Стилистические особенности выражения цветообозначений в творчестве Фёдора Сологуба
проект по русскому языку (11 класс)

Базаева Донара Акакиевна

Научно-исследовательский проект, в котором исследуются средства и способы выражения цветообозначений, а также символика цвета в творчестве русского поэта-символиста Фёдора Сологуба, на примере романа "Мелкий бес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл научно-исследовательский проект79.64 КБ

Предварительный просмотр:

            XIXРеспубликанский конкурс молодых исследователей

                                         «Ступень в науку»

                  Секция: «Русская лингвистика, языкознание»

Тема: «Способы выражения цвета в русской литературе на примере творчества Федора Сологуба»

                                                          Автор работы:

                                                         Тедеева Анжелика Вячеславовна

                                                         5 «в»  класс

                                                        Место выполнения работы:

                                                        МБОУ СОШ №1 имени Заслуженного                                              

                                                        Учителя РФ А.А.Агаева с.Камбилеевское

                                                       Научный руководитель:

                                                       Базаева Донара  Акакиевна,

                                                       учитель русского языка и литературы

                                              2021-2022 г.

                                        Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………3

Глава 1. Символика цвета в мировой культуре………………………………………….…4

Глава2.Символика цвета в творчестве Федора Сологуба……………………………...….6

Глава 3. Средства и способы выражения цветообозначений в творчестве

Федора Сологуба…………………………………………………………………………….10

Заключение…………………………………...…………………………………………...….14

Библиография…………………………...……………………………………………………15

Приложение……..……………………………………………………………………………16

                                                                  Введение

           Цветообозначение как стилистический прием всегда активно использовалось в русской литературе как выразительное средство изображения действительности. Цветообозначения подчеркивают индивидуальный стиль писателя, создают целостную картину поэтического мира автора. Однако среди исследований по лингвистике практически отсутствует литература по теме данной исследовательской работы, т.е. по исследованию цветообозначения как стилистического средства и цветовой символики в русской литературе. На примере конкретного произведения – романа «Мелкий бес» Федора Сологуба – мы попробуем рассмотреть цветообозначения как средство выражения лингвистического стиля писателя.
          Цвет занимает особое место в творчестве Федора Сологуба. К сожалению, имя Ф.Сологуба до недавних пор оставалось неизвестным широкому кругу читателей, да и его творчество не до конца исследовано. Исследования по творчеству Ф.Сологуба в основном носят биографо-литературоведческий характер (это прежде всего работы Соболева Л.О., Чеботаревской А.А., Клинга О.А., Волынского А.А.).
          Из сказанного вытекает 
актуальность темы исследования.
         
Целью данного исследования является:
- изучение символики цвета в творчестве Ф.Сологуба;
- исследование средств и способов выражения цветообозначения в творчестве Ф.Сологуба.

           Из названной цели вытекают следующие задачи исследования:
- дать анализ таких 
культурологических понятий как цвет и символ;
- исследовать символику цвета 
в творчестве Федора Сологуба;
- рассмотреть средства и способы выражения цветообозначений в произведениях Ф.Сологуба;

           Структура работы. Настоящая исследовательская работа состоит из введения,трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассматривается символика цвета в мировой культуре, во второй главе сделана попытка изучить символику цвета в творчестве Федора Сологуба, а третья глава посвящена изучению средств и способов выражения цветообозначений в романе Ф.Сологуба «Мелкий бес».

           Практическое применение. Материал данной исследовательскойработы относится к теоретическим исследованиям и может быть использован на внеурочных занятиях по теории литературы, лингвистике, стилистике русского языка.


                                           Глава 1. Символика цвета в мировой культуре.

           Многие писатели используют цветовые эпитеты и метафоры, но не для каждого это является существенной стороной мировоззрения. Цвет и оттенки человек не только фиксирует, но и чувственно воспринимает. При этом каждый человек воспринимает цвета индивидуально, ассоциативно.
         Так что такое цвет? Обратимся к определению, данному в словаре «Эстетика»: «Цвет – одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующих отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве. Цвет обладает и большими выразительными возможностями, позволяющими передать эмоционально-смысловой настрой художественного произведения» (21, с.392).
С каждым цветом связано его определенное смысловое, политическое и национальное значение. Значит, применение цвета позволяет углубить, расширить качественную гамму фигур и знаков, нюансировать их содержание.
         Символика цвета тесно связана с национальными, политическими, религиозными, историческими и этнографическими, а также идеологическими особенностями, и потому она крайне многообразна и тесно связана с применением в определенной стране и у определенного народа. Но при всем многообразии цветовых значений выделяются:
- цвета-знаки;
- цвета-символы.
         Целью данной работы, как уже было отмечено, является исследование творчества поэта-символиста Федора Сологуба. Надо отметить, что символисты понимали значение символа по-своему, а именно как мистическое отражение потустороннего мира в каждом отдельном предмете и существе. «Символ только тогда истинный символ, - писал Вячеслав Иванов, - когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном магическом языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову»(5, с.39). Слово в программных стихах символистов двупланово, неадекватно своему предметному значению. Оно – тоже условный знак, эмблема, признанная выражать некие особые смыслы. «Я не символист, если слова мои равны себе, если они – не эхо иных звуков», - считал В.Иванов (5,с.153).
         Все вышесказанное необходимо учитывать при изучении творчества Федора Сологуба.
         Приступая непосредственно к определению символики основных цветов спектра, вспомним, что исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем знака – символа и системы языкового характера. Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать ее изолированно от человеческой истории и культуры невозможно.
         На первом этапе диалектического развития люди использовали только два цвета: белый и черный, символизирующие соответственно небо и землю, свет и тьму, мужчину и женщину, счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. В эпоху сложившихся общественных отношений понадобился и третий цвет, которым стал красный. Позднее, когда развитие общества потребовало наличие системного языка, стало применяться большое количество цветовых символов и «стало закономерным, что у разных народов цветовая символика превращалась в систему языкового характера»(1,с.74).
         В восточнойсимволике было три основных цвета. Первым основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, и в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Второй основной цвет – красный. В отличие от библейской символики, где красный цвет символизировал жесткость и греховность, в исламе это положительный символ солнца, огня и крови, как признака жизни, красоты и сильных эмоций. И третий основной цвет  желтый как символ блестящего света, золота, нетления, радости.
         В отличие от восточных символических систем западноевропейская символика «полностью сосредоточилась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасного в мире. Священное писание утверждает, что свет и цвет прекрасны потому, что их сотворил бог и навсегда установил смысловое значение священных слов и священных цветов» (1,с.79).
          В славянской мифологии четыре цвета радуги связывались с четырьмя стихиями: зеленый – с водой, синий – с воздухом, красный – с огнем, черный или багряный – с землей. Символика других цветообозначений возникла у славян намного позже.
         Таким образом, можно сделать вывод, что символика цвета в различных культурах сходна, можно наблюдать лишь незначительные различия, касающиеся цветовой кодовой символики.


                       Глава 2. Символика цвета в творчестве Федора Сологуба.

           Федор Сологуб – писатель с особым мировоззрением. Он принадлежал к поколению литераторов, которое называют «старшими» символистами, и которое подготовило приход в искусство «младших» символистов – Андрея Белого, Вячеслава Иванова, Александра Блока и других. Один из видных критиков начала ХХ-го века А.Горнфельд писал, что «символистом, декадентом Сологуб упал с неба» (7, с.6). В основе художественного мира Сологуба – отрицание жизни, ее строя, ее смысла. Жизнь есть «земное заточенье», жизнь есть страдание, безумие, жестокость (8, с.8). Для Сологуба пребывание на земле – адская мука: «Какая адская мука – гореть живьем  дьявольском огне земного мучительства!»(20,т.2,с.161). Считая искусство силой, преобразующей мир, Сологуб жестокому миру противопоставил свой, созданный фантазией поэта: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я поэт» (20, т.1,с.7).
          Естественно, что мировоззрение Сологуба наложило отпечаток на все его творчество. В печати было как-то замечено, что Сологуб смотрит на мир «словно сквозь закопченное стекло»(14, с.45). В самом деле, все в его стихах бледно, затуманено, бескрасочно, даже свет зари «холодный и печальный». Любимые эпитеты Сологуба злой, жестокий, безрадостный, томительный, тусклый, скучный. Когда он хочет нарисовать пейзаж, появляются: глухая улица, серая куча сора, пыльный забор – и на этом фоне:

         Цветет в исходе мая,
        Красою не прельщая,
        Угрюмый зверобой.

            Поэтические средства, которые обычно применял Сологуб, также однотонны, он по большей части вращался в замкнутом кругу однозначных аллегорий и антитез: жизнь-смерть, радость-зло, красота-безобразие, волшебная звезда Маир – серая недотыкомка и т.д. «Разителен контраст бальмонтовской башни с цветными окнами с могильным мраком и холодом сологубовского пещерного жития. Никаких красивостей, никакой пестроты, никаких криков, звонкого бряцанья словами, все тихо, аскетически скромно, сдержанно, сказано как бы вполголоса»(14,с.36). Как следствие  преобладание в цветовой системе Федора Сологуба серых и темных тонов.
           На примере конкретных примеров попытаемся рассмотреть стилистические особенности цветообозначений в произведениях Ф.Сологуба, их символику. Материалом для исследования послужили романы «Мелкий бес» и «Творимая легенда», рассказы и стихотворения Ф.Сологуба.
           Одним из наиболее употребительных цветообозначений в произведениях Сологуба является желтый цвет. Желтый цвет изначально связывался с потусторонним, мифологическим миром нечистой силы. Желтый цвет – цвет Солнца. Образ Солнца чрезвычайно важен в мифологии Сологуба. Солнце, называемое Змием или Драконом,- центральный образ зла в системе сологубовского творчества. По мнению М.Волошина, образ солнца «служит одним из важнейших ключей ко всему творчеству Сологуба (4, с.446). Традиционно центральное место солнца связывается прежде всего с исходящим от него светом – отсюда имя дьявола, выбираемое обычно Сологубом, содержит в себе, как правило, намек на эту функции: Светозарный, Люцифер, Денница. Отчетливые черты злобы и сладострастия в характере Змия-Солнца в мифологии Сологуба соотносятся с огненным Змием славянского фольклора. Очевидную роль также играют и библейские образы, связанные со змием: в основном это предания о медном змее, которого прибил к столбу Моисей, чтобы спасти свой народ, на который были посланы полчища ядовитых гадов. С этим отчасти связано понятие Солнца как олицетворение несвободы в произведениях Сологуба:

Высокий, в недостижимом небе пламенеющий Дракон смотрел ярыми глазами на скудную землю. В знойном сверкании его лучей была жажда крови, и сияла высокая радость о пролитых людьми каплях многоценного живого вина.(19, с.95).

           Желтый цвет – одно из наиболее поливалентных цветообозначений; это не только цвет потустороннего мира, нечистой силы, цвет болезни, но и цвет богатства, цвет золота. Так, желтый цвет – любимый цвет Передонова, главного героя романа «Мелкий бес». Передонов связывает желтый цвет именно с цветом золота:

Хотя часы служили ему (Передонову) давно, но он и теперь, как всегда при людях, с удовольствием глянул на их большие золотые крышки (18,с.21).

          Символика черного в цветовой системе Сологуба связана прежде всего с колдовством, потусторонним миром:

Черный переплет бросился в глаза Передонову и привел его в уныние… «Черная книга! Да еще по ней обеды готовить!- думал он со страхом. – Того только недоставало, чтобы его открыто пытались извести чернокнижием»(18, с.81).

В ее фигуре пригрезилось ему (Передонову) что-то зловещее: черная колдунья стояла и распускала чарующий дым, ворожила(18,с.137).

           В черном цвете предстает перед нами совесть:

Она (совесть) была вся в черном, эта странная, жуткая посетительница, с черными глазами, с черными волосами, - и вот она заговорила о чем-то быстро, отчетливо.(18, с.152)

          Черный как цвет глаз может символизировать у Сологуба чистоту души:

  Пыльников был веселый, он улыбался и смотрел на Передонова обманчиво-чистыми, черными, бездонными глазами.(18, с.190)

           Черный цвет во всех культурах противопоставлен белому цвету. Именно эта универсальная для всех времен и культур оппозиция, предопределенная антонимическими свойствами данных цветовых слов  в их переносных и символических значениях, получает у Сологуба нетрадиционную интерпретацию.

Мил и радостен был теплый мрамор колонн, улыбалась венчанная золотом мраморная Мадонна, и с мудрою благосклонностью умирал на черном кресте желто-белый Христос. (19, с.381)

           Оппозиция «черное-белое» применяется Сологубом для выявления социально-классовых различий:

-Не уровнял Бог лесу. Я – белая кость,ты – черная кость. Я – дворянка, ты – мужичка(19, с.82).

Черный цвет как земли переносится и на все крестьянство:

А то крестьянство теряет лучших своих членов и вечно остается чернью, быдлом, а дворянство тоже терпит ущерб от прилива некультурных элементов (18.,с.75).

           Белый цвет в цветовой системе Сологуба менее символичен по сравнению с черным и желтым цветами. Белый цвет используется Сологубом чаще в описаниях, часто белый цвет служит базой для образования метафор типа «светлая голова», «седая древность», «белая мечта»:

За это он слыл светлою головою, Как и Кириллов, хотя знал мало и лечил плохо. (18, с.82)

           Белый цвет изначально символизировал чистоту, наивность. В христианстве белый цвет означает родство с божественными силами, светом; в белом - ангелы, святые, праведники.
Белый цвет составляет оппозицию не только с черным, но и с красным цветом. Оппозиция «белое - красное» заключается в противопоставлении белого цвета красному как цвету огня и страсти:

Передонов надел белый шейный платок, Володя – пестрый красный с зелеными полосами. Передонов рассуждал так:

-Я сватать иду, моя роль солидная и случай выдающийся, мне надо в белом галстуке быть, а ты – жених, тебе надо пламенные чувства показать(18, с.112).

           В начале ХХ-го века красный цвет становится символом революции. У Сологуба этот цвет говорит об инакомыслии героя:

Передонов наклонился к нему и сказал шепотом:

- У вас учительница одна в красной рубашке ходит.

   Богданов испугался. Белая еретица его трусливо затряслась на подбородке.(18, с.84).

          Красный цвет может выступать в амбивалентных значениях огня и крови, а также потустороннего мира. Недотыкомка (роман «Мелкий бес») представляется больному воображению Передонова огненной, пламенной, кровавой:

Недотыкомка являлась ему то кровавою, то пламенною, она стонала и ревела, и рев ее ломил Перед онову нестерпимою болью.(18, с.194)

         Недотыкомка является не только огненной, кровавой, пламенной. Но также серой и не только Передонову, герою романа «Мелкий бес», но и самому автору (однако это не означает, что между Передоновым и Сологубом можно поставить знак равенства):
Недотыкомка серая
Все вокруг меня вьется да вертится,-
То не лихо ль со мною очертится

Во единый погибельный круг?-
…Недотыкомку серую
 Хоть со мною умертви ты, ехидную,
 Чтоб она хоть в тоску панихидную
Не ругалась над прахом моим. (17,с.88-90).

           Характерно, что по Далю черт обычно бывает черного цвета, а у Сологуба – чаще серого:

Или уж это не сам чорт в человеческом образе? Не черный, а серый, Анчуткабеспятый, серый, плоский чорт(19, с.71).

            Как и белый, серый цвет может олицетворять скуку, отсюда выражение «серая жизнь», то есть скучная, неинтересная:

Легко повернулся и пошел домой, не оглядываясь на скудные, скучные предметы серой жизни (19, с.1458).

            Если черное связано с понятием черного пространства, мифологически соотнесенного с «нижним миром», с преисподней, то пространство синее соотнесено с «верхним» миром, с небом, с вознесением. Цветообозначения синий и лазурный выступают в этом случае как синонимы. При обозначении глаз как пространства синий цвет связан с духовным началом:

Егорка послушно пошел за Гришею к синему раю его тихих глаз(19, с.150).

           Синий, лазурный, голубой цвета в цветовой системе носят исключительно положительный характер: это цвет радости, веселья, счастья:

И голубою радостью поголубели тогда глубокие взоры Елисаветиных глаз. (19, с.67).

           Менее ярко представлены символические значения зеленого и коричневого цветов; в основном они используются в качестве эпитетов.


               Глава 3. Средства и способы выражения цветообозначений в творчестве Федора                    Сологуба.

           Цвет занимает в творчестве Ф.Сологуба особое место. Сологуб не только видит, но и пишет цветным. Бесспорным доказательством того, что Ф.Сологуб художник-колорист, свидетельствует хотя бы тот факт, что он был поэтом-символистом, а цвет по своей природе традиционно символичен.
          Цвет у Сологуба чаще всего поливалентен, т.е. обладает разными, часто противоположными значениями.
          Наиболее употребительны у Сологуба слова с основами черн -, бел -, красн -,желт -, сер-, то есть основные цвета, традиционно выделяемые человеком.
Ф.Сологуб широко употребляет различные оттенки цветов, так, например, оттенков красного цвета встретилось 30, желтого – 27, белого – 26, черного – 16, серого – 12, зеленого – 6, коричневого – 5. Наиболее многочисленны группы красного, желтого и белого цветов.
Ф.Сологуб активно употребляет прилагательные, качественное значение которых развилось из относительного: золотой, серебряный, восковый, кирпичный,  кровавый, пламенный, жемчужный,лимонный.Это объясняется тем, что такие прилагательные метафоричны по своей природе.
           Для Сологуба характерноупотребление уменьшительных форм прилагательных (рыженький,беленький).Реже употребляются прилагательные с суффиксами полноты качества (красноватый, сероватый).
Для Сологуба также характерно употребление составных прилагательных, в которых корень цветового значения соединяется с корнем, не имеющим цветового значения (свирепо-красный, ласково-синий, радостно-лазурный, солнечно-желтый).
Разнообразны средства и способы выражения цветообозначений в произведениях Федора Сологуба. Условно их можно разделить следующие группы:
- словообразовательные;
- грамматические;
-  лексические;
- синтаксические.

           К словообразовательным средствам можно отнести: аффиксы, окказионализмы, потенциальные новообразования и т.д.
Перед ним (Кербахом) на стуле вертелся сын, мальчишка лет восьми, слюнявый, чернозубый, с отвислою карминно-красною губою (19, с.48).
           Прилагательное карминно-красный относится к потенциальным новообразованиям, построенным по той же модели, что и сложные прилагательные снежно-белый, вишнево-красный и т.д.Подобные цветообозначения можно заменить сравнительным оборотом: красный как кармин, белый как снег, красный как вишня.
Ф.Сологуб также довольно часто употребляет сложные прилагательные, в которых цветовым является только второй компонент, а первый характеризует предмет с другой стороны:
   Кота и не было, - померещился он Передонову, - кот с широко-зелеными глазами, хитрый, неутомимый враг (18, с.170).

С неподвижно-красным лицом и тупыми глазами он (Передонов) казался странно-большою, заведенною в пляс куклою(18,с.150).

            Словообразовательные аффиксы также могут выполнять стилистическую функцию. Так, большой выразительностью отличаются прилагательные с суффиксами субъективной оценки:

Теперь младшая, Елена, нравилась ему больше: пухленькая, веселенькая, беленькая, румяненькая, ручки и ножки маленькие(19,с.8).

           Грамматические средства и способы выражения цветообозначений. По своей частиречной принадлежности цветообозначения чаще всего являются именами прилагательными. Это объясняется тем, что функция эпитета больше присуща имени прилагательному,чем другим частям речи. Однако в творчестве Сологуба  значительное место среди слов, называющих цвет, занимают имена существительные:

Переливами лазурных красок сияла поверхность моря до тонкой черты горизонта, где иная, светлая, восходила над морем лазурь, объемля мир безмерностью высокой синевы (19,с.227).
Реже употребляются глаголы со значением цвета:
Солнце, как больное, тускло горело и багровело на бледном, усталом небе(18, ,с.183).
Сад желтел и пестрел плодами да поздним цветами…На бузиновых кустах краснели ягоды(18,с.21).

            К лексическим средствам и способам выражения цветообозначения можно отнести использование эпитета, метафоры, метономии, антитезы, катахрезы, оксюморона, фразеологических сочетаний, гиперболы и других стилистических фигур.
В большинстве случаев прилагательные -цветообозначения выполняют функцию эпитета, т.е.слова, определяющего предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество (17,с.378):

Нудные были жалобы, серые, скучные(19,с.37).

           Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении и на основе сходства в каком-либо отношениидвух предметов и явлений(17,с.380):

Егорка послушно пошел за Гришею к синему раю его тихих глаз. (19,с.150)

           Цветообозначения вследствие метафорического переноса могут терять свой цветовой признак:

…-Два есть у меня молоденьких чиновничка, совсем еще желторотые. (18,с.87)

           В приведенном примере цветообозначение желтый употребляется вместо «зеленый», т.е. «незрелый, молодой»; цветовой признак утерян.
Федор Сологуб принадлежал к декадентскому направлению в литературе, которому было свойственно употребление катахрезы как стилистического приема. Катахреза (греч,неправильное употребление слова) – сочетание противоречивых, несовместимых, но не контрастных по природе слов, понятий и выражений, вопреки их буквальному значению (21,с.131). Интересные примеры катахрезы  можно встреть у Сологуба:

  Покачиваясь, отсчитывал багровые секунды и пламенные минуты, и ронял их с еле слышным гулом на землю свинцово-тяжелые, но прозрачные часы. Было три часа дня, только что миновали самые знойные, ядовито-липкие змеиные минуты(19,с.43).

           От катахрезы следует отличать оксюморон, стоящий в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое (17,.385):

 …Не опуская взора,
Пойду неспешно прочь
От скучного позора
В мою дневную ночь
. («Нюренбергский плач»)

           На базе цветовых прилагательных могут возникать фразеологические сочетания.В исследованных произведениях встречаются фразеологические сочетания, построенные путем метафорического переноса:

За это он слыл светлою головою, как и Кириллов, хотя знал мало и лечил плохо(18,с.82).

           Одно из средств выражения цветообозначения в творчестве Сологуба- использование гиперболы, которая может передаваться с помощью лексических, словообразовательных, синтаксических средств.

…И вот вам образчик: как вам гимназист,- такие же чтоб черные были брови и очи с поволокой, и волосы черные с синим отливом, ресницы густые-густые, синевато-черные ресницы (18, с.107).

           Гиперболизация цветового признака может достигаться также с помощью синтаксического повтора:

Такое бледное, успокоенное лицо, - такое тихое мерцание синих, небесно-синих, прохладных глаз(19, с 147).

           Повтором цветообозначения серый Сологуб подчеркивает скуку и серость повседневной обыденной жизни; в этом примере прилагательные серый и скучный вступают в синонимичные отношения:

Вся картина бедной жизни была здесь во всей скучной повседневности, и те же играли грязные и злые дети, и ругались, и дрались, - шатался пьяный, - и качались серые ведра на сером коромысле на плече серой женщины в сером заношенном платье (19, с.97).

           Ф.Сологуб использует такую разновидность повтора как эпифорический повтор, т.е. повтор конечного элемента предложения в следующем предложении:

   Опять снится что-то страшное, темное. Ничего еще не видно, и не понять, и только страх разливается в черной мгле. В черной мгле темные ощущаются фигуры, тьма слегка проясняется, и зловеще-серым становится воздух(19, с.42).

          Цветообозначение у Сологуба может выражаться как одним словом, так и при помощи синтаксических конструкций. При этом цвет может прямо не называться:

Когда Передоновы возвращались из-под венца, солнце заходило, а небо все было в огне и в золоте. Но не понравилось это Передонову(18,с.167).
На песчаных дорожках, пестревших увядшими листьями, ей (Марте), стало свободно и легко(18,с.153).

           Как видим, Федор Сологубиспользует разнообразные средства и способы выражения цветообозначений. Цвет для Сологуба – мощное оружие изобразительности, и для передачи его он использует все художественные возможности языка, все средства – лексические, словообразовательные, грамматические и синтаксические. Приведенные конкретные примеры доказывают, что Ф.Сологуб прекрасно владеет цветописью, и что Сологуб – истинный художник-колорист.


                                                                   Заключение.

           Цвет является одним из важнейших элементов изобразительности в искусстве. Тем не менее, функции цвета как эстетической категории до конца не выяснены. В настоящей исследовательской работе была сделана попытка рассмотреть цветообозначение как важное средство изображения в творчестве русского поэта и писателя Федора Сологуба. В работе также рассматривается общесмысловая структура символа и его взаимообусловленность с цветом. Был сделан вывод, что символика цвета тесно связана с национальными, политическими, религиозными, историческими, этнографическими, а также идеологическими особенностями.                           Смысловая структура символа многослойна, рассчитана на внутреннюю работу воспринимающего. Символ нельзя разъяснить, сведя к какой-либо однозначной формулировке. Его можно лишь соотнести с другими символическими сцеплениями, которые придадут ему чуть больше ясности, но не дойдут до «чистого понятия».
          Исследуя символику цвета, был сделан вывод о том, что в различных культурах символика цвета сходна, можно наблюдать лишь незначительные различия, касающиеся цветовой символики. Рассматривая символические значения основных цветов спектра – черного, белого, красного и т.д., - был сделан вывод, что нет основания претендовать на однозначные толкования символики цвета. Несомненным является тот факт, что каждый отдельный цвет имеет свое уникальное влияние на возникновение определенного душевного состояния.
          Исследуя символику цвета в творчестве Ф.Сологуба, был делан вывод, что цвет в творчестве писателя занимает особое место. Сологуб не только видит, но и пишет мир цветным. Цвет у Сологуба чаще поливалентен, может обладать разными, часто противоположными значениями. Так, желтый цвет может быть цветом потустороннего мира, нечистой силы, цветом болезни, а также цветом богатства и золота, желтый цвет может олицетворять печаль и разлуку.
Разнообразны средства и способы выражения цветообозначений в произведениях Ф.Сологуба. Художник активно использует весь арсенал изобразительных средств художественной литературы: он использует и словообразовательные, и грамматические, и лексические, и синтаксические средства передачи цвета. На основе конкретных примеров была сделана попытка доказать, что Федор Сологуб – жудожник-колорист.


 Список используемой  литературы:

  1. Балунгина А.А. Цвет в нашей жизни. – Курск,1990.
  2. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. – М.:Наука,1975.-288с.
  3. Белый А. Символизм как миропонимание.-М.:Республика,1994.
  4. Волошин М. Лики творчества.-Л.,1989.
  5. Иванов В. По звездам.- СПб.,1909.
  6. Иванов-Разумник Р.В. Письмо А.Белому // Ф.Сологуб. Творимая легенда. Т.2. – М.:Худож.лит.,1991.-с.225-233.
  7. Клинг О.А. О романах двух поэтов // Ф.Сологуб. Мелкий бес. А.Белый. Петербург.- Ставропольск.книжн.изд-во, 1988.-590 с.
  8. Кондаков И.В. Цвет в природе и в искусстве / Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения.-Л.,1986.
  9. Краткий словарь традиционных символов русской поэзии / В,В,Иванов, В.М.Панькин, А.В.Филиппов, Н.М.Шанский // Русск.яз.в шк.-1977.-4.-с.73-77; №5 – с.85-96.
  10. Лихтенштадт В.О. Гете.Борьба за реалистическое мировоззрение.-Пб.,1920.
  11. Лопатин В.В. Коричневый в черноту; синий в лиловость ( о языке прозы Ю.Нагибина)// Русск.речь. – 1980. -№3.-с.55-62.
  12. Неволина Л.И., Щербакова И.И. Поэтика цвета в трилогии А.Толстого «Хождения по мукам» // А.Н.Толстой:проблемы творчества.- Воронеж,1990.-с.130-146.
  13. Одинцов В.В. Об изобразительном синтаксисе В.А.Жуковского // Русск.речь.-1983.-№1.-с.14-21.
  14. Орлова В.И., Семенова Т.Н. Красный, как кровь // Русск.речь.-1976.-№1.-с.71-76.
  15. Панов Е.Н. Знаки.Символы. Языки.- М.: Знание,1983.-248 с.
  16. Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка.-М.: Высш.шк.,1987.-399 с.
  17. «Серебряный век русской поэзии:Сборник / Сост.И.Г.Панченко.-К.:Днiпро,1991.-639с.
  18. Сологуб Ф. Мелкий бес.- М.: Худож.лит.,1988.-303 с.
  19. Сологуб Ф. Творимая легенда (в 2-х тт.).- М.,Худ.лит.,1991.
  20. Хабичев М.А, Багряный и багровый // Русск.речь.- 1976.-№1.-с.86-89.
  21. Эстетика: Словарь / Под общ.ред. А.А.Беляева и др. - М.: Политиздат,1989.-447

                                          Приложения

Частота употребления оттенков одного цвета в произведениях Ф.Сологуба

Словообразовательные средства выражения цвета в произведениях Ф.Сологуба:

     Словообразовательные средства и способы выражения цвета

  Примеры

Сложные прилагательные:

Сложные прилагательные, в которых цветовой признак имеет только вторая часть слова:

   Цветообозначения, выраженные именем прилагательным, образованным префиксальным способом:

  Цветообозначения, выраженные именами прилагательными с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

   Цветовые прилагательные с суффиксами, обозначающими слабую степень признака:

   Цветовые прилагательные, образованные путем сложения основ:

   Калитка, забор около сада и около двора были исполосованы желтовато-коричневыми следами от дегтя.

   Стулья и кресла были обиты золотисто-желтою тканью с белым, едва различаемым узором.

   Людмила крепко держала его за руку и дрожащею рукою похлопывала по его голой спине, заглядывая в его потупленные, странно-мерцающие под синевато-черными ресницами глаза.

   Перед ним (Кербахом) на стуле вертелся сын, мальчишка лет восьми, слюнявый, чернозубый, с отвислою карминно-красною губою.

   Кота и не было,- померещился он Передонову,-кот с широко-зелеными глазами, хитрый, неутомимый враг.

   С неподвижно-красным лицом и с тупыми глазами он (Передонов) казался странно-большою, заведенною в пляс куклою.

   Между тем Передонов выбрался в полутемную прихожую, отыскал кое-как пальто и стал его надевать.

Теперь младшая,Елена, нравилась ему больше: пухленькая, веселенькая, беленькая,румяненькая, ручки и ножки маленькие.

Елисавета покраснела и нахмурилась. Ее синие глаза зажглись зеленоватыми огоньками.

   Людмила принесла узенькую коробку в тонкой бумаге, сквозь которую просвечивал желтоватый рисунок.

   В саду за калиткой стояла Наталья Афанасьевна Вершина, маленькая, худенькая, темнокожая женщина, вся в черном, чернобровая, черноглазая.

   У невысокой, темной плотины купалась зеленоволосая, зеленоглазая русалка, и плескалась хрупко-звучною волною.

Лексические средства выражения цвета в произведениях Ф.Сологуба:

    Лексические средства выражения цвета

                  Примеры

  Гипербола

   Метафора

Метонимия

 Катахреза

Оксюморон

Антитеза

Фразеологические сочетания

Эпитет                                                                                  

…И вот вам образчик: как вам гимназист, - такие же чтоб черные были брови и очи с поволокой, и волосы черные с синим отливом, ресницы густые-густые, синевато-черные ресницы.

… Саша стоял на коленях, как наказанный, и смотрел вперед к сияющим дверям алтарным, с озабоченным и просительным выражением на лице, с мольбою и печалью в черных глазах, осененных длинными, до синевы черными глазами.

   Много интересных вещей сестры видели в доме,- предметы искусства и культа, - вещи, говорящие о далеких странах и о веках седой древности.

Егорка послушно пошел за Гришею к синему раю его тихих глаз.

   Она стояла за решеткою своего сада, у калитки, укутанная в большой черный платок, и курила. Передонов не сразу узнал Вершинину. В ее фигуре пригрезилось ему что-то зловещее: черная колдунья стояла, распускала чарующий дым, ворожила.

…- Пусть он будет,- будет брюнет,- голубушка, непременно брюнет,- быстро заговорила Людмила.- Глубокий брюнет.

   Покачиваясь, отсчитывал багровые секунды и пламенные минуты, и ронял с еле слышным гулом на землю свинцово-тяжелые, но прозрачные часы. Было три часа дня,- только что миновали самые знойные, ядовито-липкие змеиные минуты.

   …Не опуская взора,//Пойду неспешно прочь//От скучного позора// В мою дневную ночь.

- Не уровнял бог лесу. Я – белая кость, ты-черная кость. Я – дворянка, ты – мужичка.

   За это он слыл светлою головою, как и Кириллов, хотя знал мало и лечил плохо.

   Легко повернулся и пошел домой, не оглядываясь на скудные, скучные предметы серой жизни.

…- под навесом густых ресниц знойные щеки начали бледнеть.

Недотыкомка являлась ему то кровавою, то пламенною, она стонала и ревела…

Синтаксические средства выражения цвета в произведениях Ф.Сологуба:

Синтаксические средства

Примеры

Повтор

Эпифорический повтор

Выражение цвета при помощи распространенных синтаксических конструкций:

Выражение цвета при помощи причастного оборота:

Выражение цвета при помощи распространенного словосочетания

Сравнение

   Вся картина бедной жизни была здесь во всей скучной повседневности, и те же играли грязные и злые дети, и ругались, и дрались,- шатался пьяный,- и качались серые ведра на сером коромысле на плече серой женщины в сером заношенном платье.

   Опять снится что-то страшное, темное. Ничего еще не видно, и не понять, и только страх разливается в черной мгле. В черной мгле темные сгущаются фигуры, тьма слегка проясняется, и зловеще-серым становится воздух.

На песчаных дорожках, пестревших увядшими листьями, ей (Марте) стало свободно и легко.

   Он понимал, на что жалуется морозным треском сучьев занесенный снегом лес, тоскующий в зимнем затишье…

   Красное лицо Острова покрылось серым налетом бледности.

Не от полночного испуга ль// Зажглась губящая гроза.// Черны и пламенны, как уголь,// Так заметалися глаза.

   Так покраснело лицо, что уже не на морковку, а на мокрую свеклу стала похожа рассерженная девушка.

   - Нет, Катя,- возразил Триродов,- белизна вашего тела – не гипс. Это мрамор, слегка розовый. Это – молоко, влитое в алый хрустальный сосуд. Это – горный снег, озаренный догорающею зарею. Это – белая мечта, пронизанная розовым желанием.


Грамматические средства выражения цвета в произведениях Ф.Сологуба:

Грамматические средства

     Примеры

Цветообозначения, выраженные именем прилагательным

Цветообозначения, выраженные краткой форой имени прилагательного

Цветообозначения, выраженные глаголом

Цветообозначения, выраженные именем существительным

   Вот уже не серая, не мглистая страна, не наша милая родина, где обычное становится ужасным, а ужасное обыкновенным, - иная страна, далекий край, и там синее море, голубое небо, изумрудные травы, черные волосы, знойные глаза.

Уже он (Передонов) был красен; его неподвижноулыбающееся лицо и неповортоливый стан делали его похожим на куклу.

Над черным камнемтемная статуя нагого отрока тускло мерцала в озарении свеч. Был мрамор желт и печален.

   Солнце, как больное, тускло горело и багровело на бледном, усталом небе.

   Сад желтел и пестрел плодами да поздними цветами… На бузиновых кустах краснели ягоды.

   Саша зарделся, рванул руку, но Людмила удержала и поцеловала еще несколько раз.

   Ветка на дереве зашевелилась, съежилась, почернела, закаркала и полетела вдаль.

Переливами лазурных красок сияла поверхность моря додонкой черты горизонта, где иная, светлая, восходила над морем лазурь, объемля мир безмерностью высокой синевы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стилистические особенности английской сказки( на материале английской литературной сказки А.Милна “ The Princess Who Couldn`t Laugh”)

Сказка- искусство, способное приводить в трепет ребенка, очаровывать, заставлять задуматься взрослого. Развлекательный характер сказок не противоречит их идейной устремленности. Сказки реагирует на не...

Мастер-класс "Цветообозначение в творчестве И.А.Бунина".

Мастер-класс на тему: "Автор.Предмет.Цвет".В основе мастер-класса лежит творчество И.А.Бунина.В данной разработке раскрываются особенности цветового обозначения в творчестве писателя.Возможно использо...

Методичeская разработка открытого интегрированного занятия на тему "Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении В. Римши «Как у бабушки Арины»

Методичeская разработкаоткрытого интегрированного занятия инструментального (шумового) ансамбля и младшего хора «Веселые голоса»хоровой студии «Камертон» ГОУ ДОД ДДЮТ Выборгского ...

Стилистические особенности сонетов Шекспира

Целью работы является попытка проанализировать сонеты Шекспира о любви и выявить стилистические особенности,  посредством которых автор достигал строгой поэтической формы....

Стилистические особенности масленичных песен

Урок в 4 классе "Музыка моего народа"...

Реферат на тему «Отражение эпохи символизма в творчестве Фёдора Кузьмича Сологуба»

Цель работы:Определить, каково влияние эпохи символизма на творчество Ф.К. Сологуба;Охарактеризовать и выявить особенности творчества Ф.К. Сологуба, его художественного мира;Определить, какое влияние ...