Урок Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Семенниковская СОШ».
Обобщающий урок по теме «НАРЕЧИЕ». 6 класс
Составила : учитель русского языку и литературы
Филиппова О. А.
с. Семенниково, 2013г.
Обобщающий урок по теме «Наречие».
Цели:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Наречие»; закрепить знания о правописании наречий; закрепить умения находить наречия в тексте, верно писать и разграничивать созвучные им словоформы.
Развивающие: развивать память, творческое мышление и индивидуальность; развивать умение анализировать текст, употреблять точно и выразительно наречия в собственных высказываниях; развивать умение составлять монологическое лингвистическое высказывание на основе сравнения языковых единиц; развивать умение работать в группах.
Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
ХОД УРОКА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2.СОБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА.
Учитель. Сегодня у нас не просто урок, а урок-игра. Мы вместе с вами отправимся в царство НАРЕЧИЕ. Вам предстоит показать свои знания, полученные при изучении темы «Наречие», умения использовать знания при создании творческих проектов и выполнении заданий творческого характера. Сегодня я буду учиться у вас работать в группах и буду участником игры вместе с необычными гостями.
3.ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
- Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить к концу урока?
( дети, опираясь на тему урока, формулируют его цели, учитель принимает все предложенные варианты, затем предлагают свои цели урока)
4. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
(звучит песня «Коробейники», появляется Петрушка).
Петрушка: Привет! Я- Петрушка! Сколько вас здесь собралось! Вы, наверное, все двоечники и не сможете ответить на мои вопросы.
Учитель: Ребята постараются ответить на все твои вопросы правильно и быстро.
Петрушка: Отгадайте загадку:
Наш язык и скромен, и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово высоко произнеси-
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым- бело»-
И увидишь зимнее село.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!
Учитель: О словах какой части речи говорится в стихотворении?
Петрушка: А вот если бы я был профессором, то смог бы рассказать вам все- все о наречии.
Учитель: Ребята и сами могут рассказать тебе о наречии. Что такое наречие?
5. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1) работа с текстом.
( появляется профессор НАРЕЧИЕ)
Наречие: Здравствуйте, многоуважаемая публика! Сейчас я расскажу вам историю о моих друзьях, жителях царства НАРЕЧИЕ. Слушайте внимательно, но позже назовете имена моих друзей.
( у учащихся на столах находится текст)
В царстве Частей Речи было много замков. Один из них принадлежал мне и моим друзьям. Жили мы хорошо, но вот друзья любили спорить друг с другом, кто важнее.
-я,- говорит один,- могу прыгать по-заячьи.
- А стоит представить меня,- хвастается другое,- так сразу все исполнится. А вот ты когда собираешься помогать людям?- обращается он к другому, сидящему в мягком кресле.
-Когда- нибудь,- лениво отвечает тот.
- А я очень люблю вредить всем,- растягивая слова, вставляет Еле-Еле,- стоит меня представить, так все делается медленно.
-И я тоже!- крикнуло Кое - Как.- Стоит мне встать рядом с глаголом, так все портится.
И вдруг погас свет. Все стали возмущаться, падать. Кто-то крикнул:
-Где же Ярко? Почему оно нам не поможет?
-А зачем я вам?- спросило Ярко.- Вы все можете, считаете себя самыми важными.
Стыдно стало спорщикам за свое хвастовство. А Ярко подошло к глаголу Светит, и стало все по- прежнему.
( учащиеся работают с текстом, раньше всех справившиеся с заданием получают жетон)
2)Кодированный диктант.
Учитель: Чтобы умело пользоваться наречиями при составлении текста, нужно знать правила их написания.
Наречие: Я приготовил вам задание – кодированный диктант.
Учитель: Я буду читать наречия, написание которых зависит от знания орфограммы «О – Е после шипящих на конце наречий».
Петрушка: Слова писать не надо. Если в слове о, то пишем -1, если е -2.
слово | Ключ |
свежо | 1 |
певуче | 2 |
испытующе | 2 |
умоляюще | 2 |
волнующе | 2 |
зловеще | 2 |
хорошо | 1 |
горячо | 1 |
неуклюже | 2 |
( консультанты в группах проверяют диктант)
3) Решение ребусов.
Наречие: Выполните еще одно наше задание – решите ребусы.
Учитель: Я вам подскажу, что ответами будут слова – наречия.
( учащиеся работают с ребусами, консультанты осуществляют проверку, раздают жетоны за правильно решенные ребусы)
4)Орфографическая дистанция.
Учитель: Я хочу поблагодарить наших гостей за участие в уроке и пригласить всех на орфографическую дистанцию. У вас на столах задание, по моей команде вы по цепочке передаете листок сидящему рядом товарищу, указывая правильное написание наречия..
( на данном этапе отрабатывается умение применять орфограмму «Дефис в наречиях»)
Слитно / раздельно/ через дефис |
Поговорить (по) прежнему |
Работать (по) ударному |
(по) зимнему пути |
Разряженный (по) осеннему лес |
(по) настоящему договору |
Встретить (по) дружески |
Устроиться (по) походному |
(по) праздничному городу |
Жгло (по) вчерашнему |
Ползти (по) пластунски |
Расти (по) прежнему |
Тепло (по) летнему |
Одеться (по) зимнему |
(по прежнему пути) |
5) Орфографический заказ.
Учитель: Из данного текста выпишете наречия, запишите их в таблицу, группируя в соответствии с указанными орфограммами. (На данном этапе проверка осуществляется учителем и консультантами).
САВКА.
Направо от города, тихо пошептывая и изредка вздрагивая от невзначай налетевшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле. Там, где глаз не мог уже отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек. Поодаль от меня сидел Савка. Поджав под себя ноги по – турецки и свесив голову, он задумчиво глядел на Кутьку. Наши крючки с живцами давно уже стояли в реке, и нам ничего не оставалось делать, как только предаваться отдыху, который так любил никогда не утомлявшийся и вечно отдыхавший Савка.
6) Творческая работа.
Учитель: Пришло время вам показать свои умения в создании лингвистического текста. Предлагаю творческую работу – создание лингвистической сказки на основе полученных знаний при изучении темы «Наречие».
7) Защита групповых творческих работ ( один представитель группы защищает работу).
6. РЕФЛЕКСИЯ.
- Считаете ли вы, что виды работы на уроке помогли реализовать поставленные в начале нашего занятия?
- Какая, по вашему мнению, творческая работа заслуживает наивысшей оценки?
- Считаете ли вы, что умения, полученные на уроке, помогут вам в жизни?
- Что вы пожелаете себе и мне для работы на последующих уроках?
- Оцените свою работу на уроке сами.
( учащимся предлагается таблица со всеми этапами урока, они оценивают свою работу на каждом этапе и выставляют общую оценку)
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
( учащимся предлагается на выбор)
- Морфологический разбор 5 наречий из текста «Савка».
- Презентация «Употребление наречий в речи».
- Творческий проект «Дело было в Наречиеграде».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи
Познакомить учащихся с наречием как частью речи...
Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...
Конспект урока "Наречие как часть речи"
Подвести учащихся к определению наречия, его морфологических признаков, синтаксической функции через выяснение роли наречий в художественном тексте....
план -конспект урока"Наречие как часть речи"
При разработке урока учтены индивидуальные особенности учащихся.Урок-игра. Учащиеся знакомятся с морфологическими признаками наречия , оправляясь в кругосветное путешествие на фрегатах....
Презентация к уроку "Наречие как часть речи".
Презентация позволит ярко, образно, продуктивно провести урок по теме....
Урок "Наречие как часть речи"
Урок составлен с опорой на технологию проблемного диалога....
Технологическая карта урока "Наречие как часть речи" в ZOOM
Разработан урок для проведения в дистанционном режиме...