Методичeская разработка открытого интегрированного занятия на тему "Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении В. Римши «Как у бабушки Арины»
методическая разработка по теме
Методичeская разработка
открытого интегрированного занятия
инструментального (шумового) ансамбля
и младшего хора «Веселые голоса»
хоровой студии «Камертон»
ГОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района
Тема:
Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении
В. Римши «Как у бабушки Арины»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка
открытого интегрированного занятия
инструментального (шумового) ансамбля
и младшего хора «Веселые голоса»
хоровой студии «Камертон»
ГОУ ДОД ДДЮТ Выборгского района
Тема:
Передача стилистических особенностей русской народной музыки в авторском произведении
В. Римши «Как у бабушки Арины»
Авторы и руководители:
Шишмарева Екатерина Евгеньевна
Мазько Наталья Анатольевна
Цель: Сравнение – русских народных и авторских, стилизованных под народные, произведений. Попытка воспроизвести народный колорит произведения средствами хора и шумового оркестра.
Задачи: 1. Изучение интонационных особенностей русской народной песни.
2. Изучение ритмических особенностей народной плясовой песни.
3. Попытка обогащения звучания путем добавления инструментов шумового оркестра.
Ход урока:
Просмотр презентации с использованием фрагментов известных русских народных песен
Учитель: Мы прослушали несколько русских народных песен. Давайте поговорим о жанрах русского народного песенного творчества. Какие бывают жанры?
Ответ: Лирическая, плясовая, хороводная.
Учитель: Правильно. А какую самую известную хороводную песню мы знаем?
Ответ: «Во поле береза стояла»
Р.н. песня «Во поле береза стояла» - прослушивание фрагмента песни
Учитель: А давайте перечислим основные признаки, по которым мы относим произведения к разным жанрам. Например, плясовая. Какие особенности должны быть у песни?
Ответ: Веселый, задорный характер, зачастую шутливое содержание, движение мелодии по звукам трезвучия, часто встречающиеся скачки мелодии на кварту.
Учитель: А теперь вспомним основные признаки лирической народной песни.
Ответ: Спокойный характер, частое опевание тоники или доминанты, иногда встречающиеся скачки на квинту.
Учитель: А хороводные сильно отличаются от лирических песен?
Ответ: Нет, они похожи по характеру, но движение мелодии в хороводных песнях чаще всего поступенное, скачки встречаются редко.
Учитель:А теперь мы прослушаем авторское произведение, написанное в народном стиле. В.Римша, «Как у бабушки Арины». Попробуйте определить, к какому жанру оно относится.
В.Римша «Как у бабушки Арины» - прослушивание песни с сопровождением ф-но
Ответ: К плясовой.
Учитель: Почему?
Ответ: Шутливое содержание, быстрый темп, веселый характер, движение по звукам трезвучия и скачки на кварту.
Учитель: Совершенно верно, композитор использовал приемы, характерные для плясовой песни. А давайте теперь прослушаем самую известную русскую народную песню «Калинка». Есть ли еще какой – нибудь необычный прием в этом произведении?
Р.н.песня «Калинка» - прослушивание
Ответ: Да, яркий контраст музыкального материала.
Учитель: А есть ли такой прием в нашем произведении?
Ответ: Да.
Учитель: Скажите, в «Калинке» меняется жанр произведения?
Ответ: Да, от плясовой к лирической.
Учитель: А в «Как у бабушки Арины»?
Ответ: Нет.
Учитель: А почему, за счет использования каких средств мелодия поменялась, а жанр – нет?
Ответ: За счет сопровождения.
Учитель: Правильно. Сопровождение играет большую роль в исполнении плясовых мелодий. А давайте подумаем, какие инструменты шумового оркестра подойдут нам для сопровождения «Как у бабушки Арины»?
Ответ: Трещетки, бубны, ксилофон, металлофон, ложки, бубенцы.
Учитель: Верно. Как вы думаете, если мы будем использовать все инструменты разом, получится ли у нас интересное, разнообразное произведение?
Ответ: Нет.
Учитель: Давайте попробуем разграничить инструменты так, чтобы получилось разнообразие.
Вначале, во вступлении можно ли использовать все инструменты, чтобы создать нужное настроение?
Ответ: Да.
Учитель: А дальше, когда вступает хор со своей мелодией и интересными, необычными словами должен ли оркестр играть tutti?
Ответ: Нет, можно только подчеркнуть сильную долю.
Учитель: А в следующем эпизоде, где контрастом звучит музыкальный материал «Коза в синем сарафане» какие инструменты могут подойти?
Ответ: Ксилофон, он изображает стук копыт.
Учитель: А послушайте еще раз этот эпизод в инструментальном исполнении. Заметили ли вы какую – нибудь особенность в звучании?
Прослушивание вступления к песне «Как у бабушки Арины», исполняемое концертмейстером на фортепиано
Ответ: Да, на последнюю долю слышно sforzando в сопровождении.
Учитель: А как мы можем его изобразить средствами шумового оркестра?
Ответ: Сыграть tutti.
Учитель: Встречаются ли еще похожие по музыкальному материалу части?
Ответ: Да.
Учитель: Правильно ли будет исполнять их таким же составом оркестра?
Ответ: Да.
Учитель: А теперь давайте подумаем, как нам выделить самый яркий момент нашего произведения, концовку, чтобы зрители не сразу услышали tutti оркестра и хора, а постепенно.
Ответ: Нужно постепенно включать инструменты.
Учитель: Давайте начнем с речитатива хора, а чтобы было интересно, необычно и ярче сделать crescendo, давайте даже фортепиано исключим из звучания, оставим ему только сильную долю для сопровождения. А потом в каком порядке будем подключать инструменты?
Ответ: Фортепиано полностью, потом ксилофон и металлофон, так как их звучание постепенно прибавляет динамики, затем ложки, и в самом конце трещетки и бубен.
Учитель: Давайте попробуем исполнить это произведение так как мы запланировали.
Исполнение песни всем составом: хор, фортепиано, шумовой оркестр.
Получилось ли у нас яркое, интересное произведение?
Надеюсь, после того, как все эпизоды будут отработаны, оно станет еще ярче и выразительней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-90177-1354732274.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЕ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО КРУЖКА НА ТЕМУ "РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161584-1355138185.jpg)
Открытое интегрированное занятие по рисованию и музыке.doc
Открытое интегрированное занятие по рисованию и музыке...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-53985-1364639853.jpg)
Методическая разработка урока «Русская народная музыка»
Методическая разработка урокапо предметной области «Искусство (Музыка, ИЗО)»для 3-го класса средней общеобразовательной школы«Русская народная музыка»Тип урока: урок-этюд.Цель: Развитие инте...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/08/picture-292456-1378653216.jpg)
Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»
Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/17/picture-1041503-1671281580.jpg)
Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе по немецкому языку, музыке, литературе и МХК.
Разработка открытого интегрированного урока в 8 классе для учителей немецкого языка, музыки, литературы и МХК....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/15/picture-1289134-1605421767.jpg)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема «Русский народный костюм»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида «Сибирячок»Конспект интегрированного занятия в подготови...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/14/picture-916479-1492158280.jpg)
Открытый урок "Стилистические особенности русского романса 19 века"
Открытый урок по музыкальной литературе в 6 классе....