Разработка урока на тему: "Вопросительно-относительные местоимения"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprositelno-otnosit._mestoim.doc | 54 КБ |
voprositelno-otnosit._mestoim.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока: Вопросительно-относительные местоимения.
Класс: 6 урок дата
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи, учитывать особенности их склонения;
Задачи:
1. выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных; расширить лексический запас учащихся; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2. развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
3. вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока: Вопросительно-относительные местоимения.
Класс: 6 урок дата
Предмет: русский язык
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи, учитывать особенности их склонения;
Задачи:
1. выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных; расширить лексический запас учащихся; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
2. развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
3. вызвать интерес к урокам русского языка.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: развивают этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей.
Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя.
Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в развернутом виде.
Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||||||||||||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||||||||||||||
1.Организация рабочей обстановки. Приветствие. | Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) | ||||||||||||
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||||||||||||||
1. Проверка домашнего задания. Учащиеся зачитывают рассказы о том, как они проводят свободное время. 2. Объяснительный диктант. Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о нем, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами, беседовать с нами, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нем, подарил им | Зачитывают рассказы о том, как проводят свободное время. Записывают объяснительный диктант, при проверке оценивают друг друга. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) | ||||||||||||
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала. | ||||||||||||||
1. Беседа. - Назовите известные вам вопросительные местоимения. - Правильно. А где они используются? - Вопросительные местоимения, выступающие в иной функции, а именно используемые для связи частей сложного предложения, называются относительными. Они выполняют функцию члена предложения в придаточной части сложноподчиненного предложения. В этот разряд входят те же местоимения, что и в разряд вопросительных. - Все вопросительные местоимения изменяются по падежам, например: И. п. – кто? Р. п. – кого? Д.п. – кому? В. п. – кого? Т. п. – кем? П. п. – о ком? По родам и числам из вопросительных местоимений не изменяются только местоимения кто? и что? При чтении предложений с вопросительными местоимениями нужно соблюдать вопросительную интонацию. 2. Чтение теоретического материала учебника на стр. 34 § 7. | Кто?, что?, какой?, который?, чей?, каков?, сколько? Они используются в вопросительных конструкциях для уточнения лица, предмета, качеств и свойств предметов, их принадлежность кому-либо, чему-либо, а также очередности и качества. Изменяют вопросительное местоимение по падежам. Работают с теорией учебника в парах. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) | ||||||||||||
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||||||||||||||
1. Работа с таблицей. - Заполните таблицу своими примерами местоимений. Придумайте с ними предложения.
2. Самостоятельная работа. - Запишите все возможные формы слов (включая формы всех падежей, рода и числа) Кто, какой, каков, чей, сколько, что. 3. Коллективная работа. - Определите, к какому разряду относятся местоимения в данных предложениях: к относительным или вопросительным. Что такое, кто такой? Теперь я точно знаю, кто поедет на экскурсию. Что у вас происходит? Что тебе подарить на день рождения? Что хочешь, то и дари. Сколько стоит эта вещь? Теперь я знаю, сколько она стоит. Который час? Который раз повторяю, не шумите. Чья у тебя тетрадь? Интересно узнать, чьи это слова. 4. Диктант. - Запишите предложения, найдите вопросительные и относительные местоимения, подчеркните их как члены предложения. Я тот, которому внимала ты в полуночной тишине (М.Лермонтов). Плакала Сашка, как лес вырубали, ей и теперь его жалко до слез. Сколько тут было кудрявых берез! (Н.Некрасов). Кто там стучится у ворот? (С.Маршак). Как увядающее мило! Какая прелесть в нем для нас, когда что так цвело и жило, теперь, так немощно и хило, в последний улыбнется раз!.. (Ф.Тютчев). 5. Работа с учебником. 1) определение вопросительных и относительных местоимений в тексте. Упр. 39. 2) «превращение» вопросительных местоимений в относительные и относительных в вопросительные. Упр. 40, 41 3) склонение местоимений. Упр. 42 4) анализ отрывка из рассказа «Живые часы». Упр. 43. | Работают с таблицей в парах, заполняют примерами, при проверке оценивают друг друга. Выполняют самостоятельную работу, при проверке оценивают друг друга. Работают с предложениями в парах, определяют относительные и вопросительные местоимения. Записывают предложения под диктовку, определяют грамматическую роль вопросительных и относительных местоимений. При проверке оценивают друг друга. Выполняют тренировочные упражнения учебника. Определяют роль вопросительных и относительных местоимений в тексте. Изменяют вопросительные местоимения в относительные и наоборот. Склоняют местоимения устно, в парах. Анализируют отрывок из рассказа «Живые часы». | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) | ||||||||||||
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||||||||||||||
Работа с рубрикой «Проверяем себя» - Расскажите об особенностях указательных местоимений. - Как изменяются определительные местоимения? - Почему вопросительные и относительные местоимения можно объединить в один разряд «вопросительно-относительные местоимения»? - Придумайте и запишите предложения, в которых одно и то же местоимение было бы то вопросительным, то относительным. - Оцените свою работу на уроке. Работу класса. - Домашнее задание. § 7, словарный диктант на стр. 38. | Работают с рубрикой «Проверяем себя» в парах, дают ответы на вопросы, приводят примеры. Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»
Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...
Разработка урока русского языка по теме "Местоимение" 6 класс
Месоимение как часть речи...
Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Вопросительно – относительные местоимения"
Конспект к уроку открытия новых знаний...
Разработка урока в 6 классе "Употребление местоимений"
Разработка урока русского языка в 6 классе при изучении темы "Местоимения". Эта тема изучается по учебнику под. редакцией Е.А. Быстровой и др. в параграфе 10. Задания можно уменьшить. ...
Урок русского языка для 6 класса на тему: "Вопросительно-относительные местоимения"
Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Амбуевой С.В. Урок изучения новой темы. На уроке используется материал по истории г. Улан-Удэ....
Методическая разработка урока по теме "Сложные относительные местоимения"
Презентация к уроку по теме "Сложные относительные местоимения" Основной язык-9 класс, французский как второй иностранный-10 класс...