«Изобразительно-художественные средства языка»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Езеева Эльза Тамбиевна

Цели урока: актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно- выразительных средствах языка в процессе подготовки к выполнению задания ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС                                                                                  Дата: 11.03. 2022                                                                                                                         Класс, учитель: 10, Езеева Эльза Тамбиевна.                                                                                                      Количество учащихся в классе:  19                                                                                   Присутствовали на уроке: заместитель директора по УВР, учителя русского языка и литературы.                                                                                                                                   Тема урока: Изобразительно-художественные средства языка.                                   Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.  Дидактическая задача урока: Повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля.                                                                                        Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):

ОБРАЗОВАТЕЛЬННАЯ: повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля; подготовка к ЕГЭ

 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание стремления к достижению поставленной цели; уверенности в себе; формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

 РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения; развитие  творческих способностей учащихся;  продолжение работы по совершенствованию культуры речи; дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения.

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока

Структура соответствовала теме и дидактической цели урока. Цели, поставленные на уроке, достигнуты. Все этапы шли последовательно. Материал излагался учителем полно, достоверно, доступно. Обращалось внимание на организацию активного мышления.

Содержание урока

Содержание теоретического материала соответствует  программе и учебник.

Методы обучения

Использовались различные формы работы. Все эти методы отвечали содержанию учебного материала, цели и задачам урока.

Формы обучения

 Самостоятельная работа, работа с наглядным

материалом, работа в группе, устная работа с классом.Такое сочетание форм  делает урок динамичнее, интереснее, не дает накапливаться усталости.

Результативность урока

Учителю удалось реализовать все поставленные цели и задачи. Ребятам было интересно и комфортно на уроке. Главный акцент  на уроке делался на закреплении  изобразительно-выразительных средств, а также на творческую активность учащихся, памяти, логического мышления.

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений ,  предлагаемых для выполнения обучающимся    соответствуют различному уровню подготовки учащихся согласно системно -деятельностному подходу.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Контроль усвоений знаний умений и навыков был предусмотрен в виде работы в парах, выполнение тестовых заданий, терминологический диктант. Были даны задания творческого характера: отгадывание синквейн – загадки. Ученики осознанно применяют полученные знания на практике. Самостоятельно планируют пути достижения к цели. Показывают умение работать в паре.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Организация учебного процесса построена в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода к обучению. На протяжении всего урока осуществлялось формирование метапредметных, предметных, личностных компетенций учащихся. Учитель создает ситуацию для всех участников учебного процесса.

Формирование ИКТ-компетентности

На уроке применена презентация, как средство активизации обучающихся при закреплении и обобщении изученной темы.

Структура урока

Все структурные элементы урока выдержаны..

Педагогический стиль

Соблюдены нормы педагогической этики: требовательность и уважительность к учащимся, умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему.

 

Использование современных образовательных технологий в ходе урока

Учитель на уроке активно применял современные образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, технологию уровневой дифференциации, групповое обучение.

Применение здоровьесберегающих технологий

 Во время урока  учителем использовались  здоровьесберегающие технологии, методики и приемы оздоровления детей: смена деятельности учащихся  во время урока; физ.минутка включает: упражнения по формированию осанки, укреплению мышц рук, потягивание.

Рефлексия

С целью поведения итогов урока и рефлексии была проведена беседа, в которой выяснялось:

 -Какие цели и задачи  мы ставили в начале урока?

-Что получилось?

-Что не получилось?

 -Над чем еще предстоит работать?              

Выводы:  Эльза Тамбиевна умело построила урок в соответствии с требованиями ФГОС. Оргмомент начала со слов  китайского философа Конфуция: « Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания — это путь самый легкий; и путь опыта — это путь самый горький.»Тему урока учащиеся сформулировали сами , разгадав синквей-загадку.Методы и приемы гармонично сменяются, способствуя высокой заинтересованности учащихся.Темп урока высокий, атмосфера доброжелательная. Этапы урока находятся в логической связи и соответствуют поставленным целям и задачам.

Заместитель директора  по УВР        Э. Т. Тахунова



Предварительный просмотр:

Тема урока

«Изобразительно-художественные средства языка»

Класс

10

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №2 г. Дигоры

Педагогические цели

Актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах языка в процессе подготовки к выполнению задания ЕГЭ по русскому языку

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Планируемые  УУД:
Предметные результаты

Повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;

Личностные
результаты

Формировать интерес к русскому языку, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения; умение формировать суждения.

Метапредметные

результаты

Регулятивные:  Повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;

Познавательные:  развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения; развитие  творческих способностей учащихся;  продолжение работы по совершенствованию культуры речи; дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;

 

Коммуникативные:  воспитание стремления к достижению поставленной цели; уверенности в себе; формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Актуализировать и обобщить знания учащихся об изобразительно – выразительных средствах языка в процессе подготовки к выполнению задания ЕГЭ по русскому языку

Образовательные
ресурсы

Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

(Слайд 1)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы, методы,

методические

приемы

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

II. Постановка учебной задачи

Эпиграф:

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания — это путь самый легкий; и путь опыта — это путь самый горький.

                                                                                                               Конфуций

                                                                                                                                                             Урок мне хочется начать с очень мудрых, на мой взгляд, слов китайского философа Конфуция: Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный; путь подражания — это путь самый легкий; и путь опыта — это путь самый горький. Чтобы сегодня прийти к знаниям по теме «Изобразительно-художественные средства языка», вы можете выбрать любой из трех путей. Но, я думаю, главным будет все - таки путь самый благородный - путь размышления.

Сделайте по этому пути первый шаг: поразмышляйте…

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (Куприн А.) В. Хлебников сказал: «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…». Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. (Гоголь Н.)

-Как вы думаете, о чем говорят данные слова?

Отлично. Мне нравится ход ваших мыслей. Хочу, чтобы вы отгадали  синквейн - загадку:

Они

Красивые, живые

Украшают, описывают, имитируют

«Богатство языка…богатство мыслей»

Сокровища речи

- Как вы думаете, о чём идёт речь?

Записываем число и тему

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока и цели урока.

Ответы детей :

Русский язык очень красив.

Человек, знающий грамматику русского языка и обладающий достаточным лексический запасом,  может строить красивые, точные ясные фразы, может говорить интересно о простых вещах и заинтересовать другого своими речами.

(Ответы уч): художественные средства, изобразительные средства, средства выразительности.

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя.

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя, беседа.

III. Актуализация  знаний.

-Что знаете по данной теме? Да, действительно, русский язык богат и гибок, что позволяет изобразить любую картину и передать самую сложную мысль. Вопрос только в том, умеет ли говорящий пользоваться изобразительно-выразительными средствами.

Очень тесно мы сталкиваемся со средствами выразительности на ЕГЭ как при выполнении теста, так и при написании сочинения.

- Какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшнем уроке?

  • Повторить термины,
  • Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте,
  • Различать виды средств выразительности
  • Совершенствовать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте

Ребята, что я вам предложила сделать для того, чтобы легче было выполнять задание 26 ЕГЭ

- Для чего нам необходимо различать тропы, фигуры речи, изобразительные возможности лексики?

(Ответы уч. ) Русский язык богат  изобразительно – выразительными  средствами, которые нам нужны  для того, чтобы делать нашу речь богаче, красивее и выразительнее, нужны для того, чтобы передать все чувства, нужны для того, чтобы сдать ЕГЭ

Ответы детей: мы поделили изобразительные средства на группы: лексические и синтаксические; тропы; стилистические фигуры             ( приемы).

(Ответы уч.) Чтобы не ошибиться при выполнении задания

Индивидуальная.

Практический. Письмо.

Задание 1:заполнить таблицу.

 2.Терминологический диктант.

3.Тестирование. (Определение функции тропов.)

4.Работа в парах (Соотнеси термин с примером)

Музыкальная физ.минутка

5.Готовимся к заданию №24

6.Рефлексия

7.Задание на дом

 

Тема определена, задачи поставлены, начинаем нашу работу с терминологического диктанта. Я читаю определения, вы записываете в столбик название изобразительно-выразительного средства.

  1. Одинаковое построение соседних предложений. /Синтаксический параллелизм/
  2. С одной стороны, речевая ошибка – неоправданное употребление однокоренных слов, с другой – в устной речи и художественной литературе – средство эмоционального воздействия для подчёркивания какого-либо явления, признака. /Тавтология/
  3. Обратный порядок слов. /Инверсия/
  4. Художественное преуменьшение. /Литота/
  5. Выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. /Иносказание/
  6. Сопоставление двух предметов или явлений на основании общего для них признака. /Сравнение/
  7. Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и пр. /Термины/
  8. Скрытая насмешка. /Ирония/
  9. Только в контексте слова являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется. /Контекстные антонимы/
  10. Единоначатие. /Анафора/

– Давайте, выполняя тест, определим значения тропов. 

Метафора – это:
– постепенное усиление;
– расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок;
– притворство, насмешка;
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства.

Литота – это:
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета;
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства;
– художественное, образное определение.

Олицетворение – это:
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета;
– одушевление неживых существ;
– притворство, насмешка.

Гипербола – это:
– употребление слов в переносном значении;
– непомерное преувеличение размера, силы, значения;
– расположение членов в особом порядке, нарушающем прямой порядок;
– иносказательное изображение.

Эпитет – это:

– противопоставление понятий, мыслей, образов;
– употребление название одного предмета вместо другого предмета;
– художественное, образное выражение;
– одушевление неживых существ.

Метонимия – это:
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства;
– художественное, образное определение.
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– иносказательное изображение

Сравнение – это:
– непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета;
– одушевление неживых существ;
– уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака;
– противопоставление понятий, мыслей, образов;

  1. Усердный в бригаде – клад.

            Ленивый – обуза.

  1. К утру расстреляли притихшее горное эхо.
  2. Случился случай.
  3. Мальчик – с – пальчик.
  4. Сторож допил свою воду, вытер рот рукавом, желая этим сказать, что аудиенция закончена.
  5. Уж озимь яркая блеснула изумрудом.
  6. Пытливый скальпель учёного.
  7. Вообразите себе воробья, который клюёт исполинскую гору.
  8. Не напрасно дули ветры,

             Не напрасно шла гроза.

.

а

Инверсия

б

Термин

в

Ирония

г

Синтаксический параллелизм

д

Тавтология

е

Сравнение

ж

Литота

з

Анафора

и

Контекстные антонимы

Проверка

- Обменяйтесь ответами с другой парой, проверьте друг друга, поставьте баллы. /Правильные ответы высвечиваются на слайде/

1-и, 2-а, 3-д, 4-з, 5-ж, 6-в, 7-г, 8-е, 9-б

Внимательно читаем инструкцию. /Слайд/



Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В нём рассматриваются языковые особенности. Некоторые термины, используемые в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

А затем приступаем к выполнению задания.

Задание :

Л.Г.Матрос, размышляя над проблемой, включает (А) ____(предложения 3, 20,26). Используемые в большом количестве (Б)___ в предложениях 10,11,26 дают возможность перечисления признаков, фактов, явлениях. Яркость и актуальность размышлениям над проблемой придают (В) ______ ( (предложения 14, 21), а также использование (Г) ______ (предложения 14,28).

Список терминов:

1) цитата

2)антонимы

3)вопросно-ответная форма изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)лексический повтор

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов предложения

Какие цели и задачи  мы ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем еще предстоит работать?              

Выставление оценок. Хотелось бы, чтобы те изобразительные средства, о которых мы говорили на уроке, помогали вам образно выражать свои мысли. Ведь красивая речь выделяет человека из толпы и является одним из условий успешности современного человека.

Ученикам раздаются бланки с темами презентаций:

  1. Метафора – царица тропов.
  2. Огромная гипербола и малюсенькая литота.
  3. Эпитет великолепный.
  4. Всё риторическое: обращение, восклицание, вопрос.
  5. Спуски и подъёмы градации.
  6. Анафора и эпифора – стилистические антонимы.
  7. Возможности сравнения.

- Выберите тему для своей презентации-исследования.

                                                                                                                                                                 

Заместитель  директора  по УВР……………………………Тахунова  Э.Т.

 

Приложение 1

Лексические средства

Синтаксические средства

Тропы

Стилистические фигуры

Литота

Иносказание

Сравнение

Ирония

Метафора

Эпитет

Гипербола

Олицетворение

Синекдоха

Перифраза

Синтаксический параллелизм

Инверсия

Анафора

Эпифора

Градация

Многосоюзие

Риторический вопрос

Приложение 2

(1)Недавно в средствах массовой информации развернулась дискуссия о том, какое именно образование нужно обществу. (2)Одни утверждали, что образование должно быть подчинено прагматичным целям, потому что требует огромных материальных затрат. (3)Другие (в числе которых и автор данной статьи) настаивали на том, что образование всегда социально рентабельно и чем больше в обществе образованных людей, тем выше его интеллектуальный и культурный потенциал.

(4)В развитых западных странах образование доступно всем при наличии соответствующего желания, средств и стараний. (5)Однако свобода в получении образования имеет и другую сторону. (6)Это относится и к школам, и к высшим учебным заведениям. (7)Статистика свидетельствует, что выпускники не только государственных, но и частных школ далеко не всегда являются носителями высокой культуры, людьми высоких нравственных критериев.

(8)Принято считать, что человек с университетским дипломом олицетворяет не только профессионализм, но и высокий уровень культуры. (9)Но какой уровень культуры может олицетворять выпускница университета, которая на вопрос профессора о роли языка в её жизни ответила: «Чтобы на тусовке сказать молодым людям что-нибудь эдакое»?..

(10)То же самое можно сказать о других средствах воздействия на сознание, поведение людей, особенно молодёжи. (11)Я имею в виду средства массовой информации, литературу, телевидение, кино.

(12)Позволю себе небольшое отступление, обратившись к русской классике. (13)Лев Толстой – это писатель, которого я читаю, можно сказать, всю жизнь, без перерыва. (14)Но что-то заставляет меня вновь и вновь перечитывать, переосмысливая заново то, с чего начинается роман: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». (15)И в этой ставшей афоризмом и сохранённой в памяти с юных лет фразе мне явилось обобщение, чрезвычайно актуальное в наши дни. (16)Действительно, почему все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые несчастливы каждая по-своему? (17)Да потому, что так уж мы организовали свою жизнь, что в негативном, во зле мы более изобретательны, чем в позитивном. (18)И так называемое счастье превращаем в рутину, а во имя зла «творчески» преуспеваем. (19)И потому зло становится более привлекательным. (20)И может, потому и стоим в очередях, чтобы посмотреть очередной фильм про изощрения всяких монстров, вампиров, гангстеров, без душевных потрясений глядя на жестокость.

(21)И это всё обязывает нас посмотреть на себя, переосмыслить наш образ жизни, отношение друг другу и к самому себе не только внутренне, но и внешне. (22)И тогда, я думаю, мы поймём, что нужно вспомнить и те времена, когда мы не позволяли себе и дома ходить так, как теперь выходим на улицу, когда вместо элегантного костюма мы надеваем футболки, когда вместо красивых туфель на нас надеты шлёпки. (23)И уже на улице, в гостях, в ресторане, даже в театре, на концерте редко встретишь элегантно одетых людей. (24)И если раньше всегда стремились быть не хуже других в одежде, то сейчас каждый боится оказаться элегантней других. (25)И мы не задумываемся, что это тоже снижает планку нашей культуры, требований к самому себе, самоуважения и уважения к окружающим. (26)Думаю, не ошибусь, если скажу, что с элегантно одетой, подтянутой девушкой мы разговариваем по-иному и ведём себя по-иному. (27)И ненормативная лексика с футболкой и шлёпками больше сочетается, чем с элегантной

блузкой и туфлями.

(28)Критерием качества каждого человека и общества может послужить афоризм великого классика А. Чехова, который утверждал: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». (29)Так давайте же спасать прекрасное – красоту наших лиц, одежды, души, мыслей.

(По Л.Г. Матрос*)

Лариса Григорьевна Матрос – доктор философских наук, писатель, литературный критик.

Задание 1

Л.Г.Матрос, размышляя над проблемой, включает (А) ____(предложения 3, 20,26). Используемые в большом количестве (Б)___ в предложениях 10,11,26 дают возможность перечисления признаков, фактов, явлениях. Яркость и актуальность размышлениям над проблемой придают (В) ______ ( (предложения 14, 21), а также использование (Г) ______ (предложения 14,28).

Список терминов:

1) цитата

2)антонимы

3)вопросно-ответная форма изложения

4)профессиональная лексика

5)вводные конструкции и вводные слова

6)лексический повтор

7)вопросительное предложение

8)сравнение

9)ряды однородных членов предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Мастерская творческого письма «Ночь» Изобразительные средства языка: эпитет, олицетворение

• Повторение и закрепление знаний об эпитете и олицетворении, умения находить их в тексте. • Создание условий для написания творческой работы с использованием эпитетов и олицетворений...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по изобразительно – художественной деятельности «Картинная галерея»

Вид проекта: творческий;  Время работы над проектом: срок реализации программы три года;  Возраст учащихся 10-14 лет;Проблема: в связи со слабым развитием интереса, дети с нарушением интелле...

Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полной) школы

Защита опыта по теме «Система работы над выразительными средствами языка в 9-11 классах как средство подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной и средней (полн...

Урок русского языка в 10 классе "Изобразительно-художественные средства языка"

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭЦель:повторить ранее изученный материал по теме “Художественный стиль речи”;расширить и обобщить знания по теме “Изобразительно-художественные средства языка”;показат...

Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Урок русского языка в 11 классе по теме «Выразительные средства языка (подготовка к ЕГЭ)» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.Тип урока: урок закрепления и развития знаний...