Предмет:  русский язык

Тема урока  Словосочетание. 

Класс: 5  

Планируемые результаты для ученика

  определять типы словосочетаний, отличать их от однородных членов предложения и грамматической основы, определять, как связаны главное и зависимое слово в словосочетании, конструировать словосочетаания;

осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку;

 проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом.

Этап

Содержание

Форма работы

Формирование УУД

1.Этап мотивации

    -  Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, в лес, на речку.

    -  Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова:

(Речка, песок, солнце, лес).

(Результат каждого этапа работы вносится учащимися в Лист контроля)

фронтальная

Формирование ответственного

отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

2. Целеполагание

А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синяя речка, яркое солнце, собирать ягоды, лежать на песке,  погода жаркая, белые облака).(Слайд № 2)

-   Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).

    - Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (Слайд № 3)

Фронатальная,

индивидуальная

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей в том числе альтернативные;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

2. Актуализация знаний

А теперь вернемся к нашим словосочетаниям и подумаем, почему нельзя сказать, к примеру: синее солнце, яркая погода? (Слова в словосочетании связаны по смыслу).

    - Как Вы думаете, где в наших словосочетаниях главное слово, а где зависимое? Как можно это определить? (Задать вопрос от главного слова к зависимому). Давайте определим в наших словосочетаниях. (Слайд № 4)

Синяя речка,

 яркое солнце,

 собирать ягоды,

лежать на песке,  

погода жаркая,

белые облака

   - Видите ли вы, какими частями речи выражены главные слова? (Именем существительным и глаголом).

Фронтальная

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

3. Открытие новых знаний

  - Может быть, кто-то попробует определить, какие 2 вида словосочетаний существуют по способу выражения главных слов? (Именные и глагольные).

А теперь укажите вид наших словосочетаний. (Слайд № 5).

   - Давайте с вами обратимся к учебнику.

Какая информация оказалась новой для вас? (Граммматическая основа не является словосочетанием; Слова связаны между собой грамматически: с помощью окончания или окончания с предлогом).

Индивидуальная, фронтальная

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

4.Практический этап современного урока

-Мы с вами составляли словосочетания, определяли главное и зависимое слова, виды словосочетаний. А сейчас мы поработаем с предложениями и попробуем выписать из них словосочетания.

Задание 1: Произвести синтаксический разбор предложений, выписать словосочетания, разобрать их, определить вид словосочетаний.

Белый пар по лугам расстилается . По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается.

Работа в парах

«умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач»; «смысловое чтение»; «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

 Задание 2. А сейчас я предлагаю решить тест. И оценивать его вы будете сами. (Слайд № 10, 11, 12)

           1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово:

               А) Плыть быстро;

               Б) Серебристая река;

               В) Мокрый от дождя;

               Г) Задорно распевать.

           2.Какое сочетание слов не является словосочетанием:

               А) Посетить библиотеку;

               Б)  Лесная прохлада;

               В) Недалеко от озера;

               Г)Солнце встаёт .

            3.Укажите именное словосочетание:

                А) Играть в мяч;

                Б) Подвижные дети;

                В) Смотрит  далеко;

                Г) Гуляешь с друзьями.

            4.Укажите  глагольное словосочетание:

                А) Горячий чай;

                Б) Лежит на лужайке;

                В) Игра в волейбол;

                Г) Помощь родителям.

Слайд № 11: 

  1. А;
  2. Г;
  3. Б;
  4. Б.

Слайд № 12:

Критерии оценивания теста:

  1. Ошибки отсутствуют  - «5»
  2. 1ошибка                        - «4»
  3. 2-3 ошибки                   - «3»

4 ошибки                      - «2»

Индивидуальная работа с последующей самопроверкой по эталону

коммуникации…»; «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-

коммуникационных технологий…»

6.Рефлексия деятельности

- А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов :

(Слайд № 13)

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились  на уроке?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке ?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

  1. Запишите с помощью словосочетаний свою работу на уроке.

фронтальная

 «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию…» (ФГОС ООО, п. 9); «умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения»;

«владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности» (ФГОС ООО, п. 10).

Этап контроля и оценивания

1.-Перед вами пары словМожно ли сказать, что перед нами словосочетания? (Нет)

— Сконструируйте из каждой пары словосочетание.

золотой, листья

улетать, юг

прыгать, скакалка

молодой, старушка

умный, береза

пилить, вода

кипятить, доска

— Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

(Последние 4 пары слов никак не объединяются в словосочетания. Слова не подходят друг к другу по смыслу).

-А что скажете про первые 3 пары? (Они подходят по смыслу, но их приходится изменять. )

-Во 2 и 3 примере у вас получились сочетания из трех слов: улетать на юг, прыгать через скакалку.

Имеем ли мы право назвать их словосочетаниями, ведь вы сказали, что словосочетание — это пара слов?

2. Составьте кластер по теме "Словосочетание"

3. Суммируйте баллы своих листах контроля.      Какие результаты у вас получились?

индивидуальная

«формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию…»;

«умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения»; «владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

Практическая работа №2 "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по биологии"

Технологическая карта урока по теме: "Корень. Корневые системы"...

«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»

Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по математике»...

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"

Методическая разработка "Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе"...

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии». География 7 класс

Методическая разработка на тему «Формы и методы обучения на современном учебном занятии».  География 7 класс«Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира»...